скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Россия с древних времен и до наших дней скачать рефераты

p align="left">5. В целях укрепления и централизации государственной власти была ликвидирована политическая автономия Украины, разгромлена Запорожская Сечь, отменено самоуправление Дона. Волжское казачье войско переселено на Терек. На территорию Украины было распространено крепостное право.

В апреле 1785г. Екатерина обнародовала «Жалованную грамоту дворянству». Грамота:

* подтвердила манифест Петра III «О вольности дворянской»;

* распространяла права и привилегии русского дворянства на шляхту Украины, Белоруссии, Польши, казачьих старшин Дона, прибалтийских баронов, феодалов Кавказа;

* закрепляла за дворянами монопольное право на землю, на труд и личность крепостных крестьян;

* дворяне освобождались от обязательной военной службы, от телесных наказаний, от постоя войск, получили право на самоуправление (губернские и уездные дворянские собрания);

* дворянское звание, дворянские права и привилегии передавались по наследству.

Расширение и юридическое оформление всех привилегий дворянства повлекли за собой резкое усиление помещичьего произвола и насилия над крестьянами. К 1796г. крепостное крестьянство составляло 20 млн. человек, или свыше 55% населения России. Нужно заметить, что Павел I, сменивший на троне Екатерину (1796-- 1801 гг.), во внутренней политике делал многое вопреки нелюбимой матери -- убийце отца. Павел I начал политику ограничения привилегий дворянства, ликвидировал свободу от обязательной службы, от податей и повинностей (сбор на дворян в 2 млн, руб.), резко ограничил свободу дворянских собраний и выборов, ввел телесные наказания для унтер-офицеров из дворян. Возмущение дворян вызвало и вмешательство Павла в их взаимоотношения с крестьянством: ограничение барщины тремя днями, запрет продавать дворовых и безземельных крестьян с молотка, запрет продавать крестьян без земли.

Всеми этими мерами Павел восстановил против себя дворянство и был убит заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 г. Такова внутренняя политика самодержавия во второй половине XVIII в. Наиболее характерным явлением социально-экономической жизни России было формирование капиталистического уклада и появление первых серьезных симптомов разложения феодального способа производства. Век Екатерины стал «золотым веком» для российского дворянства. Крепостное право достигло своего апогея.

В целом же преобразования второй половины XVIII в. во многом продолжали реформы Петра Великого и еще больше углубили цивилизационный раскол российского общества. Западный уклад получил более благоприятные условия для развития, но корпоративность общества сохранялась. Своеобразным бунтом «почвы» против преобразований стало восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Это движение стремилось улучшить положение своего уклада и законсервировать в социальной жизни времена Московского царства.

Во 2-й половине XVIII столетия Россия по-прежнему оставалась феодальной страной. Однако в недрах феодализма постепенно начался процесс формирования капиталистических отношений. Особым явлением российской действительности этого периода являлся «просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Тема 10. Российская империя в первой половине XIX в.

В начале XIX в. Российская империя оставалась феодально-абсолютистской, самодержавной. Вся верховная власть в стране принадлежала одному лицу -- императору.

В ночь на 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота был убит Павел I. Императором стал его старший сын Александр I (1801 -- 1825), который прежде всего хотел показать дворянам, что он не похож на отца. В своем первом манифесте Александр I обещал править «по законам и по сердцу» своей бабки Екатерины II. Указы Павла I отменялись. Была восстановлена «Жалованная грамота дворянству», закрыта «Тайная экспедиция» и отменены введенные при Павле I телесные наказания за преступления дворян и купцов. Был разрешен выезд за границу, были восстановлены в правах военные и гражданские чиновники, уволенные со службы или подвергшиеся наказаниям при Павле I. В 1801 г. был учрежден «Непременный совет» -- совещательный орган при императоре из представителей дворянской аристократии для охраны «законности» в управлении государством, а также комиссия для составления законов.

