Китайский социализм и его экономическая политика
Китайский социализм и его экономическая политика
9 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1 Конфискация бюрократического капитала 1.2 Аграрная реформа 1.3 Упорядочение финансово-экономической системы 1.4 Восстановление и развитие экономики 2. СОЦИАЛИСТИЧИСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 2.1 Социально-экономическая структура и генеральная линия Коммунистической партии Китая на переходный период 2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства 2.3 Социалистическое преобразование кустарной промышленности 2.4 Социалистическое преобразование мелкой торговли 2.5 Социалистическое преобразование капиталистической промышленности и торговли 3. СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 3.1 Преобразования экономики Китая в 1979-- 1984 гг. 3.2 Реформа городской экономики 3.3 Перспективы экономического развития Китая до конца 20 века 3.4 Преимущественно экстенсивный характер экономического роста в КНР ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Отсталой экономике старого Китая за долгие годы войны был нанесён ущерб. КНР, образовавшаяся 1 октября 1949 года, получила в наследство от империализма, феодализма и бюрократического капитала разорённую экономику. Первые три года своего существования КНР была вынуждена потратить на восстановление экономики, прежде чем она смогла приступить к сколько-нибудь значительным социальным преобразованиям и новому строительству. В стране необходимо было осуществить конфискацию бюрократического капитала, провести земельную реформу в деревне, улучшить управление финансами и экономикой, оживить производство. 1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Сельское хозяйство Китая находилось в упадке. В 1949 г производство зерна составило 113,18 млн. тонн, или на 25% ниже уровня 1936 г, предшествовавшего началу войны сопротивления Японии; производство хлопка было ниже уровня 1936 г на 48%, поголовье скота - на 16%, резко упала производительность труда. Удельный вес современной промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства равнялся лишь 10%. В 1949 г объём промышленного производства составил половину от уровня, достигнутого перед началом войны с Японией. В промышленности было занято 0,6% населения страны. За 11 лет (с июня 1937 г по август 1948 г) доходы гоминьдановского правительства покрывали от 40,54 до 12,19% его расходов. Безудержный рост выпуска бумажных денег для покрытия бюджетного дефицита вызвал галопирующую инфляцию. За эти годы денежная масса в обращении увеличилась в 3,75 млн. раз, а цены возросли в 6 млн. раз. Инфляция вызвала на рынке хаос и спекуляцию в огромных масштабах. Промышленность и торговля были на грани банкротства. 1.1 Конфискация бюрократического капитала Капиталистические предприятия в Китае принадлежали либо национальным капиталистам, либо гоминьдановской бюрократии. Новое правительство, руководствуясь политикой учёта труда и капитала, допустило национальный капитал к участию в производстве в интересах развития экономики и повышения жизненного уровня народа. Правительство конфисковало предприятия крупного бюрократического капитала и передало их в руки народа, эти предприятия стали государственной социалистической собственностью. К концу 1949 г государство конфисковало 2850 промышленных предприятий, принадлежавших бюрократическому капиталу. На государственный социалистический сектор экономики к этому времени приходилось 41,3% валовой продукции крупных предприятий страны; под контролем государства находились все железные дороги и большая часть другого транспорта, главные банки страны, основная часть её внутренней и внешней торговли. Вместе правительство отменило все привилегии для империалистов в стране, установило свою власть над таможней, ввело монополию на валютные операции и внешнюю торговлю. Таким образом, народная власть установила контроль над национальной экономикой. Экономическая независимость, за которую более века боролся китайский народ, стала реальностью. Это послужило первейшей предпосылкой для восстановления и роста экономики страны. 