скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки скачать рефераты

оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный

патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя

«детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их

движения. Среди участников этой войны – более ста будущих декабристов; 65

человек из тех, кого в 1825 году власти назовут «государственными

преступниками», насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Известно,

что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только

военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны

социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту

национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой

общественной мысли в России. Декабристы первыми указали на народный

характер этой войны. Именно война 1812 года глубоко и остро поставила перед

будущими декабристами вопрос о судьбах родины, путях ее развития, выявила

огромные возможности русского народа, который, как они верили, рано или

поздно должен найти в себе силы для освобождения от внутренней тирании –

сбросить ярмо крепостного рабства.

В течение 1812 – 1815 годов будущие декабристы оказались свидетелями

событий мирового значения, они наблюдали, с какой легкостью разрушались или

воссоздавались троны, ломались старые порядки. Это внушало им надежду на

возможность революционных перемен и в России.

Декабристы – участники Отечественной войны 1812 года надеялись, что

великий подвиг России разбудит к новой жизни молодое поколение, что

Александр I произведет ожидавшиеся реформы, что откроются новые широкие

возможности и для перемен политических, и для развития культуры. Но

произошло обратное: закрепощенность крестьян не ослабла, расцвела

аракчеевщина, усилились цензура и преследования свободомыслящих писателей и

ученых. Протестовала же небольшая часть общества, а вступала в активную

борьбу с реакцией совсем малая.

Одной из мер правительства после войны 1812 года было объединение

«духовных дел и народного просвещения» в одном министерстве во главе с

князем Голицыным. Но на деле это министерство сознательно тормозило

распространение в стране научных знаний, опасаясь, что это может привести к

«пагубным последствиям для существующего порядка вещей».

Сразу же после окончания войны реакция со всей силой обрушилась на

учебные заведения. В специальной правительственной инструкции

предусматривалось преподавать лишь те науки, которые «не отделяют

нравственности от веры». Крупнейшие университеты страны (Петербургский,

Казанский и др.) были подвергнуты опустошительному разгрому. Прогрессивно

настроенные профессора, подлинные ученые были изгнаны, а над учебными

заведениями устанавливался полицейский надзор.

Жестокие репрессии обрушились на журналистику и литературу. Обо всем,

что хотя бы косвенно касалось правительства и его политики, писать

категорически воспрещалось. На публикации подобного рода нужно было

разрешение соответствующих правительственных учреждений. Все выходившие из

печати литературные произведения подвергались усиленной цензуре.

Все эти и многие другие реакционные действия правительства Александра

I не могли не вызвать самого решительного протеста передовой части

образованных людей России. Правительственная политика положила конец

надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ. Теперь,

вспоминал декабрист И.Д.Якушкин, «никто из нас не верил в благие намерения

правительства».1

История возникновения тайных декабристских обществ отделена от войны

1812 года промежутком всего лишь в несколько лет, но послевоенную

общественную атмосферу декабристы ощущали как полную противоположность

энтузиазму национального подъема, вызванного защитой родины. Они мечтали о

возрождении этого подъема во внутренней жизни и на ее волне ожидали

политического обновления страны.

Проблемы образования и воспитания детей в программных документах

декабристов.

В январе 1818 года в Москве была создана декабристская организация

под названием «Союз благоденствия» (или Союз общественного благоденствия,

называемый в документах следствия Союзом благотворения и Обществом «Зеленой

книги»). Это была довольно многочисленная (более 200 человек) тайная

организация с заранее разработанным уставом, в котором были изложены

организационные и отчасти программные принципы.

