скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шумерская цивилизация скачать рефераты

языке.

Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались всё же

сущим пустяком по сравнению с теми сложностями, которые возникли при чтении

третьей части надписей, заполненной, как выяснилось, вавилонским

идеографически - слоговым письмом. Один знак здесь обозначал и слог, и

целое слово. Больше того, одним и тем же знаком могли передаваться

различные слоги и даже различные слова. В качестве примера можно привести

простейший случай: слог содержащий звук « р », мог быть передан шестью

различными знаками, в зависимости от того, с какой гласной он соседствовал

(ра, ар, ри, ир, ру, ур). Согласные выступали только в составе слога, тогда

как гласные иногда фигурировали как отдельные знаки.

Поэтому не удивительно, что никто не хотел верить, что когда-то кто-

то мог изобрести столь запутанный способ письма. А смельчакам, допускавшим

существование подобной системы письменности, расшифровка этих знаков,

передающих всю многозначность мёртвого, давно забытого языка, казалась

невозможной.

Между тем к середине 19 века языкознание сделало большие успехи и

лингвисты, исследующие структуру древних языков, уже имели за плечами

немалый опыт. Дискуссии велись не только вокруг попыток расшифровать

клинописные знаки 3-го класса, но и вокруг их происхождения и характера

языка, на котором был составлен этот текст. Исследователи задумались над

тем, сколь древна клинопись и каким изменениям она подвергалась за

многовековой период своего существования. Совместными усилиями целого ряда

учёных были преодолены огромные трудности в изучении вавилонского языка.

Неоценимую помощь в этой работе оказали археологи, доставлявшие

многочисленные таблички с надписями. В середине 19 века человеческий гений

одержал ещё одну победу: родилась новая наука – ассириология, занимающаяся

изучением всего комплекса проблем, связанных с древней Месопотамией.

Удивительная многозначность клинописи побудила учёных заняться вопросом о

её происхождении. Само собой напрашивалось предположение, что письмо,

которым пользовались семитские народы (вавилоняне и ассирийцы), было

позаимствовано у какого-то другого народа несимитского происхождения.

1.3. Открытие шумерского языка.

И

вот 17 января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на заседании

Французского общества нумизматики и археологии заявил, что языком,

увековеченным на многих табличках, найденных в Месопотамии является

шумерский! А это значит, что должен был существовать и шумерский народ!

Таким образом, не историки и археологи первыми чётко сформулировали

доказательство существования Шумера. Это «вычислили» и доказали лингвисты.

Слова Опперта были восприняты сдержанно и недоверчиво. Вместе с тем

кое-кто в научных кругах высказался в поддержку его гипотезы, которую сам

учёный считал аксиомой. Гипотеза Опперта побудила археологов начать поиски

материальных доказательств существования Шумера в Месопотамии. Много в этом

плане мог дать тщательный анализ древнейших надписей. И вот в 1871г.

Арчибальд Генри Сайс публикует первый шумерский текст – одну из надписей

царя Шульги. Два года спустя Франсуа де Ленорман выпускает в свет первый

том своих «Аккадских исследований» с разработанной им шумерской грамматикой

и новыми текстами. С 1889г. весь учёный мир признал шумерологию областью

науки и определение «шумерский» принимается повсеместно для обозначения

истории, языка и культуры этого народа.

Нет ничего удивительного в том, что не археологи, вырывающие у песков

месопотамских пустынь тайны минувших веков, и не историки так уверенно

заявили всему миру: здесь находится Шумер. Память о Шумере и шумерах умерла

тысячи лет назад. О них не упоминали греческие летописцы. В доступных для

нас материалах из Месопотамии, которыми человечество располагало до эры

великих открытий, мы не найдём ни слова о Шумере. Даже Библия – этот

источник вдохновения для первых искателей колыбели Авраама – говорит о

халдейском городе Уре. Ни слова о шумерах! То, что произошло, по-видимому,

было неизбежно: первоначально возникшее убеждение о существовании

шумерского города лишь впоследствии получило документальное подтверждение.

Это обстоятельство ни в коем случае не умаляет заслуг путешественников и

археологов. Напав на след шумерских памятников, они не имели ни малейшего

понятия о том, с чем имеют дело. Ведь они искали не Шумер, а Вавилон и

Ассирию! Но если бы не эти люди, лингвисты никогда бы не смогли открыть

Шумер.

Глава 2. Зарождение шумерской цивилизации.

2.1. Население Двуречья до шумеров.

