Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории
обобщении наиболее существенных из них.
Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая
значимость обусловили выбор темы нашей дипломной работы «Игровые моменты и
опорные конспекты на уроках истории».
В связи с этим цель нашего исследования: выявить, как
активизировать мысли детей на уроке истории, как добиться интереса к предмету и
эмоционального восприятия материала, как формировать социальную идентичность
подрастающих поколений в условиях развития российского общества.
Задачи нашего исследования следующие:
Во-первых, раскрыть понятие «игровые ситуации и опорные конспекты на уроках
истории», выявить их психологическую и педагогическую основу.
Во-вторых, доказать, что среди множества путей воспитания у школьников
интереса к учению наиболее эффективным является сочетание игровой
деятельности и использование опорных конспектов.
В-третьих, показать методические приемы игровой деятельности и опорных
конспектов на уроках истории.
В качестве объекта исследования мы выделяем активные формы
обучения, субъект нашего исследования – учащиеся 5-9 классов.
В ходе работы над темой нами были использованы следующие методы
исследования: метод изучения научной литературы, беседы, практическая
апробация теоретического материала, просмотр и анализ периодической печати.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что она поможет
студентам в изучении этого вопроса, привлекая использованный нами материал.
Кроме того, работа может быть полезна педагогам практикам, так как содержит
конкретный материал по применению игр и опорных конспектов на уроках истории.
Структура дипломной работы соответствует логике исследования и
включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1
Ролевые игры на уроках истории
Через игры вообще и ролевые игры в частности проходят практически все люди.
Трудно найти девочку, которая хотя бы раз в жизни не играла в «дочки-матери»,
школу или больницу, мальчика, ни бывшего ни отважным воином, ни доблестным
индейцем.
«Игра для детей — это способ познания мира и своего места в нём, а потому, она
необходима для развития личности ребёнка. Однако распространённоё мнение, что
потребность в игре с взрослением отпадает — ошибочно. Это заблуждение
становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как
любую деятельность, цель которой — сама эта деятельность. При таком подходе к
играм, в которые играют большинство взрослых, относится и театр, и кино, и
политика, и многое, многое другое».[9]
Ролевые игры, в их современном понимании, появились относительно недавно, но
можно отметить целый ряд их предшественников. Прежде всего, это популярные в
20 - 30-е годы суды над литературными героями, которые давали возможность
хоть немного «побыть в шкуре» того или иного литературного героя и выяснить,
а можно ли было иначе действовать в том мире, где они жили. Вторым
предшественником ролевых игр следует назвать военизированные игры на
местности «Зарница» и «Орлёнок». Хотя собственно ролевой момент в них резко
ограничивался, подобные игры стали прообразом полигонных ролевых игр. Третий
предшественник ролевых игр — внешкольные подростковые объединения, которые
позволяли не только осознанно выбирать себе роль, но и жить внутри её, а не
просто изображать её внешне. Кроме этого, в подростковых клубах, от отдельно
взятой личности действительно зависело очень многое. И, наконец, в качестве
ещё одного предшественника, можно назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х
годов) на Бородинском поле сражение русской и французской армий.
Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы рассматриваем
ролевую игру как: «процесс создания игрового мира с погружением в него игрока
как самостоятельной личности». [10]
Рассмотрим данное определение подробнее.
Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи
миром условно историческим или вымышленным организаторами игры. Однако в
любом случае он должен быть целостным. Многие наивно полагают, что достаточно
задать начальную игровую ситуацию, но на практике этого очень мало. В этом
случае, игра прекратится, как только возможности заданной ситуации будут
исчерпаны. Игровой же мир представляет собой множество органически связанных
между собой действительных и возможных ситуаций. Создать его, разумеется,
труднее, чем отдельную ситуацию, но это окупается богатством игровых
возможностей. Чем продуманней замысел игрового мира, тем больше у игроков
возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир, пусть даже самый
фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе игра просто не
получится.
Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании принимают
участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Именно поэтому
«неигровое поведение», т.е. отступление от правил жизни в игровом мире, в
большинстве игр карается очень строго, вплоть до снятия с игры.
Существенное условие для создания игрового мира — погружение игрока в игру.
Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго заданные лично
ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем событий, и потому не
способен вести игру.
Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются
игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает
роль из числа задуманных и предложенных миром (организаторами игры). При этом
игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть ограничен
организатором игры и возможностями самого игрока (лишённый голоса и слуха не
может играть роль менестреля, не знающий историю церкви роль епископа и
т.п.). Если желаемая игроком роль в списке задуманных организатором не
значится, он может заявить её и она будет принята, если соответствует
заданному игровому миру. Игра считается индивидуальной, потому что любой
игрок имеет право объединиться с другими в команду или действовать независимо
от них.
В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем разнообразнее
роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее создаваемый мир. Двух
одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух одинаковых людей в реальной
жизни. Сравните, например, роль «кузнец-оружейник-придворный мастер» и роль
«кузнец-оружейник-шутник». И вообще, чем полнее социально и психологически
воплощается роль, тем выше оценивается игрок. Таким образом выбранная роль
становится мощным стимулом к самовоспитанию. «Для хорошего исполнения роли
книжника нужно уметь хорошо читать и писать. Паладин должен демонстрировать
высокие моральные качества и показывать пример служения Богу, а владелица замка
должна быть женственна и прекрасна, дабы дать повод воспеть её в поэтических
творениях, но при этом хозяйственна, иначе вся её семья (команда игроков)
останется голодной и не сможет принять полноценного участия в игре».
[11] К слову сказать, многие игроки, которым нравятся выбранные роли,
продолжают придерживаться их в повседневной жизни: архивариус собирает книги.
