скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Китай в первой половине ХХ в. Революция 1925-1927 гг. скачать рефераты

есмотря на такое огромное влияние иностранного капитала, нужно учитывать, что он в основном затрагивал верхние эшелоны китайской экономки, оставляя "нижние" хозяйственные массивы совершенно нетронутыми …

Генезис капитализма в Китае. Национальное капиталистическое развитие началось с "открытия" Китая и представляло собой привнесение в Китай капиталистического производства /там же, 416/. Китайские капиталистические предприятия возникали прежде всего в центрах господства инорстраннорго капитала - открытых портах, концессиях и т.д. Именно сюда начинает быстрыми темпами устремляться национальный капитал, ибо он имел здесь несравненно более благоприятные условия (экономические и правовые) для своей деятельности.

Если накануне мировой войны национальному капиталу принадлежало 698 фабричных предприятий с 271 тыс. рабочих, то после войны число предприятий возросло до 1. 759 - 558 тыс. рабочих. В эти годы ежегодный прирост только промышленной продукции составлял примерно 14 %.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что массовой производственной базой для развития национального промышленного капитала являлась дофабричная промышленность, продолжавшая играть решающую роль в обеспечении сельского и городского населения товарами повседневного спроса. .

Включение Китая в мировой капиталистиченакий рынок и развитие собственного промышленного производства не могло не сказаться болезненно на состоянии мелком, кустарном ремесленном производстве. На рубеже веков это стало массовым явлением и в это время иногда погибали целые отрасли дофабричного производства. Но разрушая одни отрасли дофабричной промышленности, мировой рынок стимулировал рост и появление других - производство спичек, кружев, соломенных шляп на экспорт. В итоге дофабричная промышленность к концу войны прочно удерживала свои позиции в производстве многих товаров, давая в целом примерно три четверти всей промышленной продукции. Очень сильны были позиции дофабричного производства в - хлопчатобумажное производство, выработка муки, переработка чая, производство шелковой пряжи, производство национальной одежды, обуви, бумаги, фарфора, изделий из бамбука и соломы.

Общее количество промышленных РАБОЧИХ среди населения страны было ничтожным. Кадровых рабочих было несколько десятков тысяч человек и в подавляющем большинстве все6 они были рабочими в первом поколении. К этой группе промышленного пролетариата примыкали слои сезонных рабочих, два миллиона рабочих мануфактур, более 10 млн. рабочих кустарной промышленности и более 30 млн. кули.

В послесиньхайский период китайская буржуазия как класс еще не сформировалась. Он совершенно не обладала политической силой и в силу своей слабости и малочисленности не могла возглавить национально-освободительное движение. Китайский капитализм как и китайская буржуазия не имели своей предыстории и их возникновение было прежде всего результатом иностранного влияния после "открытия" страны. Сами развитые формы капитализма сюда были привнесены.

Предпринимательские слои в Китае всегда были устранены от политической жизни и это унаследовала китайская буржуазия в начале ХХ в. Даже по прошествии 10 лет после революции в стране не было ни одной общенациональной организации китайской буржуазии со своим лидером и программой /там же, с. 425/.

В этих условиях инициативу перехватили так называемые новые средние слои - служащие республиканских учреждений и капиталистических фирм, учителя, студенты, офицерство.

Начинали происходить перемены и в деревне. Здесь активно идет процесс ликвидации казенных, государственных форм землевладения. Идет активный распад землевладения военных поселений. Все они теперь превращаются в частновладельческие . После революции вышла серия законодательных актов, которые подтверждали эти новые формы землепользования.

В наследство от императорского периода Китай получил тяжелейшее аграрное перенаселение. Размер среднего крестьянского хозяйства примерно равнялся 20 му (чуть более одного га). Это катастрофическое малоземелье приводило к тому, что огромные массы крестьян не могли найти себе сферы деятельности в земледелии … Отсюда - огромное число свободных рук /там же, с. 421/. Большинство крестьян было отрезано от прямых связей с рынком, и выступало на нем опосредованно через своих эксплуататоров. Мелкотоварный уклад в деревне был крайне слабым.

