скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Диплом: Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории скачать рефераты

обобщении наиболее существенных из них.

Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая

значимость обусловили выбор темы нашей дипломной работы «Игровые моменты и

опорные конспекты на уроках истории».

В связи с этим цель нашего исследования: выявить, как

активизировать мысли детей на уроке истории, как добиться интереса к предмету и

эмоционального восприятия материала, как формировать социальную идентичность

подрастающих поколений в условиях развития российского общества.

Задачи нашего исследования следующие:

Во-первых, раскрыть понятие «игровые ситуации и опорные конспекты на уроках

истории», выявить их психологическую и педагогическую основу.

Во-вторых, доказать, что среди множества путей воспитания у школьников

интереса к учению наиболее эффективным является сочетание игровой

деятельности и использование опорных конспектов.

В-третьих, показать методические приемы игровой деятельности и опорных

конспектов на уроках истории.

В качестве объекта исследования мы выделяем активные формы

обучения, субъект нашего исследования – учащиеся 5-9 классов.

В ходе работы над темой нами были использованы следующие методы

исследования: метод изучения научной литературы, беседы, практическая

апробация теоретического материала, просмотр и анализ периодической печати.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что она поможет

студентам в изучении этого вопроса, привлекая использованный нами материал.

Кроме того, работа может быть полезна педагогам практикам, так как содержит

конкретный материал по применению игр и опорных конспектов на уроках истории.

Структура дипломной работы соответствует логике исследования и

включает: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

1

Ролевые игры на уроках истории

Через игры вообще и ролевые игры в частности проходят практически все люди.

Трудно найти девочку, которая хотя бы раз в жизни не играла в «дочки-матери»,

школу или больницу, мальчика, ни бывшего ни отважным воином, ни доблестным

индейцем.

«Игра для детей — это способ познания мира и своего места в нём, а потому, она

необходима для развития личности ребёнка. Однако распространённоё мнение, что

потребность в игре с взрослением отпадает — ошибочно. Это заблуждение

становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как

любую деятельность, цель которой — сама эта деятельность. При таком подходе к

играм, в которые играют большинство взрослых, относится и театр, и кино, и

политика, и многое, многое другое».[9]

Ролевые игры, в их современном понимании, появились относительно недавно, но

можно отметить целый ряд их предшественников. Прежде всего, это популярные в

20 - 30-е годы суды над литературными героями, которые давали возможность

хоть немного «побыть в шкуре» того или иного литературного героя и выяснить,

а можно ли было иначе действовать в том мире, где они жили. Вторым

предшественником ролевых игр следует назвать военизированные игры на

местности «Зарница» и «Орлёнок». Хотя собственно ролевой момент в них резко

ограничивался, подобные игры стали прообразом полигонных ролевых игр. Третий

предшественник ролевых игр — внешкольные подростковые объединения, которые

позволяли не только осознанно выбирать себе роль, но и жить внутри её, а не

просто изображать её внешне. Кроме этого, в подростковых клубах, от отдельно

взятой личности действительно зависело очень многое. И, наконец, в качестве

ещё одного предшественника, можно назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х

годов) на Бородинском поле сражение русской и французской армий.

Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы рассматриваем

ролевую игру как: «процесс создания игрового мира с погружением в него игрока

как самостоятельной личности». [10]

Рассмотрим данное определение подробнее.

Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи

миром условно историческим или вымышленным организаторами игры. Однако в

любом случае он должен быть целостным. Многие наивно полагают, что достаточно

задать начальную игровую ситуацию, но на практике этого очень мало. В этом

случае, игра прекратится, как только возможности заданной ситуации будут

исчерпаны. Игровой же мир представляет собой множество органически связанных

между собой действительных и возможных ситуаций. Создать его, разумеется,

труднее, чем отдельную ситуацию, но это окупается богатством игровых

возможностей. Чем продуманней замысел игрового мира, тем больше у игроков

возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир, пусть даже самый

фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе игра просто не

получится.

Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании принимают

участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Именно поэтому

«неигровое поведение», т.е. отступление от правил жизни в игровом мире, в

большинстве игр карается очень строго, вплоть до снятия с игры.

Существенное условие для создания игрового мира — погружение игрока в игру.

Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго заданные лично

ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем событий, и потому не

способен вести игру.

Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются

игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает

роль из числа задуманных и предложенных миром (организаторами игры). При этом

игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть ограничен

организатором игры и возможностями самого игрока (лишённый голоса и слуха не

может играть роль менестреля, не знающий историю церкви роль епископа и

т.п.). Если желаемая игроком роль в списке задуманных организатором не

значится, он может заявить её и она будет принята, если соответствует

заданному игровому миру. Игра считается индивидуальной, потому что любой

игрок имеет право объединиться с другими в команду или действовать независимо

от них.

В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем разнообразнее

роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее создаваемый мир. Двух

одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух одинаковых людей в реальной

жизни. Сравните, например, роль «кузнец-оружейник-придворный мастер» и роль

«кузнец-оружейник-шутник». И вообще, чем полнее социально и психологически

воплощается роль, тем выше оценивается игрок. Таким образом выбранная роль

становится мощным стимулом к самовоспитанию. «Для хорошего исполнения роли

книжника нужно уметь хорошо читать и писать. Паладин должен демонстрировать

высокие моральные качества и показывать пример служения Богу, а владелица замка

должна быть женственна и прекрасна, дабы дать повод воспеть её в поэтических

творениях, но при этом хозяйственна, иначе вся её семья (команда игроков)

останется голодной и не сможет принять полноценного участия в игре».

[11] К слову сказать, многие игроки, которым нравятся выбранные роли,

продолжают придерживаться их в повседневной жизни: архивариус собирает книги.