1.2 Аграрная реформа Проведение аграрной реформы, направленной на уничтожение феодальных отношений в китайской деревне и передачу земли тем, кто её обрабатывает, являлось главным звеном программы китайской демократической революции. Реформа ставила своей целью уничтожение феодальной эксплуатации и установление крестьянской собственности на землю, освобождение от феодальных пут производительных сил в сельском хозяйстве, развитие сельскохозяйственного производства и создание условий для индустриализации нового Китая. В ходе реформы хозяйства богатых крестьян сохранялись. За ними была оставлена та часть земли, которую они обрабатывали сами или посредством найма, а также прочее их имущество, но они должны были отказаться от части земли, которую сдавали в аренду с целью наживы. Такая политика способствовала успеху аграрной реформы. Хотя реформа и преследовала цель уничтожения помещиков как класса, она не предусматривала физического уничтожения помещиков и тех, кто вёл индивидуальное хозяйство. В соответствии с законом об аграрной реформе каждому помещику на общих основаниях был представлен земельный участок, с тем чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь собственным трудом и перевоспитываться в этом процессе. Благодаря проведению аграрной реформы 300 миллионов малоземельных и безземельных китайских крестьян получили более 46 млн. га культивируемых земель, а также рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, дома и другие виды собственности. Малоземельные и безземельные крестьяне были освобождены от выплаты ежегодной ренты. В собственности беднейшего и среднего крестьянства сконцентрировалось 90% сельскохозяйственных земель. Был положен конец господству феодальной земельной собственности в Китае, служившей на протяжении 2 тысяч лет основой феодальной эксплуатации и являвшейся коренной причиной бедности и отсталости страны. Это была революция, которая освободила китайских крестьян от ига феодализма и создала необходимые условия для процветания страны. 1.3 Упорядочение финансово-экономической системы С марта 1950 г правительство установило единое руководство экономикой и финансами Китая с единым контролем со стороны правительства за доходами и расходами во всей стране, с единой государственной системой снабжения и централизованным контролем за наличными расчётами. Проведение такой политики помогло устранить экономический и финансовый хаос и позволило центральному правительству сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы для преодоления серьёзных экономических трудностей. В 1950 г государственные расходы лишь немного превысили государственные доходы, а в 1951 и 1952 гг экономическое положение упрочилось и доходы немного превысили расходы. Был положен конец инфляции, которая на протяжении многих лет являлась тяжёлым бременем для китайского народа. 1.4 Восстановление и развитие экономики К концу 1952 г в китайской экономике и финансах произошёл коренной поворот к лучшему Объём валовой продукции сельского хозяйства вырос на 48,5% по сравнению с 1949 г, а производство зерна, хлопка, лубяных волокон, табака, арахиса и сахарного тростника превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Были восстановлены ирригационные сооружения, разрушенные во время войны, и построен ряд новых. Объём валовой продукции промышленности возрос на 145% по сравнению с 1949 г и на 30% превысил уровень 1936 г. Производство основных видов промышленной продукции, таких, как сталь, чугун, уголь, электричество, прокат, хлопчатобумажные ткани, сигареты, превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Были восстановлены железные дороги и построены новые. За период с 1949 по 1952 г получили работу более 2 млн. безработных. Таким образом, можно сказать был положен конец безработицы старого Китая. Средняя заработная плата поднялась на 70%, а доходы крестьян - более чем на 30%. Общий объём розничного товарооборота увеличился почти в 2 раза. 2. СОЦИАЛИСТИЧИСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 2.1 Социально-экономическая структура и генеральная линия Коммунистической партии Китая на переходный период Переходный период, начавшийся созданием КНР в 1949 г., закончился в 1956 г., когда в основном были завершены социалистические преобразования. В результате отмены привилегий, предоставленных в свое время империалистическим государствам, конфискации бюрократического капитала и завершения аграрной реформы была разрушена полуфеодальная и полуколониальная социально-экономическая структура. Вместо нее образовалось пять экономических секторов. Государственная экономика. Представляла собой социалистический сектор экономики, основанный на общенародной собственности. Это была ведущая сила национальной экономики и материальная основа для социалистических преобразований. На этот сектор в 1952 г. приходилось 19,1% произведенного национального дохода. Он получил приоритет в государственной программе экономического развития. Кооперативная экономика. Представляла собой социалистический или полусоциалистический сектор экономики, основывающийся на коллективной собственности трудящихся. Некоторые кооперативы все еще разировались на частной собственности на средства производства и являлись