скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Направления исторического развития скачать рефераты

p align="left">

20. Т. Джефферсон назвал книгу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) лучшей книгой современности, а его соотечественник А. Гамильтон идею шотландского экономиста о способности экономики к саморегуляции оценил как фантазии. Расскажите, как отличались социально - политические взгляды этих американских лидеров. Можно ли утверждать, что в исторической судьбе США стала приоритетной концепция одного из них?

Гамильтон и Джефферсон имели во многом различные социальные и политические взгляды на развитие США. Если первый придерживался республиканских позиций, то второй был федералистом. Единственное же в чем они сходились - это в конституционной основе государства.

А. Гамильтон был последовательным сторонником сильного централизованного государства и соответственно сильной исполнительной власти. Идеалом политического устройства для него была монархическая Англия. Гамильтон предложил создать авторитарное правительство во главе с пожизненно избираемым президентом, наделенным почти неограниченными полномочиями. Это, по его мнению, должно было защитить республику от «неблагоразумия демократии», иначе -- защитить интересы меньшинства населения от посягательств большинства. Он уверял, что сильная центральная власть вовсе не приведет к тирании. Также он предлагал существенно ограничить суверенитет штатов путем назначения губернаторов центральной властью.

Идеалом же Джефферсона была децентрализованная республика мелких фермеров. Их он считал «настоящими представителями великого американского народа»‚ а сельское хозяйство -- источником добродетели. Джефферсон полагал лучшим то правительство, которое меньше правит («государство -- ночной сторож»), выступал за сильную местную власть‚ самоуправление, ибо видел в государстве слугу народа‚ а потому настаивал на свободе прессы. «Народ -- это главный субъект. И если бы мне довелось выбирать между правительством без газет и газетами без правительства‚ я без колебания выбрал бы последнее».

Джефферсон настаивал на том, что в основе политической системы государства должно лежать обязательное соблюдение прав человека и гражданина. И если Гамильтон подчеркивал необходимость лидерства исполнительной власти, ее руководство разработкой законопроектов, то Джефферсон полагал, что представители народа - граждане в состоянии сами путем дискуссий и компромиссов найти необходимое решение.

С приходом к власти в США в 1800 г. Джефферсона победила демократическая модель развития, поэтому потомки назвали его «апостолом американизма». Всей своей деятельностью Джефферсон пытался восстановить подорванное федералистами в 1790-е гг. доверие общества к народовластию и республиканской форме правления‚ к принципам свободы и равенства. Однако, будучи президентом‚ он вынужден был отказаться от некоторых своих взглядов, и в первую очередь от идеи аграрной республики. Джефферсон понял, что для настоящей политической независимости Соединенным Штатам необходима и экономическая независимость от Англии‚ а значит, нужно развивать национальную промышленность‚ торговлю‚ строить дороги и каналы, что требовало значительного участия государства. Ему пришлось продолжить начатую Гамильтоном экономическую и финансовую политику‚ направленную на укрепление хозяйства страны. В своей «Автобиографии» Джефферсон признал, что вся его жизнь была конфликтом между тем‚ что он хотел сделать‚ и тем‚ что ему приходилось делать как государственному деятелю.

Таким образом, в Соединенных Штатах приоритетной ни стала ни модель Гамильтона‚ погибшего в 1804 г. на дуэли, ни модель Джефферсона‚ которому пришлось отказаться от некоторых своих идей, взяв самое ценное у федералистов, и тем проявить себя мудрым политиком. Главное же достижение Джефферсона состояло в том‚ что он начал процесс демократизации Америки (к 1830-м гг. в стране распространилось всеобщее избирательное право, хотя пока только для белых мужчин), с той поры определявшей ее дальнейшее развитие.

21. Французский историк Ж. Годшо назвал террор якобинцев франко - французским геноцидом. Докажите или опровергните это утверждение, используя данные о формах и масштабах террора в 1793 -- 1794 гг.

Геноцид - одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.

Революционный террор якобинцев, пришедших к власти в результате восстания 31 мая - 2 июня 1793 г., хотя и был достаточно кровавым, но мы не можем назвать его геноцидом. Он не был столь масштабным, как, например, геноцид фашизма, когда в развязанной фашистами войне погибло около 50 миллионов человек, или геноцид большевизма с его концлагерями и массовыми репрессиями.

Целью террора якобинцев было спасти революцию любой ценой. В связи с чрезвычайным положением в стране они отложили введение Конституции 1793 г., закрепляющей верховенство народа, равенство людей в правах, широкие демократические свободы, и во многом нарушили в своих последующих действиях ее основы.

17 сентября 1793 года Конвент принимает "Закон о подозрительных", предписывающий брать под арест и содержать в тюрьме за их собственный счет всех лиц, кто "своим поведением, связями, речами или сочинениями проявляют себя сторонниками тирании и врагами свободы". 16 октября на гильотину отправили королеву Марию-Антуанетту. Глава Комитета общественного спасения Робеспьер относил к врагам всех, кто не поддерживал революцию, и оправдывал их уничтожение. Себя Робеспьер считал судьей общества, имеющим право решать, кто «чистый» гражданин, а кто нет.

