скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе скачать рефераты

p align="left">Помимо работы учащихся над газетным материалом на уроках им предлагалось в качестве домашнего задания подобрать материал по изучаемой теме и сделать сообщение на следующем уроке. Например, давая задание на дом учащимся предлагали подобрать по газетам конкретные примеры участия советской молодежи в коммунистическом строительстве. На следующем уроке учащиеся выступали с сообщениями (по 3-5 минут). Минькова А.Н. Повышение активности учащихся на уроке истории. М., 1968. С.58.

Газетный материал использовался так же на повторительно-обобщающих уроках, на которых систематизировались знания учащихся. Так, в Х классе на повторительно - обобщающем уроке по теме «Создание II Интернационала» газета была использована, когда речь шла о значении революционной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса, о их роли в создании I Интернационала и о подготовительной работе по созданию II Интернационала.

Один из учащихся зачитал следующее сообщение газеты «Правда» за 29 октября 1961 года: «28 октября 1961 года в момент работы XXII съезда КПСС в Москве открыт памятник К. Марксу. Монумент сооружен по проекту скульптора Карбеля и архитекторов Бегунца, Ковальчука, Макаревича, Маргулиса.

Маркс будто вырастает из скалы. Высокий лоб, отброшенные назад волосы - этот образ с детства знаком каждому советскому человеку. Правая рука Маркса, сжатая в рукав, лежит на трибуне, левой он опирается на книгу. Взор неустрашимого борца, революционного мыслителя, человека великого мужества и большого сердца устремлен вперед, в будущее.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Карлу Марксу от КПСС и народов Советского Союза», - гласит надпись, высеченная на граните монумента. А рядом на пилонах слова: «И имя его и дело переживут века! Энгельс. Учение Маркса всесильно, потому, что оно верно! Ленин».

Конечно, времени прошло много, и для сегодняшнего обывателя эти слова зачастую могут вызвать только улыбку, но для того периода воспитательное и образовательное значение этого материала очевидно.

Использование ярких, интересных текстов из газет и журналов на повторительно-обобщающих уроках активизирует учащихся, расширяет их кругозор.

Предлагалось использовать периодические издания, вышедшие в изучаемый период времени.

Например, на уроке о политической обстановке в России после свержения самодержавия и возвращения в страну Ленина учитель рассказывал о выходе газеты «Правда» и показывал первый ее номер за 1917 год. Учащиеся читали заметки о ходе Февральской революции, что вызвало у них большой интерес.

На уроке о победах советской армии в 1945 году учащиеся работали с газетой «Ленинградская правда» от 9 мая 1945 года, в которой опубликован акт о капитуляции Германии и рассказано о Дне Победы. Показ газеты помогает учащимся перенестись в обстановку 1945 года и почувствовать величие победы. Вопросы преподавания истории СССР в X-XI классах. М.,1963. С. 23.

Периодическую печать использовали и при изучении курса «Обществоведения». Например, изучая вопрос «Материя и основные формы ее существования» использовались новейшие, на тот период, данные о достижениях науки и техники.

В начале урока учащимся был предложен план работы и поставлены вопросы, на которые они должны были ответить после изучения статьи «Плазмотрон - детище ХХ века» доктора технических наук М. Жукова, опубликовано в газете «Известия» от 18 ноября 1965 года). И.С. Иванов. Учим работать с газетой // Преподавание истории в школе 1970. №3. С. 87.

Таким образом, несмотря на регламентированность в преподавании истории использовались различные приемы и методы , которые позволяли повысить активность учащихся на уроках.

Глава II

Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг.на уроках истории в современной школе

Данная глава посвящена разработке и оценке возможности проведения учебного занятия в современных условиях с учетом богатого опыта в области методики преподавания истории учителей, работавших в 60-70-ых годах. В частности знаниях о формах и методах проведения урока, использования различных средств и приемов для активизации познавательной деятельности учащихся.

Сегодня одной из важнейших тенденций, определяющих развитие современного исторического образования является индивидуализация образования, ориентация на повышение познавательной деятельности учащихся, увеличения их самостоятельности. По прежнему одной из главных целей преподавания истории остается формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как о многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако, молодые люди, окончив школу, быстро приходят к выводу, что большая часть полученных знаний - лишний груз и напрасная трата времени: они не умеют видеть действие тех законов, которые изучили в школе, не всегда умеют применить полученные знания.

Общеизвестно, что одной из причин существования данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения. Это результат большой информационной перегрузки программ. Учителю некогда вести совместный поиск научных истин в форме проблемных уроков-семинаров или хотя бы эвристических бесед, он вынужден нагружать учеников информацией в лекционной форме или в форме диктовки основных положений теории. Знания и умения ученика оцениваются в основном по тому, как ученик воспроизводит изложенный материал. При этом уровень знаний выпускников школ зачастую не отвечает современным потребностям общества.

