скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки скачать рефераты

километров: это и стоило намного дешевле, и дети как подсобная рабочая сила

оставались дома.

По выходу на поселение «государственным преступникам» разрешалось

заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но

категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось, и

не без основания, их влияния на молодое поколение. Однако декабристы

выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались

педагогической деятельностью. При этом они не просто продолжали

существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но подняли

ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия,

разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.

Так, М.И.Муравьев – Апостол, прибывший в 1828 году в Вилюйск, занялся

устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Декабрист

обучал их чтению, письму и арифметике, а за неимением удовлетворительных

учебников сам составил несколько учебных пособий.

Чтению, письму, арифметике, географии, истории и различным ремеслам

обучали детей разных сословий и национальностей С.Кривцов и братья А. И

П.Беляевы в Минусинске в открытой ими по просьбе «мещан, крестьян

близлежащих деревень» школе. За неимением учебника математики они

пользовались лекциями П.С.Бобрищева – Пушкина, прослушанными в Петровском

каземате (пригодился опыт каторжной академии). Следует отметить, что

Минусинская школа декабристов формально считалась платной, но плата носила

номинальный характер и взималась только за обучение детей богатых

родителей.

Один из пионеров применения в России системы взаимного обучения

В.Ф.Раевский, проживший в с.Олонки с 1828 года до конца своих дней, на свои

скромные средства нанял помещение и учителя и стал разъяснять крестьянам

пользу просвещения. Однако успех к нему пришел не сразу, поскольку власти

внушали населению, что от грамоты происходит «помрачение ума». Однако

вскоре школу начали посещать не только дети, но и взрослые, что «по тем

временам было удивительно».1

Широко развернул просветительскую деятельность с выходом на поселение

Д.И.Завалишин – бывший преподаватель Кадетского корпуса (1821 – 1823 гг.).

Его общественной активности в значительной мере обязано Забайкалье

открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите

казачьей и солдатской школ, закрытых из – за недостатка учебников:

декабрист за свой счет снабдил их учебными пособиями и работал в них

учителем. Д.И.Завалишин открыл в Чите школу для мальчиков и девочек

«всякого звания и сословия», в которой обучал детей грамматике, арифметике,

истории, географии ремеслам. В 60 – х годах XIX века он выступил со

статьями по вопросам воспитания в московском журнале «Современная

летопись», опираясь в них наряду с другими материалами на педагогический

опыт декабристов в Сибири.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую

роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они

придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Братья Н. и М.Бестужевы еще при организации казематской школы для

детей служащих и мастеровых Петровского завода были инициаторами трудового

обучения детей. Они приучали своих учеников к труду и порядку, не различая

их по происхождению.

Бестужевы и Константин Торсон стали просветителями Бурятского края. В

доме Торсона была устроена школа для совместного обучения мальчиков и

девочек, бурят и русских, в которой обучали общеобразовательным предметам и

ремесленному делу. В этой школе царил дух содружества, особо успевающих

награждали подарками – книгами, инструментами и одеждой, отстающим помогали

все вместе, подбадривали их.

Школа Бестужевых и Торсона в Селенгинске, как и другие декабристские

школы, не могла не подвергаться нападкам местного начальства. Она

выдавалась ее устроителями нередко за «хозяйство» Бестужевых, в котором

подростки якобы работали по найму, занимаясь ремеслом. Ученики этой школы,

поступившие в Иркутскую и Казанскую гимназии, были там в числе лучших, а

те, кто проходил полный курс средней школы, успешно поступал затем в высшие

учебные заведения. А.М.Лушников – в Академию художеств, А.В.Янучковский – в

Петербургский горный институт, а Алексей Старцев – в медицинский институт.

Наибольшие успехи показали ученики Бестужевых и Торсона в

профессионально – технической области. Бывая в улусах, Бестужевы знакомили

их жителей с различными ремеслами, приглашали бурят отдавать сыновей в свою

школу, где их научат ремеслу. Бурятские кочевники нередко сами приезжали к

Бестужевым поучиться тому или иному ремеслу, запастись необходимыми

инструментами, они охотно отдавали детей в школу к «чудо – мастерам»,

которые к тому же многих учеников кормили и одевали бесплатно. Кочевники

развезли славу о Бестужевых по бескрайним бурятским просторам. Помощником

по ремесленному обучению был в школе бурят Сарампилов, который учился у

Н.А.Бестужева в казематской школе на Петровском заводе.

Сестры Бестужевы – Елена, Ольга и Мария Александровны – обучали

девочек ремеслу. Ремеслам вместе с девочками учились и взрослые женщины –

русские и бурятки.

