скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки скачать рефераты

Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Дипломная работа на тему:

«Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки».

Выполнил студент 5 – го курса:

факультета культурологии

Воробьев К.А.

Научный руководитель:

Копылов А.Н., д.и.н., профессор

Москва, 2000 г.

Содержание.

Введение. стр.3-7

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов:

1.1. Причины возникновения революционных взглядов у будущих

декабристов стр.8-14

1.2. Проблемы образования и воспитания детей в программных документах

декабристов стр.15-29

Глава 2. Идейная эволюция декабристов после 1825г. и их отношение к

просвещению народов Сибири стр.30-40

Глава 3. Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской

ссылки. стр.41-54

Заключение. стр.55-58

Список использованной литературы. стр.59-60

Введение.

174 года назад в России произошло событие, которое обозначило новую

полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история

организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь

борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в

историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в

которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили

бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не

сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль

и творческую инициативу.

Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к

науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов

свидетельствует все их наследие – книги, статьи, письма, мемуары и большой

массив еще не опубликованных архивных материалов. Так, член Северного

общества Г.Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой

русской книги о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи,

оставил статьи и заметки по вопросам философии, эстетики, истории,

математики, этнографии. Николай Бестужев, литератор и живописец,

увлекавшийся многими отраслями знаний, считал стремление к универсализму

одной из примет своего поколения: он утверждал, что и художник должен

выходить за пределы своей профессии, он «должен быть и историком, и поэтом,

и наблюдателем (то есть исследователем)».1

Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или

иные произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их

универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще

не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же

Н.Бестужев писал: «Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та,

что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам».1

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была

оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не

суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить

свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы

разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на

революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся

на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны

прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины,

стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о

причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости

социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких

масс населения России.

Участники выступления на Сенатской площади явились и первыми

историографами декабристского движения. Но широкий размах научная

разработка история декабризма приобрела значительно позже, уже в советское

время.

Важными вехами в этом отношении стали 100-летие и 150-летие со дня

восстания декабристов. В связи с первой датой началось издание следственных

материалов о восстании и появились первые монографические работы, а со

второй – широкий размах исследовательской работы по всему комплексу

проблем, связанных с декабристским движением. Особенно активно изучение

декабризма стало развиваться после создания в 30-х годах Института Истории

Академии наук СССР и образования в его составе под руководством академика

М.В.Нечкиной группы изучения декабристского движения и революционной

ситуации в России.

К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано

более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды

П.Е.Щёголева, М.В.Нечкиной, Н.М.Дружинина, В.А.Фёдорова и других учёных,

освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с

формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и

суда над декабристами.

Крупным обобщающим исследованием о декабристах и их эпохе бесспорно

является двухтомная монография М.В.Нечкиной «Движение декабристов»,

изданная в 1955 г. Основная задача монографии, как это определено её

названием, состояла в том, чтобы изучить непосредственно движение

декабристов, его корни, выяснить, как развивалась его идеология, как

происходила смена одной декабристской организации другой, как было

подготовлено и проведено восстание.

Меньше изучены взгляды и деятельность декабристов после восстания. Но

и по этой проблеме в последние три десятилетия ведётся активная работа.

В процессе подготовки к 150-летию со дня восстания декабристов,

наряду с продолжением ранее начатых исследований о самом восстании, суде и

следствии получило значительное развитие изучение сибирского периода жизни

и деятельности декабристов. Возник ряд новых центров изучения

декабристского движения (Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.).

В Иркутске начата большая серия научных публикаций под названием

«Полярная звезда». В ней издаются воспоминания, дневники, воспоминания,

письма и другие документы видных декабристов. При этом каждому декабристу

отводится 1-2 тома, снабженные обширным справочным аппаратом, вводной

биографической статьей и научными комментариями.

В ряде работ выдвинута и развивается идея о существенной эволюции

ссыльных декабристов в сторону просветительской работы среди широких масс

населения. Так Г.П.Шатрова, автор изданной в Томске книги «Декабристы и

Сибирь», считает, что «именно в просветительстве декабристы нашли свое

новое назначение в революционном движении после поражения восстания». 1

Эту точку зрения разделяет другой автор В.Г.Кокошко, который писал,

что декабристы «свою культурно – просветительскую деятельность в

Сибири…рассматривали как продолжение прежней борьбы с феодально-

абсолютистским строем».1

Так как автор данной дипломной работы получит специализацию педагог

дополнительного образования, его внимание привлекли педагогическая и

просветительская деятельность декабристов, являющихся основоположниками

методики взаимного обучения в России.

