скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лермонтов в искусстве его времени скачать рефераты

всем остальным, как оно, нередко, и происходит. Неуместная эксплуатация

специальных слов приводит к отрыву от исходных значений, сутью которых они

являются. В этом плетении из терминов, на мой взгляд, давно пора внести

ясность. Настоятельно заявляет о себе и необходимость высветить

употребление «простых» слов и определений, используемых, как, «само-собой»,

всем ясные. Но, поскольку целью данной работы не является расчистка

«авгиевых конюшен» искусствознания, позволю себе ограничиться пояснением

«простых слов», принятых, в частности, в графике.

Полагаю, будет правильным разделить графику писателей, условно

говоря, на два типа - привязанную к тексту, и «оторванную» от него -

принадлежащую не тексту рукописи, а полю бумаги, как месту самостоятельного

изображения. В связи с этим к «первому типу» я отношу набросок и зарисовку,

а ко «второму» - непосредственно рисунок, в качестве изобразительной формы

предполагающий графическое раскрытие идеи. Сложность или глубина идеи,

приводя к расширению задачи, заявляют о следущей форме графики - эскизе,

предваряющему высшее ее проявление - композиционный рисунок. И хотя рисунки

в творческом процессе как бы «сами разделяются» на категории, перед тем,

как перейти к «типам», с пользой для дела остановлюсь на «простых понятиях»

более подробно.

Прикосновение к бумаге, оставляющее легкую или сочную линию,

передающую тему в главных ее чертах, следует считать наброском.

Самодостаточность его может быть выражена передачей динамики мотива или

доминирующего настроения. «Набросок» вплотную соседствует с зарисовкой,

представляющей собой пластическое развитие «набросанного», и, наряду с

уточнением мотивации, - предполагает большую выверенность пропорций объекта

и его характера. Все это подразумевает техническую усложненость графических

средств, включающих элементы тона и богатства светотени, заявляя уже о

постановке определенной задачи и развитие темы. На практике это означает

«переход» рисунка с полей рукописи на отдельные листы, что автоматически

относит его ко «второму типу» изображений.

Рисунок, предполагая определенную грамоту, есть нечто большее, нежели

«развитая» зарисовка. К нему автор приступает по уяснению общей задачи,

реализуя ее при ясном представлении особенностей конкретной темы, что

включает видение художественных и технических средств ее решения. К

средствам решения задач прежде всего относится умелое распределение полей

или «пространств» листа, умело соотнося их с «массой» изображения. Эта

организация листа, наряду с доступным автору арсеналом художественных

средств, необходима для выявления обязательной в рисунке локальной темы или

идеи. Только при соблюдении этих условий можно говорить о графическом

завершении творческого процесса «в пределах» рисунка. Углубление задач

приводит к усложнению всех этих забот, решение которых перетекает

/посредством эскиза/ в самоценную композицию, естественно, относящуюся ко

«второму» типу рисунка.

Эскиз можно определить как динамическую «зарисовку», нацеленную на

выражении темы или идеи средствами графики. В эскизе линия и тон, в отличии

от локально самостоятельной зарисовки, есть технические элементы, ведущие к

композиции. Призвание эскиза в том, чтобы, с помощью специфически-

художественных условностей - масс, ритмов, распределения тонов и прочих

«движений» форм, выразить главную идею, существующую самостоятельно,

сопутствующую теме или развивающую ее. Эскиз редко имеет самостоятельное

значение, ибо, являясь «творческой кухней» художника, призван уточнить

способы достижения максимальной выразительности темы.

«Завязка» темы, через эскиз вдущий к «конечному» ее решению, заявляет

о себе в композиции, отчего изображение следует называть «композиционным

рисунком». Значимость последнего проявляется в том еще, что он может быть

подспорьем или даже «перейти» в картину, чего нельзя сказать о зарисовке.

Композиционный рисунок есть форма изображения, в пределах которой

художник /именно так - художник!/ способен ставить и решать большие

творческие задачи, для чего, по определению, не годятся ни «просто»

рисунок, ни, тем более, набросок или зарисовка. Почему? Потому что их

задача ограничивается тем, чтобы «нащупать» или обозначить стоящую идею,

реализовать которую возможно только при помощи определенных художественных

и технических средств, не вмещающихся в «рамки» зарисовки или эскиза. Имея

самостоятельное значение, графическая композиция являет собой форму

творчества, могущую представлять значительную художественную ценность.

Уместно добавить, что, набросок или подготовительный рисунок, бывает, по

своим художественным достоинствам много превосходит «законченный рисунок»

или композицию, но это, во первых, как повезет, во вторых - выходит за

пределы рассматриваемой нами темы.

Теперь о типах рисунков.

Преимущество данного деления, на мой взгляд, состоит в том, что, оно,

отделяя главное от второстепенного и уточняя необходимые средства

художественного анализа, проясняет весьма зыбкие в искусстве «границы» как

изобразительного, так и понятийного языка. В соответсвии с чем, к первому

типу прежде всего относятся «рисунки на полях», к которым, в соответствии с

предложенной мной классификацией, целиком относятся зарисовки А. Пушкина.

