скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Нобелевские лауреаты в иммунологии скачать рефераты

p align="left">Объем реализуемой продукции по плану РП можно определить по следующей формуле:

V РП = ТП + ОНП1 - ОНП2, (7)

где ТП - объем товарной продукции по плану;

ОНП1, ОНП2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец

планового периода.

Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.

Объем товарной продукции в плане включает стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.[27, с. 447]

Объем валовой продукции ВП включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде; определяется он по следующей формуле:

V ВП = ТП - НЛ + НК, (8)

где НЛ, НК - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и

инструмента своего производства на начало и конец планового периода.

Объем реализуемой продукции так же, как и товарной продукции, определяется:

-в плане - в действующих оптовых ценах предприятий;

-в отчете:

а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства,

б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).

В целях элимонорования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции.

Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов. Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда важнейших качественных показателей производительности труда, фондоотдачи и др.

Производственная программа предприятия разрабатывается в 2 этапа.

На первом этапе разрабатывается проект производственной программы предприятия на основании отчетных данных, выполнения производственной программы предприятия за 9 месяцев прошлого года, а также заключает договора с потребителями продукции на планированный год с указанием номенклатуры и ассортимента выпущенной продукции в действующих ценах и натуральных единицах. На основании проекта производственной программы отдел материально - технического снабжения заключает договора на поставку материальных ресурсов в ассортименте номенклатуры. Для того чтобы изучить возможности предприятия проект плана рассматривается с 2-х сторон:

-руководство предприятия доводит до подразделения предприятия контрольные цифры показателей производственной программы и в свою очередь подразделения предприятия вносят определенные коррективы в проект плана с учетом своих возможностей (данный способ называется «сверху вниз»);

-когда проект производственной программы начинают разрабатывать подразделения предприятия на основе фактических достижений за отчетный период с учетом договоров, заключенных с потребителями на планированный период. Проект, составленный подразделениями предприятия поступает к руководству предприятия, где этот проект корректируется с учетом возможностей в целом по предприятию («снизу вверх»).

Разработанный проект производственной программы утверждается руководством предприятия с учетом остатков готовой продукции, полуфабрикатов для реализации и разбивается на календарные периоды

На втором этапе в разработку производственной программы (декабрь - январь) все подразделения предприятия и службы вносят определенные коррективы по показателям производственной программы на основе дополнительной информации, полученной от потребителей и поставщиков материальных ресурсов и согласовывается с производственными мощностями предприятия, вносятся коррективы в стоимостные показатели в связи с экономическими условиями предприятия и страны в целом

Окончательно утвержденный план производственной программы согласовывается и взаимосвязывается с такими показателями деятельности предприятия как выручка от реализации продукции и оказанных услуг, себестоимость продукции, прибыль от реализации продукции, производительность труда на одного работника и рабочего, фонд заработной платы работников и рабочих, чистая прибыль предприятия и т.д.

Утвержденная производственная программа как в целом по предприятию и по подразделениям предприятия должна обеспечивать:

-Чтобы план производства реализации продукции обеспечивал равномерный выпуск продукции в течении календарного года;

-Чтобы обеспечить полное использование производственной мощности предприятия и трудовых ресурсов предприятия;

-Чтобы были согласованы действия по использованию, обновлению, модернизации основных фондов предприятия;

-Чтобы согласовать мероприятия направленные на сокращение длительности производственного цикла и в целом производственного процесса, что в свою очередь позволит увеличить кругооборот и сократить длительность оборота оборотных средств.

Таким образом, производственная программа - это система показателей производственной деятельности предприятия, разрабатываемая на календарный год с разбивкой по кварталам, где отражаются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции. Стоимостными показателями производственной программы является: объем реализации, валовый оборот, внутризаводской оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, чистая продукция. Производственная программа предприятия разрабатывается в два этапа. [13, с.75]

Исходным пунктом планирования производственной программы предприятия является производственная мощность. Производственная программа тесно взаимосвязана с производственной мощностью предприятия. Производственная мощность предприятия (цеха, участка) - это максимально возможный выпуск продукции определенной номенклатуры в единицу времени (обычно в течение года) при наиболее рациональном использовании имеющих основных фондов. При этом учитывается применение прогрессивных технологических процессов, передовых методов организации производства и труда, обеспечивающих изготовление продукции требуемого качества.

