скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Китай в первой половине ХХ в. Революция 1925-1927 гг. скачать рефераты

b>Внешняя политика Гоминьдана

Уже в 1928 г. Чан Кайши заявил, что главным направлением внешней политики его правительства и Гоминьдана будет стремление к ликвидации неравноправных договоров и соглашений с европейскими державами. Эти вопросы играли исключительную роль для будущего развития Китая и сохранения власти Гоминьдана и Чан Кайши. Дело в том, что силы, на которые опирался Гоминьдан (крупная городская буржуазия, представители торгового капитала, крупные земельные собственники), не могли полнокровно развиваться в условиях крайнего засилья иностранного влияния и присутствия. Поэтому главной задачей нового правительства было стремление ликвидировать наиболее крайние формы европейского влияния. Ставить вопрос о полной ликвидации иностранного присутствия Гоминьдан не мог и не имел для этого необходимых материальных и военных ресурсов … Но одновременно с этим Гоминьдан был заинтересован в тесных связях с Западом. Он нуждался в дипломатическом признании и надеялся с помощью европейских держав окончательно разгромить коммунистическое движение в стране.

Политика европейских держав в ходе событий 1925 - 1927 гг. была крайне противоречивой. С одной стороны, они не были заинтересованы в победе революции, т.к. новая национальная власть Гоминьдана ограничила бы их присутствие и доходы и они это понимали. В этом смысле страны Запада были больше заинтересованы в сохранении старой власти хоть в лице цинского двора, хоть в лице Юань Шикая. Но все-таки в конечном итоге общая направленность политики этих стран постепенно стала более уступчивой и компромиссной. Для стран Запада правительство Гоминьдана представляло собой несомненно меньшее зло, чем маячившая диктатура КПК … Во-вторых, в результате революции 1925 г. позиции иностранного капитала были несколько ослаблены, и чтобы не потерять все они вынуждены были пойти на некоторые уступки …

Первой капиталистической державой, которая признала нанкинское правительство летом 1928 г., были Соединенные Штаты. В декабре того же года дипломатические отношения были установлены с Англией. Через некоторое время последовали переговоры и с другими странами Запада. Принципиально иной была позиция только Японии. Япония резко отрицательно была настроена победам национального движения, Гоминьдана и его армии. Победы НРА на Севере страны были невыгодны Японии, т.к. она имела там свои интересы. В целом, за несколько первых лет нанкинского десятилетия правительству Китая удалось решить несколько довольно важных для себя проблем. Так, уже в 1928 г. Китай восстановил свою таможенную независимость. В 1929 г. большинство стран признало новые тарифные ставки введенные Китаем. Путем длительных переговоров Китаю удалось возвратить 20 из 33 крупнейших консессий. Были отменены нормы экстерриториальности и многое другое.

Борьба нанкинского правительства против системы неравноправных договоров носила антиимпериалистический характер и имела широкую общественную поддержку в самом Китае. Эти мероприятия не встретили поддержки только московского руководства, которое резко отрицательно было настроено по отношению к Гоминьдану и самому Чан Кайши. В той борьбе, которая шла в Китае между коммунистами и Нанкином, советское государство поддерживало естественно только коммунистов. Прямая поддержка Москвой коммунистического движения в Китае рассматривалась его руководством как прямое вмешательства во внутренние дела и в результате этого советско-китайские отношения резко ухудшились … Одним из аспектов советско-китайских разногласий стал вопрос о КВЖД. Нанкиинское правительство, опираясь на широкую общественную поддержку активно муссировало вопрос о возвращении КВЖД. Ситуация осложнялась и крайне антисоветской направленностью маньчжурских властей, которые часто действовали совместно некоторыми белогвардейскими формированиями, нашедшими себе спасение на этой территории …

В мае 1929 г. власти Маньчжурии совершили нападение на советское консульство в ХАРБИНЕ и в июле в одностороннем порядке начали действия по захвату КВЖД. Советские служащие и рабочие отстранялись от работы, многие были арестованы. Эта акция маньчжурских властей встретила полную поддержку Нанкина и была чрезвычайно популярна в глазах китайской общественности.

