скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Отечественная история скачать рефераты

p align="left">В Среднем Поднепровье давно существует мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром-Киев. Известно, что около VIII-IХ вв. часть здешних племён попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы чудь, меря, весь. Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань. Не исключено, что варяги, не удовлетворившись лишь одной военной службой, брали дань просто по праву сильного.

В 862 г. между варягами и местным населением произошёл конфликт: "изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть". Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название "варяжской легенды". Согласно ей новгородцы позвали княжить трёх братьев - Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г., о бегстве части славянской верXVIIIки, недовольной Рюриком, в Киев в 867 г.

Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях - историческим факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено и немало доводов в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор - вымысел летописца, неверно истолковавшего слова "свой род"/Синеус/ и "верная дружина"/Трувор/.

В правлене Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика - Аскольд и Дир-, отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нём княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. С именем этих князей связан неудачный поход на Византию в 866 г., когда сильная буря потопила множество русских кораблей. В 879г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод /или родственнику/, Олегу т. к. сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г.

Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег, собрал, много варягов, чуди, словен, мерю и всех кривичей. Подчинив племена вдоль пути "из варяг в греки", Олег посадил своих "мужей" наместниками в Смоленске и Любече, и направился к Киеву. Поход проходил, по возможности быстро, чтобы захватить Киев врасплох. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Память об Аскольде и Дире сохранилась в Киеве и в ХI-ХII вв., когда ещё знали места их захоронения. Олег сделал Киев столицей своего государства - "матерью городов Русских". На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути "из варяг в греки" рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение.

Затем Олег принялся присоединять и другие восточнославянские территории. Ему покорились древляне, потом северяне и радимичи, платившие дань хазарам. Можно предположить, что присоединение этих племён привело к столкновению с Хазарией. Подчинение племён сопровождалось строительством крепостей и назначением в новые земли наместников и воевод.

Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путём насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью. Оно продолжится при следующих князьях и завершится при Владимире.

Варяги и Русь. Норманнская теория.

Образование государства с единой территорией, системой управления, налогами было результатом внутреннего развития восточно-славянского общества. Так уж сложилось, что в исторической науке с середины ХVIII в. существует иная точка зрения о возникновении государственности восточных славян, получившая название "норманнская теория".

Её создателями считаются немецкие историки Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер, работавшие в середине ХVIII в. в Петербургской академии наук и занимавшиеся изучением русских древностей. На основе летописного сказания о призвании трёх варяжских князей в Новгород они сделали вывод, что славянские племена были диким народом, неспособным создать своё государство. Посему государство основал "народ, отличный от славян"-их завоеватели норманны/варяги/. Одновременно, как патриотическая реакция на засилье иностранцев при дворе Анны Иоановны, ударили пушки с другой стороны: возник антироманизм, основоположником которого был М. В. Ломоносов. Его сторонники отрицали какую-либо роль скандинавов в создании государства и пытались доказать нескандинавское происхождение летописных варягов /вели их то от франков, то от хазар, то от литовских или западнославянских племён/.

Так возник пресловутый "варяжский вопрос" ставший объектом не только академических споров. Некоторые историки - монархисты и историки-славянофилы использовали норманнскую теорию для противопоставления России Западу. В Западной Европе, - по их мнению, государства создавались завоеванием, а у нас - мирным призванием. Значит, в России нет исторических условий для противостояния народа и власти. В то же время некоторые зарубежные историки-норманисты использовали летописное предание для утверждений о неполноценности славян. Это оскорбляло национальные чувства и побуждало отечественных историков к полному отрицанию присутствия варягов на Руси. По сути борьба норманнизма и антинорманнизма была противостоянием двух монархических концепций. В силу уровня развития тогдашней науки создателем государства считался его первый правитель. Так вопрос о происхождении государства был смешан с вопросом о происхождении династии.

Сегодняшняя наука давно осмыслила сущность государства как института, возникающего на определённой стадии общественного развития. В том, что первые русские князья - Аскольд, Дир, Рюрик, Олег, Игорь, Ольга /кроме полулегендарного Кия/ носили варяжские имена, нет ничего необычного. Например, в Англии с 1066г. не было ни одного английского по происхождению правящего дома. Приглашение иноземных правителей в период сложения государства, в качестве третьей силы, могло сгладить остроту противоборства местной знати.

Основав династию, варяги впоследствии влились в формирующийся класс русского боярства, усилив в нём военно-дружинное начало. Они служили дипломатами, воеводами, дружинниками. В какой-то мере их влияние сказалось на системе извлечения прибавочного продукта /походы за данью/, предопределив слабую роль земельных пожалований в начальный период Киевской Руси. Может быть, без варяжского беспокойного воинственного элемента, заинтересованного в контроле над путём "из варяг в греки", объединение севера и юга произошло бы позднее.

