скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шумерская цивилизация скачать рефераты

буйно колосятся хлеба, а над ними пасутся стада тучных коров и телят.

Средний ярус заполняют идущие друг за другом обнажённые люди, в руках у

них кувшины с молоком и вазы с зерном и всевозможными плодами. Это народ.

Он несёт в кладовые храма плоды своего труда в полях, садах и на лугах.

Верхний и самый широкий ярус рассказывает о приношении даров и жертв.

Богиня Инанна, которую можно узнать по характерному символу из тростника,

принимает дары от своих почитателей. Судя по размеру ног, непосредственно

перед ней стоит энси. Он первым воздаёт почести богине. За правителем

следуют знатнейшие жрецы. В глубине, как бы за спиной богини, видны большие

сосуды, до краёв заполненные плодами, а также овцы, бык, коза и маленькие

фигурки людей – может быть это слуги богини, а может жрецы, охраняющие её

богатства. Разве не о самом главном в жизни шумеров, не о том, что

обусловило их расцвет и могущество, рассказывает эта собранная из осколков

ваза. Животворные воды, которые текли по вырытым людьми каналам и

скапливались в водохранилищах, позволяли шумерам собирать с полей, лугов,

садов и огородов богатые урожаи. Бесчисленные стада давали в изобилии

молоко и шерсть. И всё это - они были убеждены - принадлежит не им, а

божеству, чьей собственностью являлись и они сами. Они всё отдавали богу,

получая от него свою долю через энси, наместника бога на земле и посредника

между ним и людьми. Шумеры верили: только смиренное служение богам, только

следование всем их предначертаниям, передаваемым через энси, может

обеспечить благорасположение и защиту могущественных сил, которые создали

вселенную и управляют ею и жизнью людей.

О культурном, экономическом и политическом развитии Шумера

свидетельствуют не только те изделия, которые современному человеку кажутся

произведениями искусства. Характер росписи глиняных сосудов также говорит о

многом. Известно, что классификация керамики основывается на особенностях

орнаментации глиняных изделий. В архитектуре символом эпохи шумеров стал

небольшой изящный кирпич. Шумерские храмы этого периода поражают не

размерами (они не внушительны), а совершенством архитектуры и великолепием

отделки. Пример тому – храм Инанны в Уруке.

Политическая экспансия шумеров продолжается; возникают новые города-

государства: Шуруппак, Эшнунна, Киш и др. Благодаря совершенствованию

управления хозяйством растёт богатство шумерских городов-государств, а

вместе с ним углубляется социальное расслоение; меняются религиозные

представления шумеров, расширяется пантеон их богов и, по-видимому

усиливаются раздоры и учащаются войны между отдельными городами-

государствами. Отголоски этих войн можно найти в позднейшем эпосе и мифах,

рассказывающих о тех далёких временах, когда люди были как боги, а боги как

люди, временах, ставших не только для нас, но и для самых древних шумеров

легендой, предисторией.

Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров.

4.1. Легенда о всемирном потопе.

В

опрос о всемирном потопе коснулся и государства Шумеров. Леонардо Вулли

обнаружил трёхметровый слой чистого песка без каких-либо следов

человеческой деятельности, внезапно прерывающий культурные слои Ура. Это

является бесспорным доказательством того, что около середины 4 тысячелетия

здесь имел место мощный катаклизм, охвативший обширную территорию – по тем

представлениям, огромную, чуть ли не весь мир. В городах, расположенных

дальше к северу, толщина слоя чистых речных отложений не так велика как в

Уре: около полутора метров в Уруке, около полуметра в Кише. На основании

этих данных Вулли составил карту территории, охваченной потопом. Более

поздние исследования показали, что многие города Месопотамии сохранили

следы наводнений, происходивших в разное время: обнаруженные слои чистой

земли относятся к различным периодам. Это открытие нанесло удар сторонникам

идеи общемесопотамского всемирного потопа. Однако проблема великого

наводнения, увековеченного месопотамской трагедией, продолжает

существовать. Учёные утверждают, что во время самой грандиозной из этих

катастроф поселения, расположенные на более возвышенных местах, уцелели. А

раз уцелели населённые пункты, уцелели и люди, которые сохранили и передали

последующим поколениям память о катастрофе. Если предположить, что во время

наводнения, затопившего Ур в Эль - Обейдскую эпоху, шумеров здесь ещё не

было, то крупные наводнения следующего периода (Джемдет - Насра)

происходили уже при них. Об одних они слышали, другие пережили сами.