В ответ на это Советское правительство 17 июля 1929 г. официально объявило о разрыве дипломатических отношений с Китаем. Были предприняты и военно-политические акции. 6 августа было объявлено о создании Особой Дальневосточной армии (ОДВА), под командованием В.К. Блюхера, который недавно вернулся из Китая. Резко обострилась обстановка на советско-китайской границе, участились вооруженные военные столкновения. В итоге Советское правительство обратилось к военным методам решения проблемы и 17 ноября 1929 г. части ОДВА, включая большое число танков, и за три дня разгромили большую китайскую группировку в 20 тыс. солдат. После длительных переговоров по урегулированию конфликта на КВЖД все-таки были восстановлены советско-китайские отношения. Но сами переговоры проходили почти бесплодно, т.к. нанкинское правительство требовало безоговорочного возвращения Китаю КВЖД. Ситуация принципиально изменилась только после 1931 г., когда японскими войсками будет захвачена Маньчжурия. В этой ситуации и Нанкин и Москва по-другому станут оценивать свои взаимоотношения и 12 декабря 1932 г.. перед лицом общей японской опасности будут восстановлены советско-китайские дипломатические и консульские отношения.

Начало японской агрессии. Захват Маньчжурии. Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., резко обострил весь комплекс социально-экономических противоречий в империалистических государства, в том числе ми в Японии. В этой обстановке усилилось стремление японской военщины и монополий смягчить противоречия в стране на путях военной агрессии против соседнего Китая. Планы японской военщины заключались в том, что захват некоторых территорий Китая позволит правящим кругам Японии выйти из кризиса. В случае победы, в которой они не сомневались, Япония получала колоссальный рынок сбыта и источники сырья для своей промышленности. Те компоненты для нормального развития капитализма, которых она сама не имела. Кроме всего прочего, территория Китая рассматривалась как будущий плацдарм для нападения на СССР, для войны за господство над всей Азией … Планы японских военных кругов значительно облегчались тем, что сам Китай представлял собой слабое в военном отношении государство. В Китае шли беспрерывные внутренние войны между милитаристами, между милитаристами и нанкинским правительством, между Гоминьданом и КПК. В этих условиях японская агрессия могла почтим не встретить сопротивления.

Одновременно с этим японские правящие круги были обеспокоены победой Гоминьдана и его объединительной
национальной политикой, которая в скором времени могла окончательно сплотить Китай и превратить его в сильную державу.

18 сентября 1931 года командование японской Квантунской армии, откровенно спровоцировав военный инцендент, отдало приказ о наступлении. Вскоре все основные города и районы Северо-Восточного Китая ( Маньчжурия ) оказались занятыми японскими войсками. Находившиеся там войска получили приказ Чан Кайши отходить. Одновременно Китай обратился в Лигу Наций за помощью.

Однако такой поддержки Китай не получил по нескольким причинам. Еще перед началом этой агрессии японская пропаганда не скрывала антисоветской направленности этой акции, тем самым, рассчитывая на поддержку ведущих империалистических держав. Япония оправдывала оккупацию тем, что этой агрессией она сдерживает коммунистическое влияние в Азии и, особенно, в Китае. Одновременно с этим правящие круги Англии, Франции и США, которые определяли политику Лиги Наций,, рассчитывали, что Маньчжурия станет плацдармом для нападения Японии на СССР и не приняли действенных мер /Новейшая история Китая, 1972, с. /.

