Шпора по культурологии (институт)
Шпора по культурологии (институт)
Билет 6
|29 Позднее |
|средневековье. |
|Готический стиль. |
|Интенсивно |
|используются витражи|
|мозаика, здания с |
|тонкими стенами и |
|перекрытия, |
|стрельчатая арка |
|заостренная кверху в|
|виде стрелы, большие|
|окна. Собор |
|Парижской |
|богоматери, собор |
|святого Вита, Санта |
|Марии, Миланский |
|собор. Скульптуры |
|пополнели т.к. |
|душа-в теле. Театры |
|бродячих актеров – |
|библейские и |
|простонародные |
|сюжеты. Верить – |
|значит |
|понимать-Августин. |
|Музыка –король |
|Навары Тибо, Ричард |
|львиное сердце |
|6 Исск как ядро |
|худож К |
| искусство |
|оценивает мир |
|формирует дух. облик|
|людей, их чувства, |
|мысли, |
|мировоззрение, |
|пробуждает |
|творческие |
|способности. И. |
|Связано с нац. к-рой|
|виды И.: арх(созд. |
|соор. Для общ. и |
|частной жизни |
|людей); |
|скульп.(монум, |
|станк, |
|декор)(объемное |
|претворение худ. |
|форм в |
|пространстве); |
|жив.(монум,станк)(пр|
|едст образов с |
|помощю красок (воск\|
|темпера\ масло) и |
|твердой поверх) |
|графика(ст\ книжная\|
|газ-жур\ прикл\ |
|плакат) |
|(рисунок+текст); |
|дек\прикл\исск(быт |
|предм.,облад. |
|худ-эст ценностью); |
|дизайн(формир. |
|предметной |
|среды)(выр\ср: |
|пропорции\ ритм\ |
|контраст); |
|лит-ра(матер. |
|носитель-слово)(проз|
|а\ поэзия\ драм); |
|музыка(симф\ опер\ |
|камер\ легкая\ |
|др)(жанры: песня\ |
|танец\ сонет\ сюита\|
|симф\ опер\); |
|театр(драм действие |
|перед зрит)(пьесса\ |
|либретто\ импров\ |
|пантомима); |
|хореография(танец); |
|кино(синтетическое) |
Билет 27
|49.Серебрянный век. |
|Реалистическое |
|направление в |
|лит-ре: |
|Мамин-Себиряк, |
|Гарин-Михайловский, |
|Чириков, Шмелев, |
|Алексей Толстой, Д. |
|Бедный. Декадентское|
|направление Н. |
|Минский, Т. |
|Мережковский, З. |
|Гиппиус, Ф. Сологуб,|
|Бальмонт, Брюсов. |
|Символисты, Блок, |
|Бедный. Лозунг |
|декадентов и |
|символистов: |
|«Искусство ради |
|искусства», отказ |
|от реализма, от |
|участия в |
|общественной борьбе,|
|проповедовали |
|крайний субъективизм|
|и индивидуализм. |
|Творчество |
|проникнуто |
|настроениями упадка |
|и мистицизма. |
|Модернизм в театре: |
|создание МХАТа |
|Станиславским. |
|Актеры: Качалов, |
|Москвин, Леонидов. |
|Музыка: |
|Римский-Корсаков |
|«Садко», «Золотой |
|петушок». Симфонии: |
|А.К. Глазунов |
|«Раймонда», |
|«Времена года»; А.Н.|
|Скрябин, Балакирев. |
|Модернисты: Л.С. |
|Прокофьев, Н.Я. |
|Мясковский; Балет: |
|Стравинский «Жар |
|птица», «Петрушка». |
|Балерина – Анна |
|Павлова. Живопись: |
|Левитан |
|«Владимирка». Реал. |
|живоп.: Серов |
|«Девочка с |
|персиками», Челенис |
|«Небесная мельница».|
|Символисты: Врубель |
|«Царевна лебедь», |
|«Демон», «Пан». |
|Арх-ра: Внедрение |
|железобетонных и |
|металлических |
|конструкций. Жуков, |
|Шехтер, Щусев. |
|Наука: |
|Лебедев-физик; |
|Жуковский, Чаплыгин-|
|математика; |
|Циолковский-аэродина|
|мик. |
|59.Роль К исскуства |
|в деят оф |
| |
|Формирование |
|высокого уровня |
|культуры воинской |
|деятельности – |
|важная составляющая |
|служебной |
|деятельности |
|офицера – |
|воспитателя . |
|она включает моменты|
|: усваивать уенности|
|общей и специальной |
|культуры . |
|является носителем |
|этих ценностей то |
|есть быть частью |
|культурной среды . |
|создовать новые |
|культурные ценности |
|. |
|В структуре култ |
|воин-ой деят-ти |
|выделяются несколько|
|структурообразующих |
|элементов : |
|военно-технические |
|политические |