Специфика оных, как мы уже отметили, состоит в плотной привязанности

изображения к плоскости листа. Завсегда быстрые зарисовки являются

своеобразным графическим продолжением текста или, во всяком случае,

естественным приложением к нему. Так, зарисовки Пушкина почти всегда

профильны не только потому, что так они легче ложатся на бумагу, но оттого,

что, рождаясь в плоскости листа, изначально являются его частью. Сознание

поэта уже отвлеклось, а рука все еще находится на листе. Отчего, перо,

следуя «инерции» мысли, имеющейся или «отсутствующей» ассоциации, - «слепо»

наносит штрихи. Ибо, поэт, «застревая» в поэтических образах, - истинно

живет в них. Тогда-то сменяющийся ряд ассоциаций нередко выстраивается в

зрительные образы, лучшим подтверждением чего служит истинная жемчужина

пушкинских манускриптов - автопортрет в профиль! Графически принадлежащий

плоскости рукописи, набросок этот изначально не претендует на живущий в

листе объем, но не по неумению Пушкина передать его /обо всем этом поэт

даже и не думал/, - а в соответствии с внутренней принадлежностью его

«росчеркам» письма поэта. Этот чрезвычайно живописный, характерный и

изящный «росчерк», будучи спонтанным проявлением пушкинского гения, - «лег»

на бумагу той же вязью, какую мы легко узнаем в его летающем почерке.

Иногда поэт рисовал «бессознательно», но это, ничего не меняя, лишь

подтверждает нашу мысль, ибо тогда он тем более не участвовал в создании

рисунка, о чем и говорит нам его Муза: «Среди бессвязного маранья /Мелькали

мысли, очертанья, /Портреты, буквы, имена...».

Слова поэта, драгоценным бисером рассыпаясь по плоскости бумаги,

послушны перу не менее, чем зарисовки, им наносимые. Потому вдохновенная

«скоропись» поэта, разбрызгивая чернила, органично переходила в «хаос»

пушкинского «мельканья». Все это вместе взятое и определяет ни в чем

неповторимый почерк Пушкина! Здесь творчество как бы «распадается» на

составляющие, реализуя себя в формах, порой неведомых сознанию самого

автора. Подобный стиль рисунка, целиком относясь к первому типу, можно

смело назвать «пушкинским стилем».

Ко второму типу необходимо отнести изображения, которые, «смело

покинув» поле рукописи, нашли пристанище на отдельном листе. Они не только

несут в себе конкретное и художественно выраженное настроение автора или

преследуют развитие определенного сюжета, но изначально претендуют на

самостоятельную идейную и художественную ценность. В эту категорию

зарисовки Пушкина, увы, «не проходят», но к ней примыкает кое-что «из

Батюшкова», Жуковского и /повидимому «случайно» состоявшиеся/1 рисунки

«дамы» Гоголя с «Собачкой» Одоевского, компанию которых нарушают толпы

опростоволосившихся героев комедии «Ревизор», изображенные рукой самого

Гоголя.

Здесь, однако, придется заметить, что способность ставить большие

задачи еще не означает решать их. Потому рисунки «наполовину-художников»

Жуковского и Гоголя, единственно из выше расмотренных могущие быть

отнесеными к композиционным рисункам, вряд ли можно расценивать более,

нежели хорошую графику, что само по себе достаточно хорошо. Но на фоне этой

графики - как «достаточно хорошей», так и талантливой - выделяется яркое

художественное наследие Михаила Лермонтова. Решительно покинув ряды

писателей, оно заявляет о себе совершенно самостоятельно.

До нашего времени дошла лишь часть живописных и графических

произведений Лермонтова, которых, пожалуй, могло быть больше, если б

великий поэт не раздаривал их не всегда достойным того друзьям и приятелям.

Хотя, можно сказать, что Лермонтов лишь доверился эпохе, и здесь предавшей

его... Все это - в который раз, и, увы, безрезультатно! - напоминает нам о

немилосердной и скоро все забывающей памяти современников, традиционно

нераспознающих своих гениев, равно как и потомков их - не ценивших ни

прошлого своего, ни настоящего, скоро становящегося прошлым. Так, оставляя

без лучшего каждое свое «настоящее», мы плодим поколения Иванов не помнящих

родства, тем самым лишая и Отечество, и общество столь необходимой во

всякое время духовной силы, в результате чего в «ивановом народе» рождаются

не сыны Отечества, а пасынки его. Эти законнорожденные дети беспамятства,

сызмальства отягощенные неверием в самих себя и создают прямую и обратную

связь, порождая лишь себе подобных...

Итак, среди произведений поэта мы видим картины написанные маслом,

акварелью, а также множество чрезвычайно живых рисунков и зарисовок. И

становится ясно, что поэт родился еще и художником, которому лишь «злая

судьба» помешала сравняться по силе с выдающимися мастерами своего времени!

