скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Направления исторического развития скачать рефераты

p align="left">Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом. Под этим понимаются все Божественные откровения, которые ниспосылались людям. Народы, получавшие божественные заветы через пророков - иудеи и христиане, не считаются невежественными (джахилюн) и именуются ахль аль-китаб (люди писания).

Вера в пророков (посланников) Божьих. Коран и Сунна предписывают принимать всех посланников Аллаха. Всего насчитывают 124 000 посланников, хотя поименно в Коране упоминаются только 28. Девять пророков считаются "стойкими": Нух (Ной), предупрежденный Аллахом о грядущей каре - потопе - и построивший ковчег (на котором, кстати, спасся дьявол - Иблис, пробравшись туда под видом осла); Ибрахим (Авраам) - родоначальник арабов и евреев, получивший от Аллаха свитки Писания и построивший со своим сыном Исмаилом земную Каабу; Дауд (Давид), получивший от Аллаха Забур (Псалмы); Йакуб (Иаков); Йусуф (Иосиф); Аййуб (Иов); Муса (Моисея), получивший Тауру (Тору). Иса (Иисус) сын Марйам (Марии) - восьмой стойкий пророк, получивший от Аллаха Инджиль (Евангелие). Завершает череду пророков Мухаммад - последний пророк, "печать пророков", - которому Аллах ниспослал Коран.

Вера в Судный день. Она включает в себя веру в грядущую вселенскую катастрофу, грядущее воскресение, Божий суд и существование ада и рая.

Вера в предопределение. Мусульманин должен верить, что все происходящее в этом мире происходит по воле и определению Аллаха.

Основы вероисповедальной практики называются "Столпами ислама".

Исповедание веры - шахада ("свидетельство") - ритуальная формула двух первых догматов ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха" (Ля илаха илля л-Лаху ва Мухаммадун расулу л-Ллахи). Первая часть шахады утверждает веру в единого бога (таухид), а вторая - в пророческую миссию Мухаммада (нубувва). Шахада - важнейшее положение исламского символа веры. Иноверец, провозгласивший шахаду в присутствии двух свидетелей, становится мусульманином. Однако шахада считается недействительной, если произносивший ее допустил лицемерие, не принял произнесенное всем сердцем, либо использовал шахаду лишь как грамматический пример.

Молитва (арабск. - ас-салат; персидск. - намаз) - осознание Бога и общение с ним. Молитвенный обряд отличается от случайного обращения к богу по каким-либо личным поводам. Прежде чем начать молитву, мусульманин должен совершить омовение (вуду). Молитва включает от двух до четырех ракатов - циклов поз и движений, сопровождаемых произнесением молитвенных формул и коротких сур Корана в строго определенном порядке. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: фаджр (молитва на рассвете, состоящая из двух ракатов), зухр (полуденная, 4 раката), аср (предвечерня, 4 раката), магриб (на закате, 3 раката), иша (с наступлением ночи, 4 раката). Дополнительная ночная молитва (витр) может включать до 13 ракатов. Молитва может совершаться в любом ритуально чистом месте, однако пятничную полуденную молитву рекомендуется совершать в мечети совместно с другими мусульманами (салят-аль-джума). Всем взрослым мужчинам предписано присутствовать на этой молитве.

Закят - налог в пользу нуждающихся мусульман. В соответствии с Кораном Аллах требует от правоверного не только исполнения молитвенного обряда, но и оказания материальной помощи тем, кто в ней нуждается. Закят буквально означает "очищение", так как считается, что милостыня "очищает" богатство, делает его праведным, а уплата закята позволяет добиться справедливого перераспределения жизненных благ и духовно очищает того, кто платит его своевременно.

