скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории скачать рефераты

организовать соревнование: кто быстрее и полнее расшифрует текст. На этом этапе

ученики учатся составлять и использовать опорные конспекты, работая по памятке

(приложение 5). При разработке конспектов с опорными сигналами могут

применяться знаки символически-словесные (буквы, слоги, цифры и знаки сложения,

вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов

местности, карт, схем).

«Суть системы работы с опорными конспектами заключается в усвоении знаний на

основе их многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний

при помощи самих же учащихся».[50]

При подготовке опорных конспектов к уроку, прежде всего: учителю необходимо

ознакомится с содержанием школьного учебника, провести

структурно-функциональный анализ текста и определить, какие параграфы учебника

можно объединить в блок, для изучения на одном уроке. Затем переходим к

оформлению листов конспекта с опорными сигналами. «Раскрывая тему, на одном

листе можно поместить до четырёх блоков (подтем). Их количество, естественно,

зависит от сложности подаваемого материала, сюда же включаются листы с

материалами по краеведческому материалу, блоки по воспроизведению планов на

местности, картосхемы. Разработав листы опорных конспектов, необходимо сделать

с них небольшие по размеру копии, которые используются в качестве раздаточного

материала»[51]. Стоит отметить,

что листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока должны

быть строго одинаковы по содержанию. В противном случае с ними нельзя будет

организовать общую коллективную работу в классе. Мы уже говорили о том, что

система работы с опорными конспектами требует привлечения к проверке

заполненных листов помощников учителя — одноклассников или учеников

параллельного класса. Проверка письменных работ в этом случае занимает не более

пятнадцати минут. Оценки выставляются в общеклассную (открытую) и

индивидуальную ведомость учёта знаний по каждой изученной теме урока. При этом

ученик имеет право любую нежелательную для себя оценку «исправить» на

последующих уроках.

Учитель Мирошниченко Н. П. Разработал критерии оценки листов с опорными

сигналами заполненных учениками. «Ошибкой считается пропуск букв, слова,

перестановка знаков в блоке или блока, неправильное воспроизведение знаков в

блоке. За одну ошибку ученик получает оценку четыре, за две — три. Если более

двух ошибок, то работа не засчитывается и её надо переписать заново».

[52]

Алексей Антонович Бондарев поступает так: «После изучения материала и

разбивки его на вопросы, которые записаны в тетрадях, сообщаю ученикам: "На

следующем уроке я вас всех опрошу по этим вопросам. Дома вы можете найти

ответ на них в учебнике в таких-то параграфах или на стенде в кабинете. Кто

желает кратко ответы можете записать письменно в тетради". В начале урока

просматриваю раскрашенные опорные конспекты учащихся. Таким образом,

приблизительно определяю, кто как работал дома. Если нужно то, даю

комментарии. Это предварительная оценка работы учащихся. После этого ученики

убирают тетради и пытаются воспроизвести опорный конспект по памяти.

Закончив работу, ученик закрывает тетрадь или поднимает руку. Подхожу и

бегло оцениваю работу, откладывая ее в отдельную пачку. Это делается до тех

пор пока основная масса учеников не закончит работу. После этого тетради

передаются по рядам учителю в отдельную стопку. После чего ученики раскрывают

рабочие тетради и сличают по памяти правильность выполненной работы. Если не

успел — не беда. Их он просмотрит при ответе на вопросы у доски.

Желательно в начале года рассадить учащихся по одному за столом. Если столов

не хватает и учащиеся садятся по двое, то дается команда: «Первому варианту

сесть в пол-оборота налево при воспроизведении конспекта.

Дальше можно выбрать несколько вариантов своих действий:

1. Спрашивать всех учащихся по 1-2 вопроса, с учетом оценки работы с

конспектами выставлять оценки в журнал, комментируя их.

2. По одному вызывать к доске, где они, быстро ответив, возвращаются на

место. Учитель при этом, раскрыв тетрадь, комментирует ответ, работу и ставит

обобщенную оценку.

3. Вызывать к доске учеников, которые справились с работой на "5", потом на

"4", потом на "3". Учеников, которые сразу не ответили, можно спросить

второй, третий раз. После этого оценить работу и ответ. Оценки можно ставить

и сразу после ответа и после опроса всех в конце урока.

Естественно, возможны и другие варианты. Но все ученики должны получить оценки.

