Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки
Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки
ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Дипломная работа на тему:
«Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки».
Выполнил студент 5 – го курса:
факультета культурологии
Воробьев К.А.
Научный руководитель:
Копылов А.Н., д.и.н., профессор
Москва, 2000 г.
Содержание.
Введение. стр.3-7
Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов:
1.1. Причины возникновения революционных взглядов у будущих
декабристов стр.8-14
1.2. Проблемы образования и воспитания детей в программных документах
декабристов стр.15-29
Глава 2. Идейная эволюция декабристов после 1825г. и их отношение к
просвещению народов Сибири стр.30-40
Глава 3. Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской
ссылки. стр.41-54
Заключение. стр.55-58
Список использованной литературы. стр.59-60
Введение.
174 года назад в России произошло событие, которое обозначило новую
полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история
организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь
борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в
историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в
которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили
бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не
сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль
и творческую инициативу.
Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к
науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов
свидетельствует все их наследие – книги, статьи, письма, мемуары и большой
массив еще не опубликованных архивных материалов. Так, член Северного
общества Г.Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой
русской книги о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи,
оставил статьи и заметки по вопросам философии, эстетики, истории,
математики, этнографии. Николай Бестужев, литератор и живописец,
увлекавшийся многими отраслями знаний, считал стремление к универсализму
одной из примет своего поколения: он утверждал, что и художник должен
выходить за пределы своей профессии, он «должен быть и историком, и поэтом,
и наблюдателем (то есть исследователем)».1
Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или
иные произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их
универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще
не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же
Н.Бестужев писал: «Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та,
что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам».1
Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была
оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не
суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить
свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы
разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.
Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на
революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся
на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны
прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины,
стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.
При этом многие из активных участников восстания, размышляя о
причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости
социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких
масс населения России.
Участники выступления на Сенатской площади явились и первыми
историографами декабристского движения. Но широкий размах научная
разработка история декабризма приобрела значительно позже, уже в советское
время.
Важными вехами в этом отношении стали 100-летие и 150-летие со дня
восстания декабристов. В связи с первой датой началось издание следственных
материалов о восстании и появились первые монографические работы, а со
второй – широкий размах исследовательской работы по всему комплексу
проблем, связанных с декабристским движением. Особенно активно изучение
декабризма стало развиваться после создания в 30-х годах Института Истории
Академии наук СССР и образования в его составе под руководством академика
М.В.Нечкиной группы изучения декабристского движения и революционной
ситуации в России.
К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано
более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды
П.Е.Щёголева, М.В.Нечкиной, Н.М.Дружинина, В.А.Фёдорова и других учёных,
освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с
формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и
суда над декабристами.
Крупным обобщающим исследованием о декабристах и их эпохе бесспорно
является двухтомная монография М.В.Нечкиной «Движение декабристов»,
изданная в 1955 г. Основная задача монографии, как это определено её
названием, состояла в том, чтобы изучить непосредственно движение
декабристов, его корни, выяснить, как развивалась его идеология, как
происходила смена одной декабристской организации другой, как было
подготовлено и проведено восстание.
Меньше изучены взгляды и деятельность декабристов после восстания. Но
и по этой проблеме в последние три десятилетия ведётся активная работа.
В процессе подготовки к 150-летию со дня восстания декабристов,
наряду с продолжением ранее начатых исследований о самом восстании, суде и
следствии получило значительное развитие изучение сибирского периода жизни
и деятельности декабристов. Возник ряд новых центров изучения
декабристского движения (Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.).
В Иркутске начата большая серия научных публикаций под названием
«Полярная звезда». В ней издаются воспоминания, дневники, воспоминания,
письма и другие документы видных декабристов. При этом каждому декабристу
отводится 1-2 тома, снабженные обширным справочным аппаратом, вводной
биографической статьей и научными комментариями.
В ряде работ выдвинута и развивается идея о существенной эволюции
ссыльных декабристов в сторону просветительской работы среди широких масс
населения. Так Г.П.Шатрова, автор изданной в Томске книги «Декабристы и
Сибирь», считает, что «именно в просветительстве декабристы нашли свое
новое назначение в революционном движении после поражения восстания». 1
Эту точку зрения разделяет другой автор В.Г.Кокошко, который писал,
что декабристы «свою культурно – просветительскую деятельность в
Сибири…рассматривали как продолжение прежней борьбы с феодально-
абсолютистским строем».1
Так как автор данной дипломной работы получит специализацию педагог
дополнительного образования, его внимание привлекли педагогическая и
просветительская деятельность декабристов, являющихся основоположниками
методики взаимного обучения в России.
