Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории
приложение 6
Опорные конспекты на уроках истории
(примерный образец записей учащегося в тетради)
Под диктовку учителя: | Тема: «Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Европе». | Цель: Я должен уяснить, почему и как рем. Отделяется от с/х и возникают города, как организов. произв-во и обмен товаров, каковы последствия; знать быт, жизнь и взгляды горожан. | Во время краткой развёртки опорного конспекта записи не ведутся. | | Подробная проработка материала урока по опорному конспекту: | 1. Успехи в с/х излишки обмен «умельцы» ( жизнь — ремесло). Но: И укрепления город Т+ Р = Рем. Мастерская: — мелкое — ручное б/разд. Труда Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр» Товар торговля От к Цехи — союзы М. Одной спец. Устав. Качество! Цех 11 - 12 вв. — прогресс К 15 веку — тормоз. | Все записи учитель делает на доске по ходу рассказа и развёртки опорного конспекта. Материал проговаривается в сжатом виде, не менее трёх раз. | 2. Феодал город борьба за свободу. МЭР Слои населения: Элита Город. Совет Средние Низы Суд, казна, войско. Права, свободы. | | Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. — пошлины — что упало, то пропало — разбойники, рыцари Города и купцы за объединение страны. Торг. Пути ярмарки-центры. Шампань. Т — Д — Т. Деньги — Банки, Ростовщики. | | Вывод: Необходимость объединения страны. | К следующему уроку. Задание учащимся — сделать два (три) доклада о жизни и быте горожан средневекового города. | Домашнее задание: Развернуть и проработать опорный конспект, материалы параграфа учебника. |
Приложение 7
Урок-аукцион (6 класс)
«История России в датах»
Цели урока:
1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической
последовательности и взаимосвязи;
2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории;
3. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и
исторической картой.
Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с
инграми по хронологии.
Ход урока:
Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы»,
нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется
«совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.
Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое
количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий,
связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та
команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с
ней.
Первый этап.
1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.
1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии.
1700 – переход России на новое летоисчисление.
Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:
«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить
головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того
доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в
делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять
украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям,
пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».
1711 – создание Сената.
Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:
«Повелеваю! Думным боярам!
Отныне по бумаге не читать,
Дабы дурость каждого узнать.
Думные чины боярам не давать.
Вместо Думы создать сенат».
1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.
Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль
цесаревны Елизаветы:
- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!
- Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы!
- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому?
На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал»,
где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному
сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для
этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися.
Второй этап
1565 – Учреждение опричнины.
1649 – Принятие Соборного Уложения.
После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин
русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические
копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий.
Предложенные картины:
Иванов М. В. «Земской собор» (1549)
Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)
Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)
Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)
Третий этап
1564 – Начало книгопечатания в России.
1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.
1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.
1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.
После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны
определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены
памятники культуры.
На экран проецируются следующие иллюстрации:
Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана
четвёртого).
Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).
Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков).
Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого
российского университета).
Подведение итогов игры.
1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика
исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.
2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.
3. Артистизм исполнителей – 15 баллов.
4. Использование средств наглядности – 10 баллов.
5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому
активному участнику.
Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за
активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных
заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их
споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.
Приложение 7
Структура учебного процесса на основе дидактических игр
Создание проблемной ситуации:
введение моделирующей (игровой) ситуации
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации
в её игровом воплощении, действие учащихся
по игровым правилам, развёртывание игрового действия
Подведение итогов игры.
Самооценка действий участников
Обсуждение хода и результатов игры – игровых
Действий и переживаний участников. Анализ игровой
(моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью.
Учебно-познавательные итоги игры
Приложение 8
Технология организации дидактических игр
Этап подготовки игры | Разработка игры | - Разработка сценария; - План деловой игры; - Общее описание игры; - Инструктаж; - Материальное обеспечение. | Ввод в игру | - Постановка проблемы и цели; - Условия игры; - Регламент и правила; - Распределение ролей; - Формирование групп; - Консультации. | | | | этап проведения игры | Групповая работа над заданием | - Работа с источником; - Тренинг; - Мозговой штурм; - Работа с игротехником. | Межгрупповая дискуссия | - Выступления групп; - Защита результатов; - Правила дискуссии; - Работа экспертов. | | | | этап анализа и обобщения | | - Выход из игры; - Анализ и рефлексия; - Оценка и самооценка работы; - Выводы и обобщения; - Рекомендации для дальнейшей работы. |
Приложение 9
Этапы организации деловой игры
Этап 1: Разработка (конструирование) игры. | Этап 2: Ввод в игру. | Этап 3: Групповая работа по заданиям. | Этап 4: Межгрупповая дискуссия. | Этап 4: Анализ и обобщение. | Диагностика учебно - воспитательного процесса и определение задач, которые предстоит решить. | Разъяснение смысла игры и её программы. | Поиск информации. | Выступление группы (защита идеи, проекта). | Вывод из игры. | План, сценарий, ориентация участников на исполнение игровой роли. | Знакомство с правилами, условиями и регламентом. | Разыгрывание игровой ситуации. | Открытый микрофон. | Оценка игры экспертами. | Правила (условия), инструкции для команд и игроков. | Распределение ролей (групповых и личных). | Мозговой штурм. | Коллективный анализ (взаимооценка). | Анализ и рефлексия. | Проблема (название) игры, формулирование общей и частной цели для групп, участников игры. | Постановка конкретных задач, определение регламента выступлений. | Подготовка спикера (избранного лидера). | | Выводы, рекомендации, принятие общего, коллективного решения. | | Назначение (выборы) группы экспертов. | | | | Игровое последействие! |
2.3
Деловая игра «Мозговой штурм»
Правила "мозговой атаки".
