скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Отечественная история скачать рефераты

Отечественная история

187

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Специальность: 061100 Менеджмент организации

Конспект лекций

Отечественная история

Выполнил студент:

Сенин Дмитрий Иванович

Руководитель:

Тема 1. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси

Славянские племена накануне образования государства у восточных славян: расселение, жизнь, быт, верования, основные занятия. Взаимоотношение с соседями. Нормандская теория. Первые Рюриковичи. «Повесть временных лет». Русь в X-XI вв. Крещение Руси. Социально-экономическое и политическое развитие Древней Руси при Ярославле Мудром и ее международные связи. Русь на рубеже XI-XII вв. Начало княжеских усобиц. Первые признаки раздробленности Руси. Владимир Мономах и Мстислав Великий. Раннефеодальная монархия, сбор дани, свод древнерусского феодального права.

Происхождение и ранняя история славян. Вопрос о происхождении славян

Поиск исторических корней русского и других славянских народов ведется совместными усилиями историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов. Еще Нестор, составитель "Повести временных лет", в ХII в. задался вопросом "откуда есть пошла русская земля". Но и сегодня эта проблема остается одной остается одной из самых сложных и дискуссионных. Наиболее спорным является определение времени сложения славянской общности и территории ее формирования (прародины). Славяне - этническая группа в составе индоевропейской языковой семьи, которая сложилась на части территории Евразии около V-IV тыс. до н. э. Очень рано из нее выделились индоиранские языки, армянский, греческий, гораздо позднее германские и романские, еще позднее - славянские. С того времени, когда это произошло, и начинается история славянского этноса. Наука определяет это время лишь предположительно: одни удревняют его до середины II тыс. до н. э. /Б. А. Рыбаков/, другие отодвигают на целое тысячелетие позднее /В. В. Седов/. Прародина славян, судя по данным лингвистики, - часть территории Европы, расположенная вдали от моря и степи, среди лесов, болот, рек и озер. Ее искали в Подунавье /"дунайская теория"/, в районе Карпат /"прикарпатская"/, к югу от Балтийского моря /"прибалтийская"/. Сегодня среди отечественных исследователей бытуют в основном три гипотезы. Одни помещают прародину славян на западе /"висло-одерская" теория/, другие на востоке /район Поднепровья/, а третьи - на территории, объединяющей эти земли /от Одера-Вислы до Днепра/. Условно исследователей можно разделить в этом вопросе на "автохтонистов" и "миграционистов". Первые считают славян коренным /автохтонным/ населением Восточной Европы. Вторые, размещая прародину славян на западе полагают, что на Русскую равнину они пришли в результате позднейших миграций, ассимилировав коренное дославянское население- /иранские, балтийские, финно - угорские племена/.

Славяне до середины I тыс. н. э.

По новейшим археологическим данным формирование славян началось примерно с середины I тыс. до н. э. в междуречье Вислы и Одера. Археологи узнают их по особому погребальному ритуалу: умерших сжигали, а прах накрывали колоколовидными сосудами.

В дальнейшем, с началом Великого переселения народов, славяне расселяются в южном и юго-восточном направлениях и сталкиваются с римлянами. От них дошли до нас первые письменные свидетельства о славянах I-II вв. н. э. (Плиний Старший, Клавдий Пломей. Корнелий Тацит называли их венедами). Расселяясь, славяне со временем разделились на три ветви: южную, западную и восточную.

На территории Русской равнины славяне появились, видимо, к VI в. "Повесть временных лет" сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная, через Карпаты, где в VI столетии существовал сильный союз дулебов, воевавших с кочевниками аварами. В современной литературе есть мнение, что был и другой поток славянской колонизации. Он шел в V в. через Прибалтику в район озера Ильмень. Так сложились два территориальных массива восточных славян, разделенных некоторое время поясом балтийских племен.

Быт славян середины I тыс. н. э. описан византийскими авторами, наблюдавшими их во время походов на Византию. /Прокопий Кесарийский, Псевдо-Маврикий, Феофилакт Симокатта и др. /. Славяне жили тогда патриархальным родовым строем - "в народоправстве ". Объединялись в 100-200 племен. Небольшие поселки, разбросанные редкими островками среди обширных лесов, по берегам "неудобопроходимых рек, болот и озер", обносились валами и частоколом от диких зверей и не всегда дружелюбных соседей . Жилища полу-землянки площадью 10-20 кв. метров - топились по-черному. Тяжелая жизнь в пустынном лесном, болотистом краю приучила к труду и лишениям. Византийцев поражала необыкновенная выносливость славянских воинов, которые "легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище". Будучи "очень высокого роста и огромной силы ", они умело устраивали засады, "внезапные атаки, хитрости и днем и ночью", могли прятаться от врага под водой, дыша часами через выдолбленные внутри камыши.