Примечательно, что постаменты памятников умершим в Селенгинске

Н.А.Бестужеву и К.П.Торсону вытесал их ученик бурят Анай Унганов.

О характере и результативности педагогической деятельности

декабристов в Сибири наиболее наглядно можно судить по ялуторовским школам.

Душой, организатором и руководителем этих школ был И.Д.Якушкин.

Педагогическая деятельность всегда привлекала его. Еще до восстания 1825

года он учил крестьянских мальчиков в своем смоленском имении Жуково, так

как просвещение, по его мнению, помимо улучшения материального

благосостояния, ведет к осмыслению человеком самого себя, развития

способностей к мышлению, осознанию своего положения в обществе, а тем самым

к подрыву устоев крепостничества.1

И.Д.Якушкин, как и другие декабристы, значительно расширил свое

образование в «каторжной академии». Выйдя из Петровского каземата и

поселившись в 1836 году в Ялуторовске Тобольской губернии, он уделял много

внимания самообразованию, особенно в области естественных наук, и искал

случая приступить к реализации своих педагогических идей и просветительских

планов, вытекавших как из программных идей декабристов, так и из его личных

наклонностей. Вскоре ему удалось обойти запрет на занятия педагогической

деятельностью. В Ялуторовск был переведен молодой протоиерей

С.Я.Знаменский, знакомый тобольских декабристов, достаточно образованный

для своего времени и прогрессивно настроенный человек. Протоиерей поддержал

идею И.Д.Якушкина об организации школы. Опираясь на синодские указы 1836 –

1837 гг. об открытии церковно–приходских училищ и ходатайство тобольских

декабристов перед архиереем и губернатором, он в октябре 1841 года получил

разрешение на открытие школы. Новое училище должно было «приготовлять

«детей священников и церковнослужителей, проживающих в городе и

окрестностях, к поступлению в семинарию и вместе с тем доставить

возможность учиться мальчикам, не имеющим права поступать или по недостатку

своему не поступающим в уездные училища».1

Такая постановка задачи обеспечивала школе легальное существование и

возможность расширять программу по сравнению с гражданскими училищами.

Поскольку по уставу 1828 года приходские училища не финансировались,

ялуторовские декабристы развернули активную работу по сбору средств среди

местного населения, помогла и тобольская колония декабристов во главе с

М.А.Фонвизиным. В преддверии открытия училища все жившие в Ялуторовске

декабристы (М.И.Муравьев – Апостол, И.И.Пущин, Н.В.Басаргин,

В.К.Тизенгаузен, Е.П.Оболенский и мн.др.) занимались изготовлением

различных школьных пособий. Сам И.Д.Якушкин составил учебники ботаники и

географии, использовав местный материал, изготовил сотни таблиц по русской

грамматике, истории, географии. Его учебные пособия существенно отличались

от официальных и призваны были воспитывать детей в духе патриотизма и

гражданственности, а не пресловутой уваровской триады «самодержавия,

православия и народности».

6 августа 1842 года училище было открыто в доме, пожертвованном

местным купцом Мясниковым. Отсутствие телесных наказаний, легкость и

занимательность ланкастерских приемов обучения привлекали детей в школу, и

к концу года в ней уже было 44 человека, а к маю 1846 года это число

выросло уже до 200. Формально учителем в училище числился дьячок

Е.Ф.Седачев, хотя занятия вел сам Якушкин. В школе преподавались русский и

церковнославянские языки, география, гражданская и священная история,

чистописание и не упоминаемые в отчетах зоология, ботаника, греческая и

латинская грамматика. Декабристы намеревались также составить и ввести в

курс обучения свод законов, касающийся крестьян. К сожалению, эта идея не

была реализована.

Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря

сочетанию классно – урочной системы и системы взаимного обучения.

Применение комплексного мстода обеспечивало Якушкину относительную свободу

действий и давало возможность творчески подходить к проведению бесед,

экскурсий и обучению ремеслам. В школе учились дети различных сословий и

национальностей. Декабристы строго следили за тем, чтобы между ними были

дружеские взаимоотношения. Вместе с горожанами обучались и крестьяне, даже

дети – сироты из разных деревень и уездов. Якушкин был решительным

противников физических наказаний и целиком опирался н личный пример и

авторитет учителя.

С 1843 года его школа официально именовалась Сретенским духовным

училищем, но доступ в нее был открыт для всех сословий. Довольно обширная

программа, усваиваемая учащимися в течение 4 лет, давала намного больше

знаний, чем программа уездных училищ, не говоря уже о приходских.