Ставить ли двойки? Лучше дать возможность ученику подготовиться и ответить на

последующих уроках».[53]

В данном случае опрос и оценка не являются таким стрессом, как раннее.

Ученики, как правило, знают, на какую оценку потрудились. Если ученик не

готов по какой-то уважительной причине, то может ответить на следующем уроке.

Работа с опорными конспектами у В. Ф. Шаталова включает несколько основных и

дополнительных этапов, реализуемых дома и в классе на уроке:

[54]

· Развёрнутое объяснение учителем нового материала.

· Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами,

расшифровка символов.

· Изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу,

вклеивание учениками листов в свои альбомы (возможно раскрашивание в классе

или дома).

· Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и листом с

опорными сигналами; у кого есть магнитофон, тот записывает и прослушивает

свой рассказ.

· Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти хранящихся в

кабинете истории (8-10 минут); проверка и оценка работ после урока учениками

параллельного класса или взаимопроверка одноклассниками. Возможна проверка на

уроке самим учителем (в этом случае выполнивший задание ученик молча подходит

к столу учителя и показывает работу).

· Во время выполнения работы проводится индивидуальная проверка

опорных конспектов учеников, (опорный конспект воспроизводится на доске,

ведутся рассказы на два магнитофона, тихо отвечают учителю); магнитофонные

записи прослушивают и оценивают помощники учителя данного класса или

старшеклассники; они ставят вторую оценку; лучшие ответы слушает весь класс;

для экономии времени, блок, воспроизведённый у доски, в тетради не

записывается.

· Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного

конспекта на доске.

· Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным

конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять-шесть уроков

ученики получают короткий конспект, в конце которого даётся около десяти

вопросов для повторения. По указанию учителя ученик отвечает либо на один из

этих вопросов, либо выполняет ряд тестовых заданий.

«Изучение курса завершается двумя контрольными работами. Первая контрольная

работа проходит во второй половине курса, содержание которого ещё свежо в

памяти учеников. На её подготовку отводится меньше времени, и оценки бывают

выше. В эту контрольную работу входят вопросы и задания, требующие

воспроизведения базовых знаний курса. Первый вопрос из начала перечня

вопросов, второй — с конца. Затем ученики получают задания для подготовки ко

второй контрольной работе. К ней они готовятся дома два-три дня. Накануне

учитель проводит консультацию, отвечает на вопросы учеников, подводит итоги

предыдущей контрольной работы и указывает типичные ошибки, допущенные при её

написании. Девять баллов за контрольные работы и

50 % отличных оценок (без троек) за год ведут к итоговой пятёрке. Оставшееся в

учебном году время, посвящается исправлению оценок, экскурсиям, читательским

конференциям по исторической беллетристике»

[55].

3.2

Разработка схемы урока истории с применением опорных конспектов

Тема: «Социально-экономическое положение России в конце девятнадцатого начале

двадцатого веков».

Опережающее задание:

1. На основании статистических данных приведённых в опорном конспекте,

сделайте вывод о темпах развития России во второй половине 19 века. Чем они

были обусловлены? К разряду каких стран (высокоразвитых, средних или

слаборазвитых) вы бы отнесли Россию того времени?

2. В чём заключался аграрно-крестьянский вопрос России на рубеже

столетий? Пользуясь опорным конспектом, раскройте его содержание.

3. Пользуясь опорным конспектом, дайте характеристику отдельным слоям

российского общества.

Ход урока.

Вводное слово учителя:

В начале двадцатого Западная Европа, считавшая себя центром мировой

цивилизации, вот уже тридцать лет жила без войн и революций. Это стало одной

и причин успешного развития её экономики и культуры, постепенного роста

благосостояния различных слоёв населения. Внедрение в жизнь новейших

достижений науки и техники (электрическая энергия, автомобиль, самолёт и др.)

открывало огромные возможности для человека.

Западную Европу, достаточно быстрыми темпами догоняли США, Россия и Япония.

Казалось, их примеру последуют другие страны и мир вскоре вступит в период

всеобщего процветания и благоденствия. Но звучали и другие предсказания:

«Двадцатый век, -- писал на рубеже столетий публицист М. О. Меньшиков, -- на

который мечтатели возлагают столько надежд, может быть принесёт нам одни

разочарования. Вместо осуществления пылких химер может прийти неожиданный и

повсеместный упадок, признаки которого уже заметны».

