скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Отечественная история скачать рефераты

p align="left">Избранная рада обсуждала планы государственных реформ и внешней политики, а затем и руководила их проведением. Идеологами намечавшихся реформ в стране были митрополит Макарий и Сильвестр. Макарий обосновал и пропагандировал идею о необходимости самодержавной власти в России, которая должна утвердиться в мире как совершенное "православное царство". Сильвестр всю свою деятельность подчинил идее прославления монарха и утверждения его власти. Он оказывал сильное воздействие на сознание царя в духе самосовершенствования, покаяния и смирения, развил в царе сильное религиозное чувство.

Земские соборы.

В начале 1549 г. в Москве было созвано совещание, на котором присутствовали Боярская дума в полном составе, Освященный /церковный/ Собор во главе с митрополитом Макарием, высшие должностные лица, воеводы и дворяне. На этом совещании, получившем в литературе название "собор примирения", царь объявил о намерении положить конец бесправию, которое "чинилось" от бояр и дворцовых чинов. В ответ бояре "били челом о прощении", обещали служить царю "в правду". Обсуждалась также программа проведения государственных реформ.

Созыв "собора примирения" 1549 г. означал перемены в государственном управлении. Так появился новый орган власти, известный позже под названием Земский собор. Это был эпизодически созываемый высший законодательный и исполнительный орган власти, в который выбирались представители основных сословий России /крупные светские и церковные землевладельцы-вотчинники, прежде всего - бояре; служилые землевладельцы - дворян; купцы и зажиточные слои посадского населения городов; в отдельных случаях даже государственные крестьяне и казаки/. В течение примерно ста лет существования Земских соборов /середина ХVI - середина ХVII вв. / политический строй России представлял собой сословно-представительную монархию. В отличие от западноевропейских парламентов, в которых буржуазия стремилась ограничить власть монархов, русские Земские соборы нужны были царям для того, чтобы поддерживать их власть и на деле выполняли эту роль. Опираясь на соборы, монархи могли успешно лавировать между боярством и дворянством, постепенно ограничивать права крупных феодалов и расширять права дворян, на которых, в первую очередь и опирался Иван IV, реформируя государство.

Судебник 1550г.

Реформы проводились в 1550-х гг. Они затронули центральное и местное управление, систему суда и законодательство, налоговую систему, церковь и армию, оказали влияние на культуру страны. По решению "собора примирения" был подготовлен и принят в 1550 г. новый русский сборник законов Судебник, взамен старого Судебника 1497 г.

Судебник 1550 г. был обновлен примерно на треть статей. В нем полностью сохранилась статья об ограничении крестьянского перехода от одного феодала к другому неделей до Юрьева дня осеннего /24 ноября/ и неделей после, но плата за переход /"пожилое"/ увеличивалась. Ограничивалась власть наместников, отменялись податные льготы монастырей.

Приказы.

Создавалась система центральных правительственных учреждений - приказов. Первые из них появились еще в конце ХV в. и назывались сначала избами. В середине ХVI в. один за другим были организованы: Челобитенный приказ /специально для приема дворянских челобитных с жалобами на бояр, казначеев и дворецких/, Посольский приказ /ведал организацией дипломатической службы/, Ямской /дорожная служба/, Разрядный /ведал личным составом и службой поместного войска/, Поместный /обеспечение дворян землей/, приказ Казанского дворца /управление территорией покоренного Казанского ханства/ и другие приказы. К концу ХVI в. было уже более двадцати приказов. Для многих из них характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального принципа управления с территориальным. Складывание приказной системы управления явилось важным элементом процесса формирования единого русского государства с сильной центральной властью.

Реформа местного управления. Серьезные изменения произошли и в системе управления. К середине ХVI в. управление на местах возглавляли наместники /гражданские администраторы/ и воеводы /военные руководители/. Основным доходом наместников было не государственное жалованье, а так называемое "кормление" за счет жителей подведомственной территории, а также отчисления от различных пошлин /судебных, торговых и др. /. Наместническое управление в период раздробленности соответствовало интересам великих князей, т. к. противодействовало власти местных удельных князей. Но по мере ликвидации удельных княжеств наместничество становилось не выгодным для Москвы. Поэтому, как уже отмечалось выше, в 1530-х годах в России начали учреждать губные органы, которым переходили судебные полномочия наместников.