|нравственные и |
|эститеческие . |
|военно-техническая |
|культура выступает |
|как показатель |
|уровня и степяни |
|овладениями общими и|
|военнотехническими |
|знаниями . умения |
|практически |
|применять технику и |
|оружие в современных|
|боевых операциях . |
Билет 19
|19. Соц. Кул. |
|Динамика Сорокина |
| |
|Причина |
|закономерностей |
|развития общ-ва |
|является |
|существование |
|системы ценностей в |
|центре человек. |
|Каждый тип к- ры |
|определяется сист. |
|Ценностей и |
|человеком. Человек –|
|определённый тип |
|культуры. Труд |
|«Социокультурная |
|динамика» |
|предполагает |
|различать типы к-ры |
|по параметрам: |
|природа потребностей|
|и целей, реальности |
|, степень удовлет. |
|Нужд и потреб, метод|
|удовлетвор. |
|42. Киевской Руси.|
|Предпос ее формир… |
| Предпосылки |
|формирования: 6 век |
|– 9 век: |
|формирование |
|древнерусского |
|гос-ва. 988- |
|принятие |
|христианства на |
|Руси. Было 2 |
|культурных центра: |
|Киев и Новгород. |
|Особенности ДР |
|к-ры:1.Религиозность|
|, 2.Строгая |
|каноничность, |
|3.Имперсональность. |
|Киев становится |
|центром ДР гос-ва. |
|Культурные |
|памятники: собор |
|София Киевская-1035 |
|г., собор София |
|Новгородская-1045г. |
|В них использовалась|
|крестово – купольная|
|система. Золотые |
|ворота во |
|Владимире(1154 г.) |
|Приемы древней |
|живописи: фреска, |
|мозаика, иконопись, |
|Иконописцы: |
|Рублев”Георгий |
|победоносец”,”Ангел |
|– златые власа” (12 |
|век). Летописец |
|Нестор: “Повесть |
|временных лет.” |
|“Слово о полку |
|Игореве”(автор |
|неизвестен), |
|Владимир |
|Мономах”Житие.” |
Билет 16
|16. Теория К |
|антропологии Тайлора|
| |
|Тайлор(против теории|
|локальных |
|цивилизаций) к-ра |
|имеет единое начало,|
|неделимость мировой |
|культуры. Формы к-ры|
|как бы они ни были |
|различны имеют один |
|«корень» древнюю |
|культуру. Работа « |
|Первобытная |
|культура». |
|39. Реалистические |
|направления |
|современной |
| |
|Реализм возник как |
|преемник- оппонент |
|романтизма. Реализм |
|делят на |
|натурализм(отражение|
|действительности как|
|в зеркале), |
|критический |
|реализм(изображение |
|социальной |
|напряженности, |
|классовой борьбы), |
|и, до 90-х годов, |
|социалистический |
|реализм(изображение |
|утопической |
|социалистической |
|идеальной жизни). |
Билет 25
|57.Роль и место |
|музеев библ.в |
|культ. |
|В 1932 году при |
|президиуме ВЦИК был |
|организован комитет |
|по охране памятников|
|истории исксива и |
|культуре . по сути |
|дела кометет был |
|создан не для учета |
|имеющихся ценностей |
|ответственность же |
|за их сохранность |
|была возложенна на |
|соответствующие |
|исполкоммы. |
|Среди общественных |
|организаций особое |
|место и роль |
|принадлежит |
|всеросийскому |
|обществу охраны |
|памятников истории и|
|культуры которое |
|было основано в |
|1966г .Закон об |
|охране и |
|использование |
|памятников истории и|
|культуры определяет |
|парядок учёта |
|культурного и |
|исторического |
|наследия которое в |
|этой связи |
|подроздиляется на |
|памятники |
|республиканнского и |
|местного значения . |
|47. Культура России |
|1 половины 19 в. |
|Арх-ра: Классицизм |
|переходит в Русский |
|ампир (в европейский|
|классицизм вносятся |
|самобытные |
|черты).Тома де |
|Томано – здание |
|Биржи.Воронихин – |
|Казанский собор – |
|30-е годы(в честь |
|победы |
|1812г.);Монферано – |
|Исаакиевский собор –|
|1 пол. 19в. Роспись |
|- Карл Брюлов. Росси|
|– здание |
|генерального штаба, |
|арка генерального |