Исходя из этого, возникает необходимость выбирать формы проведения уроков, учебные задания, методы и приемы проведения занятия с учетом поставленных современностью задач в области исторического образования. Сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности. Поэтому на современном этапе в школах активно идет поиск новых способов активизации учащихся и повышения эффективности уроков. Часто учителя обращаются к ранее накопленному опыту, переоценивая его и адаптируя полученные знания к современным условиям.

Как показал анализ специальной литературы, не смотря на то, что, по прежнему, как и в советский период, основной формой учебных занятий по истории остается урок, при этом все большую популярность приобретают его различные виды, которые не вписываются в его традиционное понимание, а в большей мере способствуют развитию умений и навыков, необходимых современному выпускнику. Это, например такие виды урока как «Концерт» «Спектакль», «Литературный салон», «Игра-соревнование», «Игра-путешествие», «Пресс-конференция», «Телемост», «Урок-суд», конкурс знатоков и многие другие. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.,2003; Калинина Е.М. Урок-соревнование «О Рим! О вечный город!».// Преподавание истории в школе.2003.№3; Кеймакс Г.Б., Федотов Н.С, Туба Д.С. Игра-путешествие «Прощай ХХ век».//Преподавание истории в школе.2001.№6; Клешевникова Е.Л. Урок-путешествие в V кл. «Полисы Греции».//Преподавание истории в школе.2003.№3;

Саплина Е.В. Как сделать эффективным урок истории.// Преподавание истории в школе.2001.№6; Чернова М.Н. Урок-суд «Наполеон Бонопарт: личность в истории».// Преподавание истории в школе. 2003. №4.

Растет интерес и к другим формам проведения учебного занятия. В старших классах распространены школьные лекции, так как они приучают старшеклассников к самостоятельной работе с устным словом как основным источником информации, к ведению грамотных и экономичных записей, к внутреннему диалогу с лектором-преподавателем, а так же постепенно готовит их к условиям вузовского обучения.

Активно используются сегодня лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или источникам. Такие формы занятий способствуют выработке у учащихся умений анализировать и сравнивать исторические сведения и их толкования, формулировать собственные суждения и аргументировать их, терпимо и с пониманием относиться к наличию иных точек зрения на факты прошлого. Способствуют накоплению опыта социального общения и гражданского поведения учащихся.

Документальный материал используется сегодня на всех этапах урока. Почти во всех современных школьных учебниках в конце каждого параграфа содержатся выдержки из документов и вопросы к ним. В некоторых учебниках истории нового поколения документальный текст впервые уравнен с основным по объему. К сожалению, этим зачастую и ограничивается использование документального материала в современной школе. Сегодня наиболее «популярными» заданиями остаются ответы учащихся на вопросы, поставленные к документу, и составление краткого рассказа по документу.

Однако следует отметить, что если в советское время главной целью привлечения документа было изучение и заучивание коммунистических постулатов, то сегодня главная их цель - научить школьников методам и приемам работы с документами, извлечения из них информации. Например английский методист Дж. Файнс выделил восемь ступеней в работе учащихся с документами, которые позволяют сделать ее более эффективной:

1.Описать документ одним - двумя предложениями.

2.Описать или отметить следующую информацию: Кто, где, когда, что, приняв во внимание сведения о людях, о времени, о местах, о идеях.

3.Подчекните все, что вы не знаете или не понимайте. Найдите информацию об этом в справочнике.

4. Изучите документ и определите, когда он был написан.

5. Насколько можно доверять этому документу? С какой точки зрения, с какой перспективы он оценивает события?

6. Какие вопросы вызывает у вас этот документ?

7. В чем важность или значение этого документа?

8. Как вы собирайтесь записывать свои выводы? Что вы собирайтесь с ними делать? Как они помогают «делать историю», формулировать собственную точку зрения на то, что произошло, почему произошло и какие последствия имело Дж. Никол. Ремесло учителя истории. Яр. 2001год. С. 117. ?

Такой план работы позволяет учащимся подробно разобраться в изучаемом материале, самостоятельно изучить документ, познакомиться с методами работы с источником.