В 1549 г. появился царский указ, освобождавший во всех городах дворян от юрисдикции наместников. А в 1555-1556 гг. правительство отменяет во многих местах страны кормление наместников и самих наместников заменяет органами земского самоуправления, выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных крестьян. Это были старосты и "излюбленные головы", которые с помощью своих канцелярий /земских изб/ и помощников /выборных целовальников и "лучших людей"/ судили население по делам второстепенной важности и собирали подати, поступавшие ранее на содержание наместников. Теперь же они отправлялись в царскую казну и шли, в основном, на обеспечение дворянской армии. Губные и земские учреждения были представительными органами дворянства, верхов посада и зажиточных государственных /черносошных/ крестьян. В тех местах, где не было земских органов самоуправления, вместо наместников назначались воеводы, которые получали не только военные, но и административно-судебные полномочия.

Военная реформа.

К числу важнейших реформ относилось упорядочение военной службы и перестройка армии. В 1550 г. началось создание постоянного войска - 3000 стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием /пищалями/ и бердышом, мечом или саблей. Стрелецкое войско делилось на полки /"приказы"/. В них могли записаться любые свободные люди. За службу стрельцы получали денежное и хлебное жалование; жили отдельными слободами, в некоторых местах наделялись землей, могли заниматься ремеслом и торговлей. Стрельцы были единообразно обмундированными, вооруженными и обученными. К концу XVI в. стрелецкое войско выросло до 25 тысяч человек.

Одновременно с организацией стрелецкого войска в 1550 г. правительство приступило к массовому наделению землей дворян. Намечалось их поместить в Московском уезде 1070 дворян из провинции. Эта "избранная тысяча" должна была войти в состав царского двора и стать ядром дворянского ополчения. Принятое в 1556 г. "уложение о службе" строго регламентировало воинскую службу дворян. Она начиналась с 15 лет и передавалась по наследству. Каждый служилый человек помимо личного участия, должен был выставить воинов из числа своих людей: один конный воин в полном вооружении, снабженный запасным конем для дальнего похода. За каждого выставленного господин получал небольшое вознаграждение, а за недоданного - платил штраф. За службу дворянин получал денежное жалование и землю. Так были созданы условия для роста поместного ополчения /конницы/ и укрепления экономического положения дворянства.

Стоглав.

Реформы середины века затронули и русскую православную церковь. К тому времени церковь не была строго унифицированной организацией. Существовали различия в составе святых, которым поклонялись в разных местах страны, не было строго порядка в исполнении церковных обрядов, не было четкого управления. Еще с XV в. распространились еретические учения. Среди иерархов церкви не прекращался спор между сторонниками богатой и сильной церкви /"иосифляне"/ и нищенствующей церкви в духе первых христиан /"нестяжатели"/. Государство с одной стороны было заинтересовано в сильной церковной организации, но с другой - хотело бы сократить количество церковно-монастырских земель, чтобы увеличить земельный фонд дворян.

В 1551 г. состоялся церковный собор, созванный по инициативе царя и митрополита Макария. Итоговый документ собора /приговор/ состоял из ста глав и поэтому получил название Стоглавого или Стоглава. На основании Стоглава церковь провела унификацию церковных обрядов и иконописи. Был принят единый перечень всех святых русской церкви, а их жизнеописания /жития/ опубликованы в 12-ти томах книги "Великие Четьи Минеи". По вопросу о церковном землевладении победу одержали иосифляне. Но царь устанавливал контроль над ростом этой земли, впредь церковь могла приобретать и продавать свою землю только с разрешения царя. По решению собора церковь должна была вернуть прежним владельцам земли, полученные от них после 1533 г. В целом, на соборе был достигнут определенный компромисс между царской властью.

Опричнина. Опричная политика.