Александр I, по выражению современников, был настоящий «актер на троне», умевший надевать любые маски. Все его деяния в начале царствования были демагогической игрой в популярность. Заигрывая с влиятельными дворянскими кругами екатерининского времени, используя их влияние и государственный опыт в укреплении самодержавия, учитывая веяния нового времени и стремясь найти более широкую общественную опору в господствующем классе, Александр I приближает к себе представителей нового поколения дворянства (по возрасту -- сверстников царя), понимавших сложившуюся к началу XIX в. внутреннюю и международную обстановку. Так появляется в 1801 г. особый Негласный комитет (1801--1803) для рассмотрения и подготовки государственных преобразований. В него вошли молодые представители дворянской знати -- граф П. Строганов, граф В. Кочубей, М. Новосильцев, польский аристократ князь А. Чарторыйский. Они обсуждали три основных вопроса: крестьянский, о реорганизации государственного аппарата и о мерах в области просвещения.

Боясь революционной опасности, «молодые друзья» высказывались за реформирование государства. Но в то же время они считали, что Россия еще не подготовлена для введения конституции и проведения социальных реформ. При обсуждении проектов реформ комитет проявлял крайнюю нерешительность. Так, на Негласном комитете обсуждался вопрос о передаче исполнительной власти Сенату для ограничения самодержавия. Однако ни при Александре, ни позднее этот проект не осуществился. К концу 1803 г. Заседания комитета прекратились. За время своего существования Негласный комитет способствовал изданию в 1802 г. важных законов: о правах Сената и об учреждении министерств. Сенат объявлялся верховным учреждением империи, но его права расширились незначительно. Фактически он стал лишь высшим судебным органом.

Вместо прежних коллегий было открыто восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Был также образован Комитет министров. Он состоял из восьми министров и являлся высшим административным учреждением империи. Председательствовал на нем царь. Учреждение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и укрепляло опору самодержавия -- старую бюрократическую систему управления. Однако отсутствие контроля за деятельностью министерств приводило к огромным злоупотреблениям и произволу в государственном аппарате.

Мероприятия правительства Александра I по крестьянскому вопросу также были очень ограниченными. В 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам было разрешено покупать ненаселенные земли. В 1803 г. был издан указ, разрешавший помещикам отпускать крестьян за выкуп «на волю» с землей. Крестьяне, освобожденные по указу 1803 г., переходили в особое сословие «вольных хлебопашцев», имевших собственную землю и несших повинности только в пользу государства. Указ этот не получил широкого распространения: лишь немногие помещики воспользовались им. Те из них, кто освобождал крестьян, вызывали гнев и порицание дворянской массы (герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, который перевел своих крестьян в разряд свободных хлебопашцев, прослыл вольнодумцем и опасным оригиналом). За первую половину XIX в. по указу 1803 г. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян.

Таким образом, правительство Александра I практически ничего не сделало для действительного разрешения крестьянского вопроса: положение основной массы крестьянства не улучшилось, и хотя прекратились раздачи государственных крестьян помещикам, крепостное право осталось незыблемым.

В 1810г. «для утверждения единообразия и порядка в государственном управлении» в качестве совещательного органа при особе императора был учрежден Государственный совет в составе министров и лиц, особо назначенных царем, которые должны были рассматривать и предлагать на его утверждение новые законы, уставы и учреждения, касающиеся дел гражданских, военных, финансовых, промышленных и т. д. Торжественное обещание манифеста об учреждении Государственного совета, о намерении в будущем составить новое Уложение (кодекс законов) «совокупным рассмотрением избраннейших сословий» выполнено не было. В целом реформа высших органов государственной власти привела к более согласованным и целеустремленным действиям царской бюрократии, что способствовало укреплению аппарата самодержавия в условиях обострения классовой борьбы в стране и внешнеполитической обстановки.

