скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шпора по культурологии (институт) скачать рефераты

|скульптура(Бернини |

|«экстаз святой |

|терезы»), Рубенс, Ян|

|Стен. Отпечаток на |

|весь быт чела; |

|изделия( мебель, |

|мода, стиль жизни. |

Билет 23

|23 конц |

|Вернадского, |

|Чижевского Гумилёва.|

| |

|Вернадский – учение |

|о ноосфере |

|(послееднее из |

|многих состояний |

|эволюции биосферы, |

|происходит процесс |

|трансформации биосф |

|в ноосферу. |

|Чижевский – |

|концепция |

|взаимодействия |

|космоса и историч. |

|процесса, связь |

|человека с Вселенной|

| |

|Гумилёв- космич. |

|Энергия влияет на |

|отдельных людей( |

|кассионарии), |

|которые потом |

|вплёскивают эту |

|энергию в общество. |

|Теория развития |

|этносов( сначала |

|всплеск космич |

|энергии порождает |

|«пассионарность» |

|этноса примерно наа |

|1000 лет, затем идёт|

|умирание этноса) |

|64. Диссидентская |

|кул-ра советской |

|России. |

|Дис-ты: ак-к |

|Сахаров, пис-ли |

|Солженицин, |

|Максимов, муз-ты: |

|Растропович, |

|Высоцкий, худ. Эрнст|

|Неизвестный. |

|Произ-я: Пастернак |

|“Д-р Живаго”, фильм |

|”Вечный зов” |

|Хар. черты: |

|антисоветизм, |

|антикоммунизм, |

|Появ-ся худ-ки |

|70-ки;Предст-ли: |

|Назаренко, |

|Ситникова. |

Билет 17

|17. Фрейдизм и |

|неофрейдизм о |

|проблемах К |

| |

|Фрейд: человек |

|постоянно страдает |

|от каких-либо |

|комплексов по |

|причине противоречия|

|желаний человека и |

|неудовлетворённости |

|этих желаний. |

|Человек перемещает |

|(сублимирует) |

|потенциал от |

|биологических |

|потребностей к |

|духовным в |

|результате влияния |

|к-ры. |

|Школа культурного |

|психоанализма. |

|Юнг (последователь):|

|объясняет |

|происхождение |

|культуры ещё и |

|коллективной |

|бессознательностью. |

|Носитель этого – |

|аретип ( результат |

|спонтанного |

|порождения образов |

|мозгом), сознание |

|человека формируется|

|под воздействием |

|нескольких |

|архетипов. |

|40. К массов. и |

|к-ра элитарная. |

|Массовая к-ра – это |

|следствие массового |

|общества. |

|Противоречия: |

|разделение массовой |

|к-ры на 3 уровня: |

|высшая(элитарная), |

|к-ра средних |

|социальных слоев |

|общества, |

|вульгарная(низшая)- |

|массовая. Особое |

|место занимает кич |

|(от немецкого – |

|халтура). В массовой|

|к-ре глубина |

|проникновения в |

|существо явлений |

|почти всегда |

|ничтожно. Основн. |

|черта- удовлетворени|

|потребностей |

|человека. По поводу |

|массовой к-ры |

|Ортега-и-Гассет |

|сказал: “Герои |

|исчезли, остался |

|хор.” |

|Фрейд:”Сегодня |

|сформировалась |

|массовая душа.” |

|Массовая к-ра |

|развивается по |

|закону рынка, |

|появилось |

|коммерциализированно|

|е искусство. Бэлл |

|:”Рост |

|информативности, |

|коммуникавтивности- |

|причина |

|возникновения |

|массовой к-ры.” |

|Массовое сознание |

|носит характер: |

|прагматичный, |

|классовый, |

|консервативный. |

| |

Билет 30

|52. Отеч. к-ра ВОВ |

| |

|Основные силы |

|работников культуры |

|и искусства были |

|направлены на |

|художественное |

|обслуживание фрониа |

|и тыла. Публицистика|

|– А. Толстой, |

|Леонов, Шолохов, |

|Фадеев, Симонов |

|(Молдая гвардия). |

|Поэты – |

|Твардовский(Василий |

|Теркин). Музыканты –|

|Прокофьев(увертюра |

|“1941 год”), |

|Шестакович(“7-я |

|симфония”) 1942 год |

|– первый |

|полнометражный фильм|

|“Машенька”. |

|62. содерж произв |

|иск и метод анализа.|

| |

|Последовательность и|

|содержание идейно – |

|художественого |

|анализа произведения|

|искусства. |