Избранная рада проводила компромиссную политику в расчете на интересы всех феодальных землевладельцев. Поэтому такое правительство не было прочным. К концу 1550-х годов, укрепив свою власть, Иван IV перешел к более решительному наступлению на привилегии мощного боярства. В 1560 г. Избранная рада распалась. Последовали репрессии против Адашева и Сильвестра, вскоре были казнены родственники и сторонники Адашева. Поводом к расправе над членами Избранной рады послужила смерть в августе 1560 г. жены царя Анастасии Романовны и подозрение в ее отравлении. Иван IV начинает подозревать в измене каждого, о ком мог получить плохие вести. Подозрительность и жестокость царя усилилась с тех пор, как на фронтах Ливонской войны русские войска стали терпеть поражения. Так, после проигранной битвы под Полоцком в январе 1564 г. по приказу царя были казнены князья Оболенские, Репнины, боярин Н. Шереметев. Перед этим, на основании доноса о готовящейся измене, царь подверг опале своего двоюродного брата удельного князя Владимира Андреевича Старицкого и его мать . В апреле 1564 г. бежал в Литву доверенный человек Ивана IV князь Андрей Курбский, командовавший русской армией на войне. Все эти события сильно повлияли на царя и подтолкнули его к изменению внутренней политики.

3 декабря 1564 г. царь вместе с семьей и казной выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и на обратном пути остановился в своей резиденции в Александровой слободе. Оттуда 3 января 1565 г. он отправил две грамоты в Москву. В одной царь обвинял бояр и духовенство в "изменных делах" и заявлял о своем намерении отказаться от престола. В другой грамоте царь сообщал посадским людям Москвы, что на них у него зла нет. Расчет Ивана IV оправдался. К нему срочно явилась депутация духовенства и бояр с мольбой не покидать "государьство". Царь согласился, но в ответ выдвинул условия: неограниченное право расправы над всеми "изменниками" и создание особой территории внутри государства - "опричнины" /от слова "оприч" - отдельно/, где царь будет иметь полную власть над всеми людьми и землями, где будет своя опричная Боярская дума и свое опричное войско. Остальная территория страны будет называться "земщина" со своими органами власти, войском и традиционными политическими порядками. В состав опричнины вошли в основном северные и небольшое число центральных уездов страны. Опричниной стали также называть и внутреннюю политику Ивана Грозного, направленную, по его мнению, на искоренение "крамолы".

Главным орудием этой политики стало опричное войско, состоявшее сначала из тысячи человек, а затем выросшее до 6 тысяч опричников. С территории опричнины выселялись многие местные землевладельцы, не зачисленные в "особный двор" царя, а их земли передавались дворянам-опричникам. Так подрывалось экономическое и политическое значение многих крупных землевладельцев-аристократов.

Опричный террор.

Сразу же усилились преследования и казни неугодных царю людей. Репрессии приобрели массовый характер и в стране установился режим террора. В нем особо отличились боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский, думный дворянин Малюта Скуратов-Бельский.

Новая политика Ивана Грозного, направленная на физическое уничтожение политических противников и конфискацию их земельных владений, встретила по-началу сопротивление. На Земском соборе 1566 г. группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Царь велел казнить челобитчиков. Был смещен с престола недовольный опричниной митрополит Афанасий, задушен осуждавший царя митрополит Филипп Колычев.

С 1568 г. началась большая волна репрессий, апогеем которой стал поход опричников на Новгород в 1570 г. По ложному доносу новгородцы, якобы, собирались перейти на сторону Литвы. По пути в Новгород опричники разорили Тверь и Торжок, а в Новгороде устроили настоящую резню, убив не менее четырех тысяч человек. Массовые убийства сопровождались грабежами населения городов и сел. Весной началось следствие по делу о новгородской "измене", а летом на Красной площади в Москве была проведена публичная казнь более ста человек. Их перед тем страшно пытали и среди палачей были сам царь с сыном Иваном. Тогда же в стране началась эпидемия чумы, а в следующем 1571 г. Москву разграбил и сжег неожиданно напавший на столицу крымский хан Девлет-Гирей. Его войско прозевали на границе опричники, морально разложившиеся к тому времени и ставшие убийцами и грабителями в собственной стране. Теперь уже самому Ивану Грозному стала очевидна вся пагубность политики опричнины. Осенью 1572 г. царь опричнину "отставил" и даже само слово запретил произносить под угрозой смертной казни. Массовый террор был прекращен, но казни продолжались еще несколько лет.