В момент нападения Квантунская армия насчитывала около 15 тыс. солдат и офицеров, но правда была хорошо вооружена и очень дисциплинирована. Несколько позднее численность этой армии была доведена до 65 тыс. человек. В Китае в это время несомненно существовали силы, способные дать отпор агрессору. Регулярные боеспособные силы КПК насчитывали более 70 тыс. человек. Армия самого Гоминьдана насчитывала примерно 500 тыс. человек. При условии поддержки правительством широкого антияпонского движения всех слоев населения Китая, вооруженные силы страны могли бы оказать Японии решительный отпор.

Однако основной задачей Гоминьдана была борьба с внутренними врагами в лице коммунистов и, пытаясь сохранить дееспособность своей армии он отдал приказ об отступлении без боев. Одновременно начались поиски контактов для налаживания дипломатических отношений с японскими правящими кругами.

Маньчжурия составляла всего около 11 % территории страны. Однако это была очень развитая во всех отношениях территория. Она давал 25 % экспорта с/х продукции. Здесь было сосредоточено 40% площаде5й лесов, 35 % запасов угля, 50 % нефти, 80 % запасов железа.

С первых же месяцев оккупации Япония начала грабить не только простой народ, но и господствующие слои. Особенно этот касалось тех, кто не поддерживал оккупантов. Отдельные представители китайской национальной буржуазии и помещиков были не только ограблены, но и убиты. Многие были брошены в тюрьмы. Японские империалисты приступили к планомерному вытеснению китайского национального капитала из промышленности и торговли. Таким образом, потеря Маньчжурии наносила Китаю огромный экономический ущерб и одновременно представляло угрозу для полного завоевания страны …

В начале 1932 г. японские власти установили свой контроль над всей территорией Маньчжурии. Для того, чтобы хоть как-то прикрыть свой откровенный захват чужой территории на оккупированной территории началась инсценировка движения "за независимость от Китая". В итоге в марте 1932 г. была провозглашена независимость Маньчжоу-го во главе с японской марионеткой ПУ И - потомок последнего императора маньчжурской династии, свергнутого в 1912 г. Именно он был провозглашен императором Маньчжоу-го. Полными хозяевами здесь конечно стали представители японской военщины и представители японского капитала, которые начали активно осваивать эти территории.

Гоминдановское правительство категорически отказывалось признать японские захваты и притязания. Но вместе5 с тем оно и не пыталось оказывать военного сопротивления, считая до полной победы над коммунистическим движением у него нет реальных сил для отпора агрессору. На протяжении 1932 - 1935 гг. Япония постоянно усиливала свое военное и политическое давление в этом регионе, проведя еще несколько военных акций. В 1935-1936 гг. японцы спровоцировали сепаратистские выступления феодалов Внутренней Монголии /там же, с. 498/.

Социально-экономическая политика нанкинского правительства.

Придя к власти
Гоминьдан стал заявлять о стремлении проводить социально-экономическую политику в духе учения Сунь Ятсена. Правда, на самом деле практическая политика правительства исходила не из каких-то концептуальных разработок, а прагматически складывалась под воздействием целого ряда факторов. И прежде всего это были интенресы укрепления гоминьдановского государства и его правящей верхушки - гоминьдановской военно-партийной группы и крупной шанхайской буржуазии. Одновременно с этим, не последнюю роль в определении курса прнавящего режима играла борьба коммунистическим лагерем и агрессия Японии.

Главной особенностью этой политики была
все возрастающая роль государств в экономическом строительстве. Объяснялось это, вероятно, совпадением многих причин. Прежде всего можно напомнить о традиционно большой роли китайского государства в регулировании социально-экономических процессов. Немалое значение имело также влияние суньятсеновских представлений о решающей роли национального государства в обеспечении прогресса и процветания страны. В какой-то мере эти этатические тенденции стимулировались и советским опытом планового проведения форсированной индустриализации. Активная этатическая политика гоминьдановского правительства имела и большую поддержку со стороны общественного мнения.

