Шпора по культурологии (институт)
|скульптура(Бернини |
|«экстаз святой |
|терезы»), Рубенс, Ян|
|Стен. Отпечаток на |
|весь быт чела; |
|изделия( мебель, |
|мода, стиль жизни. |
Билет 23
|23 конц |
|Вернадского, |
|Чижевского Гумилёва.|
| |
|Вернадский – учение |
|о ноосфере |
|(послееднее из |
|многих состояний |
|эволюции биосферы, |
|происходит процесс |
|трансформации биосф |
|в ноосферу. |
|Чижевский – |
|концепция |
|взаимодействия |
|космоса и историч. |
|процесса, связь |
|человека с Вселенной|
| |
|Гумилёв- космич. |
|Энергия влияет на |
|отдельных людей( |
|кассионарии), |
|которые потом |
|вплёскивают эту |
|энергию в общество. |
|Теория развития |
|этносов( сначала |
|всплеск космич |
|энергии порождает |
|«пассионарность» |
|этноса примерно наа |
|1000 лет, затем идёт|
|умирание этноса) |
|64. Диссидентская |
|кул-ра советской |
|России. |
|Дис-ты: ак-к |
|Сахаров, пис-ли |
|Солженицин, |
|Максимов, муз-ты: |
|Растропович, |
|Высоцкий, худ. Эрнст|
|Неизвестный. |
|Произ-я: Пастернак |
|“Д-р Живаго”, фильм |
|”Вечный зов” |
|Хар. черты: |
|антисоветизм, |
|антикоммунизм, |
|Появ-ся худ-ки |
|70-ки;Предст-ли: |
|Назаренко, |
|Ситникова. |
Билет 17
|17. Фрейдизм и |
|неофрейдизм о |
|проблемах К |
| |
|Фрейд: человек |
|постоянно страдает |
|от каких-либо |
|комплексов по |
|причине противоречия|
|желаний человека и |
|неудовлетворённости |
|этих желаний. |
|Человек перемещает |
|(сублимирует) |
|потенциал от |
|биологических |
|потребностей к |
|духовным в |
|результате влияния |
|к-ры. |
|Школа культурного |
|психоанализма. |
|Юнг (последователь):|
|объясняет |
|происхождение |
|культуры ещё и |
|коллективной |
|бессознательностью. |
|Носитель этого – |
|аретип ( результат |
|спонтанного |
|порождения образов |
|мозгом), сознание |
|человека формируется|
|под воздействием |
|нескольких |
|архетипов. |
|40. К массов. и |
|к-ра элитарная. |
|Массовая к-ра – это |
|следствие массового |
|общества. |
|Противоречия: |
|разделение массовой |
|к-ры на 3 уровня: |
|высшая(элитарная), |
|к-ра средних |
|социальных слоев |
|общества, |
|вульгарная(низшая)- |
|массовая. Особое |
|место занимает кич |
|(от немецкого – |
|халтура). В массовой|
|к-ре глубина |
|проникновения в |
|существо явлений |
|почти всегда |
|ничтожно. Основн. |
|черта- удовлетворени|
|потребностей |
|человека. По поводу |
|массовой к-ры |
|Ортега-и-Гассет |
|сказал: “Герои |
|исчезли, остался |
|хор.” |
|Фрейд:”Сегодня |
|сформировалась |
|массовая душа.” |
|Массовая к-ра |
|развивается по |
|закону рынка, |
|появилось |
|коммерциализированно|
|е искусство. Бэлл |
|:”Рост |
|информативности, |
|коммуникавтивности- |
|причина |
|возникновения |
|массовой к-ры.” |
|Массовое сознание |
|носит характер: |
|прагматичный, |
|классовый, |
|консервативный. |
| |
Билет 30
|52. Отеч. к-ра ВОВ |
| |
|Основные силы |
|работников культуры |
|и искусства были |
|направлены на |
|художественное |
|обслуживание фрониа |
|и тыла. Публицистика|
|– А. Толстой, |
|Леонов, Шолохов, |
|Фадеев, Симонов |
|(Молдая гвардия). |
|Поэты – |
|Твардовский(Василий |
|Теркин). Музыканты –|
|Прокофьев(увертюра |
|“1941 год”), |
|Шестакович(“7-я |
|симфония”) 1942 год |
|– первый |
|полнометражный фильм|
|“Машенька”. |
|62. содерж произв |
|иск и метод анализа.|
| |
|Последовательность и|
|содержание идейно – |
|художественого |
|анализа произведения|
|искусства. |
|Изучение литературы |
|об авторе времени |
|создания и самом |