Сегодня занятия, на которых тщательно изучаются документы, проводятся редко. Одна из трудностей состоит в том, что школьники зачастую не могут разобраться в документе, понять его. «Мы часто встречали учителей, которые говорят: «Мои дети не могут прочитать документ, который предлагается для работы», - и, в прямом смысле этого слова, это правда - дайте школьникам трудный текст, что бы они забрали его и попытались справиться с ним самостоятельно где-нибудь в уголке, они не смогут этого сделать. Даже при значительной помощи они сочтут его очень трудным - но следует ли сдаться, если успех не достигнут немедленно?» Дж. Никол. Ремесло учителя истории. Яр. 2001г. С. 121 - спрашивал Дж.Никол, поэтому от учителя требуется большая подготовительная работа. Он должен сделать документы доступными для детей, научить школьников правильно работать с документами, для чего необходимо следовать следующим правилам:

-дать образец разбора документа,

-проанализировать документ вместе с учащимися,

-дать задания для самостоятельного изучения документа в классе и дома Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004. С.134..

Не смотря на эти трудности применение исторических документов имеет большое значение и было важным аспектом любого урока истории, как в советской школе, так и в современный период. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение «духа» эпохи. Реализации этих задач способствует использование различных видов исторических документов. Наиболее ярким средством связи истории с современностью является газета

Сегодня использовать газету как документ прошлого затруднительно. С каждым годом использовать газету как документ прошлого становится все сложнее. Вряд ли учитель сможет найти газеты, изданные столетия назад. Максимум, что он сможет - это сделать ксерокопию с оригинала, хранящегося в библиотечных архивах.

Но сегодня в газетах по-прежнему печатают материал, который можно использовать при изучении истории. Важную информацию предоставляют газеты локального уровня, такие как «Городские новости», «Северный край», «Золотое кольцо» Дадианкова Т. Огневласый градоначальник Ярославля.//Городские новости. 19-25 февраля; Гулина А.М. Повод оглянуться на пороге нового тысячелетия.//Северный край.1999.15 сентября; Жили-были обыватели.//Золотое кольцо. 1999. 2 апреля.. Данный перечень может быть расширен и составляться каждым учителем самостоятельно.

Сегодня периодическую печать активно используют и на уроках обществознания. Так, учитель истории школы №57 города Ярославля Пучинина Татьяна Петровна каждый урок обществознания в X-XI классах начинает с сообщений учащихся. Ученики раз в неделю подготавливают сообщение о событиях, произошедших в России и в мире, о которых они узнали из периодической печати, и дать им свою оценку. Данное задание вызывает большой интерес у школьников. Они активно обсуждают политические, экономические и культурные новости, выявляют проблемы развития различных стран. Таким образом, учащиеся развивают умение анализировать и оценивать сложные процессы, происходящие в наше время во всех сферах человеческой жизни.

Кроме того, сегодня открываются большие возможности использования периодической печати на уроках истории. В связи с приближением празднования 60-тилетия победы в Великой Отечественной войне практически в каждом периодическом издании публикуются воспоминания ветеранов о войне, письма с фронта, а также рассказы работников тыла. Эти материалы могут быть использованы на уроке для более яркого и подробного освещения истории Второй мировой войны.

Использование периодической печати на уроке истории практикуется давно. Как и в 60-70-е гг., сегодня газета является важным средством для развития активности учащихся, формирования у них гражданской позиции, собственного отношения к тем или иным событиям. Развитию самостоятельного мышления способствует достаточно широко распространенные практические занятия, когда на основе ранее полученных знаний и сформированных умений учащиеся решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого. Школьники учатся применять полученные знания и умения в новых учебных ситуациях.

В системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научной работы старшеклассников. На всех уровнях российского образования, от школьного до всероссийского, проходят конференции, на которых главные действующие лица - ученики. Юные авторы наиболее серьезных и перспективных работ награждаются дипломами, премиями и получают льготы при поступлении в вузы. В частности, в Ярославле в 2004-2005 учебном году проводится конкурс исследовательских работ старшеклассников, посвященных 60-летию победы.

Написание научной работы дает возможность и ученику и, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения.

Учителя признают, что исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Что опыт такой работы пригодиться всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчетов, обзоров и т.п.), что сегодня очень востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик не только занимается получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применять свои знания и способности так, что это выходит за рамки традиционного учебного процесса. То есть, еще будучи учениками ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность, к сожалению в школах XXI века исследовательский метод не получил достаточно широкого распространения. Без сомнения, сегодня в некоторых школах учащиеся пишут рефераты, делают сообщения и доклады, но в основном этой деятельностью заняты «сильные» ученики, которые стремятся поступить в высшие учебные заведения, в то время как более «слабые» учащиеся отстранены от этого процесса, хотя умения и навыки, формирующиеся во время исследовательской работы, необходимы каждому современному человеку. При написании работ учащиеся зачастую не работают с источниками, документами и археологическим материалом. Основой для написания реферата обычно служит только учебная литература.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7