Соблюдение поста (саум) в месяц Рамадан, девятый месяц мусульманского календаря. По преданию именно в месяц Рамадан Аллах призвал Мухаммада к пророчеству и ниспослал ему первые коранические откровения. Пост требует от мусульманина сознательного приведения духа в состояние молитвы и покоя. В дневные часы правоверный обязан ограничивать себя в физических удовольствиях. В это время он должен отказываться от еды, питья, курения и интимных отношений. Однако все это не запрещено после захода солнца (когда нельзя отличить черную нить от белой) вплоть до следующего утра, но и в эти часы мусульманин должен придерживаться благочестия. Пост длится 30 дней. По истечении Рамадана начинается трехдневный праздник разговения (ид аль-фитр).

Хаджж - паломничество в Мекку. Каждый взрослый, материально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хаджж.

Хаджж совершается в строго определенное мусульманским календарем время, в месяц Зу-ль-хиджа, четвертый после Рамадана. Мусульманин может совершить паломничество и в любом другом месяце. Но в этом случае паломничество не считается хаджжем, а только малым паломничеством (умра). Ритуал хаджжа в Мекке повторяет прощальное паломничество Мухаммада.

Некоторые мусульманские богословы к пяти общепринятым "столпам ислама" добавляют шестой - джихад (борьба за веру).

Выделяют несколько видов джихада:

"джихад сердца" - борьба со своими собственными недостатками;

"джихад языка" - разрешение одобряемого и запрет порицаемого;

"джихад руки" - наказание преступивших закон и нравственные нормы;

"джихад меча" - вооруженная борьба с целью защиты ислама, падшие в которой (шахиды) обретают вечное блаженство.

Последний вид джихада называют также газават (мн. ч. от газва - набег) или фатх (завоевание, победа). В такой войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания.

Ислам объединил многие восточные кочевые народы, дал им общую письменность, искусство, дал миру выдающихся математиков, астрономов, поэтов. Благодаря арабским учёным мы знакомы со многими памятниками Античной культуры. На основе Исламской культуры были созданы многие империи и великие госудрства.

7. Составьте рассказ француза о «чудесах Голландии», побывавшего в этой стране в середине XVI в.

«Много слышал я о «голландском чуде» и вот довелось мне побывать в этой части света. И действительно можно назвать чудом то, что на такой скудной земле, уходящей часто под воду морскую и залежами небогатой, процветает такое государство. Особенно поражает трудолюбие этих людей, которые борются со стихией. Придумали они такую постройку - дамбу, что воду держит и территории из болот превращают в пригодные для земледелия. Еще удивляет, что и из моря они сделали источник дохода - моряки-голланцы профессионалы и великие умельцы, отлично знают свое дело и китобойный промысел развивают. Разные диковины привозят они на своих кораблях с Востока и торгуют искусно - товары на товары меняют и за счет этого процветают. Очень хитро у них верфи кораблестроительные устроены - все по установленному порядку сооружается и механизмы есть, которые корабельщикам работу проще делают. В стране этой купцам живется хорошо и доход они высокий имеют, т.к. низок у них налог. Главным же я считаю то, что управляют они страной по-особому, орган есть - Генеральные штаты - в них входят представители из советов провинции, а те в свою очередь создаются из членов магистратов- городских советов. И принимают Генеральные штаты законы, какие были бы выгодны жителям, но ни к чему не обязывают их. Так что творится там небывалая вольность и спокойствие народа.»

8. Эта страна стала в свое время второй родиной для Р. Декарта, между 1684 и 1689 годами предоставила убежище Дж. Локку, являясь почти самым терпимым государством в Европе. Это была страна печатных машин, снабжавшая Европу книгами, которые нигде больше нельзя было напечатать; страна газет и журналов, ученых обществ и знаменитых университетов; страна множества сект… с 1617 г. временный приют здесь нашли английские пуритане. О какой стране идет речь? Какова ее историческая судьба?