|произведении |
|искусства. |
|Учет условий и |
|времени восприятия |
|произведения |
|искусства. |
|Раскрытие содержания|
|произведения |
|искусства |
|определение его. |
|Идеи, |
|замысла,темы,сюжета,|
| |
|Определение |
|качественных |
|формальных |
|особенностей |
|произведения |
|искусства. |
|Вид искусства, |
|жанр,форма,композици|
|я, художественные |
|средства создания |
|образа. |
|Оценка |
|имторико-художествен|
|ной ценномти |
|произведения |
|искусства. |
|Определение |
|воспитательного |
|значения |
|произведения |
|искусства. |
Билет 21
|48. Культура России |
|2 половины 19 в. |
|Обслуживает интересы|
|простых людей, а не |
|аристократии. |
|Формируется новая |
|прослойка – |
|интеллигенция. |
|Праотец эстетической|
|теории реализма – |
|Чернышевский. |
|Лит-ра: Тургенев, |
|Толстой «В. и М.», |
|«Анна Каренина», |
|Достоевский, |
|Гончаров «Обломов», |
|«обрыв».Псих. роман:|
|Достоевский «Братья |
|Карамазовы», «Бес», |
|«Подросток», |
|«Преступление и |
|наказание». Сатира: |
|Чехов, Короленко |
|«Дети подземелья», |
|Мамин-Сибиряк. |
|Композиторы: |
|Мусоргский, |
|Балакирев, Бородин, |
|Римский-Корсаков |
|(частые обращения к |
|сказкам). Чайковский|
|– истоки создания |
|балетной музыки |
|«Лебединое озеро», |
|«Щелкунчик».Рахманин|
|ов. Живопись: 1863г.|
|–бунт14-ти |
|художники-передвижни|
|ки: Крамской |
|«Незнакомка», |
|Мясоедов, Перов – |
|остросоциальные |
|картины- «Тройка», |
|«У последней |
|заставы», «Сельский |
|крестный ход на |
|пасху», Саврасов |
|«Грачи прилетели», |
|Шишкин – певец |
|русской природы – |
|«Утро в сосновом |
|бору», «Рожь», |
|Поленов «Московский |
|дворик», Айвазовский|
|«9 вал» . Репин |
|«Бурлаки на Волге», |
|«Мусоргский»;Суриков|
|– «Утро стрелецкой |
|казни»; Васнецов - |
|сказки – «Три |
|богатыря». Верещагин|
|– фаталист – |
|«Апофеоз войны». |
|Скульптура: |
|Апикушкин «Пушкин». |
|Наука: Попов-радио, |
|Радихин, Менделеев, |
|Бутлеров, Тимирязев,|
|Лодыгин, |
|Яблочков-лампочка, |
|Можайский-первый |
|самолет. |
|44. Становление R |
|централиз русск гос|
|. |
| |
|Значимые |
|исторические |
|события: абсолютизм,|
|монархия.Россия |
|приобретает свой |
|вес, важное место в |
|мире. Иван 3 и Иван |
|4 создали мощное |
|государство. К 15 в.|
|начинает |
|формироваться единая|
|культура. |
|Развивается в |
|литературе |
|публицистика |
|(рассказ о светской |
|жизни общества). |
|Формируется |
|дворянство, а |
|лите5ратура |
|отображает роль |
|этого класса в |
|жизни. Проводятся |
|различные |
|реформы.Яркие |
|произведения: |
|«сказание о князьях |
|Владимирских».Писате|
|ли-публицисты: Иван |
|Пересветов, |
|Ермолай-Еразм.Церков|
|ь обосновывает |
|необходимость |
|укрепления |
|централизованного |
|государства. |
|Проводится |
|канонизация местных |
|русских «святых». |
|Митрополит Макарий |
|«Четьи |
|Минеи»-церковный |
|труд в 10 томах, |
|живо описания |
|русских |
|святых.«Степенная |
|книга» – огромное |
|собрание пышных |
|биографий всех |
|предков Ивана |
|Грозного. Кодексом |
|морали и житейских |
|правил состоятельных|
|слое в общества |
|можно назвать |
|«Домострой». Он |
|проникнут идеей |
|смирения, |
|паодчинения властям,|
|а в семье – |
|повиновение |
|домовладыке. Начало |
|книгопечатания: 1564|
|г. в Москве вышла |
|роскошно оформленная|
|печатная книга |
|«Опостол». Активное |
|возрождение |
|зодчества.1475-1479 |
|гг. – Кафедральный |
|Успенский собор |
|(Аристотель |