|Изучение литературы |

|об авторе времени |

|создания и самом |

|произведении |

|искусства. |

|Учет условий и |

|времени восприятия |

|произведения |

|искусства. |

|Раскрытие содержания|

|произведения |

|искусства |

|определение его. |

|Идеи, |

|замысла,темы,сюжета,|

| |

|Определение |

|качественных |

|формальных |

|особенностей |

|произведения |

|искусства. |

|Вид искусства, |

|жанр,форма,композици|

|я, художественные |

|средства создания |

|образа. |

|Оценка |

|имторико-художествен|

|ной ценномти |

|произведения |

|искусства. |

|Определение |

|воспитательного |

|значения |

|произведения |

|искусства. |

Билет 21

|48. Культура России |

|2 половины 19 в. |

|Обслуживает интересы|

|простых людей, а не |

|аристократии. |

|Формируется новая |

|прослойка – |

|интеллигенция. |

|Праотец эстетической|

|теории реализма – |

|Чернышевский. |

|Лит-ра: Тургенев, |

|Толстой «В. и М.», |

|«Анна Каренина», |

|Достоевский, |

|Гончаров «Обломов», |

|«обрыв».Псих. роман:|

|Достоевский «Братья |

|Карамазовы», «Бес», |

|«Подросток», |

|«Преступление и |

|наказание». Сатира: |

|Чехов, Короленко |

|«Дети подземелья», |

|Мамин-Сибиряк. |

|Композиторы: |

|Мусоргский, |

|Балакирев, Бородин, |

|Римский-Корсаков |

|(частые обращения к |

|сказкам). Чайковский|

|– истоки создания |

|балетной музыки |

|«Лебединое озеро», |

|«Щелкунчик».Рахманин|

|ов. Живопись: 1863г.|

|–бунт14-ти |

|художники-передвижни|

|ки: Крамской |

|«Незнакомка», |

|Мясоедов, Перов – |

|остросоциальные |

|картины- «Тройка», |

|«У последней |

|заставы», «Сельский |

|крестный ход на |

|пасху», Саврасов |

|«Грачи прилетели», |

|Шишкин – певец |

|русской природы – |

|«Утро в сосновом |

|бору», «Рожь», |

|Поленов «Московский |

|дворик», Айвазовский|

|«9 вал» . Репин |

|«Бурлаки на Волге», |

|«Мусоргский»;Суриков|

|– «Утро стрелецкой |

|казни»; Васнецов - |

|сказки – «Три |

|богатыря». Верещагин|

|– фаталист – |

|«Апофеоз войны». |

|Скульптура: |

|Апикушкин «Пушкин». |

|Наука: Попов-радио, |

|Радихин, Менделеев, |

|Бутлеров, Тимирязев,|

|Лодыгин, |

|Яблочков-лампочка, |

|Можайский-первый |

|самолет. |

|44. Становление R |

|централиз русск гос|

|. |

| |

|Значимые |

|исторические |

|события: абсолютизм,|

|монархия.Россия |

|приобретает свой |

|вес, важное место в |

|мире. Иван 3 и Иван |

|4 создали мощное |

|государство. К 15 в.|

|начинает |

|формироваться единая|

|культура. |

|Развивается в |

|литературе |

|публицистика |

|(рассказ о светской |

|жизни общества). |

|Формируется |

|дворянство, а |

|лите5ратура |

|отображает роль |

|этого класса в |

|жизни. Проводятся |

|различные |

|реформы.Яркие |

|произведения: |

|«сказание о князьях |

|Владимирских».Писате|

|ли-публицисты: Иван |

|Пересветов, |

|Ермолай-Еразм.Церков|

|ь обосновывает |

|необходимость |

|укрепления |

|централизованного |

|государства. |

|Проводится |

|канонизация местных |

|русских «святых». |

|Митрополит Макарий |

|«Четьи |

|Минеи»-церковный |

|труд в 10 томах, |

|живо описания |

|русских |

|святых.«Степенная |

|книга» – огромное |

|собрание пышных |

|биографий всех |

|предков Ивана |

|Грозного. Кодексом |

|морали и житейских |

|правил состоятельных|

|слое в общества |

|можно назвать |

|«Домострой». Он |

|проникнут идеей |

|смирения, |

|паодчинения властям,|

|а в семье – |

|повиновение |

|домовладыке. Начало |

|книгопечатания: 1564|

|г. в Москве вышла |

|роскошно оформленная|

|печатная книга |

|«Опостол». Активное |

|возрождение |

|зодчества.1475-1479 |

|гг. – Кафедральный |

|Успенский собор |