Поэтому целью дипломной работы является освещение просветительской
деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:
Формирование общего мировоззрения декабристов и их педагогических взглядов;
Проанализировать особенности мировоззрения декабристов периода сибирской
ссылки;
Характеристика просветительско-педагогической деятель-ности декабристов
после разгрома восстания.
Для решения поставленных в дипломной работе задач мною использованы
ряд документальных публикаций и научная литература по истории
декабристского движения, особенно документы и литература о сибирском
периоде жизни и деятельности декабристов.
Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов.
1.1. Причины возникновения у будущих декабристов революционных
взглядов.
Истоки формирования мировоззрения декабристов сложны и многообразны.
Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: в
последнем десятилетии XVIII века, или в первые годы XIX века.
Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению
дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной
России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало
через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского
имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение.
Декабристы росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где
могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и
крестьянина, барина и дворового человека.
И поэтому одной из причин, побудивших их восстать против
самодержавия, декабристы на следствии называли саму российскую
крепостническую действительность во всех крайне неприглядных ее
проявлениях. «Вольномыслие» декабристов возникло в первую очередь как
протест молодого поколения передового дворянства против произвола
самодержавия, засилия чиновничьей бюрократии, угнетенного, бесправного
положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.
Следует отметить и высокий уровень образованности будущих
декабристов. Одни из них учились в Московском университете, другие – в
Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба),
третьи – в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения
были затронуты, как говорили сами декабристы, «духом времени». Так, из
мемуарной литературы мы узнаем, что в Царскосельском лицее «был обычай
злословить царя, называть его дураком, и положено жесточайше наказывать
того, кто выдаст».1 «Правилом хорошего тона» в лицейской среде также
считалось «порицать начальство, развивать идеи равенства, знать все дерзкие
и возмутительные стихи или самому быть сочинителями оных, знать и толковать
о конституциях, насмехаться над выправкой в войсках, презирать звание
верноподданного, высоко чтить либерала».2
Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в
молодых умах. Крестьян в университет не допускали, но на университетских
скамьях студенты – дворяне встречались со студентами – разночинцами.
Мещанские, купеческие и поповские сыновья слушали лекции в одной аудитории
с молодыми дворянами. Однако студенты – дворяне отличались от студентов –
разночинцев даже формой.
Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по
несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а
рядом в бедных домишках и лачугах ютились бедные люди. В учебнике же
естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: «Законы должны
быть для всех граждан одинаковы». Противоречие между передовой мыслью и
русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были
одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской
действительности устремлялась к книге, а от книги – опять к русской
действительности.
Огромное влияние на формирование просветительских взглядов
декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века
А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жестокие картины
крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева,
совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.
Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг.
С Запада более свободно проникали – еще в библиотеки дедов и отцов –
произведения философов – просветителей. Особенно часто попадали в руки
передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия – Вольтера,
Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье… Их читали в подлиннике: знание
французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека
в России.
Возрастал интерес и к литературе начала 19 века. Читались новые
книги, передовые иностранные газеты и журналы. Изучение конституций
Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания.
Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей
русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие,
передали свой опыт новому поколению. Против положения о «прирожденном»
праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирожденном
равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных
привилегий. Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать
своими подданными поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу.
Русская прогрессивная печать начала XIX века выступала в защиту
передовых мыслителей Франции. Публикуя статью «О признаках народного
просвещения», журнал «Вестник Европы» ставил проблему распространения
просвещения во всех сословиях: «…пока науки будут исключительной
собственностью одного какого – либо сословия людей, которое сверх того еще
по особливым законам совершенно отделено от всех прочих, до тех пор можно
утверждать с достоверностью, что в таком народе нельзя ожидать значительных
успехов просвещения».1
Просветительская идеология проникла даже в среду деятелей
официального просвещения. Так, профессор Ярославского Демидовского высших
наук училища Г.Ф.Покровский, выступая в местном Обществе любителей
российской словесности с рассуждением «О степенях образования людей и
народов», связал эту проблему с наличием благоприятного климата и
естественных богатств у людей и народов, утверждая, что «сокровища земли –
первое основание нравственного воспитания». По мнению Покровского, труды и
образ жизни человека взаимосвязаны. Он напоминает, что человек может
совершать подвиги громкие, славные и героические только тогда, когда
чувствует свое достоинство; а там, где народы управляются тиранами, люди
«представляют собой стада невольников, у которых вся чувствительность
притупляется от претерпения бедствий».[1]
Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|