Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе
Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе
71 Министерство образования и наук Российской Федерации Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского Кафедра методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин «Утверждаю» Зав. кафедрой доктор исторических наук, профессор ____________________А.Б. Соколов «____»______________2005г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Реализация традиций обучения истории 60-70-х гг. ХХ века в современной школе. Специальность 13.00.02. Исполнитель: студентка 154 гр. исторического факультета Гаврилова О.Б. Научный руководитель: кандидат исторических наук, ассистент кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин Уварова Н.А. «_____»________________________2005г. Ярославль 2005г. Работа выполнена на кафедре методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин. Научный руководитель кандидат историчесих наук, ассистент кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин Уварова Н.А. Решение комиссии о защите дипломной работы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научный руководитель ____________________________Подпись__________ Заведующий кафедрой _____________________________Подпись__________ Оглавление Введение I глава. Развитие исторического образования в 60-70-х гг. ХХ в. 1. Образовательная политика СССР в 60-70-е гг. XXв 2. Особенности обучения истории в советской школе в 60-70-е гг II глава. Рекомендации по применению методического опыта 60-70-х гг. на уроках истории в современной школе Заключение Список литературы Приложение Введение Современному учителю для более эффективного построения учебного процесса необходимо обладать информацией об особенностях основных этапов развития школьного образования и методики обучения истории. Отечественная методика обладает значительным опытом в области преподавания истории, не малая его часть была накоплена в советский период. Современное российское общество стремиться отказаться от наследия советского общества. Культурологи уже сейчас озабочены этой проблемой, ведь пройдет еще несколько лет, и часть нашей истории будет потеряна Кравченко А.И. Культурология. М., 2003. С. 46.. Эти слова опасения можно лишь отчасти отнести и к наследию педагогики советского периода. Существует мнение, что отечественная педагогическая наука 60-80-х гг. оказалась бесплодной, причиной чего считают политику партийного руководства, его стремление «подмять под систему» культуру, науку и образование Вендровская Р.В. Обучение и воспитание: исторический аспект (60-е - начало 80-х гг.) // Советская педагогика. 1989.№8. С.108.. Однако анализ научных исследований 60-70-х гг. свидетельствует о значительном развитии педагогической мысли. Именно в этот период зародилась дискуссия по вопросу о классификации методов преподавания истории, в которой участвовали такие методисты, как Кравцов В.Г., Стражев А.И., Андреевская Н.В., Вагин А.А., Лейбенгруб П.С. Эти имена и сегодня фигурируют в учебниках по методике преподавания истории, а классификацию методов Горы П.В., разработанную в 60-70-е гг. в основу которой были положены способы обучения, активно используют сегодня в преподавании истории, считая ее наиболее последовательной. В этот же период по всей стране появлялись и действовали школы, которые работали по новым технологиям, используя передовой опыт ученых-педагогов. Осуществлялся обмен опытом, предпринимались попытки распространить нововведения по всей стране. Теме, разрабатываемой в данном исследовании, в современной научной литературе уделяется достаточно скромное место. Исходя из этого, внимание уделялось научной и методической литературе 60-70-х гг. Методические разработки и рекомендации тех лет по организации учебного процесса представлялись, прежде всего, в журнале «Преподавание истории в школе». В связи с перестройкой исторического образования, происходившего с конца 50-х гг., на страницах журналов велись обсуждения и дискуссии по вопросу использования в преподавании более эффективных методов и форм проведения уроков, которые помогли бы повысить активность и самостоятельность учащихся и тем самым помочь в реализации воспитательной функции в процессе обучения и способствовать усвоению школьниками полноценных, хорошо осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Начались поиски таких организационных форм обучения, которые сочетали бы коллективные и индивидуальные виды работы на уроке. В литературе подчеркивалась предпочтительность организации коллективной деятельности учащихся, так как она способствовала преодолению индивидуализма, формированию творческого ученического коллектива, что было важно в условиях господства коммунистической идеологии Минкова А.Н. Повышение активности учащихся на уроках истории. М.,1963.; Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968.;За повышение эффективности уроков истории и обществознания. М.,1964.; Повышение эффективности преподавания истории. М., 1964.. Разработка уроков и описание подготовки учителя к ним предлагались в специальной методической литературе. Особо следует отметить ценность исследований В.