скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Россия с древних времен и до наших дней скачать рефераты

p align="left">Под давлением сил общественности партийное руководство согласилось с изменением статей 6 и 7 Конституции СССР и тем самым констатировало отказ КПСС от подмены государственных органов, от исполнения административно-управленческих функций. Отказ КПСС от монополии на власть стал важным моментом в формировании новых структур политической системы. За короткое время в стране возникли десятки общественно-политических организаций, партий и движений.

Среди них -- народные фронты Латвии, Эстонии; «Саюдис» в Литве; движение «Рух» на Украине. В качестве политического противовеса народным фронтам в Литве, Латвии, Эстонии и других возникли интерфронты, их социальную базу составляло преимущественно русскоязычное население. На территории РСФСР также образовались аналогичные движения. Крупнейшие из них -- Российский народный фронт (РНФ), Народный фронт РСФСР, объединение «Демократическая Россия». Возникли самостоятельные политические объединения и партии: Социалистическая партия (1990), Демократическая партия (1989), Демократический союз (1988), Союз конституционных демократов (1989) и др. Многие из них обладали устойчивыми организационными структурами, разработанными идейными платформами, вели активную пропагандистскую деятельность. Спектр идеологических координат их деятельности характеризовался необычайной широтой. В СССР стал реальностью политический плюрализм. КПСС высказалась за мирное сотрудничество со всеми партиями и движениями прогрессивной ориентации.

Общественно-политические организации, входившие в политическую структуру советской государственной системы, в конце 1980-х гг. оказались в глубоком кризисе. Это относится прежде всего к ВЛКСМ и профсоюзам. Началось стремительное падение численности комсомола. Если на 1 января 1987 г. в ВЛКСМ состояло около 41 млн. членов, то на 1 января 1989 г. уже немногим более 31 млн. В 1991 г. ВЛКСМ практически исчез с политической арены. Итоги мартовского референдума не сняли напряженности в обществе. Экономический и политический кризис продолжал углубляться. Из возникшего тупика политические лидеры видели два возможных варианта и 1,1 хода: а) введение в стране чрезвычайного положения; б) созыв «круглого стола» из представителей всех политических движений для демократического решения вопроса о власти. Сторонники сохранения СССР как единого многонационального государства все настойчивее требовали от Президента введения чрезвычайного положения. Демократическая оппозиция продолжала выдвигать идею «круглого стола», видя в нем возможность цивилизованной договоренности о создании условий проведения политики реформ в России и в Союзе. Но события неожиданно пошли по иному, третьему варианту. 23 апреля 1991 г. было принято совместное заявление Президента СССР и руководителей высших государственных органов союзных республик «О безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». Кроме Президента СССР его подписали руководители девяти республик -- России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении.

В мае 1991 г. в Ново-Огареве началась подготовка нового Союзного Договора. Это был знаменитый «Ново-Огаревский процесс». На 20 августа 1991 г. было назначено подписание нового Союзного договора. 19 августа произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР, которое не устраивал проект Союзного договора. В отсутствие Президента СССР в столице (он был в Крыму на отдыхе) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), целью которого было преодоление глубокого и всестороннего кризиса и сохранение Союза Советских Социалистических Республик. В ГКЧП вошли восемь высших чинов союзного правительства: О.Д. Бакланов, В.А. Крючков, В.С. Павлов, Б.К. Пуго, В.А. Стародубцев, А.И. Тизяков, Г.И. Янаев и Д.Т. Язов. 21 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

Сразу после этого Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

Что же произошло? Была ли попытка государственного переворота, или переворот все же состоялся? Какие цели преследовали противоборствующие стороны? Можно по-разному оценивать августо-сентябрьские события 1991 г. В обществе они расценивались с двух принципиально отличных позиций. Одна, ставшая официальной, сводилась к тому, что события 19--21 августа-- это путч, антиконституционная попытка захвата власти реакционными силами, выступавшими против демократического обновления общества, за возврат к тоталитарной системе. Согласно этой точке зрения, Президент СССР действительно был насильно изолирован в Форосе, узурпаторы власти намеревались обезглавить российское руководство, были готовы пролить народную кровь. Путч не удался благодаря активному противодействию российского правительства, возглавившего народное сопротивление. Его действия вполне легитимны, так как были направлены на защиту законной президентской власти, на дальнейшее развитие демократических реформ в суверенных государствах. Согласно второй позиции события делятся на два этапа. Первый -- это 19--21 августа: неудавшийся «дворцовый переворот» с попыткой придать ему мягкую, конституционную форму, предпринятый «советским руководством» с молчаливого полусогласия Президента СССР. Его изоляция в Форосе была чисто условной. Он как бы на время выводился из игры, чтобы мерами чрезвычайного характера не был скомпрометирован его «демократический образ» в глазах мирового сообщества.