Дивные эльфы очищают от мусора ближайшую лесопарковую полосу. Новым такой
воспитательный приём назвать трудно, что впрочем нисколько не умаляет его
эффективности, — уже буддийские монахи требовали от желающих принять посвящение
брать имена древних героев, дабы подражать им в повседневной жизни.
1.1
Классификация ролевых игр
Классификацию ролевых игр проводят по различным признакам. Они делятся на
классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням
сложности и по временному или целевому признаку. В данной работе мы приводим
один из вариантов классификации ролевых игр.
В общем, все игры так или иначе решают своим воздействием на участников три
основные задачи. Но: «.выделив как три вида: воспитательные, образовательные и
развлекательные игры, невозможно провести чёткую границу между ними. Каждая
игра чему-то учит и воспитывает определённые качества у игроков».
[12] И каждая ролевая игра на данном этапе является способом проведения
досуга, то есть развлекательной, за исключением пожалуй, деловых игр, о которых
мы расскажем чуть позже. Однако, уже сейчас можно разделить развлекательные
игры (участники которых собираются, в основном, с целью отдохнуть таким
нетрадиционным способом), и образовательные (организаторы которых ставят перед
собой задачу передать игрокам определённые знания и навыки). При этом: «игровой
стиль обучения наиболее продуктивен, так как предоставляет возможность
создавать исторические, политические, этнографические и технические модели, а
решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижением цели
для игроков и организаторов».[13]
По источнику создаваемого в процессе игры мира ролевые игры можно разделить
на три основные группы: литературные, исторические и фэнтезийные. При этом,
не стоит забывать, что в чистом виде эти типы игр практически не встречаются.
Литературные ролевые игры имеют чётко указанный литературный источник (один,
реже несколько). В таком случае, большинство ролей описаны в используемом
произведении, указаны имена и род занятий персонажей. Исторические ролевые
игры могут иметь, а могут и не иметь литературно-художественных описаний. Их
основные источники — исторические и лингвистические очерки, серьёзные научные
труды. Пример — ролевая игра «Суд над Сократом» (см. приложение 3).
Фэнтезийные ролевые игры основаны на совместном литературном и художественном
творчестве их организаторов, причём это может быть как искусно выполненный
коллаж из литературных и исторических источников, так и собственные
оригинальные разработки. Естественно, что в таких играх предъявляются
повышенные требования к творческим способностям игроков и организаторов игры
(см. приложение 4).
По степени свободы игроков ролевые игры можно разделить на: театральные и
творческие. В театральных играх заранее известен основной ход сюжета, а часто
и его многие вспомогательные линии. Поэтому, основные усилия игроков
направляются на воссоздание этого сюжета с возможно большей реалистичностью.
В творческих ролевых играх, заранее заданного сюжета нет, а есть только
начальная ситуация, хотя иногда и её может и не быть.
По месту проведения ролевые игры делятся на:
Настольные — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку
необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и
информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие
подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без
него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.
Кабинетные — игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно
моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно
наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо
присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры. Подготовка участников
игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов
настольных игр.
Полигонные — наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно
когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и
бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности
необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское
снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие
подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее
готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.
Деление ролевых игр по методу создания:
1. Базовые игры — в их основе лежит настрой на идею точного соблюдения
фактов изложенных в историческом первоисточнике. Берутся базовые факты,
законы и условия существования выбранного мира. Повторяются ситуации, которые
возникали в реальной истории при изменении этих условий.
2. Условные игры — условия и законы существования игрового мира
разрабатываются создателями и участниками игры самостоятельно, вплоть до
физических, биологических и исторических.
Участников ролевых игр также можно классифицировать по нескольким признакам.
По отношению к игре и игровому опыту участники ролевых игр делятся на:
Экскурсантов (пассивных участников) — участник не принимает активных
действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого группой
игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми
событиями он может свободно перемещаться по игровой территории и задавать
вопросы.
Ведомых (ограниченно участвующих) — участник непосредственно включен в
игру. Он включен в команду или имеет индивидуальную роль, но их инициатива
ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором
заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с
помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему
ходу игры.
Игроков (свободно участвующих) — игрок самостоятельно определяет свои
действия в игре. Он сам разрабатывает личные и командные легенды на основе
мастерских установок. В игре могут иметь место театрализованные моменты, но в
основном ход игры зависит от самих участников. В таких играх ведущие следят за
соблюдением правил и регулируют ход игры.
1.2
Методические принципы организации и проведения ролевых игр на уроках истории
Структурная схема, предложенная ниже, является условным алгоритмом разработки и
проведения и анализа ролевых игр. Естественно, не все пункты приведённой схемы
обязательны для применения, однако, авторы данной работы, опираясь на личный
опыт, постарались как можно более полно изложить методические принципы
организации и проведения ролевых игр на уроках истории. Отметим, что наиболее
глубоко технология ролевых игр, как формы организации и совершенствования
учебного процесса, рассмотрена С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнниковым и С. М.
Тюнниковой, которые полагают, что: «до развития теории проблемного обучения, её
основных понятий, принципов и методов игра не могла получить и не имела
педагогической логики своего построения ни в аспекте дидактической
интерпретации структуры и содержания проблем ни в аспекте организации и
осуществления процесса игры».[14]
Организация игры начинается с её замысла. Здесь необходимо представить
условия и законы существования игрового мира. Схема описания такова: место
действия, время действия, действующие лица и занимаемое ими положение, важные
события предшествующие игровому периоду времени, ситуация сложившаяся до
начала игры.
При этом основное внимание нужно уделить следующим моментам:
«Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и полным, и допускать
множество различных ситуаций, в том числе заранее не заданных. Чем полнее и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|