Увы, помимо «злодейки», тому виной были обстоятельства, нередко создаваемые

самим Лермонтовым.

И здесь возникают вопросы: в какой зависимости от поэзии была страсть

поэта к искусству? Насколько соотносимы в нем гений поэта с одаренностью

художника? Какими критериями следует оценивать творения Лермонтова-

художника? Корректно ли сопоставление изобразительного мира поэта с

мастерами его времени, и, если да, то - в чем, и - в каком материале?

Как видим - вопросы затрагивают сразу все «пункты сравнения», второй

из которых, за ясностью ответа, отпадает сразу, а с остальными мы

разберемся по ходу дела. Заявляют о себе и вопросы другого плана: какую

роль в судьбе сыграло более мощное, нежели у кого-либо из его

современников, сознание и мысль поэта? Может, могучий ум и сильный характер

Лермонтова в состоянии были подчинить себе раскрытие его уникального дара?!

Раскрыть - да, подчинить - нет.

Итак - творчество Лермонтова.

Известно, что уже в детстве он получал домашние уроки рисования у

педагогов, о художественных успехах которых /за исключением П.

Заболотского/, к сожалению, нам ничего не известно, как ничего почти не

известно о штудиях самого ученика. Судя по тому, что линия в рисунках

Лермонтова с самого начала отличались удивительной живостью /чему не

научишь!/, то можно предположить, что своенравный ученик, отнюдь, не

отличался педантичностью в класных штудиях. Не колебавшийся в своих

решениях, поэт, потому, видимо, предпочел перо карандашу, что оно четче и

яснее выражало озарение «здесь и сейчас», с легкостью позволяя набросывать

на бумаге мотивы и образы, тотчас посетившие воображение. Но, отдав

предпочтение Слову, поэт, в раздумье над поэтическим выражением образов,

«по примеру Пушкина» прибегал к изобразительным средствам, «уточняя» их

пером и карандашом. Хотя, тут же отмечу - Лермонтов не заполнял тетради

«случайными» зарисовками. Предпочитая сосредоточенное рисование - он имел

для этого специальные альбомы. Полностью погруженный в то, что делал сей

час, поэт, видимо, не желал смешивать между собой поэзию и искусство,

пластическим ценностям которого отводил самостоятельное значение. Чуть не с

самого начала «иной мир» Лермонтова не вмещался в «рамки» слова, как бы

широки они не были. Потому, раздвигая возможности поэтической формы, как и

самого стихосложения, поэт ощущал острую необходимость в изобразительном

ряде - не выразимом какой бы то ни было словесной формой. И мир этот,

одинаково ярко выраженный Лермонтовым и в рисунках, и в «нездешних» цветах

его живописи, поистине, удивителен!

Поэт был прекрасный наездник, хорошо знал лошадей, умел и любил

рисовать их. Линии в его рисунках отличаются четкостью и ясностью, образы

характерностью, а динамика композиций подчинена теме. Одна только

«юнкерская тетрадь» 1832-1834 годов хранит в себе, поистине, фейерверк

великолепных рисунков и зарисовок. Качество их и отношение к делу говорит о

том, что рисовал поэт не «просто так» - для проведения досуга, а тогда

лишь, когда его захватывала мысль, которую он перелагал на бумагу свежо и с

большой выразительной силой. Когда же, бывало, меткость глаза изменяла

художнику, или, когда «с лету» не удавалось попасть в цель, тогда линия

настойчиво уточнялась - до тех пор, пока не отвечала мысли и образу. Лучшие

рисунки одного только этого альбома - среди которых находятся истинные

шедевры - говорят нам о /никем, увы, незамеченном/ рождении уникального

явления в искусстве! И хотя «затерянный мир» Лермонтова еще только

предстоит открыть, уже сейчас можно снять необходимость сравнения

произведений Лермонтова с кем-либо из его коллег, сузив круг сопоставления

с творчеством профессиональных художников.

Из рисунков поэта обращают на себя внимание, отмеченные печатью

гения: «Рыцарь», «Всадники в восточных костюмах», «Всадник в лесу»,

«Всадник с охотничьей собакой», «Прогулка», «Стреляющий на скаку черкес»,

«Уланы», «Черкес с лошадью», а так же одно из самых «солнечных»

произведений в русской графике «Штаб-ротмистр В. И. Кноринг», выполненный

Лермонтовым в 1830/!/ году. Здесь архитектура усадьбы романтически

переплетается с архитектоникой природы, на «стыке» которых мы видим даму,

спустившуюся по ступеням к только что подъехавшему всаднику. Лишь

несколькими штрихами наметив полутень навеса, Лермонтов удивительно легко

передает необыкновенно трудную в графике светоносность пространства, родня

этот рисунок с рембрандтовскими открытиями в передаче света и цвета.

Несколько особняком стоит великолепная иллюстрация к повести

Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек». Увы, привязка к тексту, обусловленная

всегдашней несвободой иллюстратора, тем более ограничивает изобразительные

возможности, чем значительнее разница между повествованием и талантом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5