|Феорованти) – |
|симбиоз 2 систем: |
|русское зодчество и |
|барокко. Роспись |
|собора: |
|Дионисий.Новый |
|архитектурный стиль |
|– шатровый (церковь |
|Вознесения в |
|Коломенском). |
|1554-61 г. Собор |
|Василия Блаженного |
|(Барма, Постник), |
|Покровский собор в |
|честь взятия Казани |
|1552 г..1672 г. – |
|попытка создать |
|первый русский |
|театр. |
Билет 11
|10: Средневековое |
|представление о |
|культуре? |
| |
|Высшее достижение |
|культуры |
|средневековья |
|выражалось не только|
|в религиозной – |
|фанатической стороне|
|сознания, но и в |
|олицетворении в ней |
|творческой воли |
|человека, могущество|
|труда человеческого |
|общества. |
|5-16 века- длина |
|средневековья. |
|Огромную роль в |
|формировании этой |
|культуры сыграла |
|религия, феодально –|
|светская культура, |
|народная культура( |
|праздники, обычаи, |
|каноны). |
|Арки, готика, |
|музыка, архитектура,|
|театр- наиболее |
|сильный рассвет в |
|это время. |
|Музыка: «Охота на |
|оленя», «Эхо» и др. |
|Литература: Шекспир.|
| |
| |
|34 Развитые |
|капиталист отнош. |
|Классицизм. |
|Классицизм –на |
|основе реализма, в |
|основе рациональное |
|начало. |
|Сформировался в |
|последн. ј 18 века |
|во Франции. Декарт, |
|Корнель, Расин, |
|Мольер, Буало- |
|основатели |
|классицизма. |
|Принципы классиц. |
|Раелизовались в |
|различных видах |
|искусства. |
|Возродилось стр-во |
|треумфальных арок |
|(Треумфальная арка |
|на площади звезд в |
|Париже). В скуьпт. |
|Гладкие полированные|
|поверхности мрамора,|
|придают статуям |
|холодность. Жесты |
|героев сдержаны. В |
|живописи – сцены |
|античных времен. |
Билет 33
|65. Принципы |
|эстетического |
|воспитания |
| |
|Эстет-е воспит-е |
|нач-ся с правил-го |
|восприятия красоты в|
|окр-щей действ-ти, в|
|общ-ве, в жизни. |
|2 задачи: 1-я – |
|развивать эстет-е |
|способ-ти личности в|
|структуре ее |
|деят-ти; |
|2-я – формировать |
|эстетич-е ориентации|
|личности, спос-ть |
|воспринимать, |
|чувствовать, |
|переживать, |
|прививать вкус и |
|идеал человека. |
|3 этапа: 1-й – |
|опред-ние эстет-х |
|качеств; 2-й- |
|усвоение принципов |
|эстет-го воспитания,|
|т.е. правил по |
|которым |
|осуществляется этот |
|процесс; 3-й- |
|овладение средс-ми и|
|методами эстет-го |
|воспитания. |
|66. Кул-ная политика|
|гос-ва в ФАПСИ. |
| Вопросы развития |
|к-ры и ис-ва, |
|повышения их роли в |
|деле формирования |
|гармонично развитого|
|воина, укрепления |
|обороноспособности |
|занимант важное |
|место в кул-ной |
|политике России по |
|отношению к ФАПСИ. |
|К-ра выступает не |
|столько как |
|опред-ная сфера |
|общ-й жизни, сколько|
|как ее суть. |
|Факторы кул-ной |
|политики: 1) |
|Потреб-сть |
|построения гуманного|
|демократ. общ-ва; |
|2) Потреб-сть |
|реформирования общ-й|
|жизни в России; 3) |
|Потреб-сть |
|дальнейшего развития|
|и перестройки общ-го|
|сознания, возрож-я |
|общ. ценностей и |
|кул-но-истор-х |
|традиций |
| |
Билет 13
|36. Фовизм, |
|футуризм, |
|дадаизм-модерн 20в|
| |
|Фовизм- (от |
|итальянского: дикий,|
|хищный) |
|характеризуется |
|яркостью, часто |
|несопоставимостью |
|красок, предметы |
|часто окрашиваются |
|не в свои цвета. |
|Представители: Андре|
|Матис |
|картина“Танец”,”Вид |
|из окна в Танжере”, |
|Марке, Фламин, |
|Тирен. |
|Футуризм- (от |
|итальянского – |
|будущий) |
|авангардистское |
|течение, сложившееся|
|в италии. Отличается|
|тем, что |
|изображаемый предмет|
Страницы: 1, 2, 3
|
|