Д

анные археологии говорят о том, что в 6 и 5 тысячелетиях до н.э. сначала в

Северной, а затем и в Южной Месопотамии существовали оседлые поселения,

жители которых занимались не только охотой, рыболовством и собирательством,

но также земледелием. И в северной и в южной частях Двуречья возникали как

близкие друг другу, так и существенно различающиеся между собой культуры.

До нас дошли следы этих культур: изделия из камня и глины, сосуды с

характерным для каждой из них способом орнаментации, орудия труда,

охотничье оружие, украшения, фигурки и статуэтки, отражающие древнейшие

верования.

Не следует забывать: речь идёт о каменном веке, когда человек ещё не

знает металла, мир вокруг дик, непонятен, лишь немногие участки земного

шара заселены, а расстояние в 200 км представляется огромным и преодолеть

его труднее, чем спустя 10-20 столетий тысячи километров, разделяющие

страны с многочисленным населением. И тем не менее, люди познают мир,

завоёвывают, заселяют новые территории, принося с собой традиции уже

созданной ими ранее культуры. Всё это необходимо помнить, чтобы понять

процессы и события, связанные с появлением шумеров на берегах Тигра и

Ефрат.

Примером южной части Двуречья служит поселение Телль-эль-Обейд,

некогда располагавшееся на берегу Ефрата. Обнаруженные здесь глиняные

зеленоватые сосуды украшены тёмно-коричневым или чёрным геометрическим

орнаментом. Изображения животных и людей в орнаменте встречаются редко.

Зато в большом количестве найдены глиняные фигурки людей и животных. Эль-

обейдские сосуды выделывались вручную, иногда на медленно вращавшемся

гончарном круге, приводимом в движение при помощи рук. Дома строились из

тростника, обмазанного глиной, или высушенных на солнце больших глиняных

глыб. Мозаика из конусов не только украшала стены, но и предохраняла их от

размыва дождевой водой. Телль-эль-Обейд представлял собой большое и

многолюдное поселение. На окраине Эреду, расположенного неподалеку от

поселения, раскопано кладбище. В могилах - а их больше тысячи, рядом с

останками людей найдены обейдские керамические изделия.

Влияние обейдской культуры простиралось далее за пределы южной части

долины Двуречья. Отмечены и торговые связи с Индией, Забайкальем и

Центральной Азией.

2.2. Появление шумеров.

Б

ольшинство учёных утверждают, что именно в этот период, в эпоху расцвета

культуры Эль-Обейда, т.е. во второй половине 4 тысячелетия, в Месопотамии

появляются шумеры – народ, который в более поздних письменных документах

называет себя «черноголовыми». Откуда и когда, в какую эпоху пришли шумеры

- главная, трудная и, как утверждают многие исследователи, неразрешимая

загадка. Мнения учёных по этим вопросам чрезвычайно противоречивы и

совпадают теперь, пожалуй, лишь в одном: шумеры – народ пришлый.

Бесспорно одно: это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый

семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же

время или немного позднее. Многолетние поиски более или менее значительной

языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя

искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании. Некоторые учёные

предполагают, что это кавказский народ, хотя прямых доказательств этому

нет.

Многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию с юга, со

стороны Персидского залива. Необходимо отметить, что большинство известных

науке городов шумеров имеют нешумерские названия. А поскольку эти города

возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские

названия это названия дошумерские.

Попытки реконструировать древнейшую историю шумеров не помогли

отыскать их родину. Возможно, это было Иранское нагорье или же далёкие горы

Центральной Азии, или Индия.

По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры находилась, скорее

всего, в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители

могли овладеть искусством мореплавания. В этом мнения большинства

исследователей более или менее совпадают. Свидетельством того, что шумеры

пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на

искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков

холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей

равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины

жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно

доказательство: на шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся

одинаково.

Итак, многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским

путём. Во-первых, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их

древнейших верованиях главную роль играл Энки – мудрый добрый бог, чей дом

– Абзу – находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречье,

шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства,

мореплаванием и судоходством по рекам и каналам.

2.3. Вопросы без ответа.

О

босновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый

город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По

прошествии ряда лет шумеры двинулись в глубь Месопотамской равнины, возводя

или завоёвывая новые города. Этот пришлый народ подчинил себе страну не

вытеснив – этого шумеры просто не могли – местного населения. Напротив,

они восприняли многие достижения местной культуры, и то, что мы сегодня

называем шумерской культурой и цивилизацией, безусловно, является общим

достоянием многих народов, обогащённым и развитым пришельцами, создавшими в

Двуречье большое и могущественное государство.