Согласно уставу, члены Союза благоденствия обязывались принимать

самое активное участие в общественно – политической жизни страны. Работа

над распространением в стране прогрессивных общественных идей являлась для

декабристов не самоцелью, а важным средством подготовки революционного

переворота. Как показывал Е.П.Оболенский на следствии, общество стремилось

к «занятию должностей гражданских с целью не только исполнения вполне своих

обязанностей, но и уничтожения лихоимства…Постепенным улучшением

нравственности и распространением просвещения…общество надеялось достичь

тихого и неприметного переворота в правлении государства». 1

Такая работа была совершенно необходима, чтобы, как говорил Пестель,

«общее мнение революции предшествовало». Декабристы полагали, что

потребуется примерно 20 лет, когда передовое общественное мнение овладеет

умами всех слоев Российского общества и будут тем самым созданы условия для

сравнительно «безболезненного» революционного переворота. Предполагалось,

что к этому времени в каждом крупном городе России будут созданы отделения

тайного общества, которые составят конспиративные городские «палаты»,

возглавляемые своим «советом». Они и явятся опорными пунктами

революционного переворота. Члены общества рассчитывали и на международную

революционную конъюнктуру. Они внимательно следили за положением дел в

странах Западной Европы, видели нарастание там революционного движения

(которое в 1820 –1821 гг. вылилось в серию революций в южноевропейских

странах). В 1818 – 1820 гг. декабристы были убеждены, что в перспективе

начнется революция в германских государствах против их монархов. К этому

движению, считали они, примкнет Польша, а тайное общество в России,

произведя у себя революционный переворот, подаст им руку помощи. Опираясь

на отделения своего тайного общества в разных городах, декабристы надеялись

овладеть всеми государственными учреждениями в стране. Предполагалось

избрать руководящий орган революции. Революционный переворот мыслился

декабристами как строго организованная акция, которая должна произойти

быстро и четко, «при всеобщем ликовании народа» и без «ужасов французской

революции».

Нужно заметить, что печать и просвещение до начала 20 – х годов еще

не подвергалась тем суровым гонениям, какие начались позднее. В 1818 – 1820

гг. издаются книги К.И.Арсеньева «Российская статистика» и А.П.Куницына

«Право естественное», в котором излагались просветительские идеи

«естественного права» и открыто ставился вопрос о необходимости отмены

крепостного права в России. В журналах печатались статьи, в которых

говорилось о пользе конституционного устройства, публиковались тексты

западноевропейских конституций. Все это создавало благоприятные условия для

деятельности Союза благоденствия в плане «овладения общественным мнением» и

дальнейшего распространения последнего.

Через сеть легальных и полулегальных «вольных обществ»,

благотворительных организаций, литературных кружков и объединений,

литературно – политические журналы и учебные заведения Союз благоденствия

был тесно связан с прогрессивными кругами России и фактически превратился в

идейный центр, объединяющий революционные и либерально – оппозиционные

круги России в борьбе с самодержавием и крепостничеством.

При этом особое внимание уделялось пропагандистско-агитационным, в

значительной мере легальным формам деятельности с привлечением к ней

широкого круга единомышленников декабристов. Выступления в периодической

печати в защиту передовой науки и литературы, издание литературных

альманахов и ученых трудов, защита обиженных и несправедливо осужденных,

выкуп из крепостной неволи талантливых крестьян – самоучек, помощь

голодающим крестьянам, критика печатно и устно крепостного права, палочных

наказаний в армии, аракчеевских военных поселений и т.д. – вся эта

деятельность в конечном итоге преследовала цель «подготовить умы» к

необходимости упразднения самодержавно – крепостнических порядков в стране.

Главными средствами распространения передовых общественных идей

декабристы считали просвещение и печать. Они придавали исключительно важное

значение «силе просвещения», рассматривая его как залог прогресса нации.

Декабристы были убеждены, что никакие серьезные преобразования не могут

быть осуществлены, если народ забит и безграмотен. При этом декабристы

стремились не просто к распространению среди народа элементарной

грамотности, но к воспитанию его в духе высокой нравственности, подлинного

патриотизма, любви к свободе.

В конце 18 – начале 19 века в Европе получила распространение

разработанная английскими педагогами А.Беллом и Дж.Ланкастером система

взаимного обучения, при которой старшие и уже имеющие определенные знания

ученики под руководством преподавателя вели занятия с младшими учащимися.