Практически школа И.Д.Якушкина стала своего рода учительской семинарией, в

которой учителя и смотрители уездных училищ Западной Сибири приобретали

опыт ведения занятий по методу взаимного обучения.

Вопрос о женском просвещении, поставленный на повестку дня передовой

мыслью России, волновал и сибирскую общественность. Однако сопротивление

консервативных сил было так велико, что в первой четверти XIX века не было

открыто ни одной женской школы. Количество же девочек, обучавшихся вместе с

мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось

единицами. И только во второй четверти XIX века, уже в значительной мере

под влиянием декабристов, в Сибири появилось несколько женских учебных

заведений: Сиропитательный дом Медведниковой и Институт для «девиц

благородного и духовного звания в Иркутске. Однако их состав был крайне

малочисленным. В учебных заведениях, по данным А.Саблина, обучалось не

более 150 человек.

Несмотря на препятствия местных властей, ялуторовским декабристам

удалось 1 июля 1846 года открыть школу и для девочек, именовавшуюся

«духовным приходским училищем для девиц всех сословий».1 Ее идейным

руководителем тоже был Д.И.Якушкин, а учителем формально числился все тот

же дьячок Седачев. Для работы в школе были привлечены жена декабриста

А.В.Ентальцева и ученицы И.Д.Якушкина А.П.Созонович и О.Н.Балакшина.

В школе для девочек изучались те же предметы, что и у мальчиков, но

вместо греческого и латинского языков – французский, вместо ботаники –

рукоделие. Аналогичным образом обстояло дело с методикой обучения и

учебными пособиями.

Ялуторовская женская школа была первой всесословной среди женских

школ не только Сибири, но и всей России.

Вслед за Ялуторовском, опять же при содействии И.Д.Якушкина, в 1852

году была открыта женская школа в Тобольске для детей низших сословий на

деньги, собранные купечеством.

Сподвижник Якушкина по ялуторовским школам Протоиерей Знаменский,

переведенный на службу в Омск, в 1853 году открыл там школу для девочек,

которая явилась вместе с тем и первым гражданским учебным заведением в этом

новом административном центре Западной Сибири.

Деятельность ссыльных декабристов охватывала все стороны общественной

жизни Сибири, вовлекая представителей местного общества. Постоянные

негласные связи с Центральной Россией, с родными и близкими декабристы

смогли установить при содействии друзей из местной среды. Такие нелегальные

связи были необходимы политическим изгнанникам для информации о

происходящих в стране и за рубежом событиях, для пересылки литературных

произведений, а позднее – для получения и распространения вольных изданий

А.И.Герцена и другой запрещенной литературы. С другой стороны, передовые

круги забайкальского общества привлекали декабристов к своим прогрессивным

начинаниям, в частности к сотрудничеству в рукописных и печатных изданиях

края.

Декабристы хотели быть полезными, деятельными, «а не тунеядными»,

поэтому просили разрешения печататься, на что Бенкендорф ответил: « …Я

считаю неудобным дозволять государственным преступникам посылать свои

сочинения для напечатания в журналах, ибо сие поставит их в сношения,

несоответственные их положению».1

И все же отдельные произведения декабристов увидели свет, хотя

публикации были связаны с последующим выяснением и полицейскими дознаниями.

Начало было положено еще в 1830 – х гг., когда в Кяхте, впервые в

истории края, стали издаваться рукописная газета «Кяхтинская стрекоза» и

журнал «Кяхтинский литературный цветник». Издателем газеты был Александр

Иванович Орлов, городской штаб – лекарь Кяхты. К сожалению, ни один номер

этих изданий до наших дней не дошел. По отрывочным сведениям М.А.Бестужева,

тираж газеты доходил до 60 экземпляров – довольно значительное количество

для рукописного издания. Газета расходилась не только в Кяхте, но и за ее

пределами, в частности, В Петровском заводе, где с ее номерами знакомились

декабристы. Целью газеты являлось «изображение местности кяхтинской в

литературном, статистическом, топографическом и этнографическом

отношениях».2

В обстановке постоянного полицейского надзора, не имея возможности

выступать в центральной периодической печати, декабристы поддерживали

сибирских литераторов в их намерении издавать свои журналы и газеты.

Идея создания альманаха с символическим названием «Зарница»

принадлежала П.А.Муханову. Он предполагал включать в альманах повести ,

стихи и басни, написанные в тюремных казематах П.С.Бобрищевым - Пушкиным,

А.П.Барятинским, В.Л.Давыдовым, Ф.Ф.Вадковским, В.П.Ивашевым и другими. Но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6