Восточные славяне и их соседи в VI - IХ вв. Расселение и быт восточных славян.

О расселении восточных славян рассказывает "Повесть временных лет", данные которой уточнены археологами. Славянские земли простирались от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев реки Прут, Днестр, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Здесь, начиная с VI в., сложилось около полутора десятков племенных союзов образовавшихся путем объединения нескольких племен вокруг более сильного, давшего название всему союзу ( поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, тиверцы, волыняне, белые хорваты, кривичи, полочане, ильменские словене).

Основным занятием славян было земледелие в сочетании со скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслом и торговлей. В южной лесостепной зоне господствовала переложная система земледелия, в лесной - подсечно-огневая. С VII-VIII вв. распространением железных пахотных орудий повсеместно развивается пашенное земледелие, хотя в лесах подсека преобладала до ХIII в. Уходит в прошлое необходимость в больших родовых коллективах, начинается распад родовой общины и переход к соседской, разрушается родовое равенство.

VI-VIII вв. - последний этап родоплеменного строя у славян /период военной демократии/. Высшим органом управления продолжает оставаться народное собрание/вече/, но его значение падает. В условиях постоянных войн растет влияние военных вождей /князей/, Князь, избиравшийся ранее на вече, превращает свою власть в наследственную. Вокруг него формируется сначала временная, а затем постоянная дружина, которая в мирное время помогает управлять племенем. Военно-дружинная знать, сильная своей корпоративной сплоченностью, оттесняет на второй план родо-племенную. Добровольные подношения соплеменников, позднее превращаются в постоянную дань-полюдье с подвластного населения. Полученный доход становится для знати основным источником существования, значение же военной добычи падает. Сбор дани был первой формой эксплуатации свободного земледельческого населения в славянском обществе. Распространилось и рабство, в которое обращали в основном иноплеменников.

Ряд исследователей полагает, что военно-дружинные корпорации становились верховными собственниками земель, населенных общинниками-земледельцами. Это означает, что славяне в IХ в. начинают переходить к феодальным отношениям, хотя основная масса общинников даже во времена Киевской Руси была лично свободной.

Разложению родового строя способствовали отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности зарождение городов и рост внешней торговли. На торговых путях, близ резиденции князей, языческих капищ возникают поселения ремесленников. Так появляются Киев, Смоленск, Любеч и др. Они становятся племенными, религиозными, ремесленно-торговыми центрами и крепостями. Через славянские земли пролегали торговый путь "из варяг в греки", торговые магистрали на восток и на запад. Они не только расширяли контакты с внешним миром, но и связывали воедино племена, разбросанные по необъятным просторам Русской равнины.

Быт славян к этому времени сильно изменился под воздействием начавшегося разложения родоплеменного строя и контактов с соседями, однако по-прежнему отличался патриархальностью. Между племенами, стоявшими на разном уровне развития, появилось немало различий. Нестор особо выделял обычаи и семейные традиции полян, противопоставляя им древлян, радимичей, вятичей и северян, которые "жили в лесу как звери". У них сохранялся древний обычай умыкания невест на игрищах. Умерших славяне сжигали, помещая их в деревянные ладьи /это означало, что человек уплывает в подземное царство/, а затем устраивали тризну. Иногда вместе с покойником хоронили одну из его жён.

Обычаи славян были связаны с языческими верованиями, уходящими корнями в далёкое прошлое. Славяне обожествляли силы природы и поклонялись предкам. Наиболее почитаемыми были: Даждь-бог/бог плодородия/, Ярила/бог животворящих сил природы/, Стрибог/бог ветра/, Перун/бог грозы, войны и оружия/, выдвинувшийся вперёд в период военной демократии, Велес /бог скота/, Хорс /бог сонца/, который вместе с Симарглом / бог почвы/, пришёл из мира иранских племён, и др. Был сильно развит культ предков /Род, Рожаница, Пращур/, культ "берегынь"/доброго, помогающего человеку духа/, а также духов, олицетворяющих зло /упыри, злебоги, оборотни/. Славяне верили в домовых, кикимор, чертей, леших, русалок.

Соседи славян. Ближайшими соседями славян были финно-угорские племена, балты и кочевники степей.

Финно-угры /чудь, меря, весь, мурома и др. /, многочисленное, но редкое население лесной зоны, занимались в основном рыболовством и лесными промыслами. Сюда шёл поток славянской колонизации. Но конфликты были редки, ибо земли хватало всем. Происходила взаимная ассимиляция /смешивание/ угро-финнов и славян.