Крещение Руси.

Этому шагу предшествовала языческая реформа Владимира. Он попытался заменить племенные верования единой общегосударственной религией, сплотив языческие культы в пантеон богов во главе с Перуном. По приказу князя у дворца в Киеве и в некоторых городах были поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Однако язычество уже не устраивало княжескую власть, и Владимир повернул к принципиально новой религии - единобожию.

Соседние государства уже исповедовали монотеистические религии: Византия - христианство, Хазария - иудаизм, Волжская Булгария - ислам, но самые тесные связи были с Византией. К тому же христианство стало проникать на Русь задолго до Владимира.

По-видимому, христианство принял в своё время князь Аскольд вместе с частью дружины, а при Игоре в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла быстрее, но кардинальный поворот к новой религии связан с именем Владимира.

Обстоятельства крещения Владимира известны нам по русским и византийским источникам. Византийский император Василий II попросил у Владимира помощи против мятежного полководца Варды Фоки. Князь согласился помочь, если за него выдадут царевну и, в свою очередь, обещал, креститься. Однако империя не торопилась выполнять договор, и Владимиру пришлось овладеть Корсунем /Херсонесом/. Там, и принял князь православную веру. Вернувшись домой, он приказал уничтожить языческих идолов, и крестить киевлян в Днепре. Затем пришла очередь новгородцев и жителей других городов. Традиционно принятие христианства Русью датируется 988 г., хотя называют и другие даты.

Новая религия приживалась непросто и поначалу встретила сопротивление населения, особенно на окраинах. Ещё долго она переплеталась с привычными народу языческими верованиями. Они сплетались с новым вероучением в пёструю смесь веры и суеверия, которую нередко называют "языческим христианством, "двоеверием".

Крещение способствовало ликвидации племенной разобщённости, укрепляло княжескую власть и международный авторитет Руси.

Более тесными стали культурные связи с Византией. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Христианская церковь стала оказывать всестороннее влияние на русскую жизнь способствовала распространению грамотности, книжного дела, летописания.

Запрет жертвоприношений и ритуальных убийств, многожёнства, проповедь крепкой семьи способствовали смягчению нравов. В то же время подавлялась культура, основанная на языческих традициях. А борьба церкви против "латинства", особенно после окончательного раскола византийской и римской церквей в 1054 г. способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.

Правление Ярослава Мудрого.

После смерти Владимира в 1015 г. началась усобица между сыновьями. Её начал старший в роду - приёмный сын Святополк /его отцом был Ярополок, а матерью - Рогнеда/, которого Владимир не любил. Убив братьев Бориса, Глеба и Святослава, Святополк утвердился в Киеве, получив прозвище "Окаянного". Следующий за ним по старшинству 28-летний Ярослав, сидевший в Новгороде, собирает войско и вступает в борьбу за престол. Несколько лет братья воевалили с переменным успехом, пока удача не улыбнулась Ярославу.

Святополк бежал за границу и умер в пути. Ярослав же, сумевший пробиться к отцовскому престолу, сохранял его почти 35 лет /1019-1054/, оттеснив от управления остальных братьев.

Правление Ярослава считается временем расцвета Киевской Руси, её наивысшего могущества. В 1036 г. он разгромил печенегов, и они перестали нападать на Русь. На правом берегу Днепра была возведена новая линия укреплений, граница Руси продвинулась до реки Рось. Ярослав совершил несколько походов против ятвагов, ляхов, а в землях прибалтийской чуди построил крепость Юрьев.

Члены русского княжеского дома породнились со многими королевскими домами Европы. Сам Ярослав женился на дочери шведского короля Инигерде, дочь Анастасию выдал за венгерского короля, Елизавету - за норвежского принца/после его гибели она вышла замуж за датского короля/, Анну - за французского короля Генриха I. Сын Ярослава Владимир был женат на сестре польского короля, а Всеволод-на дочери византийского императора Марии.

В 1016 г., готовясь к походу на Святополка, Ярослав ввёл в Новгороде первый на Руси писаный свод законов - "Русскую правду", который стал потом действовать во всём государстве. Он устанавливал порядок и законность назначив наказания за различные преступления, ограничивал кровную месть-пережиток родового общества. Вместе с тем "Русская Правда" отразила и развивающееся социальное неравенство : наряду со свободными людьми в ней говорится и о зависимом населении - челяди и холопах.