В русле этой политик правительство очень успешно провело восстановление таможенной автономии, без чего невозможно было дальнейшее нормальное развитие страны. В 1929 г. был введен новый таможенный тариф и правительство еще 4 раза существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские товары, стремясь надежно оградить "свой рынок" от иностранной конкуренции. В 1930 г. в русле этих мероприятий вышел закон о запрещении сбора внутренних таможенных пошли - лицзиня.

Одним из наиболее значимых экономических мероприятий правительства было создание государственной банковской системы. Начало ей было положено в 1928 г. основанием Центрального банка Китая. созданного исключительно на правительственные средства, без участия частного или иностранного капитала. Впоследствии были созданы еще Банк коммуникаций и Крестьянский банк. Все эти банки стали важным правительственными рычагом воздействия на экономику страны.

Проводя политику унификации денежной системы, правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на изготовление монеты и запретило хождение серебра в слитках. В 1935 г. была проведена радикальная денежная реформа и с этого времени единственным законным денежным средством становились банкноты правительственных банков.

Вмешательству правительственных банков и правительственного аппарата в экономическую деятельность сопутствовала и личная уния гоминдановской верхушки и представителей крупного капитала. В состав руководства правительственных банков и экономических организаций входили многие предприниматели. С другой стороны, многие гоминьдановские чиновники стали руководителями частного бизнеса. Этот процесс сращивания крупного бизнеса и партийно-правительственной администрации вел вместе с тем к росту коррупции на всех уровнях государственного управления …

Политика гоминьдановского правительства к наиболее развитым секторам экономики может быть охарактеризована как достаточно эффективная. Можно сказать, в "нанкинское" десятилетие, когда в капиталистическом мире в лучшем случае топталось на месте, в Китае наблюдался заметный промышленный прогресс. Причем, этот рост происходил в основном за счет деятельности национального капитала, вложения которого в промышленность постоянно росли. В эти же годы усиливается тенденция к концентрации национального капитала, и складываются первые группировки монополистического типа.

Активно сказалась правительственная экономическая политика и на развитии транспортной инфраструктуры. Была создана национальная гражданская авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширялся паровой флот. Существенно выросла протяженность железных дорог и их грузооборот.

Наконец, социальная эффективность гоминьдановской политики во многом проявилась в функционировании иностранного капитала. Борьба с системой неравноправных договоров, которая прежде и давала привилегии иностранному капиталу сейчас стала давать свои результаты. В эти годы несколько уменьшилась привлекательность китайского внутреннего рынка, что привело некоторому уменьшению притока иностранного капитала.

В рамках общей внутренней политики должна быть правильно оценена и политика в отношении рабочего вопроса. После расправы с наиболее революционными элементами рабочего класса, которые поддерживали КПК, гоминьдановский режим основной упор сделал реформистские методы сотрудничества с рабочим классом. Более того, утверждаясь у власти в масштабах всей страны, Гоминьдан стремился полностью взять под свой контроль и рабочее движение и стремился сделать руководимое им движение одной из социальных опор своей внутренней политики. И в этом отношении он во многом преуспел.

Прежде всего, это касалось рабочего законодательства. Так. в 1929 г. вышли законы о профсоюзах, проект фабричного закона, закон о коллективных договорах. Почти одновременно вошло в действие фабричное законодательство, несомненно прогрессивное для своего времени. В нем определялись основные условия труда и организации рабочих; ограничивалось рабочее время; устанавливался минимум заработной платы; признавалось право рабочих на забастовку; право рабочих на участие в управлении производством и получении части прибылей … Несмотря на некоторые ограничения в крупных городах заметной силой стали профсоюзные организации /там же, с. 503/.

Фактически не была обойдена стороной и аграрная сфера Китая. Весь конец 20-х гг. был для страны очень напряженным. В стране ощущалась острая нехватка продовольствия. Жертвами голода и неурожаев стали многие миллионы китайцев. В условиях усиливающегося недовольства крестьян гоминдановское правительство вынуждено было объявить о некоторых мерах в области сельскохозяйственного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7