В России эту систему впервые, начиная с 1818 года, применили

декабристы, главным образом в солдатских школах. В Петербурге декабристами

было основано Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного

обучения, которым руководил активный деятель Союза благоденствия

Ф.Н.Глинка, служивший адъютантом у петербургского военного генерал –

губернатора М.А.Милорадовича. Это общество координировало работу других

«ланкастерских школ», возникавших в разных городах страны: в Москве, Туле,

Полтаве, Одессе, Херсоне, Риге, Перми, Вологде, Астрахани, Тифлисе и

Иркутске. Петербургское Вольное общество выпускало учебные «таблицы», в

которых использовались понятия «свобода», «воля», «раб», «цепи», «союз»,

«герой», «восстать», «гражданин», издавало книги для широких народных

кругов, уже овладевших грамотой. К составлению и изданию учебных «таблиц»

был привлечен И.Н.Греч, который печатал их в своей типографии. Используя

вполне благонамеренные учебные издания Греча, декабристы дополняли их

своими определениями и понятиями. Так, В.Ф.Раевский в руководимой им в

Кишиневе солдатской школе на уроках правописания в дополнение к печатным

«прописям» Н.И.Греча давал и рукописные, в которых фигурировали имена

Кассия, Брута, Джорджа Вашингтона, Оноре Мирабо и других. Волнение в

лейб–гвардии Семеновского полка в 1820 году вызвало у Александра I сильные

подозрения, что семеновские солдаты были «подготовлены» существовавшей в

том полку «ланкастерской школой». Позже процесс над В.Ф.Раевским

окончательно убедил императора в том, что эти школы использовались в целях

антиправительственной пропаганды, и в 1823 году они были закрыты.

Декабристы придавали всегда большое значение общественному воспитанию

детей. Его преимущество они видели в том, что в отличие от домашнего,

которое «нежит тело, расслабляет души и делает до крайности надменными и

своевольными баловней потворства и неги», общественное воспитание

«уничтожает все посторонние титулы, все причуды знатности исчезают, а при

всяком остается одно только звание человека».

Взгляды декабристов по вопросам просвещения и педагогики получили

наиболее яркое отражение в «Русской Правде» П.И.Пестеля, который являлся

как бы проектом государственного преобразования России.

Решающими факторами формирования людей П.И.Пестель считал социально –

экономический строй, политическое устройство и общественное воспитание.

Пестель пишет: «Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим

обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего

бытия…От сей обязанности происходит право пользоваться для пищи плодами и

прочими произведениями природы».1

Материальные условия жизни в основном образуют нравственный облик

народа, и, чтобы возвысить нравственный дух народа, воспитать в нем

общественные интересы и патриотизм, необходимо доставить народу средства

для пропитания, то есть землю и свободный труд. Особое место отводит

Пестель в деле формирования нравственности государственным законам. Он

считал, что нравственность зависит от характера правления: плохие законы

(монархические) развращают народ, хорошие (республиканские,

демократические) нравственно воспитывают.

В новом государстве упраздняются сословия. Согласно «Русской Правде»,

все граждане имеют одинаковые политические и гражданские права. Одним из

основных прав граждан считается право на воспитание детей, и после победы

новое государство позаботится о том, чтобы все дети учились. Провозглашая,

что воспитание детей после победы станет государственным делом, «Русская

Правда» отмечала: «…так как ничто столь сильно не действует на

благоденствие царств и народов, как воспитание, то и обязывается Верховное

правление учебные заведения устроить таким образом, чтобы они в полной мере

возможную пользу приносили».2

Будут запрещены частные школы, так как о воспитании и обучении

подрастающего поколения будет целиком и полностью заботиться правительство.

Как же будет выглядеть система народного образования? В дошедших до

нас главах «Русской Правды» этот вопрос освещен далеко не полностью. Только

в одной главе – «Солдатские дети» есть некоторый материал на эту тему.

В царской России солдатские сыновья, достигнув семилетнего возраста,

считались собственностью государства. Их помещали до 18 лет в

организованные в 1798 году военно-сиротские отделения, где и готовили к

длительной солдатской службе. Согласно «Русской Правде», после победы над

царизмом военно-сиротские отделения упраздняются, так как изменяется вся

структура русской армии. Но поскольку сиротство солдатских детей неизбежно,

«Русская Правда» предлагает организовать за счет государства и волостей для

солдатских и других сирот «воспитание в первоначальных основаниях оного, а

потом и в уездном училище».

В «Русской Правде» также идет речь о создании в каждом губернском

городе педагогического института для подготовки учителей: «Курс наук (в

этих учебных заведениях) разделится на два отделения: в первом

преподаваться будет все то, что нужно для учителей уездного училища, а во

втором все то, что нужно для учителей губернского училища».1

Таким образом, школьная система по материалам «Русской Правды»

представляется в виде доступных для всех трех ступеней школ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6