Поэтому целью дипломной работы является освещение просветительской

деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:

Формирование общего мировоззрения декабристов и их педагогических взглядов;

Проанализировать особенности мировоззрения декабристов периода сибирской

ссылки;

Характеристика просветительско-педагогической деятель-ности декабристов

после разгрома восстания.

Для решения поставленных в дипломной работе задач мною использованы

ряд документальных публикаций и научная литература по истории

декабристского движения, особенно документы и литература о сибирском

периоде жизни и деятельности декабристов.

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов.

1.1. Причины возникновения у будущих декабристов революционных

взглядов.

Истоки формирования мировоззрения декабристов сложны и многообразны.

Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового столетия: в

последнем десятилетии XVIII века, или в первые годы XIX века.

Все декабристы (исключения крайне редки) были по происхождению

дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной

России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало

через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского

имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение.

Декабристы росли большей частью в обеспеченных дворянских семьях, где

могли постоянно наблюдать резкую разницу между положением помещика и

крестьянина, барина и дворового человека.

И поэтому одной из причин, побудивших их восстать против

самодержавия, декабристы на следствии называли саму российскую

крепостническую действительность во всех крайне неприглядных ее

проявлениях. «Вольномыслие» декабристов возникло в первую очередь как

протест молодого поколения передового дворянства против произвола

самодержавия, засилия чиновничьей бюрократии, угнетенного, бесправного

положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.

Следует отметить и высокий уровень образованности будущих

декабристов. Одни из них учились в Московском университете, другие – в

Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба),

третьи – в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения

были затронуты, как говорили сами декабристы, «духом времени». Так, из

мемуарной литературы мы узнаем, что в Царскосельском лицее «был обычай

злословить царя, называть его дураком, и положено жесточайше наказывать

того, кто выдаст».1 «Правилом хорошего тона» в лицейской среде также

считалось «порицать начальство, развивать идеи равенства, знать все дерзкие

и возмутительные стихи или самому быть сочинителями оных, знать и толковать

о конституциях, насмехаться над выправкой в войсках, презирать звание

верноподданного, высоко чтить либерала».2

Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в

молодых умах. Крестьян в университет не допускали, но на университетских

скамьях студенты – дворяне встречались со студентами – разночинцами.

Мещанские, купеческие и поповские сыновья слушали лекции в одной аудитории

с молодыми дворянами. Однако студенты – дворяне отличались от студентов –

разночинцев даже формой.

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по

несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки и дворцы, а

рядом в бедных домишках и лачугах ютились бедные люди. В учебнике же

естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали: «Законы должны

быть для всех граждан одинаковы». Противоречие между передовой мыслью и

русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были

одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской

действительности устремлялась к книге, а от книги – опять к русской

действительности.

Огромное влияние на формирование просветительских взглядов

декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века

А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жестокие картины

крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева,

совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.

Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг.

С Запада более свободно проникали – еще в библиотеки дедов и отцов –

произведения философов – просветителей. Особенно часто попадали в руки

передовой молодежи книги французских корифеев вольнолюбия – Вольтера,

Руссо, Дидро, Даламбера, Монтескье… Их читали в подлиннике: знание

французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека

в России.

Возрастал интерес и к литературе начала 19 века. Читались новые

книги, передовые иностранные газеты и журналы. Изучение конституций

Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания.

Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей

русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие,

передали свой опыт новому поколению. Против положения о «прирожденном»

праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирожденном

равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных

привилегий. Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать

своими подданными поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу.

Русская прогрессивная печать начала XIX века выступала в защиту

передовых мыслителей Франции. Публикуя статью «О признаках народного

просвещения», журнал «Вестник Европы» ставил проблему распространения

просвещения во всех сословиях: «…пока науки будут исключительной

собственностью одного какого – либо сословия людей, которое сверх того еще

по особливым законам совершенно отделено от всех прочих, до тех пор можно

утверждать с достоверностью, что в таком народе нельзя ожидать значительных

успехов просвещения».1

Просветительская идеология проникла даже в среду деятелей

официального просвещения. Так, профессор Ярославского Демидовского высших

наук училища Г.Ф.Покровский, выступая в местном Обществе любителей

российской словесности с рассуждением «О степенях образования людей и

народов», связал эту проблему с наличием благоприятного климата и

естественных богатств у людей и народов, утверждая, что «сокровища земли –

первое основание нравственного воспитания». По мнению Покровского, труды и

образ жизни человека взаимосвязаны. Он напоминает, что человек может

совершать подвиги громкие, славные и героические только тогда, когда

чувствует свое достоинство; а там, где народы управляются тиранами, люди

«представляют собой стада невольников, у которых вся чувствительность

притупляется от претерпения бедствий».[1]

Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6