Производственная мощность является основой для определения плана производства и реализации продукции. Кроме того, величина действующих производственных мощностей принимается за исходный момент при расчете необходимого дополнительного ввода новых производственных мощностей и требуемых для этого капитальных вложений.

Производственная мощность рассчитывается в тех же натуральных или условно - натуральных измерителях, в которых планируется производственная программа. Например, производственная мощность автомобильного завода определяется количеством выпускаемых автомобилей, тракторный завод - количеством тракторов, ткацкой фабрики - погонными и квадратами метрами ткани, сахарного завода - тоннами перерабатываемой свеклы и т.д.[5, с. 212]

Различают входящую, вводимую, выбывающую и среднегодовую производственную мощность.

Входящая мощность - такая производственная мощность предприятия, которая имеется на предприятии на начало календарного периода и определяется по каждому виду основного оборудования или подразделения предприятия исходя из следующих данных: эффективного времени работы оборудования (Тэф), количества однотипного оборудования (К), часовой производительности оборудования (ЧВ); когда рассчитывается в денежном выражении: средней цены единицы продукции (Ц), структуры выпускаемой продукции (Уд ).

В натуральном выражении:

М вх. = Т эф * К * ЧВ, (9)

М вх. = Д * К см * П см * К * ЧВ, (10)

В денежном выражении:

М вх. = Т эф * К * ЧВ * Уд * Ц, (11)

Вводимая и выбывающая мощности рассчитываются аналогично.

Среднегодовая мощность - мощность предприятия с учетом вводимых и выбывающих мощностей в течение календарного года.

М ср.г. = М вх. + - , (12)

где Мвв, Мвыб - вводимая и выбывающая мощности;

h1, h2 - число месяцев, которые остались до конца года после ввода и

выбытия производственных мощностей.

Существуют следующие показатели отражающие эффективность использования производственной мощности:

Коэффициент экстенсивности (К эк), который показывает использование производственной мощности во времени

К эк = , (13)

Коэффициент интенсивности (Кин), показывает использование производственной мощности по производительности оборудований

К ин = , (14)

Интегральный коэффициент (Кинт), который показывает использование оборудования как во времени так и по производительности

К инт = К эк * К ин, (15)

Для того чтобы оценить степень использования входящей, вводимой, выбывающей и среднегодовой мощности используется показатель коэффициент эффективности: это соотношение фактической мощности к плановой:

К эф. = , (16)

Таким образом, производственная мощность является основой для определения плана производства и реализации продукции. Кроме того, величина действующих производственных мощностей принимается за исходный момент при расчете необходимого дополнительного ввода новых производственных мощностей и требуемых для этого капитальных вложений. Различают входящую, вводимую, выбывающую и среднегодовую производственную мощность.[3, с. 267]

1.2 Цели, задачи, информационное обеспечение и методики оценки

выпуска и реализации продукции

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

- недостатки в организации производства и труда;

- нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

- брак продукции.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:

-оценка степени выполнения плана, дина-мики, ассортимента, номенклатуры и ритмичности производства и реализации продукции;

-определение влияния факторов на изме-нение величины этих показателей;

-выявление внутрихозяйственных резер-вов увеличения выпуска и реализации про-дукции;

-разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объекты анализа выпуска и реализации продукции отображены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Объекты анализа выпуска и реализации продукции

Источниками информации для анализа производства и реали-зации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продук-ции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промыш-ленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчет-ность промышленного предприятия (объединения) по продук-ции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.[27, с.440 ]

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно - натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.[37]

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно - натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно - натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Динамика производства и реализации продукции

Год

Объем

производства

продукции в

текущих

ценах, тыс.руб.

Индекс

цен

Объем

производства

продукции в

ценах

базисного

года, тыс.руб.

Темпы роста

Объем

реалии

зации,

тыс.руб.

Темпы роста

базис

ные

цеп

ные

базис

ные

цеп

ные

2ххх

хххх

1,0

хххх

х

х

хххх

х

х

2ххх

хххх

1,2

хххх

х

х

хххх

х

х

Страницы: 1, 2, 3