Речь идет о Нидерландах. Отличительной особенностью страны было то, что в силу исторических и географических обстоятельств, жителям пришлось стать терпимыми к другим вероисповеданиям, т.к. международная торговля была главным доходом страны, а она невозможна без уважительного отношения к торговцам другой веры. Историческая судьба Нидерландов сложилась так, что им пришлось отвоевывать свою независимость, т.к. возникла угроза процветанию всей страны. Голландия с начала 16 века поразила всю Европу своими «чудесами» - европейцы недоумевали как можно на такой скудной территории построить процветающее общество. Ответ прост - торговля, кораблестроение, развитие ремесла и разумный товарообмен (Голландия - реэкспортер). Угроза пришла со стороны Испании, которая решила стать поборником католицизма и изжить все остальные вероисповедания с территории Голландии. Миролюбивым жителям пришлось с оружием в руках отвоевывать собственную независимость и веру. 1572-1609 - период воины за независимость Нидерландов. В 1595 г 7 провинций объединились для борьбы с Испанией и объявили о создании «Республики соединенных провинций». Династия Габсбургов дала обещание не вмешиваться во внутренние дела Голландии, но международное признание страна получила лишь после 30-летней войны в 1648 г.

9. Историк Эспадо Бургос определяет одну из исторических эпох Испании и Европы как разновидность революции «сверху» -- авторитарной и патерналистской (по принципу «все для народа, но без народа»). О каком периоде истории нового времени идет речь? Справедливо ли утверждение испанского историка? Докажите свою точку зрения

На мой взгляд, Эспадо Бургос ведет речь о периоде Нового времени, когда Голландия была колонией Испании, - 50-60-е годы XVI века. Испания объявляет себя поборником католицизма и стремится поддерживать его в Европе и других странах, и в первую очередь в своей провинции - Нидерландах. Испания считала, что необходимо сделать Голландию католической несмотря на то, что эта страна отличалась веротерпимостью и туда стремились верующие, гонимые в других странах. Можно предположить, что историк, говоря о революции «сверху» имел ввиду попытку Испании установить свою власть, опеку над своей колонией в таком вопросе как вероисповедание. Действия Испании вызывают общественный протест, создаются общественные объединения - «союз купцов», «лига дворян», «отряды гезов», они сопротивляются казням, устраивают освобождения из-под суда и другие формы протеста. Далее начинаются открытые вооруженные восстания - неповиновение испанской короне. ФилиппII создает в Нидерландах «суд мятежников» и направляет туда войска, с этого момента начинается настоящая вооруженная борьба. Испания попыталась диктовать политику Голландии и в сфере налогов, произошло увеличение налогов до 7% в 1572 г. - это начало борьбы Нидерладов за независимость от Испании. В 1595 создается «Республика соединенных провинций». В 1609г. - Испания обещает не вмешиваться в дела Голландии. В 1648г. Нидерланды признаются независимым государством, они становятся первым государством, пытающимся распространить толерантность на международном уровне.

Таким образом можно сделать вывод, что действия Испании в отношении подвластной территории носили авторитарный характер и к ним вполне применим принцип «все для народа, но без народа», т.к. испанская корона не учла, что у жителей Нидерландов еще в 15 веке начала формироваться традиция толерантности, в силу того, что им приходилось торговать с купцами разных вероисповеданий, а также из-за бегства на их территорию преследуемых богатых ремесленников. Так что Испания хотела пойти против уже сложившегося менталитета голландцев.

11. Составьте рассказ английского аристократа - путешественника о Франции в 50 -- 60-е гг. XVII в.

Франция - это одна из последних стран, наравне с Пруссией, где по-прежнему почитают короля, его божественный сан, где аристократия имеет привилегии, в отличие от Англии, которая избрала иной путь развития. Хотя в середине 17 века эта страна, также, как и Англия, пережила острый политический кризис (Фронда - 1648- 1653), но абсолютизм в результате не только устоял, но и достиг при Людовике 14, «короле солнца», невиданного расцвета. Он стремился к тому, чтобы королевство власти были подконтрольны все основные стороны жизнедеятельности государства - финансы, внешняя и внутренняя политика, внешняя торговля, осуществление правопорядка, сбор налогов, стимулирование промышленного производства, культура и т.д. активным пропагандистом усиления вмешательства государства в экономику был генеральный контролер финансов Жан Батист Кольбер. Он стремился сократить ввоз иностранных товаров и увеличить экспорт французских. Рост отечественного производства позволял расширить налоговую базу, и, таим образом, доходы государства. С этой же целью поощрялась и колониальная торговля. По примеру Британии был создан ряд монопольных торговых компаний, сосредоточивший в своих руках контроль над внешней торговлей. Действительно, деньги весьма необходимы Франции - они идут на обслуживание роскошного королевского двора, на оплату многочисленным чиновникам, а главное - н финансирование многочисленных войн, которые ведет король «во славу величия Франции». Людовик 14, пробыв на престоле 54 года, воевал около 32 лет. Проводил он и политику религиозно-церковной унификации, пытаясь сделать католицизм всеобщей, государственной религией. Это время абсолютной монархии.