Результаты опричнины.

Опричнина Ивана Грозного привела к резкому усилению самодержавной власти в России, придала ей черты восточного деспотизма. С другой стороны резко увеличились крестьянские повинности, что вызвало разорение значительной части населения, усугубленное военными действиями, набегами крымских татар, голодом, чумой, опричным грабежем. Массовыми стали побеги крестьян и неуплата ими податей своим феодалам. Опричнина стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения. В целом она была направлена против пережитков феодальной раздробленности в стране и в конечном счете привела к их ликвидации. Но цель не оправдывала средства, пожертвованные для ее достижения. Следствием опричнины стал тяжелейший экономический кризис в России в последней четверти XVI в., на основе которого сложится в начале XVII в. общенациональный кризис, вошедший в историю под названием Смута.

Внешняя политика.

Важнейшие внешнеполитические задачи России были завещаны Ивану Грозному его дедом и отцом. Укрепление государства в результате реформ середины XVI в. позволило правительству приступить к их выполнению. С конца XV в. одним из главных направлений внешней политики России стало восточное.

Завоевание Казани и Астрахани.

В Среднем Поволжье в середине XV в. в результате распада Золотой Орды образовалось Казанское ханство. В него вошли казанские татары /потомки древних волжских болгар/, мари, чуваши, удмурты, частично мордва и башкиры. Это государство с самого начала было опасным соседом для России. Постоянные опустошительные набеги на русские земли были для казанцев важным источником доходов, особенно от продажи русских пленных в турецкое рабство.

С середины XV в. власть в Казани принадлежала золотоордынской династии, а в 1521 г. перешла к крымской. Смена династии резко обострила русско-казанские отношения. Во внешней политике Казань выступала в коалиции с Астраханским, Ногайским и Крымским ханствами, которые, как и Казань, находились под влиянием Турецкой империи. Для России решение казанской проблемы сулило не только безопасность для населения, но и экономические выгоды.

С 1540 г. правительство Ивана Грозного предпринимало несколько дипломатических и военных попыток, чтобы подчинить своему влиянию Казань. Но они не имели успеха. Тогда в 1551 г. в устье р. Свияги в 20 верстах от Казани был построен новый город, опорная крепость Свияжск. Начинается серьезная подготовительная кампания: русским дипломатам удается вывести из казанской коалиции Ногайскую орду, в Казани активизировалась промосковская партия. Наконец, весной 1552 г. было собрано огромное /150 тыс. чел. и 150 орудий/ войско. В конце августа началась осада Казани, ею руководили сам царь и воеводы А. М. Курбский и М. И. Воротынский. Осада продолжалась более месяца и только после подкопа и взрыва в стене казанского Кремля город был взят. Казанское ханство было ликвидировано, а его территория присоединена к России.

Это событие заметно повлияло на российскую историю. В пределы России вошло все среднее течение Волги, с богатыми землями и населенное многими народами. Создавались условия для нормального развития восточных и северо-восточных русских земель, которым отныне не угрожали ни плен, ни разорение. Открывались новые возможности для развития восточной торговли и проникновения далеко на Восток. Именно с этого времени границы России начинают выходить за пределы собственно русской территории. В Москве победе над Казанью придавали очень большое значение и рассматривали ее как торжество православия над мусульманами, наследниками ненавистной Золотой Орды. В честь казанской победы на Красной площади был построен знаменитый храм Василия Блаженного /собор Покрова Богородицы, поскольку победа пришлась на праздник Покрова/. С другой стороны, для народов Казанского ханства присоединение его к России имело далеко неоднозначные последствия. Хотя и прекратились бесконечные усобицы, разорявшие многих людей, спокойной жизни все равно не стало - многие народы, особенно казанские татары, попали под новые формы угнетения - религиозное и национальное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12