Несомненно одно, в этой заимствованной и распространённой ветхим заветом

легенде заключено зерно исторической правды.

4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака»

П

оэма «Гильгамеш и Ака» привлекла учёных прежде всего тем, что в отличие от

других шумерских произведений такого рода в ней говорится только о людях и

полностью отсутствуют какие-либо сверхъестественные существа. Содержание её

реалистично, почти без фантастического элемента. Исследователь находит в

этом историко-героическом эпосе немало ценнейшей информации о шумерском

обществе; например уже в глубочайшей древности правитель города-государства

обсуждал некоторые вопросы не только с советом старейшин, но и с «советом

мужей города», т.е. с воинами. С.Н. Крамер придаёт этому факту огромное

значение. Он считает, что здесь мы сталкиваемся с древнейшей в истории

человечества «парламентарной демократией». По мнению Крамера, совет

старейшин может быть приравнен к сенату, а «совет мужей» - к нижней палате

парламента. В «совете мужей» заседали представители различных социальных

слоёв общества, способные носить оружие. Как полагает Крамер, рассказ о

шумерском парламенте нельзя считать анахронизмом, т.е. перенесением

известных автору из личного опыта учреждений, понятий, институтов в эпоху,

о которой говорится в поэме, поскольку в то время, когда она записывалась,

подобных учреждений не было. Этот «двухпалатный парламент» имел

своеобразную структуру: правитель, недовольный решением совета старейшин,

мог обратиться к «совету мужей». По-видимому, совет старейшин,

унаследованный от родо-племенного строя, имел меньше прав, чем «совет

мужей», на который опирался и с чьей помощью создал своё могущество

правитель государства.

В поэме представляет интерес упоминание о городских стенах. То были,

как мы видим, беспокойные времена. Отдельные небольшие шумерские княжества

вели себя по отношению друг к другу в высшей степени агрессивно, и их

правителям приходилось думать не только о нападении на соседей, но и о

защите своих владений. Они старались сделать как можно более

затруднительным доступ неприятеля к городу - сердцу маленького государства.

Вот почему при раскопках археологи обнаруживают остатки оборонительных стен

почти во всех шумерских городах. При раскопке Урука была обнаружена двойная

стена, окружавшая не только храм и жилые постройки, но и сады, поля, луга

длиной 9,5 км. В северной и южной её частях имелись ворота шириной 3,5 м с

прямоугольными башнями. 800 полукруглых оборонительных башен, отстоявших

друг от друга на 10 м, делали стену толщиной в 5 м почти неприступной.

4.3. Загадка «Царского списка»

И

з труда по истории Месопотамии, написанного по-гречески вавилонским учёным

и жрецом бога Мардука Беросом, жившим в 4-3 вв. до н. э. известно, что

вавилоняне делили историю на два периода – до потопа и после потопа. Он

сообщал, будто 10 царей до потопа правили страной в течение 43200 лет, а

первые цари после потопа тоже царствовали по несколько тысяч лет. Его

царский список воспринимался как легенда.

Усилия учёных увенчались успехом: среди многочисленных клинописных

табличек удалось обнаружить несколько фрагментов древних списков царей.

Шумерский «Царский список» был скомпилирован не позднее конца 3

тысячелетия до н. э., в эпоху правления так называемой третьей династии

Ура. Составляя известный науке вариант «Списка», переписчики, несомненно,

пользовались династическими списками, которые на протяжении столетий велись

в отдельных городах-государствах.

В результате многих причин «Царский список» содержит много неточностей

и механических ошибок. Путём кропотливых и сложных изысканий учёные нашли,

наконец, решение головоломки: как разместить отдельные одновременно

царствующие династии, о котором в царском списке говорится, будто они

следовали одна за другой.

