скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Нобелевские лауреаты в иммунологии скачать рефераты

p align="left">Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий - смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая - то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально - экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно разделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим - это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции. [25, с.35]

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция - это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.

Анализ ритмичности работы предприятия. Ритмичность - это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам; и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из - за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели - это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

Косвенные показатели ритмичности - это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и другие.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности - определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.

Коэффициент вариации (Кв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

Кв = , (27)

где - квадратическое отклонение от среднеквартального

(среднемесячного) задания;

n - число периодов;

хпл - среднеквартальный плановый (среднемесячный) выпуск продукции.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100.

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально - технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и другие.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы. [27, с. 457]

Анализ ассортимента и структуры продукции. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

-определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

-оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

-изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

-оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

К ас = (17)

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других - уменьшается.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, который мы предлагаем рассчитывать следующим образом:

Кстр.акт = , (18)

где Д, - изменение удельного веса i-того вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n - число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПусл1 = ? (VВПобщ1 * Удi1 * Цi0) (19)

где ВП - стоимость валового выпуска продукции;

VВПобщ - общий объем выпуска продукции в натуральном или условно -

натуральном выражении;

Удi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме производства;

Цi - цена i-го вида продукции

Это показатель объема выпуска продукции фактической при фактической структуре и плановой цене.

ВПусл2 = ? (VВПобщ1 * Удi0 * Цi0) (20)

Это показатель объема выпуска продукции фактической при плановой структуре и цене.

На основании данных показателей рассчитываем влияние структуры на объем выпуска продукции:

ДВПстр = ВПусл1 - ВПусл2, (21)

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ. [27, с. 447]

Анализ качества продукции. Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

-удельный вес продукции высшей категории качества;

-средневзвешенный балл продукции;

-средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

-удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

-удельный вес сертифицированной продукции;

-удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

-удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

-полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

-надежность (долговечность, безотказность в работе);

-технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

-эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и другие.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ДВП), выручку от реализации продукции (ДВ) и прибыль (ДП). Расчет производится следующим образом:

ДВП = (Ц1 - Ц0) * VВП1; (22)

ДВ = (Ц1 - Ц0) * VРП1; (23)

ДП = [(Ц1 - Ц0) * VРП1] - [ (С1 - С0) * VРП1], (24)

где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

VВП1 - объем произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изме нение удельного веса по каждому сорту (ДУдi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):

ДВПсорт = ? (ДУдi * Цi0) * VВПобщ1. (25)

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.

После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

ДП сорт = (ДЦсорт - ДСсорт) * VРПобщ1, (26)

где ДЦсорт - изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

ДСсорт - изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет

сортового состава;

VРПобщ1 - общий объем выпуска продукции в натуральном выражении

отчетного периода.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщают. [27, с. 452]

Для оценки изменения объема выпуска продукции необходимо рассчитать следующие показатели:

Объем выпуска продукции в натуральных единицах по плану равна выпуск продукции по плану умножить на цену за единицу продукции плановую:

VВП = ВПн.ед.план * Цпл. (27)

Объем выпуска продукции фактический в натуральных единицах при

плановой цене единицы продукции:

VВП = ВПн.ед.факт * Цпл. (28)

-Объем выпуска продукции фактически:

VВП = ВПн.ед.факт * Цфакт (29)

-Объем фактически выпущенной продукции при плановой структуре

и плановых ценах единицы продукции:.

VВП = ВПн.ед.факт * Удпл * Цпл. (30)

-Объем фактически выпущенной продукции при фактической

структуре и плановых ценах единицы продукции:

VВП = ВПн.ед.факт * Удфакт * Цпл. (31)

На основании данных показателей рассчитываем изменения объема выпуска продукции за счет следующих факторов:

-за счет изменения выпуска продукции в натуральных единицах:

ДVВПвпн.ед. = (ВПн.ед.факт * Цпл) - (ВПн.ед.план * Цпл) (32)

-за счет изменения цены единицы продукции:

ДVВП ц = (ВПн.ед.факт * Цфакт) - (ВПн.ед.факт * Цпл) (33)

за счет изменения структурных сдвигов:

ДVВП удi = (ВПн.ед.факт * Удфакт * Цпл.) - (ВПн.ед.факт * Удпл * Цпл). (34)

Аналогичным образом рассчитывается изменение объема реализации продукции и для этого рассчитаем следующие показатели:

-Объем реализации продукции в натуральных единицах по плану:

VРП = РПн.ед.план * Цпл. (35)

-Объем реализации продукции фактический в натуральных единицах при плановой цене единицы продукции:

VРП = РПн.ед.факт * Цпл. (36)

-Объем реализации продукции фактически:

VРП = РПн.ед.факт * Цфакт (37)

-Объем фактически реализованной продукции при плановой структуре и плановых ценах единицы продукции:.

VРП = РПн.ед.факт * Удпл * Цпл. (38)

-Объем фактически реализованной продукции при фактической

структуре и плановых ценах единицы продукции:

VРП = РПн.ед.факт * Удфакт * Цпл. (39)

На основании данных показателей рассчитываем изменения объема реализации продукции за счет следующих факторов:

а) за счет изменения реализации продукции в натуральных единицах:

ДVРПвпн.ед. = (РПн.ед.факт * Цпл) - (РПн.ед.план * Цпл) (40)

б) за счет изменения цены единицы продукции:

ДVРП ц = (РПн.ед.факт * Цфакт) - (РПн.ед.факт * Цпл) (41)

Страницы: 1, 2, 3