Что касается политического устройства, то здесь на лицо центральная система управления. Главный орган - Высший (Королевский) Совет - туда входят самые компетентные чиновники, высшие юристы, финансисты, конный табель и адмирал. Существуют и специальные советы - По делам Совести - занимается религиозными вопросами, по финансам и так далее. Создаются специальные секции и бюро, где работают множество чиновников - они занимаются сбором различных сведений, составлением проектов королевских указов. Можно говорить, что Франция - это страна развитой бюрократии.

Большое внимание король уделяет и развитию культуры, меценатства. Идет развитие институтов, которые создают имидж единой страны. Везде создаются академии наук, музыки, изящных искусств, литературы. В 1666 году было создано Королевское научное общество. Символ искусства этого времени во Франции - театр, где ставятся разнообразные французские комедии. Деятелями культуры здесь являются и приближенные короля - Ж.Б. Мольер, Ник. Галло, Лафантен. Король создает и систему этикета, которая распространяется и за пределы дворца и самой Франции.

12. Символами каких этапов истории католической церкви являются документы:

«Индекс запрещенных книг».

«Sillabus» («Список современных заблуждений»).

«Rerum Novarum»

ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ (Index librorum prohibitorum), регулярно публиковавшийся список книг, чтение которых римским католикам запрещалось высшей церковной властью. Внесению какой-либо книги в этот список предшествовало рассмотрение ее группой экспертов; запрещались только книги, подрывающие веру и нравственность. В этом отношении Римско-католическая церковь лишь продолжала практику, существовавшую у язычников и евреев еще до начала христианской эпохи. Уже в 325 н.э. Никейский собор осудил Ария и его сочинение Талия. На протяжении всего Средневековья церковь так или иначе осуществляла цензуру. В 1559 папа Павел IV через реформированную римскую инквизицию составил список запрещенных сочинений. В 1564 папа Пий IV издал Тридентский индекс (Index Tridentina), выработанный Тридентским собором и остававшийся в употреблении на протяжении трех с лишним веков. Для периодического пересмотра и обновления списка папа Пий V учредил в 1571 специальную Священную конгрегацию Индекса. Эта конгрегация была упразднена в 1919, после чего выполнение ее функций приняла на себя Священная Палата (ныне Священная конгрегация по вопросам вероучения). Последнее издание Индекса вышло в 1948. Решением II Ватиканского собора переиздания этого Индекса были прекращены в 1966.

СИЛЛАБУС - приложение к энциклике Пия IX (1864), в котором перечислены и осуждены общественно-политические и религиозные движения, научные принципы, противоречащие учению католической церкви, подрывающие авторитет папства. Это кредо Пия IX. Он царствовал с 1846-го по 1878-й года - более 30 лет. Это был самый длительный период пребывания какого-либо Папы на своем посту. Слово "царствовал" вполне подходит к нему - ведь он не только управлял Католической Церковью, но был и светским сувереном Папского или Церковного государства, которое простиралось через всю Центральную Италию, от Рима до Болоньи и дальше. Недаром Пия IX называли "Papa Rex" то есть "Папой - Царем". Есть кульминационная точка в его политической деятельности: Пий IX обнародовал энциклику "Силлабус" - список 80 "заблуждений современной эпохи", среди них не только социализм, но и либерализм, демократия, свобода совести и идея о том, что Папа может обойтись без светской власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8