Г. Кравцова, занимавшегося проблемами методики преподавания истории и вопросами подготовки учителя к проведению уроков Кравцов В.Г. Очерки методики преподавания истории. М., 1961г., а так же Лейбенгруба П.С., разрабатывающего дидактические требования к уроку истории Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М.,1957.. Вопросами преподавания истории в старших классах занимались Вагин А.А. и Сперанская Н.В.Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы преподавания истории в старших классах. М.,1959.; Вагин А.А., Сперанская Н.В. Документальный материал на уроках истории. М.,1959. . Вагин А.А. внес большой вклад в развитие методики преподавания истории того времени. Он занимался широким спектром вопросов: от общих вопросов методики до конкретных рекомендаций учителю по проведению уроков Вагин А.А. Подготовка учителя к уроку истории в VIII - X классах средней школы. М.,1953.; Типы уроков по истории.М.,1957; Методика преподавания истории в средней школе.М.,1968; Методика обучения истории в школе. М.,1972.. Вопросы подготовки учебных занятий формы их проведения и способы повышения активности учащихся и эффективности учащихся изучал Дайри Н.Г. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М.,1966; Как подготовить урок истории. М.,1969; Современные требования к уроку истории. М.,1978. . Большое внимание уделялось организации проблемного обучения на уроке истории и в частности применению так называемых проблемно-познавательных задач. Этот прием рассматривался в работах Н.Г. Дайри, М.И. Кругляка, И.Я. Лернер, А.И. Назарец Дайри Н.Г. Об уроке с проблемным изложением и логическим заданием. // Преподавание истории в школе.1965.№1.; Кругляк М.И. О проблемном изложении на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1964.№3.; И.Я. Лернер. Проблемное обучение. М.,1974; Назарец А.И. Проблемно-познавательная задача как средство активизации учебной деятельности учащихся //Преподавание истории в школе.1963.№1.. Но единой специальной работы, полностью посвященной этому приему обучения в 60-70-е гг. не появилось. Кроме того, не была четко определена терминология. Одни авторы называли этот прием «логическим заданием» или «логическим вопросом», другие «мыслительной задачей», третьи - «проблемно-эвристическим методом» Назарец А.И. Проблемно-познавательная задача как средство активизации учебной деятельности учащихся //Преподавание истории в школе.1963.№1.С.73.. На страницах журнала «Преподавание истории в школе» в период с 1960 по 1979 гг. публиковалось множество исследований, посвященных выработке системы методов и методических приемов обучения, направленных на повышение качества исторического образования. Этим вопросом занимались И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и Гора П.В. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. // Советская педагогика.1965.№3; Гора П.В. К вопросу о системе методов и методических приемов обучения. // Преподавание истории в школе.1964.№2.. В связи с переходом к преподаванию истории по новым программам возникла необходимость издания новых учебников, соответствовавших требованиям к подготовке учеников. Практически в каждом номере журнала «Преподавание истории в школе» публиковались результаты обсуждения материалов «О требованиях к учебникам…», был так же объявлен конкурс на лучший учебник. «От создания учебника, - отметил П.С. Лейбенгруб, - многое зависит в нашем историческом образовании» О новых учебниках и учебных пособиях. // Преподавание истории в школе. 1960. №4.. Внимание уделялось так же применению специальных средств, с помощью которых можно было повысить эффективность изучения истории (использование радио и телевидения на уроках, применение наглядных средств - художественных произведений, карикатур, фотографий). Таким образом, спектр изучавшихся в 60-70-е гг. вопросов был значителен. При анализе перечисленной литературы учитывались особенности периода ее создания, влияние идеологического диктата партии и государства на ее содержание и выявлялись действительные поиски учителей того времени. Работ, посвященных анализу специфики реализации традиций обучения истории 60-70-х гг. в современной школе практически нет, что подчеркивает актуальность данной работы. Некоторые авторы, например Богусловский М.В., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Гиреева Л.Д. в своих работах представляют общий обзор развития методики преподавания истории в советский период и приводят примеры достижений учителей того времени. Вместе с тем они не заостряют внимание на особенностях накопленного опыта и особенностях его реализации сегодня Богуславский М.В. ХХ век российского образования. М.,2001.; Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX-ХХ век. М.,2002; Богуславский М.В.История российского образования//Вестник образования. 2003.№22,23; Вяземский М.В., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003; Гиреева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80-х гг. ХХв. // Педагогика.1995.№5.. Цель данного исследования - определить особенности применения некоторых форм, методов и приемов обучения истории, использовавшихся в 60-70-х гг. ХХ в., в современной школе. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: 1. Провести анализ научной литературы по поставленной проблеме. 2. Рассмотреть особенности образовательной политики правительства в 60-70-х гг. 3. Проанализировать педагогическое творчество учителей того времени. 4. Выяснить особенности применения некоторых форм, методов и приемов обучения истории в школьной практике 60-70-х гг. 5. Разработать возможные варианты применения опыта, накопленного в 60-70-х гг., в современной школе с учетом новейших рекомендаций к организации обучения истории. Исходя из этого объектом данного исследования являются те формы, приемы и методы организации учебных занятий, которые внедрялись в 60-70-е гг.; а именно семинарские занятия, проблемный и исследовательский методы преподавания истории, коллективные и индивидуальные формы работы учащихся на уроках, приемы работы с историческими источниками. Предметом исследования являются особенности применения форм, методов, и приемов преподавания истории в 60-70-х гг. в современной школе. Особенность данного исследования состоит в том, что в нем была сделана попытка более подробно рассмотреть особенности применения проблемного метода, проведения семинарских занятий, использования источникового материала при изучении истории в 60-70-е гг. и предложить варианты применения их сегодня. Проведенный анализ литературы позволяет выдвинуть рабочую гипотезу: опыт, накопленный в 60-70-е гг. ХХ в., имеет сегодня определенную ценность и может быть применим в современной школе, но его необходимо соотносить с новейшими требованиями, предъявляемыми к учебному процессу. В связи с поставленной гипотезой особое значение имел выбор методологической базы работы. Теоретической основой изучения проблемы в данной работе стала идея о существующей преемственности между различными этапами развития отечественной методики преподавания истории. Так же необходимо подчеркнуть значимость каждого периода, выявления его наследия, что важно в новые времена, когда меняется отношение к изучаемым предметам, а история в этом плане наиболее подвержена изменениям Е.В. Саплина. Как сделать эффективным урок истории // Преподавание истории в школе. 2001г. №6.. Другой важной основой построения исследования стала идея зависимости развития методики преподавания истории от развития общества и государства. Современная методика развивается в соответствии с идеями гуманизма, плюрализма. Господствующая в советском обществе марксистская философия и методология утратили свое монопольное положение. Сегодня внимание профессиональных историков привлекают новые теоретические подходы - цивилизационный, культорологический, антропологический, а так же цивилизационная парадигма в целом. Поэтому перед современными учителями стоят задачи несколько отличные от тех, которые ставили советские педагоги. Исходя из этого опыт предшествующих поколений должен переоцениваться. В качестве методов исследования были использованы: анализ специальной литературы по данной теме, изучение практического опыта преподавания истории, анализ форм, методов и приемов, использовавшихся в 60-70-е гг., определение вариантов их применения сегодня. Обобщение информации в собственной разработке учебного занятия и оценка возможности применения на практике опыта педагогов 60-70-х гг. Данная работа состоит из введения, 2-х глав и заключения. Первая глава содержит описание образовательной политики государства в 60-70-е гг. ХХ в., а так же характеристику некоторых форм, методов и приемов обучения истории, использовавшихся в это время. Во второй главе сделана попытка выяснить особенности применения этих форм методов и приемов в современной школьной практике. В заключение по результатам исследования сделаны выводы. ГЛАВА I ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Развитие педагогики в 60-70-е годы тесно связано с историей страны и советского общества этого периода. Самое начало 60-х годов прошло под знаком «второй волны» хрущевской оттепели. Вновь после ХХII съезда партии были включены механизмы политической реабилитации. Тайно, ночью из Мавзолея вынесли тело Сталина, с площадей исчезли статуи и бюсты вождя. Пронеслась волна переименований. Публиковались произведения, которые раньше были запрещены. Эти изменения зародили надежды на продолжение демократических процессов. Вместе с тем было объявлено о грядущем построении коммунистического общества. Его идеологическому обоснованию способствовала публикация «Морального кодекса строителей коммунизма», отстаивавшего идею боры за победу коммунизма во всем мире и борьбы с инакомыслящими. Общий подход к образованию и культуре в это время отличался прежним стремлением поставить их на службу административно-командной идеологии, но процесс обновления этих сфер, начавшийся при Хрущеве, не мог не вызвать оживление культурной жизни. Большое влияние на образование и культуру оказал и сам Хрущев. Он стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, хотя и рассматривал ее в качестве «автоматчиков» партии, о чем прямо сказал в одном из своих выступлений Кутель Л. Образование в эпоху Хрущева.«Оттепель» в педагогике.//Неприкосновенный запас. 2003. №2. С.78..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|