1.2 Создание революционной базы в Гуандуне

Движение "4 мая 1919 года". Окончание мировой войны, в которую был вовлечен Китай, с новой остротой выявило противоречия этого общества - и прежде всего - зависимость от иностранных держав. Китай по-прежнему не является единой страной с единой системой правления. Сохраняется власть милитаристских групп, которые ведут между собой беспрерывные войны. Еще более крупным делением было деление на Север и Юг.

В начале 1919 г. внимание китайской общественности было привлечено к открывшейся в Париже мирной конференции. Китай рассчитывал на благосклонность стран-победительниц, рассчитывая несколько улучшить свое полуколониальное положение и добиться ликвидации некоторых наиболее крайних форм иностранного влияния. От ражая возросшее общественное мнение, китайская делегация потребовала ликвидации позорного японо-китайского соглашения от 9 мая 1915 г. ( "21 требование" ), возвращения Китаю таможенной автономии и вывода иностранных войск. Прежде всего китайская делегация надеялась возвращение Китаю всех прав и владений Германии провинции Шаньдун. Но эти территории во время войны были захвачены японцами. Однако союзники вообще отказались рассматривать вопросы о восстановлении политическ4ого суверенитета Китая и более того - признали за Японией право на захваченные территории …

Эти циничные решения вызвали взрыв стихийного возмущения в разных городах Китая и в самых различных слоях общества. Первыми выступили пекинские студенты. 4 мая более 3 тыс. студентов 13 высших учебных заведений вышли на площадь Тяньаньмынь с требованием не подписывать Версальский мирный договор и изгнать из правительства прояпонски настроенных членов правительства. В первые дни этих событий в них в основном принимали участие только учащаяся молодежь. Однако новые правительственные репрессии в начале июня привели к тому, что социальный состав этого антияпонского движения расширился, а центр его переместился в Шанхай. 4 июня, в знак поддержки студенческих требований в Шанхае объявили всеобщую стачку торговцы и затем - шанхайские рабочие. Движение стало массовым и насчитывало не менее 60 тыс. человек. Движение приняло характер общенациональной политической компании и в конце концов даже некоторые милитаристы вынуждены были его поддержать. Массовая компания протеста заставила правительство изменить свою тактику - оно отказалось от подписания Версальского мирного договора и уволило из своего состава прояпонски настроенных министров.

Непосредственного участи в "Движении 4 мая" Сунь Ятсен не принимал. В это время он приходит к закономерному выводу о том, что победа Синьхайской революции не привела пока к реализации его программы …

Для наиболее полной реализации этих целей 10 октября 1919 г. Сунь Ятсен заявляет о необходимости реорганизации ЧЖУНХУА гэминдан (Китайская революционная партия) в ЧЖУНГО гоминьдан - Китайская национальная партия. Речь шла о преобразовании узкой, конспиративной организации, действовавшей в основном за пределами Китая, в массовую и боевую партию, которая бы вела свою деятельность непосредственно в самом Китае.

Эти решения совпали с приглашением Сунь Ятсена в Гуанчжоу, представителем местной милитаристской клики. Здесь в апреле 1921 г. его провозгласили чрезвычайным президентом Китайской республики. На этом посту Сунь Ятсен начинает вести активную работу по созданию здесь в Гуандуне массовой революционной базы с мощными военными силами, которые смогут осуществить революционный поход на Север. Однако эта деятельность Сунь Ятсена встретила яростное сопротивление иностранных держав и милитаристов. В том числе милитарист этой провинции пытался устроить против Сунь Ятсена мятеж.. Все эти события привели его к выводу о необходимости создания своей базы, при наличии сильной партии и своих вооруженных сил.

СОВЕТСКАЯ РОССИЯ. Дружественная по отношению к Китаю политика Советской России не могла не привлечь внимания Сунь Ятсена. В союзе с Советской Россией он увидел важный фактор укрепления своих политических позиций как внутри Китая, так и вне его. Начались длительные переговоры и консультации на разных уровнях.

Политическое сближение Сунь Ятсена с советской Россией логически вело его и к сотрудничеству с китайскими коммунистами. Сотрудничество с советской Россией еще более подтолкнуло к реорганизации Гоминьдана. В августе 1923 г. Сунь Ятсен посылает в Москву военно-политическую делегацию во главе с ЧАН КАЙШИ, в состав делегации входили и коммунисты. В течение нескольких месяцев делегация знакомилась с постановкой партийной, государственной, военной работы; встречалась с руководителями Советского государства и Коминтерна. В результате переговоров стало предоставление Китаю военной, финансовой и технической помощи.