«Царский список» сообщает, что после потопа царство было в Кише и что

в течение 24510 лет здесь правили 23 царя.

Время богов, очевидно, качественно отличается от времени героев, а

последнее от времени обычных людей, точно так же как они сами отличаются

друг от друга. Венгерские исследователи показали, что если сроки правления

первых царей после потопа разделить на 60, а более поздних на 10 или 6, то

получаются реальные цифры. К этому можно добавить, что практически все

числа, встречающиеся в первой части «Царского списка» (до потопа), кратны

360; так сказать день был за год. Следует помнить, что числа 6, 10, 60,

360, 1360 были для шумеров «круглыми» числами.

Едва ли эту загадку «Царского списка» можно считать решённой, по-

видимому, объяснение нужно искать именно здесь, в особенности восприятия

шумерами времени и в их числовой символике.

Глава 5. Падение Шумера.

5.1. Политические распри.

В

середине 3 тысячелетия до н. э. наступает период бурного расцвета Лагаша.

Городом в это время правит энси Уранше. Однако наступает другое время.

Совсем рядом находится соперник за власть - Умма, в любой момент могло

произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы же не всегда соглашались

ассигновывать средства, необходимые для осуществления замыслов царя. Царь

неизбежно должен был начать присваивать себе часть имущества и доходов, по

традиции нераздельно принадлежащих богу, которыми распоряжались храмы.

Урнанше заложил основы политического и экономического могущества своей

династии. Это дало возможность третьему её представителю, внуку Эанатуму

(2400г. до н. э.) , сделать попытку распространить свою власть на соседние

с Лагашем государства. Это ему удалось сделать, но распри внутри

государства и бунты на занятых территориях продолжались.

Чем активнее становилась политика энси, стремившихся к

гегемонии над Шумером, тем сильнее беспокоились жрецы. Их интересам и

влиянию угрожала всё более серьёзная опасность со стороны правителей

династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов. Между

ними шла постоянная борьба. В результате этой борьбы политическая партия

жрецов возвела на трон своего ставленника Лугальанду. Но, как ни старался

Лугальанда в своей политике блюсти интересы жрецов, того, что уже

произошло, изменить было нельзя: наряду с храмом возникла мощная

общественно-экономическая сила – княжеский дворец с чудовищно разросшимся

бюрократическим аппаратом. Правление Лугальанды не было продолжительным (7-

9 лет). Произошёл насильственный переворот. Происшедший переворот в Лагаше

связан с именем Уруинимгины. Этот человек, через 44 столетия названный

первым в истории реформатором, до того как стал правителем страны, был

чиновником из окружения Лугальанды. Он отменил многие несправедливые налоги

с бедняков. Реформы Уруимгины пришлись не по вкусу ни дворцовым кругам, ни

храмовым служащим. Уруимгина существенно сократил дворцовый персонал,

ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он не

угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.

5.2. Гибель шумерской цивилизации.

И

так недовольство в государстве третьей династии Ура росло изо дня в день,

создавая угрозу его существованию. Опасность положения ещё усугублялась

тем, что в Шумере давно уже возобладали иноземные народы, главным образом

семиты.

На западные границы Шумера непрерывно совершали набеги

воинственные племена – амориты. Эти дикие кочевники всё чаще показывались

на западных границах Шумера, нападая на плохо укреплённые города.

Одновременно они всё большими группами просачивались на территорию Шумера и

мирно оседали в различных городах, увеличивая численность нешумерского

населения.

Задачи, которые стояли перед Амар-Зуэном, вступившим на престол

в 2045 г. до н. э. были нелегки. Он правил 8 лет и после него к власти

пришёл Шу-Суэн.