На первом этапе ГКЧП сразу же потерпело поражение, наскочив на неожиданное для них резкое сопротивление Б.Н. Ельцина, Который не принял предложенных «правил игры», объявив верхушку законного союзного правительства заговорщиками и узурпаторами. Он пошел на обострение и легко победил. На этом этапе переворота победили демократы. В первых числах сентября начался второй этап. Он характеризуется уже как подлинный государственный переворот. То, что произошло на V Чрезвычайном съезде народных депутатов СССР, и привело к смене существовавшей общественно-политической системы, дало толчок к развалу СССР. На этой фазе завершилось не только отстранение от власти коммунистов, но и социал-демократов. Власть оказалась в руках либерально-демократических сил с их естественной ориентацией на капитализацию страны. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о создании Содружества Независимых государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик, была принята декларация об образовании СНГ. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Тема 21. Суверенная Россия (1993-2000гг.)

После августа 1991 г. распад Советского Союза приобрел необратимый характер и обстановка требовала решительных действий. V Съезд народных депутатов РСФСР избрал на пост Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатова, одобрил программу экономических реформ Президента и главы Правительства Б. Ельцина, предоставил ему право самостоятельно решать вопросы реорганизации исполнительной власти и экономических преобразований. Активную роль при этом играл Госсекретарь Э. Бурбулис.

11 ноября заместителем главы правительства по экономической политике был назначен Е. Гайдар. Основными направлениями экономических преобразований были определены: либерализация цен и свободный рынок; приватизация государственной собственности; перестройка налоговой системы; сокращение бюджетного дефицита и борьба с инфляцией; конверсия военно-промышленного комплекса; преобразования в аграрном секторе экономики.

Либерализация цен в январе 1992 г. вызвала их рост на 400--500%, 80% населения оказалось по уровню доходов за гранью прожиточного минимума. В середине января Р. Хасбулатов сделал заявление о том, что правительство недееспособно. Политическая борьба до подписания Федеративного Договора была заслонена проблемой сохранения целостности государства. Летом 1992 г. правительство принимает программу экономических реформ, считая, что к 1994 г. прекратится снижение общего объема производства, уровень инфляции снизится до 3% в месяц. С июля начался процесс ваучерной приватизации (ваучер -- неименная ценная бумага достоинством в 10 тыс. рублей, предназначался для участия в процессе акционирования предприятий). В стране продолжался экономический спад, рост цен, социальный и политический кризис.

Не согласившись с Ельциным о переносе VII Съезда народных депутатов на весну следующего года, Верховный Совет созывает съезд в декабре. Депутаты вносят поправки в Конституцию, ограничивая власть Президента, определяя, что кандидатуры на пост премьер-министра и руководителей силовых ведомств должны утверждаться законодательным органом власти. Б. Ельцин заявил о необходимости проведения референдума о доверии исполнительной власти. С вмешательством в конфликт председателя Конституционного Суда В. Зорькина было принято решение «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Президент снял вопрос о референдуме. После рейтингового голосования на съезде по кандидатам па пост главы правительства, Б. Ельцин сделал выбор в пользу В. Черномырдина.

В феврале 1993 г. на расширенном заседании правительства были рассмотрены итоги социально-экономического развития России за прошедший год. Президент настаивал на том, что главные препятствия на пути реформ исходят от противоречий между ветвями власти, и опять поставил вопрос о референдуме. 19 февраля был опубликован проект Соглашения органов законодательной и исполнительной властей РФ по стабилизации конституционного строя на период до принятия новой Конституции Российской Федерации. Однако конфликт ветвей власти продолжал усугубляться. Ельцин был вынужден отказаться от особого порядка управления страной, суть которого он изложил в выступлении по телевидению 20 марта. А на съезде народных депутатов не прошла процедура отстранения от должности Президента путем голосования. В апреле был проведен референдум, в котором участвовало 69,2 млн. россиян (64% от имевших право голоса). 58,7% из них выразили доверие Президенту и 53 -- одобрило его социальную политику. За досрочные выборы Президента и народных депутатов России высказалось соответственно 31,7 и 46,2%.

5 июня начало работу созванное Президентом России Конституционное совещание по подготовке новой Конституции страны. Между тем экономическая и политическая ситуация в обществе ухудшалась. С критикой президентских структур и исполнительной власти выступил вице-президент А. Руцкой (Народная партия «Свободная Россия»). Оппозицию составили Российский общенародный союз (С. Бабурин), Компартия РФ (Г. Зюганов) и др. Осенью 1992 г. Б. Ельцин запретил деятельность Фронта национального спасения (И. Константинов).