Основание для подобных взглядов давало крайне противоречивое развитие

человечества. Могущество западных стран, их успехи в экономическом развитии

не сопровождались изменениями в нравственности. Люди стали сильнее, но не

добрее.

Технические достижения прежде всего применяли в военной области. В конце

девятнадцатого века армии начинают оснащаться принципиально новыми видами

вооружений: пулемётами, самолётами, танками, отравляющими газами. Появляются

многомиллионные армии. Одним словом, для собственной безопасности Европа

уселась верхом на пороховую бочку.

И эта бочка могла взорваться в любую минуту. Французы мечтали отомстить

Германии за своё поражение в франко-прусской войне 1870-1871 годов и вернуть

утерянные в результате поражения Эльзас и Лотарингию. Германцы также считали

себя ущемлёнными: колоний и них маловато было (к моменту объединения и

усиления Германии мир оказался поделенным между великими державами).

Начинается борьба за передел уже поделенного мира!

1898 год. США отбирают у ослабевшей Испании острова Пуэрто-Рико, Гуам,

Филиппины, оккупируют Кубу.

1899-1902 годы. Англия ведёт упорную войну с Бурами (южно-африканскими

потомками голландских переселенцев) превратив, в конечном счете, бурские

республики в свои колонии.

Для того чтобы уцелеть в этом жестоком мире, Россия должна была быть сильной!!

Факты:

1. По размерам своей территории (более 22 млн кв. км) Российская империя

занимала второе место в мире, уступая Британской империи.

2. По численности населения (1897 год – 125, 6 млн человек) Россия

занимала третье место в мире, после Индии и Китая, оставаясь при этом самой

малонаселённой страной в мире (плотность населения в России – 7,7 чел на кв.

км, в Германии – 123,8, в Англии 146, 5).

3. Имея самую длинную сухопутную границу в мире, Россия вынуждена была

содержать самую большую в мире армию. 1897 год – 22 корпуса, общей

численностью 900 тыс. чел., не считая казаков и других не регулярных частей

(в мирное время!).

Блок тема 1

Характерные черты развития Российской экономики.

А) Развитие индустриального общества на рубеже веков.

Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

б) Характерные черты развития России.

Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории Поздний старт Сжатые сроки

Становление капиталистических отношений

Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории Государственное Высокие

Стимулирование Темпы

Развитие промышленности

Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

Особенности российской экономики

1. Большая роль государства и государственного сектора в экономике;

2. Высокая степень концентрации промышленного производства;

3. Неравномерность развития экономики по регионам и отраслям;

4. Многоукладность;

5. Преобладание ввоза капитала над вывозом;

6. Высокое социальное напряжение.

Блок тема 2

Экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 в.

ФАКТЫ:

1. Население (1897) – 125,6 миллионов, в том числе ¾ связано с

сельским хозяйством; в городах проживает всего 13 %;

2. Удельный вес в мировом промышленном производстве – 5 %;

3. Государству принадлежит 70 % железных дорог, 25 % заводов, 39 % земли;

4. Доля иностранного капитала в промышленности – 36 %, в банках – 75 %.

А) Развитие промышленности, финансов и транспорта

Индустриализация

Источники.

Направления.

Результаты.

Повышение таможенных пошлин (1891).

Строительство железных дорог (транссиб 1893-1902, КВЖД-1896).

За 1890-е годы – рост промышленного производства в 2 раза, в т.ч. тяжёлой – в 3 раза, лёгкой – в 1,5 раза. Создание национальной тяжёлой промышленности.

Ввоз иностранного капитала (60 % инвестиций).

Создание новых отраслей производства (вагоностроительная, медепрокатная, цементная, резиновая).

Укрепление финансовой системы.

Банковская реформа.

Ускорение роста старых отраслей (производство чугуна и стали выросло в 3 раза, добыча угля и нефти – в 2,7 раза).

Возникновение новых промышленных районов (Кузбасс, Донбасс, Баку).

Введение золотого стандарта (укрепление рубля в 1897).

Поощрение вывоза товаров.

Обеспечение будущих рынков в Азии (Персия, Китай, Корея).

Новые, косвенные налоги (винная монополия 1897 г.).

Формирование российской буржуазии и рабочего класса.

Доходы от экспорта хлеба.

Высокий уровень концентрации производства и рабочей силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12