История Шумера и судьба его последних правителей сейчас, по

прошествии четырёх тысячелетий, наводят на грустные размышления. Последние

цари Шумера были отважны, мудры, дальновидны, они одерживали победы,

достигали больших успехов, и тем не мене их государство стремительно и

неотвратимо клонилось к упадку. Состарилась шумерская цивилизация,

одряхлела культура; обращённая в прошлое, она не могла ни устоять

трудностями, связанными с новой социально-политической обстановкой, ни

впитывать в себя живительные силы нового. В результате она закоснела в

своём традиционализме, оскудела и отошла в прошлое.

Всякое государство подобно прекрасному плоду, который с

ожесточением разъедают черви – снаружи и изнутри.

Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к

всё более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после

смерти Шу-Суэна унаследовал его сын Ибби – Суэн. Двадцатипятилетнее

царствование Ибби – Суэна (2027-2003) – последний акт трагедии Шумера. За

внешним фасадом, показной мощью скрывается приближающийся крах империи.

Хотя официальным языком Шумера - деловым и обрядовым – продолжает

оставаться шумерский, народ говорит по - аккадски. Шумерский островок,

чрезвычайно малочисленную группку людей, держащуюся одной лишь силой

традиции, пытающуюся отстоять прошлое и свои интересы, заливают волны

семитских влияний. Отдельные провинции начинают более или менее решительно

освобождаться от господства Ура, при этом одних насильственно подавляют

западносемитские племена, другие добровольно подчиняются их власти. Начиная

с пятого года царствования Ибби-Суэна документы составленные в северных

провинциях, датируются иначе, чем в Уре, Уруке или в Ниппуре: они уже не

соотносятся с теми событиями которые центральная власть считает наиболее

важными и существенными. А это значит, что царь фактически утратил контроль

над этими районами.

Набеги враждебных Шумеру племён, ограничение сферы влияния

столицы, постоянные войны – всё это подорвало основы экономики страны.

Резко сократился ввоз и вывоз товаров. Подскочили цены, в отдельных районах

страны был голод. Теперь Ибби-Суэн царь совсем небольшого, растерзанного

врагами государства. Одинокий, всеми покинутый, сознавая полную

безнадёжность сопротивления, он всё-таки продолжает бороться. Хотя по его

убеждению, трагедия Шумера ниспослана богами, это не мешает ему, именующему

себя богом, протестовать против приговора богов: он не складывает оружия

перед более сильным, чем он врагом.

В 2003 г. до н. э. Эламиты ворвались в осаждённую столицу. Ур

пал. Последний царь Шумера « в путах удалился в Аншан».

Заключение.

Гибель Шумера, крушение тысячелетнего царства, явилось

потрясением, как для современников этих событий, так и для потомков.

Рухнули древнейшие устои общественной жизни, традиции, обычаи. Но

сформировавшуюся на протяжении тысячелетия культуру не так-то просто было

уничтожить! Как бы продолжая дело, начатое последними царями Ура, писцы при

дворах новых правителей, в храмах и школах бережно собирают памятники

шумерской мудрости и искусства. Они переписывают мифы, стихи, эпические

сказания, пословицы шумеров, пользуясь мёртвым шумерским языком, который в

течение почти двух последующих тысячелетий сохранялся только как сакральный

язык. В 3 веке до н. э. в вавилонских храмах богослужение ещё велось на

шумерском языке. Народы, в послешумерскую эпоху создавшие в Месопотамии

свои государства, почти полностью восприняли достижения шумерской культуры

– её письменность, особенности архитектуры, систему счёта, знания в области

астрономии и т. д. Спустя тысячу и более лет после падения Шумера правители

Месопотамии говорили о царях Ура и Урука, Киша и Лагаша как о своих

предшественниках.

Список литературы

1.Эра царствующих богов.

Пер. с англ. В. Мартова. - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. –

Энциклопедия «Всеобщая иллюстрированная история».

2. Крамер Сэмюэл. Н..

История начинается в Шумере. 2-е изд. Пер.с англ. Ф.Л. Линдельсона. М.:

Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. (По следам

исчезнувших культур востока).

3. М. Белицкий

Забытый мир шумеров.Пер.с польск. Послесл.И.С. Клочкова. М.: Главная

редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.

Страницы: 1, 2, 3, 4