В настоящее время на основе археологических материалов принято

считать, что, придя в Месопотамию, шумеры застали здесь высокоразвитую

культуру. В этом мнения большинства учёных совпадают. Что же касается

дальнейших событий, то о них высказываются самые противоречивые суждения.

Некоторые исследователи утверждают, что с приходом шумеров начался период

упадка, обусловленный ломкой обычаев, традиций. Другие учёные это мнение

оспаривают.

Нельзя не отметить, что все эти рассуждения не имеют под собой твёрдой

почвы, так как основаны на анализе гончарных изделий. Сравнивая форму,

способ изготовления, характер отделки и орнаментации изделий и пр. учёные

определяют последовательность возникновения отдельных культур и их

взаимозависимость, хронологию тех или иных явлений, делают вывод о том,

какая из двух культур, столкнувшихся в определённый период, одержала верх и

подчинила другую. Эта далеко не новая методика не может считаться

бесспорной. И всё же поскольку наука не располагает более совершенными

методами датировки событий и явлений столь отдалённой эпохи, приходится

довольствоваться тем, что есть. Это одна из причин того, почему

исследователи так часто меняют свои суждения. Земля открывает нам всё новые

тайны, которые заставляют нас пересматривать прежние взгляды. В результате

сдвигается хронология, появляются народы, дотоле неизвестные, считавшиеся

более поздними или более примитивными

Некоторые учёные допускают, что в формировании «обейдско-шумерской»

культуры ведущую роль могли сыграть племена, жившие среди болот на юге

Месопотамии. Археологический материал, найденный при раскопках в храмах

Эреду и Лагаша, свидетельствует о том, что жители Месопотамии приносили в

жертву богу Энки не зерно или мясо, что было бы естественно для

земледельцев и скотоводов, а рыбу. В последние годы в ряде исследований

сообщается о распространённости в шумерском искусстве мотива

«рыбочеловека». Эти предположения и размышления ещё раз показывают, в каком

лабиринте блуждают специалисты – шумерологи, жаждущие отыскать прародину

шумеров. С.Н. Крамер, неутомимый исследователь и популяризатор знаний о

шумерах, в одном из своих докладов сказал: «Что касается происхождения

шумеров, то мы знаем только то, что мы ничего не знаем».

Если же мы станем на ту точку зрения, что шумеры действительно пришли

в Южную Месопотамию из какой-то другой страны, нам придётся признать, что

этот народ, прибывший, скорее всего, морским путём, был жизнеспособный и

энергичный, с жадностью впитавший культуру местного населения, и в свою

очередь, щедро обогативший его своими собственными культурными

достижениями; что он появился, по-видимому, вначале на юге Двуречья и,

закрепившись на берегах Персидского залива, двинулся на завоевание всей

страны; что всё это произошло не позднее второй половины 4 тысячелетия, ибо

к началу 3 тысячелетия в Месопотамии уже появились культуры, признанные

шумерскими. Это были культуры Урука и Джемдет-Насра, ими заканчивается

архаическая стадия культурной жизни Месопотамии и открывается история

государства шумеров. Периоды культур Урука и Джемдет-Насра, по мнению

Хартмута Шмёкеля, охватывают 3000-2600 гг. до н .э., однако хронология, в

особенности относящиеся к истории шумеров древнего периода, крайне неточна

и является ещё одним предметом спора учёных.

Учёные условились считать конец 4 тысячелетия началом истории шумеров.

К сожалению, письменные документы этой эпохи ещё не поддаются полному

прочтению. Реконструкция этих эпох опирается главным образом на

археологический материал.

Глава 3. Древнейшая культура эпохи Шумера.

3.1. Первые города.

После того как царственность низошла с небес,

Эреду стал местом царственности…

В

этом городе, расположенном на берегу пресноводной лагуны у самого Нижнего

моря (Персидский залив) собрались усталые путешественники. Захватив город,

они не разрушили его. Он служил им перевалочным пунктом. Записанный через

несколько веков миф рассказывает, что здесь находился дворец бога Энки,

воздвигнутый на дне океана. Ни один бог, кроме Энки не имел туда доступа. В

первозданном океане добрый Энки создал город Эреду и вознёс его над

Страницы: 1, 2, 3, 4