скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шумерская цивилизация скачать рефераты

поверхностью вод так, что он «засиял» подобно высокой горе. Омываемый

пресными водами, этот город являлся собственностью бога Энки, который

охранял его и его жителей. Это был священный город. Паломники продолжали

посещать его и после того, как в небесной иерархии произошли перемещения, и

бог Энки отошёл на второй план, уступив первенство своему брату Энлилю. На

протяжении нескольких веков жители Южной Месопотамии строили здесь

святилища. И шумеры воздвигли в этом месте свой первый храм, пока еще

небольшой и скромный, не отличающийся ни совершенством архитектуры, ни

богатством украшений.

Путь продвижения шумеров на север точно не известен.

Вторым городом, которым, по-видимому, овладели шумеры стал город Урук,

который находится в 75 км к северу-западу от Эреду. Этот город очень рано

стал играть роль одного из главных политических, экономических и

религиозных центров Шумера. Археологический материал свидетельствует также

о стремительности, с какой росли культура и могущество государства

шумеров. В окрестностях Урука обнаружено древнейшее искусственное

возвышение, на каких в Двуречье строились храмы. Стоящий на нём храм бога

Ана, сложенный из известняковых блоков археологи назвали «Белым

святилищем». Внушительные размеры (80 х 30 м), совершенство архитектурной

формы, сводчатые ниши, ориентированные на четыре стороны света, лестницы,

ведущие в алтарь, - всё это делало храм настоящим чудом архитектурного

искусства даже в глазах искушённых археологов.

Другие шумерские города той эпохи с точки зрения материальной культуры

и архитектуры мало отличались от Урука. В центре каждого из них на

искусственной платформе возвышался храм в честь бога-покровителя-владыки и

повелителя города, всюду тот же метод украшения стен, такие же ниши и

свободно стоящий жертвенный стол и пр. Тождество материальной культуры,

религиозных верований, общественно-политической организации различных

шумерских городов-государств не подлежит сомнению. Однако это отнюдь не

доказывает их политической общности. Напротив, скорее всего можно

предположить, что с самого начала экспансии шумеров вглубь Месопотамии

возникло соперничество между отдельными городами - как вновь основанными,

так и завоёванными. Сохраняя культурную и религиозную общность, а также

тождественную хозяйственно-политическую структуру общества, шумеры вместе с

тем создали из отдельных городов самостоятельные, нередко враждующие между

собой государства. Отголоски этих войн, которые велись ещё на заре истории

Шумера, дошли до нас в строках эпических поэм, сложенных в более поздние

века, когда описываемые в них события превратились в легенды, а живые люди

- в богоподобные существа.

Однако не прекрасные сосуды и не великолепная архитектура привлекает

особое внимание исследователей, а возникшая в это время письменность.

Именно в тех культурных слоях Урука были обнаружены первые таблички с

пиктографическим письмом. В Эрмитаже также хранится один из древнейших

памятников письменности - плитка с пиктографическими значками,

высеченными, как полагают учёные, около 2900г. до н.э. В настоящее время в

музеях Европы, Азии и Африки имеется уже около четверти миллионов шумерских

табличек и фрагментов. Изучена и обследована лишь небольшая их часть.

Известно, что, по крайней мере, 95% этих документов представляют собой

тексты хозяйственного содержания: описи инвентаря, счета, расписки, отчёты,

сведения о жертвоприношениях и храмовом имуществе. На этом основании учёные

пришли к выводу, что письменность в Шумере возникла в связи с

хозяйственными потребностями и особенностями экономии. Шумерские города-

государства нуждались в точном учёте всех материальных ценностей, расходов

и доходов. Появившаяся благодаря прозаическим, будничным потребностям

шумерская письменность быстро прошла несколько фаз развития и довольно

скоро усовершенствовалась. Первоначальные рисунки предметов, малопригодные

для сложных понятий, были заменены значками, передававшими звуки. Так

возникло фонетическое письмо. Древнейшие таблички, в большом количестве

найденные в так называемом слое Урук 4, представляют собой пиктограммы,

изображающие собой человека, части его тела, орудия и пр. Эти «слова»

говорят о людях, о животных и растениях, об орудиях, сосудах и т.д. Из них

мы узнаём, что у шумеров были плуги, повозки, корабли, возы на полозьях,

различные орудия и утварь. Позднее пиктограммы стали заменяться

идеограммами, смысл которых не совпадал со значением рисунка. Знак ноги,

например, стал означать не только ногу, но и различные действия, связанные

с ногой. Первоначально таких значков, в которых нелегко было разгадать

прототип-картинку, насчитывалось около 2000. Очень скоро их число

сократилось на две трети; одним и тем же знаком стали обозначать одинаково

звучащие или однокоренные слова, например, слова, обозначавшие орудие

пахоты и пахоту. После этого оставалось уже сделать всего один шаг, чтобы

знаки приобрели чисто звуковое значение – возникло слоговое письмо. Однако

ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали

следующего шага – не создали алфавитного письма

Создали шумеры и системы счисления – десятиричную и

шестидесятиричную. При помощи соответствующих символов они научились

обозначать как очень большие величины, так и самые малые дроби. Мягкой,

пластичной глины было сколько угодно под руками. Под лучами солнца она

быстро высыхала, превращаясь в камень. Не было недостатка и в тростнике, из

которого делались палочки для письма. Может быть этим объясняется страсть к

письму, так владевшая шумерами, да и их преемниками в Месопотамии?