22 апреля (10 июня) 1794 года Конвент принял законопроект о новой организации Революционного трибунала. За все преступления, подлежащие ведению трибунала, отныне полагалось лишь одно наказание: смертная казнь. Отменялся предварительный допрос подсудимых, им не назначались защитники, суду предоставлялось право не вызывать свидетелей.

С марта 1793 по август 1794 года по приговорам Революционного трибунала и "военных комиссий" в департаментах были казнены 16594 человека, а общее количество жертв террора за все это время составило 35-40 тысяч человек.

Неизбежным стало и то, что сами вожди революции один за другим отправились вслед за своими врагами: 5 апреля 1794 года - казнены Жорж Дантон и Камилл Демулен. В конечном итоге казнен и сам Робеспьер.

22. Некоторые исследователи истории Французской революции XVIII в. считают, что якобинская диктатура была революцией против революции 1789 г. Можно ли согласиться с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию

В принципе на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. «Да».

Главная идея фр. Рев. 1789 г. это свобода; идеалы - принять конституцию и ограничить права монарха и утвердить права подданных (Де Лафаед, Мирабо, Де Сиез).

Принимают законы 4 авг. 1789 - отмена всех форм личной зависимости.

26 авг. 1789 - декларация прав человека и гражданина.

Далее в сент. 1791 принимают конституцию

Всё прикольно и здорово, НО, в том же 1791 к власти приходят Якобинцы (Марат, Робеспьер) и они делают много фигни, причём достижения прошлой революции не поддерживаются:

- не решают проюлем с землёй;

- свобода мало реализуется, к тому же начинается террор;

- массовые наборы в армию;

- начинает работу революционный трибунал + много казней;

В общем идей революции 1789 года в это время почти не реализовывались и по-этому такой ответ.

P.S. можно просто привести факты и по ним объяснить, а можно ещё что-нибудь разрулить.

23. Некоторые историки утверждают, что реальное становление правового государства во Франции началось не с революции XVIII века, а при Наполеоне I. Как Вы считаете, обосновано ли это утверждение? Докажите свою точку зрения

Революция 18 века во Франции - время бурных потрясений в стране. За эти десять лет был свергнут старый режим в лице королевской власти, король был казнен. Политические органы, создававшиеся во время этих событий (Парижская Коммуна, Конвент, Директория, Революционный Трибунал) носили временный характер. О правовом государстве не могло идти и речи - многие права попирались. Это было время казней и виселиц. Для установления же устойчивого политической системы и правового государства требовалось мирное время и здравый ум. Это и постарался провести за время своего правления Наполеон Бонапарт. 10 ноября 1799 года он разогнал Законодательное собрание и упразднил Директорию и преступил к преобразованиям во внутренней политике.

Наполеон, будучи участником французской революции, стал приверженец умеренных политических идей, видел свою задачу при вступлении на престол в стабилизации политической ситуации во Франции, а также в тех странах, которые покоряла его армия. Его знаменитая фраза после переворота 1789 года: «Революция закончилась!». А известный английский философ Томас Карлей сказал по этому поводу: «Вера в демократию и ненависть к анархии - вот, что вдохновляло Наполеона в его великих делах!». Наполеон сохраняет разделение властей: законодательная власть передается Законодательному Корпусу, состоящему из двух палат - Сената и Трибуната; исполнительная - государственному Совету и трем консулам. Создает он и независимую судебную власть, которая становится при нем самой демократичной. Формируется вертикаль судебных органов, Кассационная Палата - рассмотрение жалоб, специализированный суды (морской, гражданский, коммерческий, военный и др.).

Формируя государственные органы, Наполеон создал уникальную систему, сохранив выборность и представительные органы. Во главе стоял Национальный Сенат (Государственный Совет). Создавались Советы на соответствующих территориальных уровнях - на уровне департамента, округа, кантона, коммуны. Главы совета на уровне департамента (префекты) назначались самим Наполеонам.

Активно создаются новые кодексы - уголовно-процессуальный, коммерческий, по армии и военному флоту. В 1804 году принимается гражданский кодекс, который занимался исключительно имущественными отношениями. Провозглашается гарантия неприкосновенности частной собственности, частная собственность может быть продана, пока не установится последний возможный владелец.

Наполеон зафиксировал в Конституции гарантии неприкосновенности частной собственности, приобретенной в годы революции, в 1802 году издал закон об амнистии дворян-эмигрантов, которые могли спокойно вернуться на родину и пойти на службу новой власти.

Что касается прав верующих, то Наполеон пытался и здесь достичь национального согласия. В 1802 голу он подписывает соглашение о том, что католичество является религией большинства французов, но, в то же время, не объявляется государственной религией, а провозглашается свобода вероисповедения, в том числе и касательно иудеев.