21 сентября 1993 г. был издан президентский Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской федерации». За ним последовали другие решения исполнительной власти по радикальному изменению политической системы общества. Президент, основываясь на результатах референдума, прервал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета, прекратил полномочия народных депутатов, ввел в действие Положение о федеральных органах власти в переходный период, назначил выборы в Государственную Думу на декабрь, предложил Конституционному Суду не созывать заседаний до начала работы нового Федерального Собрания, сохранил полномочия представительных органов власти в субъектах Федерации. Был принят также ряд решений о реорганизации (роспуск, самороспуск, перевыборы) Советов. Формальное противоречие положений Указа ряду статей действовавшей Конституции позволили Конституционному Суду принять решение об импичменте Президента (отрешение от должности). Чрезвычайный Х Съезд народных депутатов в ночь на 23 сентября объявил действия Б. Ельцина «государственным переворотом», отрешил его от должности, исполняющим обязанности Президента страны стал А. Руцкой, министрами обороны, безопасности и внутренних дел были назначены соответственно генералы А. Ачалов, В. Баранников, А. Дунаев. Создавались вооруженные формирования. Здание «Белого дома» оцепили отряды милиции и ОМОНа, были отключены системы жизнеобеспечения комплекса. Попытки достичь компромисса (Алексий II, В. Зорькин и др.) не увенчались успехом.

Развязка наступила 3--4 октября. Оппозиция предприняла попытку штурма здания московской мэрии, телестудии Останкино. В Москве было объявлено чрезвычайное положение, введены войска. 4 октября с применением огня танковых орудий начался штурм «Белого дома». К вечеру сдавшиеся его защитники были доставлены в различные следственные изоляторы и органы милиции, а организаторы -- в Лефортовскую тюрьму. По официальным данным, в ходе октябрьских событий погибло 146 человек, пострадало -- 878 (ранено, обратились за помощью в больницы). Важнейшим событием в истории современной России стало принятие 12 декабря новой Конституции, которая содержала правовые нормы демократических основ формирования политической системы, новых экономических структур, правового государства и гражданского общества.

В Конституции было закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанности государства состоят в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Россия провозглашалась социальным государством с конституционным строем и республиканской формой правления.

В Основном Законе получило юридическое закрепление разделение функций ветвей власти. Государственная власть была возложена на Президента, федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство, органы власти субъектов Федерации, суды. Органы местного самоуправления не вошли в состав государственной власти. Статьи Конституции имеют высшую юридическую силу и прямое действие. Они констатируют равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Глава государства получил широкие полномочия. Он определяет внутреннюю и внешнюю политику, формирует состав правительства (назначение его председателя, так же как и председателя Госбанка, происходит с согласия Госдумы), представляет Совету Федерации состав высших судебных инстанций, а судей остальных уровней назначает, формирует Совет Безопасности, Совет обороны, возглавляет Вооруженные Силы и т. д. В Конституции предусмотрен механизм роспуска Госдумы, отрешения Президента от должности.

С принятием Конституции и ряда конституционных и федеральных законов все ветви власти приобрели новые правовые нормы, регламентирующие их деятельность. Вместе с тем устойчиво проявлялась тенденция придания политической (идеологической) окраски возникавшим противоречиям между исполнительной и законодательной ветвями власти, не созданы условия формирования многопартийной политической системы, по словам самого Президента, «появилось и углубляется новое отчуждение власти от народа, от их повседневных нужд». Не случайно все ежегодные послания Б. Ельцина Федеральному Собранию в 1994-- 1997 гг. главное внимание законодателей акцентировали на укреплении государства, а в послании 1997 г. речь шла о правовых нормах функционирования власти. В частности, отмечалось, что «необходимо тратить усилия не на замену органов местного самоуправления органами государственной власти... а на строгое правовое и финансовое обеспечение их деятельности». Заявлено о подготовке Программы государственного строительства. Численность государственного аппарата за период 1991-- 1996 гг. увеличилась в 1,5 раза. С 1995 г. Начал действовать Закон «Об основах государственной службы». Исследователи отмечают, что сложилось положение, когда между властью и народом нет достаточной связи и посредника, а право не стало силой, способной их обеспечить. Известный публицист Л. Карпинский, как современник происходивших событий и под их влиянием, писал, что «неправовое общество -- не то, где нет права... а там, где право вместе с государством -- частная собственность бюрократии».

На развитие событий и положение в обществе оказали сильное влияние выборные кампании на уровне субъектов Федерации, по избранию депутатов Госдумы и Президента страны в 1996 г. О чем свидетельствовали итоги выборов, какие изменения произошли в политической системе общества?

Во-первых, в стране сформировалась система выборов, имеющих демократическую основу и правовую базу.

Во-вторых, итоги свидетельствовали о том, что у населения страны на протяжении ряда лет был харизматический лидер в лице Б. Ельцина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30