Шумерские писцы выдавливали клинописные знаки вначале на небольших (4-5 см

в длину и 2,5-3 см в ширину) и «пузатых» глиняных табличках. Со временем

они становятся крупнее (11 х 10 см) и более плоскими.

Попытки хотя бы приблизительно датировать время возникновения

письменности у шумеров ведут к таким же запутанным и ожесточённым спорам,

как и вопрос об их происхождении или времени появления в Месопотамии.

Предметом дискуссии является, например, датировка упомянутого выше

письменного документа – камня с пиктографическими знаками. Однако,

поскольку в археологических слоях, относящихся приблизительно к 2900 г. до

н.э. находится уже много табличек с идеографическими знаками вместо

рисуночного, можно сделать вывод, что с момента возникновения древнейших

записей прошло, по меньшей мере, 200-300 лет. Если допустить, что

письменность шумеров не могла развиться за такой короткий срок – а они

пришли в Месопотамию незадолго до эпохи Урука, - то возникает

предположение, что шумеры владели искусством письма ещё на своей прародине.

Археологический материал, относящийся к этому времени, необычайно

богат и выразителен. Благодаря ему учёные смогли с большой достоверностью

восстановить внешний облик шумерских городов-государств, их общественно-

политическую структуру, занятия жителей и религиозные верования. Раскопки

рассказывают о том, как набирало мощь государство шумеров, как развивалось

их ремесло, торговля, зодчество. Поражает и восхищает темп культурного и

экономического развития Шумера. Как мало понадобилось времени, чтобы вместо

облепленных глиной тростниковых хижин появились огромные постройки, чтобы

безжизненные, затопляемые во время разлива рек или, наоборот, безводные и

пустынные районы превратились в цветущие сады, поля и луга, разрезанные

сетью ирригационных каналов, которые служили также и для судоходства. Даже

при самом беглом обзоре достижения шумеров в области материальной культуры

в эпоху Урука поражаешься необычайной жизнеспособности этого народа и

многообразию его талантов. Это был народ строителей, художников, хороших

организаторов и т.д.

Экспансия шумеров, отголоски которой запечатлены в позднейшем эпосе,

вела на север. Соперничавшие между собой города-государства всячески

старались укрепить свою мощь. Процветает торговля, растёт сеть

ирригационных каналов, расширяются площади орошаемых земель, развиваются

религиозные культы – один из важнейших элементов духовной жизни шумеров,

считавших, что люди созданы богами и являются их собственностью, а поэтому

должны служить богам и умножать их богатство и благосостояние. Шумерские

города-государства ревниво оберегают свою территорию, независимость,

внимательно следят за успехом друг друга, готовы в любой момент напасть,

захватить, подчинить. То и дело вспыхивают войны за власть. Предпринимаются

даже попытки захватить господство над всем Шумером.

За короткое время после вторжения в Двуречье в социальной структуре

шумерского общества произошли кардинальные перемены. В эпоху Урука это было

уже общество, разделившееся на богачей и бедняков. Этому древнейшему

классовому обществу, по-видимому, было не чуждо примитивное рабство.

3.2. Урук в 2900 г. до н. э.

У

рук в это время захватил гегемонию над всем Шумером и сделался подлинным

центром страны. Немецкий учёный Хартмут Шмёкель нарисовал такую картину

Урука в этот период: « На долину Ефрата опускаются короткие сумерки. С

лугов, покрытых зелёной, сочной травой, возвращаются храмовые стада. Их

погоняют нагие пастухи. Медленно бредут сытые, отяжелевшие животные. Лишь

молодняк – шаловливые козлята и ягнята - нарушают чинный строй. До чего

хороши стада! Вдоволь будет молока, много шерсти отнесут работники на

склады храма, когда наступит время стрижки. Немало потрудятся и пряхи,

работающие в храмовых мастерских. Овцы, козы, коровы входят в широкие

ворота Урука. Их гонят в хлева и овчарни храма Инанны. Сейчас пастухи

поручат стада скотникам, а сами пойдут на склад за ежедневной порцией хлеба

и пива.