26. В конце XVIII -- нач. XIX вв. индексы роста французской промышленности значительно превосходили аналогичные английские показатели:

Англия Франция

1790 -- 1791 гг. 160 210

1803 -- 1804 гг. 182 247

1810 г. 190 260

Какими причинами можно объяснить эту тенденцию?

Наполеон сократил прямые налоги с капитала, что привело к росту промышленного производства в стране, особенно внедрение машин в пр-во. Это было по существу началом пром. переворота во Франции. Также поддерживалось внедрение новых видов пр-ва в сельском хозявстве. Активно росло виноделие, коневодство, шелкопрядоводство. Для благоустройства Парижа привлекались безработные. Проводилась протекционистская политика во внешней торговле. В 1804г. создаётся национальный (а не государственный) банк, которым управляет совет директоров.

Темпы роста английской промышленности были нормальными, они отражали спокойное поступательное развитие экономики страны, а взрывной рост темпов роста производства во Франции вызван произошедшей там буржуазной революцией, снявшей с экономики тиски старого феодального строя.

27. Наполеон, находясь в изгнании, среди прочих записей сделал такую: «Моя истинная слава не в том, что я выиграл 40 сражений -- Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить вечно -- этой мой гражданский кодекс». Почему Наполеон так высоко оценивал этот документ? Подтвердила ли история слова Наполеона? Какие мероприятия Наполеона оказались так же значительны в социально - экономическом развитии Франции?

Вступивший в силу в 1804 году Кодекс Наполеона принят за основу сводов гражданских законов более 70 стран мира, где - частично, а где и полностью. Даже в океане англосаксонского права есть два островка наполеоновского законодательства - штат Луизиана в США и провинция Квебек в Канаде. Кодекс гарантировал гражданские свободы, включая свободу вероисповедания, и закрепил равенство всех перед законом.

Документ был принят в эпоху, когда с огромным трудом страна выходила из революционной смуты, а перед Бонапартом стояла сложнейшая задача стабилизировать государство и дать твердую юридическую базу новому порядку. К началу Великой французской революции 1789-94 годов север страны в основном жил по германскому обычному праву (от слова "обычай"), юг - по римскому. Законы разнились от провинции к провинции и даже от города к городу: в стране действовало 366 (!) местных кодексов. При этом высшим законом была воля короля. Людовик XIV как-то заявил: "Это законно, потому что я так хочу".

Наполеон считал, что революция произошла не потому, что Франция жаждала свободы как таковой, а потому, что хотела равенства. Под ним он понимал равенство граждан перед законом, а не условий жизни. "Свобода была только предлогом", - говорил Бонапарт о революции.

А революция эта, напоминает французский историк права, бывший министр юстиции и председатель Конституционного совета Робер Бадинтер, стала самым крупным переделом собственности в истории Франции. Она не только уничтожила феодальные порядки и привилегии, но и передала восходящим классам право владения гигантскими богатствами, относившимися прежде к владениям короны, церкви и бежавшей знати. Наполеону было необходимо обеспечить несокрушимость позиций частной собственности, сделав ее неуязвимой для любой угрозы со стороны феодалов, не желавших ложиться в гроб, или от пролетариев, желающих порвать свои цепи.

Опытные практики и сильные теоретики создали творческую компиляцию из римского права, правовых обычаев населения, королевских ордонансов, революционных законов и судебной практики старых парламентов. Пригодились и философские произведения Руссо и других просветителей. Были тщательно проанализированы теоретические выкладки юристов из стран, относившихся к европейским просвещенным монархиям. Все это стало залогом столь долгого существования кодекса. Факт, достойный упоминания: из 2281 статьи Кодекса Наполеона 1200 до сих пор не подвергались никаким изменениям!

И еще один примечательный факт: в те годы комиссия получила возможность провести в масштабах всей страны профессиональный референдум. Во все суды был разослан проект кодекса, и его составители получили сотни подробных и ценных откликов юристов-практиков.

О масштабах участия самого Наполеона в разработке кодекса говорит хотя бы то, что в трехлетний период с 1801 года он председательствовал на 36 из 84 заседаний Государственного совета, посвященных обсуждению нового свода законов.

После Ватерлоо Наполеон отправился на остров Святой Елены, но его детище не было отправлено в изгнание, продолжая жить и здравствовать во Франции и других странах Европы и распространяясь по всему свету. Кодекс практически обходит молчанием трудовые отношения, регулируя прежде всего имущественные вопросы. Как точно подметил один юрист, "Кодекс Наполеона - это кодекс имущих". Поэтому в дальнейшем он с легкостью приспособился к первичной эпохе капитализма, а затем, конечно, не без изменений, смог успешно функционировать и в постиндустриальном обществе.

Безусловно, в Европе за 200 лет произошли значительные изменения в экономической, юридической, социальной сферах. Четыреста законов были приняты во Франции, чтобы адаптировать кодекс к этим изменениям, но при этом число статей в нем увеличилось всего на две (до 2283).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8