|штаба. Бове – |
|Большой театр – |
|Москва, театральная |
|площадь.Скульптура: |
|Клод – «Крылов в |
|летнем саду», |
|«Конь»(Москва).Марко|
|с – памятник Минину |
|и |
|Пожарскому.Живопись:|
|развитие разл. |
|жанров.Романтизм – |
|Кепренский, |
|Виницианов (народные|
|мотивы, русский быт)|
|«На пашне», |
|«Близнецы». Реализм |
|– Тропинин |
|«Кружевницы», |
|портрет сын. |
|Классицизм – Брюлов |
|«Последний день |
|Помпеи», «Всадница»;|
|Иванов «Явление |
|Христа |
|народу».Реализм(Крит|
|ический реализм: |
|Федотов «завтрак |
|аристократа», |
|«Вдовушка». |
Билет 4
|8: Типология К как |
|одна из проблем |
|культур? |
|Русская культура |
|представляет собой |
|третье начало, |
|уравновешивающее |
|восточную и западную|
|цивилизации. Свои |
|концепции |
|предлагали: |
|Достоевский |
|(соединение высших |
|слоев общества с |
|народом). |
|Толстой (смысл жизни|
|видел в усвоении |
|многовековой |
|народной мудрости и |
|в христианской |
|религии; руководство|
|моралью любви и |
|милосердия, |
|непротивления злу |
|насилием). |
|Бердяев ( религия |
|способствует |
|окончательному |
|объединению красоты,|
|добра, любви). |
|Вернадский, |
|Чижевский, Гумилев, |
|Маркарян, Мижуев, |
|Лихачев, |
|Гуревич(показали |
|связь между |
|культурной историей |
|человечества, |
|космическими |
|явлениями, |
|геологическими |
|процессами и |
|материальной жизни |
|общества). |
|Культура является |
|специфическим |
|способом бытия |
|человека, имеет свои|
|пространственные и |
|временные границы, |
|раскрывается через |
|особенности |
|поведения, сознание |
|и деятельность |
|человека, равно как |
|и через вещи, |
|предметы, речь, |
|символы и знаки. |
|26.К Древ. Востока |
|(Индия, Китай, |
|Япония). |
| |
|Прямолин. |
|Размерекноое развите|
|цивилиз. Человек не |
|теряет связь с |
|природой, человек |
|часть окр. мира. |
|Достижение нирваны |
|(наивыс. степень |
|совершенства). |
|Конфуцианство |
|(совокупность правил|
|и норм поведения |
|человека), Индуизм |
|(Юго-Вост. Азия, |
|аскетизм – способ |
|стать богом, бого – |
|часть природы), |
|Даосизм (основатель|
|Лао-цзы, дао- путь к|
|совершенству), |
|Буддизм (Стремление |
|слиться с буддой). |
|Каноничность, |
|схеметичность |
|живописи. Веды гимны|
|богам. Изобр. ис-во:|
|мелкая пластика, |
|статуэтки богов. |
|Страмбхи- столбы с |
|надписяим. Ступ – |
|памятный комплекс. |
Билет 9
|9. Представление о К|
|древнего человека? |
| |
|Духовный мир нашего |
|далекого предка был |
|миром культуры, |
|миром создания |
|значимых для его |
|души ценностей. В |
|них он познавал и |
|переживал окружающий|
|мир, себя в нем и |
|мир в себе. Человек |
|интенсивно и |
|плодотворно |
|трудился, создавал |
|много удивительного:|
|мифы, религиозные |
|представления, |
|орудия труда, |
|памятники искусства |
|и культуры, |
|повседневный опыт, |
|практические знания |
|о природе и себе. |
|Это помогло |
|следующим поколениям|
|в своем культурном |
|развитии. |
|Виды труда : |
|первичный( палка, |
|камень, дубина), |
|вторичный( то чем |
|делалось первичное).|
| |
|Первый предмет |
|религиозного |
|поклонения фетиш. |
|Вера в духов. |
|Европа, южная Азия, |
|северная Африка- |
|там первые памятники|
|культуры. |
| |
|32 Барокко |
|Барокко- |
|необычное.хар-ки( |
|яркость чувств, |
|порывистость, |
|страстность, |
|преувеличения и |
|излишества, |
|чрезмерная |
|величественность.пок|
|орило европу, |
|америку. |
|Живопись(Микеланджел|
|о караваджо «мальчик|
|с лютней»), |
Страницы: 1, 2, 3
|
|