|(Аристотель |

|Феорованти) – |

|симбиоз 2 систем: |

|русское зодчество и |

|барокко. Роспись |

|собора: |

|Дионисий.Новый |

|архитектурный стиль |

|– шатровый (церковь |

|Вознесения в |

|Коломенском). |

|1554-61 г. Собор |

|Василия Блаженного |

|(Барма, Постник), |

|Покровский собор в |

|честь взятия Казани |

|1552 г..1672 г. – |

|попытка создать |

|первый русский |

|театр. |

Билет 11

|10: Средневековое |

|представление о |

|культуре? |

| |

|Высшее достижение |

|культуры |

|средневековья |

|выражалось не только|

|в религиозной – |

|фанатической стороне|

|сознания, но и в |

|олицетворении в ней |

|творческой воли |

|человека, могущество|

|труда человеческого |

|общества. |

|5-16 века- длина |

|средневековья. |

|Огромную роль в |

|формировании этой |

|культуры сыграла |

|религия, феодально –|

|светская культура, |

|народная культура( |

|праздники, обычаи, |

|каноны). |

|Арки, готика, |

|музыка, архитектура,|

|театр- наиболее |

|сильный рассвет в |

|это время. |

|Музыка: «Охота на |

|оленя», «Эхо» и др. |

|Литература: Шекспир.|

| |

| |

|34 Развитые |

|капиталист отнош. |

|Классицизм. |

|Классицизм –на |

|основе реализма, в |

|основе рациональное |

|начало. |

|Сформировался в |

|последн. ј 18 века |

|во Франции. Декарт, |

|Корнель, Расин, |

|Мольер, Буало- |

|основатели |

|классицизма. |

|Принципы классиц. |

|Раелизовались в |

|различных видах |

|искусства. |

|Возродилось стр-во |

|треумфальных арок |

|(Треумфальная арка |

|на площади звезд в |

|Париже). В скуьпт. |

|Гладкие полированные|

|поверхности мрамора,|

|придают статуям |

|холодность. Жесты |

|героев сдержаны. В |

|живописи – сцены |

|античных времен. |

Билет 33

|65. Принципы |

|эстетического |

|воспитания |

| |

|Эстет-е воспит-е |

|нач-ся с правил-го |

|восприятия красоты в|

|окр-щей действ-ти, в|

|общ-ве, в жизни. |

|2 задачи: 1-я – |

|развивать эстет-е |

|способ-ти личности в|

|структуре ее |

|деят-ти; |

|2-я – формировать |

|эстетич-е ориентации|

|личности, спос-ть |

|воспринимать, |

|чувствовать, |

|переживать, |

|прививать вкус и |

|идеал человека. |

|3 этапа: 1-й – |

|опред-ние эстет-х |

|качеств; 2-й- |

|усвоение принципов |

|эстет-го воспитания,|

|т.е. правил по |

|которым |

|осуществляется этот |

|процесс; 3-й- |

|овладение средс-ми и|

|методами эстет-го |

|воспитания. |

|66. Кул-ная политика|

|гос-ва в ФАПСИ. |

| Вопросы развития |

|к-ры и ис-ва, |

|повышения их роли в |

|деле формирования |

|гармонично развитого|

|воина, укрепления |

|обороноспособности |

|занимант важное |

|место в кул-ной |

|политике России по |

|отношению к ФАПСИ. |

|К-ра выступает не |

|столько как |

|опред-ная сфера |

|общ-й жизни, сколько|

|как ее суть. |

|Факторы кул-ной |

|политики: 1) |

|Потреб-сть |

|построения гуманного|

|демократ. общ-ва; |

|2) Потреб-сть |

|реформирования общ-й|

|жизни в России; 3) |

|Потреб-сть |

|дальнейшего развития|

|и перестройки общ-го|

|сознания, возрож-я |

|общ. ценностей и |

|кул-но-истор-х |

|традиций |

| |

Билет 13

|36. Фовизм, |

|футуризм, |

|дадаизм-модерн 20в|

| |

|Фовизм- (от |

|итальянского: дикий,|

|хищный) |

|характеризуется |

|яркостью, часто |

|несопоставимостью |

|красок, предметы |

|часто окрашиваются |

|не в свои цвета. |

|Представители: Андре|

|Матис |

|картина“Танец”,”Вид |

|из окна в Танжере”, |

|Марке, Фламин, |

|Тирен. |

|Футуризм- (от |

|итальянского – |

|будущий) |

|авангардистское |

|течение, сложившееся|

|в италии. Отличается|

|тем, что |

|изображаемый предмет|

Страницы: 1, 2, 3