1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.
2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров.
3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не
относится к экспертам.
4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе
«штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения
и комбинирование идей.
5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по
принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели
штурма.
6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических
стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников.
7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники
дают повод экспертам снимать баллы команде.
8. Оптимизм и уверенность.
Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма».
I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения.
Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение
правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих групп по 3-5
человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из
идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои
места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо назначает учитель, но в
любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с
разных сторон, способные аргументировать свою позицию.)
II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи
тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это
одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и
проверяют свой интеллектуальный потенциал.
III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз
ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных заранее
правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по
сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и
заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное
время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в
своих группах фиксируют идеи, работу каждого, соблюдение ими правил. "Штурм"
проблемы в группах длится 10-15 минут.
IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп.
V. Отбор и оценка наилучших идей.
VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности
выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).
VII. Публичная защита наилучших идей.
Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма».
1. Сравните культуру европейского и русского крестьянства. Найдите отличия
между ними.
2. Л.Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига Руси не
существовало. Приведите аргументы "за" и "против" данной точкой зрения.
Аргументируйте свою позицию.
3. Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей
по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке.
5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и
идеалов европейца.
6. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего между
ними и в чем отличия ?
7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке.
[1] Короткова М. В. Методика
проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001. С. 3.
[2] Левитес В. Г. Школа для
профессионалов. Семь уроков для тех кто учит. Воронеж, 2001. С. 26.
[3] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. С. 8.
[4] Эльконин Д. Б. Психология игры. С. 45.
[5] Борзова Л. П. Игры на уроке истории. С.23.
[6] Гуревич А. Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999. С. 15.
[7] Букатов В. М. Педагогические
таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 38.
[8] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю С. 29.
[9] Алексеева Н. М. Игры на уроках
истории // Преподавание истории в школе. 1994. № 4. С. 27.
[10] Озеркова И. А. Ролевые игры
как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183.
[11] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.
[12] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.
[13] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 18.
[14] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С.,
Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения.
В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 6.
[15] Короткова М. В. Методика
проведения игр и дискуссий на уроках истории. С. 24.
[16] Чуракова Р. Г. Моделирование
педагогических ситуаций в ролевых играх //Преподавание истории в школе. 1997. №
3. С. 28.
[17] Игровое моделирование: теория
и практика /под ред. Ладенко И. С. Новосибирск, 1987. С. 132.
[18] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С.,
Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения.
В 2 т. Т 2. С. 130.
[19] Игры на уроках истории. Из
опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. 1989. № 4. С. 36.
[20] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С. С. 141.
[21] Занько С. Ф., Тюнников С. Ф.,
Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения.
В 2 т. Т 2. С. 132.
[22] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 95.
[23] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 37.
[24] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей. С. 40.
[25] Там же.
[26] Голов А. А. Методологический
анализ игры. Проблемы методологии. М., 1984. С. 173.
[27] Алапьева В. Г. Методические
рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. Екатеринбург,
деловая книга, 1999. С. 4.
[28] Айламазьян А. М. Актуальные
методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос, 2000. С. 32.
[29] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. С. 19.
[30] Выготский Л. С. Игра и её
роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 35.
[31] Абрамова Г. С. Деловые игры:
теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 12.
[32] Ананьева В. Г. методические
рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. С. 34.
[33] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. С. 27.
[34] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методика и практика. С. 78.
[35] Педагогика и психология игры.
Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1985. С.275.
[36] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. С. 4.
[37] Гузеев В. В. «Метод проектов»
как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель.
2001. № 8. С. 40.
[38] Левитес Д. Г. Практика
обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С.
32.
[39] Гуревич А. Я. История конца
двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999. С. 10.
[40] Кларин М. В. Инновационные
модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1989. С. 41.
[41] Селевко Г. К. Современные
образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. С. 54.
[42] Кулакова Н. И. Игровые
ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе.
1999. № 8. С. 31.
[43] Мирошниченко Н. П.
Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова //Преподавание
истории в школе. 1990. № 4. С. 21.
[44] Шевченко С. Д. Школьный урок:
как научить каждого. М.: Владос-пресс, 1999. С 54.
[45] Там же. С. 34.
[46] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 11.
[47] Мирошниченко Н. П.
Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание
истории в школе. 1990. № 6.
[48] Левитес Д. Г. Практика
обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998. С. 123.
[49] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. С. 35.
[50] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 98.
[51] Мирошниченко Н. П.
Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова. С. 25.
[52] Там же. С. 26.
[53] Монахов М. В. Технологические
основы проектирования и конструирования учебного процесса. С. 87.
[54] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 64.
[55] Оберман В. Я. Опорные
конспекты и схемы на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1996. № 3
. С. 20.
[56] Беспалько В. П. Слагаемые
педагогических технологий. М.: Владос, 1998. С. 47.
[57] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 23.
[58] Там же. С. 25.
[59] Занько С. Ф., Тюников Ю. С.,
Тюникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения.
В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 49.
[60] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 78.
[61] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 56.
[62] Мирошниченко Н. П.
Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание
истории в школе. 1990. № 4. С. 39.
[63] Кулакова Н. И. Игровые
ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе.
1999. № 8. С. 42.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|