Балты /латгалы, жмудь, ятвяги и др. / жили по юго-восточному побережью Балтики, от Вислы до Западной Двины. В древности их поселения доходили до Припяти, истоков Днепра и Волги. Но под напором славян балты отодвинулись на запад - к Балтийскому морю.

Соседство со степью превратило беспокойный и подвижный мир кочевников Восточной Европы в постоянный фактор славянской истории. Ещё в IV в. Восточная Европа приняла на себя удар гуннского нашествия. В борьбе с гуннами участвовали анты, которых ряд исследователей считает предками восточных славян. Однако анты, жившие в бассейне Днестра, скорее всего, были не чистыми славянами, а сложным этническим объединением, включавшим и иранские племена. В VI в. степь населили новые хозяева - авары, которых летопись называет "обрами". С аварами воевало славянское объединение во главе с дулебами, которое историки называют "державой волынян".

Хазары, сменив авар в VII в., создали у границ славянского мира Хазарский каганат, бывший до разгрома Святославом в Х в. самым сильным государством Восточной Европы. Часть славян - поляне, радимичи, вятичи - платили дань хазарам и освободились от неё лишь с образование Киевской Руси. В то же время Хазария сыграла далеко не однозначную роль в жизни славян. Через неё шла славянская торговля с Востоком. Каганат стал мощным заслоном на пути движения новых кочевников из Азии.

Нужно особо упомянуть о контактах славян со Скандинавией и Византией. С рубежа VII-VIII вв. начинается энергичная и бурная экспансия скандинавских народов в Северную Европу. Военные дружины викингов держали в страхе многие прибрежные страны. Война, пиратство, торговля, наёмная военная служба были основными занятиями скандинавов в чужих землях. На Руси они были известны под именем варягов. По пути " из варяг в варяг в греки" они ходили воевать и торговать с Византией. Славяне нанимали варягов для охраны торговых караванов, борьбы с врагами. Но энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались этой ролью. Они захватывали власть над местным населением и заставляли платить себе дань.

Византия во второй половине I тыс. н. э. переживала далеко не лучшие времена. С рубежа V-VI вв. славяне начали теснить могущественного соседа. Для походов они создают мощные союзы, собирают хорошо вооружённые дружины, снаряжают огромные флотилии. Византийские авторы не уточняют, какие славянские племена участвовали в этих походах. В VI в. натиск шёл в основном из-за Дуная и соседних районов. Косвенно об участии восточных славян в этих походах свидетельствует летописная легенда о Кие который "ходил к Царю-городу".

В VIII-IХ вв. славяно - варяжские дружины усилили натиск на крымские владения Византии /Херсонес, Керчь, Сурож и др. / Один из крупнейших походов состоялся в 860г. Подойдя к Константинополю морем, руссы высадились у самых стен города. После недельной осады греки пошли на мирные переговоры: уплатили огромную контрибуцию и разрешили беспрепятственно торговать на византийских рынках.

Образование Древнерусского государства.

Формирование государственности

Жизнь в первобытном у восточных славян. обществе регулировалась общностью интересов его членов, обычаем, силой традиций и авторитета патриархальной власти старейшин. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племён, их военная активность. Прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путём "из варяг в греки", географический фактор. Как отмечал С. М. Соловьёв, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших её племён, " и равнина, как бы не была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно её население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними". Повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников.

Образование государства - это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племён, проживавших вдоль пути "из варяг в греки". Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события.

Еще в VI-VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древлян, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами /летопись называет их племенными княжениями/. Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства.

В VIII-IХ вв. племенные союзы объединяются в "суперсоюзы"- более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что такие суперсоюзы сложились вокруг Киева/"Куявия", "Каганат россов", "Русская земля", "Нижняя Русь"/, в районе Новгорода/"Верхняя Русь", "Славия"/, в земле вятичей /"Артания"/ и вокруг Полоцка. Государство образовалось путем их объединения под властью Киева. Сначала Олег соединил северный /Новгородский/ и южный /Киевский / центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир - Полоцк. Однако основными всё - таки были северный и южный центры формирования государственности.

Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше-на севере или на юге. Сторонники "южнорусской концепции формирования государственности указывают на опережающее развитие среднего Поднепровья в силу благоприятных прородных условий и близости к причерноморским рынкам.

Приверженцы же "севернорусского" варианта отмечают в качестве преимущества связь этого региона с Балтикой. Не вдаваясь в существо споров, заметим, что государственные формы так или иначе параллельно возникали в обоих районах. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник - "Повесть временных лет"", составленная в ХIIв. Неудивительно, что о событиях трёхсотлетней давности она сообщает в легендарной манере, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплёку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12