На улицах города, в жилых районах, движение, шум, суета. Кончился

знойный душный день. Настала пора долгожданной вечерней прохлады. Вдоль

глухих глиняных стен, однообразие которых нарушают лишь небольшие проёмы,

ведущие внутрь домов, возвращаясь из своих мастерских в храме, шагают

кузнецы и гончары, оружейники и скульпторы, каменщики и резчики. Женщины

несут воду в высоких кувшинах. Они спешат домой, чтобы поскорее приготовить

ужин для мужей и ребятишек. Тут и там в толпе прохожих можно увидеть

воинов. Медленно, словно боясь уронить своё достоинство, идут по улице

жрецы, дворцовые чиновники, писцы. Нарядные модные юбочки делают их

заметными в толпе. В социальной иерархии они стоят значительно выше

ремесленников, работников, земледельцев и пастухов. Шумные озорные

мальчишки после бесконечно длинного дня изнурительной учёбы в храмовой

школе писцов побросали, наконец, свои таблички и с беззаботным смехом

провожают караван ослов, которые несут корзины с товаром с кораблей, только

что разгруженных на пристани.

Вдруг откуда-то доносится крик, толпа расступается: по направлению к

храму идёт энси: вместе со своей семьёй и придворными он весь день работал

на строительстве нового оросительного канала и теперь после трудового дня

возвращается во дворец, который находится рядом с храмом. Этот храм

является гордостью жителей Урука. Внизу в хозяйственных помещениях, там,

где находятся кладовые, бары и склады, жрецы приводят в порядок таблички, с

зафиксированными на них жертвоприношениями, с утра совершенными в храме,

все поступившие в казну доходы минувшего дня, которые ещё больше увеличили

богатство бога-владыки и повелителя города. А энси, князь, жрец, правитель

Урука, лишь слуга бога, на чьём попечении находятся принадлежащие богу

земельные угодья, богатство и люди.

Поселившись в долине Двуречья, весьма бедной полезными ископаемыми,

шумеры оказались вынуждены вступить в широкий товарный обмен с соседями.

Их контакты не ограничились соседними областями, они простирались гораздо

шире. Археологи обнаружили следы влияния культуры Урука на культуру стран

Средиземного моря – Сирии, Анатолии и др. Даже туда добирались караваны

шумерских купцов, привозившие свои изделия и вывозившие сырьё и минералы,

которых не хватало в Месопотамии.

При раскопках в Египте в слоях соответствующих эпохе культуры Урука

были обнаружены привезенные из Шумера предметы роскоши, сосуды с ручками,

пестики. Кроме этого здесь были найдены нехарактерные для этого района

цилиндрические печати. Обращает на себя тот факт, что на сланцевой плитке

древнейшего правителя Верхнего и Нижнего Египта Менеса присутствует

типичный шумерский мотив, восходящий к эпохе Урука, - фантастические

животные с длинными переплетёнными шеями.

На основе анализа человеческих фигур и конструкции лодок некоторые

учёные сделали вывод, что на рукоятке кинжала из Джебель-эль-Арака

изображена битва, разыгравшаяся между шумерами, прибывшими в Египет по

Чёрному морю, и местным населением. Подобное предположение может показаться

чересчур смелым, но факт, что в те отдалённые времена шумеры действительно

добирались до Египта и оказали определённое воздействие на формирование

египетской культуры, едва ли подлежит сомнению. Гипотеза, согласно которой

не только иероглифическое письмо возникло благодаря шумерам, но и сама идея

создания письменных знаков родилась в Египте под их влиянием, имеет своих

сторонников.

Строительство крупных городов с бьющей ключём хозяйственной жизнью,

великолепной архитектурой, бурно развивающимися ремёслами, возникновение

письменности и создание систем счисления, овладение техникой строительства

ирригационных каналов и связанный с этим расцвет земледелия, садоводства и

животноводства, расширение торговли, развитие мореходства – вот в

нескольких словах достижения этого периода истории Шумера, который назван

(по месту важнейших археологических находок) периодом Урука.

3.3. Период Джемдет-Насра.

С

ледующий период, датируемый большинством учёных 2800 – 2600 гг. до н. э.,

получил название от города Джемдет-Насра, расположенного примерно в 35 км

к северо-востоку от Киша. Кроме великолепных глиняных сосудов с чёрно-

жёлтым орнаментом на тёмно-красном фоне археологи обнаружили здесь большое

количество изделий из металла, но что особенно важно, первые признаки

использования сплава меди с оловом. А это значит, что в период Джемдет-

Насра Месопотамия вступила в бронзовый век.

Среди находок этого периода обращает на себя внимание изящная,

прекрасная, культовая ваза из алебастра высотой в 1 м. Художник изобразил

множество сцен, отражающих жизнь, обычаи и обряды шумеров. Рельефные

украшения на этой вазе расположены тремя горизонтальными рядами, нижний из

которых, в свою очередь состоит из двух частей: над животворными водами

Страницы: 1, 2, 3, 4