Работа этой делегации способствовала еще более тесным связям Гоминьдана и Советской России. Уже в октябре 1923 г. в Гуанчжоу по приглашению Сунь Ятсена приехал опытный партийный работник М.М. Бородин. Вместе с ним в Гуанчжоу прибывает первая группа военных советников, которые были приглашены для создания здесь военной школы Гоминьдана и новой революционной армии. Вскоре начали поступать и первые составы с вооружением.

Проблемы единого фронта между КПК и Гоминьданом были в центре внимания очередного 3 съезда К П К. Он проходил с 10 по 23 июня 1923 г. в Гуанчжоу, куда к этому времени переехал из Шанхая ЦК. Здесь коммунисты впервые имели возможности для своей легальной деятельности… 30 делегатов представляли 420 членов партии. Главный вопрос съезда о создании единого фронта. Большинство делегатов поддержало вариант Коминтерна - об индивидуальном членстве в Гоминьдане при сохранении политической самостоятельности КПК. В состав ЦК из 9 человек избран Мао Цзэдун.

Важнейшим этапом реорганизации Гоминьдана и складывании единого фронта стал 1 КОНГРЕСС ГОМИНЬДАНА, проходивший в Гуанчжоу с 20 по 30 января 1924 г. На конгрессе присутствовало 165 делегатов, которые представляли более 11тыс. членов. В основном документе - Манифесте была сформулирована программа нового Гоминьдана. В подготовке этого документа принимали участие некоторые коммунисты и советский представитель М.М. Бородин. Программа предлагала новую трактовку трех принципов. Первый принцип - национализм - призывал к борьбе с мировым империализмом и китайскими милитаристами. Второй принцип по традиции говорил о конституционных формах правления. Третий - уравнение прав на землю и идея ограничения крупного капитала. В целом, эта программа Сунь Ятсена наряду с антиимпериалистической окраской содержала в себе заме6тные антикапиталистические мотивы, которые, несомненно, появились благодаря влиянию китайских коммунистов, опыта Октября, его сотрудничества с Коминтерном и М.М. Бородиным. Однако, эта трактовка трех принципов, которая горячо была поддержана коммунистами и левыми гоминдановцами, встретила сопротивление со стороны правых гоминдановцев. Лишь огромный личный авторитет самого Сунь Ятсена позволил принять эти решения.

Большое внимание конгресс уделил проблемам партийного строительства. В своем выступлении Сунь Ятсен говорил, что он хотел бы сделать партию Гоминьдан такой же хорошо организованной и сильной, как революционная партия России. В целом он ориентировался на создании партии ленинского, большевистского типа с железной дисциплиной и строгой централизацией.

Однако кроме жесткой дисциплины и централизации, которые привлекали Сунь Ятсена, общие принципы коммунистического строительства во многом им отвергались Отвергая марксистскую концепцию классовой борьбы, он видел движущую силу исторического прогресса в примирении интересов громадного большинства общества . Вообще считал, что к насильственным революционным ме6тодам нужно обращаться только в крайних случаях.

Разрабатывая свой социальный идеал, Сунь Ятсен подчеркивал, что "народное благоденствие" - это и есть социализм. Причем, приоритет в формулировании этой идеи социальной справедливости он не хотел отдавать не только марксисткой, но и вообще европе6йской мысли, развивая тезис о китайском происхождении подобных идей. Он связывал происхождение социалистических идей с китайской традиционной (конфуцианской) концепцией "великой гармонии" (датун). Считал, что такая система на практике была создана Хун Сюцюанем во время Тайпинской войны /там же, с. 446-447/.

1.3 Коммунистическое движение в Китае

Победа ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ не могла не привлечь внимания радикально настроенных участников "Движения 4 мая" к опыту Октября и к марксизму вообще. Из среды наиболее радикальной интеллигенции (активисты "Движения 4 мая" ) вышли первые сторонники марксизма. Особенно большое значение для распространения марксизма в Китае стал переход на сторону марксизма известных лидеров "Движения за новую культуру" - ЛИ ДАЧЖАО и ЧЭНЬ ДУСЮ, которые обладали огромным авторитетом среди революционной молодежи тогдашнего Китая /там же, с. 429/.