При Ярославе укрепилась церковь, которая сделала первый шаг к независимости от Константинополя. Вместо назначаемого из Византии митрополита-иностранца Ярослав выдвинул русского священника Илариона, который был избран на этот пост собранием русских епископов в 1051 г. Ярослав, по отзывам современников, отличался большой набожностью, знанием церковных сочинений, за что и был прозван "Мудрым".

При нем по стране развернулось грандиозное по тем временам строительство: закладывались новые города, возводились церкви. В 1037 г. в Киеве был заложен собор Святой Софии, где потом князь был похоронен. Открывались школы, были созданы первые библиотеки.

Умирая, Ярослав распределил управление Русью между пятерыми сыновьями. Трое старших получили наиболее важные уделы Изяслав - Киев и Новгород, Святославу досталась Черниговская и Муромо-Рязанская земли, Всеволоду - Переяславль и Суздаль. Ярослав завещал сыновьям жить в согласии и во всём слушаться старшего Изяслава.

Владимир Мономах.

В 1113 г. в Киеве умер нелюбимый великий князь Святополк Изяславич. Его смерть стала сигналом к восстанию. Жадный и корыстолюбивый, он успел возбудить всеобщую ненависть. Народ разграбил двор тысяцкого Путяты, дома ростовщиков. Киевляне не захотели принять на престол старейших в роде черниговских Святославичей. Пригласили Владимира Мономаха из Переяславля, который пользовался заслуженной славой на Руси. Вокняжение Мономаха было нарушением решения Любечского съезда, и он сначала отказался идти в столицу в обход старших князей. Но упорство киевлян заставило согласиться.

За время княжения ( 1113 - 1125 ) он сумел восстановить единство страны. Половцы, потерпев ряд тяжких поражений, на время прекратили набеги. Чтобы успокоить население, Владимир принял специальный "Устав", облегчивший положение закупов и запретивший долговое рабство.

Вступив на престол на закате жизни /в 60 лет/, Владимир оставил яркий след в истории Руси. И при жизни своей и после смерти он пользовался заслуженной любовью и уважением народа. Причиной тому были не только мудрость и мужество государственного деятеля, но и личные качества князя, отразившиеся в его знаменитом "Поучении", обращённом к детям, и в "Послании" к князю Олегу Святославичу.

После смерти Мономаха в Киеве сел править его сын Мстислав, хотя были живы более старшие по возрасту дядья и двоюродные братья. Он во всём продолжал политику отца и, по словам летописца, "много пота утёр за землю Русскую". Его смерть в 1132 г. положила конец достигнутому с таким трудом единству Руси. Необратимо наступал новый исторический этап и новый политический порядок.

Тема 2. Русь в период феодальной раздробленности в XII-XIII вв.

Феодальная раздробленность и ее причины. Характеристика основных феодальных княжеств и земель. Политическое устройство. Хозяйство. Культура.

Государственная раздробленность Руси.

Причины и историческое место периода раздробленности.

Государственное единство Руси, как и империи Карла Великого, никогда не было прочным.

Признаки её дробления намечаются со второй половины ХI в. однако окончательный распад на самостоятельные княжества происходит лишь во второй трети ХII в.

Дробление страны было связано с развитием хозяйства и эволюцией феодализма. С середины ХI в. начинают появляться вотчины. Главным источником доходов феодалов становится не дань, а хозяйство на земле. Их интересам теперь ближе свой удельный князь. Земельные пожалования сократили домен великого князя до пределов киевщины. Ослабилась экономическая и политическая основа великокняжеской власти. После крестовых походов торговые пути на Восток пролегли мимо Киева. Кочевники вплотную подошли к его землям, побуждая население уходить в более спокойные края.

Хозяйственный прогресс отдельных земель, питал их стремление к независимости от Киева. С развитием городов как центров ремесла и торговли у древней столицы появилось много новых центров-соперников.

В Х11 в. на Руси было около пятидесяти князей-Рюриковичей. Киевский стол передавался старейшему в роде: от брата к брату, а после смерти последнего - к старшему племяннику. Соответственно в движение приходил весь род Рюриковичей: князья передвигались на ступеньку вверх, так называемый /"очередной порядок"/. С разрастанием княжеского рода множились конфликты. Сыновья умершего великого князя, не хотели подчиняться своим дядьям, а те в свою очередь не пускали племянников к власти, отдавая ее сыновьям. После смерти Ярослава Мудрого шло формирование местных княжеских династий. В Чернигове, например правили Ольговичи, в Смоленске - Ростиславичи. В Ростово-Суздальской земле - Мономаховичи. В каждом из этих центров за спиной местных князей выросли и сплотились феодальные кланы - боярство со своими вассалами, церковные иерархи. Своя, местная власть могла вполне и решительнее отстаивать их интересы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12