Дивные эльфы очищают от мусора ближайшую лесопарковую полосу. Новым такой

воспитательный приём назвать трудно, что впрочем нисколько не умаляет его

эффективности, — уже буддийские монахи требовали от желающих принять посвящение

брать имена древних героев, дабы подражать им в повседневной жизни.

1.1

Классификация ролевых игр

Классификацию ролевых игр проводят по различным признакам. Они делятся на

классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням

сложности и по временному или целевому признаку. В данной работе мы приводим

один из вариантов классификации ролевых игр.

В общем, все игры так или иначе решают своим воздействием на участников три

основные задачи. Но: «.выделив как три вида: воспитательные, образовательные и

развлекательные игры, невозможно провести чёткую границу между ними. Каждая

игра чему-то учит и воспитывает определённые качества у игроков».

[12] И каждая ролевая игра на данном этапе является способом проведения

досуга, то есть развлекательной, за исключением пожалуй, деловых игр, о которых

мы расскажем чуть позже. Однако, уже сейчас можно разделить развлекательные

игры (участники которых собираются, в основном, с целью отдохнуть таким

нетрадиционным способом), и образовательные (организаторы которых ставят перед

собой задачу передать игрокам определённые знания и навыки). При этом: «игровой

стиль обучения наиболее продуктивен, так как предоставляет возможность

создавать исторические, политические, этнографические и технические модели, а

решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижением цели

для игроков и организаторов».[13]

По источнику создаваемого в процессе игры мира ролевые игры можно разделить

на три основные группы: литературные, исторические и фэнтезийные. При этом,

не стоит забывать, что в чистом виде эти типы игр практически не встречаются.

Литературные ролевые игры имеют чётко указанный литературный источник (один,

реже несколько). В таком случае, большинство ролей описаны в используемом

произведении, указаны имена и род занятий персонажей. Исторические ролевые

игры могут иметь, а могут и не иметь литературно-художественных описаний. Их

основные источники — исторические и лингвистические очерки, серьёзные научные

труды. Пример — ролевая игра «Суд над Сократом» (см. приложение 3).

Фэнтезийные ролевые игры основаны на совместном литературном и художественном

творчестве их организаторов, причём это может быть как искусно выполненный

коллаж из литературных и исторических источников, так и собственные

оригинальные разработки. Естественно, что в таких играх предъявляются

повышенные требования к творческим способностям игроков и организаторов игры

(см. приложение 4).

По степени свободы игроков ролевые игры можно разделить на: театральные и

творческие. В театральных играх заранее известен основной ход сюжета, а часто

и его многие вспомогательные линии. Поэтому, основные усилия игроков

направляются на воссоздание этого сюжета с возможно большей реалистичностью.

В творческих ролевых играх, заранее заданного сюжета нет, а есть только

начальная ситуация, хотя иногда и её может и не быть.

По месту проведения ролевые игры делятся на:

Настольные — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку

необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и

информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие

подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без

него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

Кабинетные — игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно

моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно

наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо

присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры. Подготовка участников

игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов

настольных игр.

Полигонные — наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно

когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и

бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности

необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское

снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие

подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее

готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

Деление ролевых игр по методу создания:

1. Базовые игры — в их основе лежит настрой на идею точного соблюдения

фактов изложенных в историческом первоисточнике. Берутся базовые факты,

законы и условия существования выбранного мира. Повторяются ситуации, которые

возникали в реальной истории при изменении этих условий.

2. Условные игры — условия и законы существования игрового мира

разрабатываются создателями и участниками игры самостоятельно, вплоть до

физических, биологических и исторических.

Участников ролевых игр также можно классифицировать по нескольким признакам.

По отношению к игре и игровому опыту участники ролевых игр делятся на:

Экскурсантов (пассивных участников) — участник не принимает активных

действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого группой

игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми

событиями он может свободно перемещаться по игровой территории и задавать

вопросы.

Ведомых (ограниченно участвующих) — участник непосредственно включен в

игру. Он включен в команду или имеет индивидуальную роль, но их инициатива

ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором

заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с

помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему

ходу игры.

Игроков (свободно участвующих) — игрок самостоятельно определяет свои

действия в игре. Он сам разрабатывает личные и командные легенды на основе

мастерских установок. В игре могут иметь место театрализованные моменты, но в

основном ход игры зависит от самих участников. В таких играх ведущие следят за

соблюдением правил и регулируют ход игры.

1.2

Методические принципы организации и проведения ролевых игр на уроках истории

Структурная схема, предложенная ниже, является условным алгоритмом разработки и

проведения и анализа ролевых игр. Естественно, не все пункты приведённой схемы

обязательны для применения, однако, авторы данной работы, опираясь на личный

опыт, постарались как можно более полно изложить методические принципы

организации и проведения ролевых игр на уроках истории. Отметим, что наиболее

глубоко технология ролевых игр, как формы организации и совершенствования

учебного процесса, рассмотрена С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнниковым и С. М.

Тюнниковой, которые полагают, что: «до развития теории проблемного обучения, её

основных понятий, принципов и методов игра не могла получить и не имела

педагогической логики своего построения ни в аспекте дидактической

интерпретации структуры и содержания проблем ни в аспекте организации и

осуществления процесса игры».[14]

Организация игры начинается с её замысла. Здесь необходимо представить

условия и законы существования игрового мира. Схема описания такова: место

действия, время действия, действующие лица и занимаемое ими положение, важные

события предшествующие игровому периоду времени, ситуация сложившаяся до

начала игры.

При этом основное внимание нужно уделить следующим моментам:

«Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и полным, и допускать

множество различных ситуаций, в том числе заранее не заданных. Чем полнее и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12