Именно Ли Дачжао принадлежал призыв к китайскому народу "последовать примеру русских", провозглашенный им в конце 1918 г. Осенью 1919 г. им была опубликована статья, которую можно рассматривать как первое систематизированное изложение основ марксизма в Китае.

Первые китайские промарксистски настроенные политические деятели увидели в новой России радикальную программу социальных преобразований и радикальную антиколониальную внешнюю политику. При этом первые сторонники марксизма переводили прежде всего работы Ленина и Троцкого, написанные после февраля 1917 г., видя именно в них выражение революционного марксизма. Таким образом, они брали на вооружение довольно радикальный опыт русских большевиков, оставляя фактически в стороне изучения длительный и сложный опыт всей марксистской мысли …

В эти годы среди представителей китайской интеллигенции и политических деятелей разворачивается настоящая и очень острая ДИСКУССИЯ. В проходивших спорах наиболее остро стояли следующие вопросы - ценность китайской конфуцианской цивилизации; что нужно брать из истории Запада и нужно ли брать вообще; возможно ли в современном Китае построение социалистического общества ?

Обострению этой борьбы способствовали приезд в Китай американского философа-прагматиста ДЖОНА ДЬЮИ и английского философа БЕРТРАНА РАССЕЛА. Относясь огромным уважением к китайской культуре и к борьбе китайского народа за национальное освобождение, они, тем не менее, убеждали своих слушателей на лекциях и в печати в следующем. Они говорили об отсталости Китая и об отсутствии здесь социально-экономической и культурной почвы для пропаганды и тем более для реализации социалистических идей /там же, с. 432/.

Не менее значимыми в этой полемике оказались статьи талантливого и известного публициста ДЖАН ДУНСУНЯ - ярого сторонника социалистических идей. Проанализировав китайскую действительность на предмет построения здесь социалистического общества - таких возможностей в ближайшем обозримом будущем он не увидел.

Как ни странно, в этом споре победили революционеры-утописты, а реформаторы-прагматики оказались в меньшинстве. Сторонники немедленного социалистического переустройства определенно выиграли в этом споре. Говоря об отсталости страны, они считали это не минусом, а плюсом … Их очень радикальная фразеология и ссылки на пример соседней России привлекали на их сторону подавляющую часть китайской молодежи и интеллигенции.

Возросшая идейно-политическая активность первых сторонников марксизма привлекла внимание Коминтерна. В апреле 1920 г. группа коммунистов во главе с Г.Н. Войтинским направилась в Китай с целью изучения обстановки и налаживания связей с местным населением. Эта группа быстро нашла взаимопонимание с первыми сторонниками марксизма. По инициативе этой группы и при ее помощи здесь стали создаваться первые кружки по изучению марксизма. Так, летом 1920 г. такой первый кружок был организован в Шанхае. При участии ЛИ ДАЧЖАО такой кружок был образован в Пекине. В одной из провинций организатором кружка стал МАО ЦЗЭДУН. Участники этих кружков не только изучали марксизм, но и делали первые шаги по популяризации марксизма. Ими был издан первый полный перевод "Манифеста Коммунистической партии", переводы некоторых других работ Маркса и Энгельса, а затем и Ленина.

Социальный состав первых марксистских кружков был неоднороден. Представителей рабочего класса и крестьянства там было очень мало. В основном преобладала учащаяся передовая молодежь, чаще всего вышедшая из каких-то привилегированных слоев. Здесь было много сторонников анархизма и революционно настроенных националистов. В эти годы кружки посещали многие видные деятели будущего Гоминьдана.

Решающим шагом в этих процессах стал ПЕРВЫЙ организационный СЪЗД марксистских кружков, который стал 1 съездом Коммунистической партии Китая. Он прошел нелегально в Шанхае с 23 июля по 5 августа 1921 г. Присутствовало 12 делегатов от семи кружков, представлявших 53 человека. В том числе был и Мао Цзэдун. Состав участников съезда был очень пестрым. Большинство участников съезда поддерживали линию на создание коммунистической партии большевистского типа - организационно крепкой, со строгой партийной дисциплиной. Конечной целью своей борьбы огни видели диктатуру пролетариата. Меньшинство съезда, отмечая слабость промаркистских сил, призывало к созданию легальной партии, основанная деятельность которой сводилась бы только к пропаганде марксизма без захвата власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7