Политика в области и культуры и образования в первые годы царствования Александра I отличалась некоторыми чертами «просвещенного абсолютизма» предшествовавшего периода. Мероприятия впервые учрежденного в России Министерства народного просвещения диктовались растущими потребностями государства в образованных чиновниках, офицерах армии и флота, в кадрах для казенных и частных предприятий и коммерческого дела. По положению об устройстве низших и средних учебных заведений была принята следующая система -- приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Создавались профессиональные учебные заведения -- школы практического земледелия, землемеров, лесоводов, акушерские, штурманские, чертежные и картографические, кораблестроительные, живописные и др. Были учреждены первые в России училища для слепых, глухих и немых. Открывались новые университеты. Кроме существовавших в Москве, Дерпте и Вильно, открываются университеты в Харькове и Казани, Педагогический институт в Петербурге, преобразованный в 1811 г. в университет. Продолжали действовать и усовершенствовались Медико-хирургическая академия, Морской и Горный кадетские корпуса, Пажеский корпус для подготовки «благородного юношества» к военной службе; были открыты Институт инженеров водных и сухопутных сообщений, Ярославское училище высших наук (с правами университета), Высшее училище правоведения, Институт повивальных бабок ив 1810 г. знаменитый Царскосельский лицей, в котором получили образование А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, многие декабристы, крупный русский дипломат XIX в. А.М. Горчаков. Так как, по признанию властей, дворянство «менее других приемлет участие» в университетском образовании, предпочитая ему военную службу и учение в привилегированных училищах, в среде профессуры и студентов высшей школы значительно возросла прослойка разночинцев. Университеты пополнялись разночинцами из духовных семинарий, питомцами гимназий и других учебных заведений.

Активно шла работа по подготовке собственных научных кадров, чтобы не ограничиваться приглашением иностранной профессуры. В 1803 г. Академии наук было предоставлено право содержать до 20 воспитанников из студентов, «имеющих постоянную склонность и отменную способность» к наукам, для подготовки их в течение трех лет, к научно-педагогической деятельности по разным специальностям.

Своими выдающимися трудами обогатили науку в первой половине XIX в. в области естествознания профессора М.И. Афонин, П.И. Страхов, И.А. Двигубский, Х.А. Чеботарев, В.К. Аршеневский, медики М.Я. Мудров, Е.В. Мухин, И.Е. Грузинов, востоковед А.В. Болдырев, литературовед А.Ф. Мерзляков.

Под напором неотложных нужд и потребностей жизни правительство вынуждено было в 1803 г. Снять («трет с деятельности «вольных типографий», разрешить открытие ряда ученых обществ -- общества математиков, любителей наук, филармонического общества, общества любителей российской словесности и истории и древностей российских при Московском университете, учредить в Петербурге Публичную библиотеку (ныне библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Вместе с тем реакционные меры правительства Александра I, вызванные распространением «вольнодумства» и революционных настроений среди студенчества и лучших людей из дворянства -- будущих декабристов, а также страхом самодержавия перед массовыми волнениями крепостных крестьян и работных людей после Отечественной войны 1812г., нанесли огромный вред прогрессу науки и просвещения, но уже не могли помешать национальной культуре развиваться на идеях русских революционеров, ученых, поэтов, писателей, мастеров искусства в первой половине XIX в.

Реформы М.М. Сперанского

Одним из выдающихся государственных деятелей, выдвинувшихся при Александре I в начале его царствования, был М.М. Сперанский (1772-- 1839). Сын сельского священника, закончивший свое образование в Питербургской духовной семинарии, даровитый от природы и необычайно работоспособный, Сперанский отличался широким политическим кругозором и большой начитанностью. Начав свою деятельность как преподаватель семинарии, Сперанский в 1802 г. стал чиновником Министерства внутренних дели, быстро продвигаясь по служебной лестнице, достиг положения статс-секретаря при особе императора. Многочисленные записки и законопроекты Сперанского о преобразовании государственных учреждений отразили его измерения приспособить дворянскую монархию к развивающимся в стране буржуазным отношениям. Он утверждал «законность» и «неприкосновенность» «всякой собственности», предлагал царю ввести представительные выборные учреждения (Государственную и местные думы) с предоставлением ограниченных имущественным цензом избирательных прав только дворянам и лицам «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне) при четырехступенчатой системе выборов. Перестройку фасада самодержавия Сперанский предлагал производить постепенно, «без крутостей и переломов», не посягая на прерогативы верховной власти царя, права и привилегии царской бюрократии и имея в виду лишь более совершенную координацию действий существующих и вновь создаваемых учреждений. Идеалом Сперанского была конституционная монархия.

Однако и этот весьма ограниченный план реформ был отвергнут. Созданный по предложению Сперанского Государственный совет уже вскоре потерял значение законосовещательного органа, и формула «вняв мнению Государственного совета» исчезла из именных указов царя. Тем более не были одобрены робкие предложения Сперанского о регулировании повинностей крестьян в пользу помещиков, замене подушной подати поземельной, восстановлении хотя бы в отдаленном будущем права перехода крестьян от одного помещика к другому.

Либеральные замыслы Сперанского и первые практические шаги по их реализации вызвали к нему общую ненависть дворян-крепостников и предопределили его падение. Кроме того, финансовые меры Сперанского способствовали обогащению купцов и владельцев мануфактур, имевших наличные капиталы для приобретения облигаций государственного займа, казенных земель, лесов и угодий и крестьянских «душ». Новую поблажку купечеству дворянство видело и в том, что в учрежденные по финансовому плану Сперанского Государственный ассигнационный банк и Комиссию погашения долгов были введены в качестве «директоров» в равном числе с коронными чиновниками представители купечества (по три человека тех и 200 других). Наконец, подготовленный Сперанским и Румянцевым и введенный в 1811г. новый резко покровительственный тариф, облагавший высокими пошлинами ввоз предметов роскоши, наряду с взиманием единовременного сбора с «чистого дохода» помещиков по полтиннику с каждой «ревизской души» расширил круг недовольных реформой Сперанского дворян.

Посягательство на честь и достоинство благородного сословия дворянство увидело и в подготовленном Сперанским указе «О правилах производства в чине по гражданской службе», обнародованном в августе 1809 г., -- указ запрещал впредь повышать чиновников по службе «за выслугу только лет». Такое повышение (начиная с чинов 8-го класса Табели о рангах) могли теперь получить только лица с университетским дипломом, либо сдавшие при университете экзамены по довольно обширной программе (девять словесных наук, русский и один из иностранных языков, правоведение, история, математика, главные части физики и т. д.), для чего при университетах в летнее время для желающих открывались «курсы наук». Хотя требования о сдаче определенных «наук» и ранее применялись в отношении офицеров армии и флота и в сущности были лишь распространены на гражданских чиновников, новая мера вызвала взрыв ярости.

Выразителем «общественного мнения» реакционного дворянства относительно нововведений Сперанского выступил историк Н.М. Карамзин в поданной Александру I записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811). Видя главную причину «неудовольствия россиян» (т. е. дворян) в «излишней любви» правительства «к государственным преобразованиям», угрожающим основам самодержавия и крепостничества, Карамзин подверг резкой критике все начинания Сперанского, считая, что вообще «всякая новость в государственном порядке есть зло», что хотя «самодержавие есть палладиум (оплот) России», но даже самодержцу не дано право посягать на права и привилегии дворянства, как это делал, по мнению Карамзина, Петр I, желавший «сделать Россию Голландией». В отличие от Талейрана, вступившего уже во время встречи двух императоров, Александра I и Наполеона, в Эрфуте осенью 1808 г. в тайные сношения с российским царем и в дальнейшем снабжавшего за изрядную мзду государственными секретами Наполеона, Сперанский не был повинен ни в намерении ввести в России «кодекс Наполеона», ни в шпионаже в пользу Франции, в чем его обвиняли противники. Тем не менее в марте 1812 г. он был удален от дел и сослан в Нижний Новгород. В дальнейшем, привязанный к царской бюрократии щедрыми земельными пожалованиями (до 2 тыс. десятин), чинами и орденами (в 1816-- 1821 гг. исполнял обязанности пензенского губернатора и генерал-губернатора Сибири), Сперанский проявил себя как верно-подданный слуга самодержавия: участвовал в суде над декабристами, руководил изданием «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30