полусоциалистическими. Они представляли собой переходную форму к коллективной организации производства крестьян, ремесленников и других индивидуальных тружеников. На этот сектор в 1952 г. приходилось 1,5% произведённого национального дохода. Индивидуальная экономика. Крестьяне-единоличники, ремесленники и другие индивидуальные труженики давали в 1952 г. 71,8% национального дохода. Частнокапиталистическая экономика. Экономика национальной буржуазии, которая сохранилась после конфискации предприятий, принадлежавших бюрократическому капиталу. Этот сектор давал в 1952 г. 6,9% национального дохода. Государственно-капиталистическая экономика. Капиталистическая экономика, находившаяся под управлением; государства, связанная с теми или иными формами социалистической государственной экономики и функционировавшая под контролем рабочих, являлась переходной формой, при помощи которой государство осуществляло социалистическое преобразование капиталистических предприятий. В 1952 г. на ее долю приходилось лишь 0,7% произведенного национального дохода. Существование пяти секторов экономики определяло переходный характер экономической структуры страны. К концу 1952 г., когда было завершено восстановление экономики, ЦК КПК выдвинул генеральную линию на переходный период к социализму. Она предусматривала в весьма короткий срок постепенное решение двух задач: осуществление социалистической индустриализации и социалистическое преобразование сельского хозяйства, кустарной промышленности, капиталистической промышленности и торговли. Эта генеральная линия была провозглашена в 1953 г., а в 1954 г. принята и включена в Конституцию КНР на первой ВСНП четвертого созыва. Под руководством КПК с 1953т. на плановой основе и в крупных масштабах начали осуществляться социалистические преобразования, началось социалистическое строительство. 2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства После проведения аграрной реформы сельское хозяйство Китая было представлено капиталистическими хозяйствами богатых крестьян и огромным морем индивидуальных крестьянских хозяйств. Реформа освободила крестьян от феодальной эксплуатации и угнетения и улучшила их положение. Трудовой энтузиазм крестьян вызвал скачок в сельскохозяйственном производстве по сравнению с уровнем, достигнутым до освобождения страны, но возможности индивидуального хозяйства были ограничены. Раздробленность крестьянской экономики препятствовала рациональному использованию земли и применению новой сельскохозяйственной техники. Производительность труда оставалась низкой, и крестьяне при незначительных накоплениях не имели возможности расширять производство и бороться со стихийными бедствиями. Хотя жизнь в деревне несколько улучшилась в результате аграрной реформы, подавляющее большинство крестьян не почувствовали изменений к лучшему: в стране по-прежнему ощущался дефицит земли, сохранялась отсталая агротехника. Между тем в деревне происходила поляризация сил, т. к. аграрная реформа не уничтожила различий между хозяйствами богатых и бедных крестьян. Количество сделок купли-продажи земли увеличилось. Вновь появились аренда земли и эксплуатация наемного труда. Серьезно выросли масштабы ростовщичества и спекуляции, повсюду стали появляться новые хозяйства богатых крестьян. Крестьяне, особенно бедные, которые составляли подавляющее большинство сельского населения и которые получили землю в результате аграрной реформы, но нуждались еще в других средствах производства, изъявили свое желание организовываться в кооперативы. Существовало резкое противоречие между интересами мелких крестьян и программой индустриализации. Сельское хозяйство занимало значительный удельный вес в китайской экономике. Рост промышленности во многом зависел от количества сырья, поступающего из сельского хозяйства, от состояния сельского. Рост населения в городах и индустриальных центрах требовал все больше и больше зерна, и сельскохозяйственных продуктов. Из-за низкой производительности и распыленности индивидуальная крестьянская экономика была неспособна удовлетворить растущие нужды индустриализации. Недостаточное развитие сельскохозяйственного производства выявилось сразу после того, как в 1953 г. началось широкомасштабное промышленное строительство. В зиму 1953/54г. государство ввело монополию на закупку и продажу зерна, хлопка и других важнейших продуктов сельского хозяйства. Это ослабило противоречие между индивидуальной крестьянской экономикой и государственной промышленностью, но до конца не разрешило его. Социалистическое преобразование сельского хозяйства стало решающим условием индустриализации страны. Исходя из этой объективной необходимости, КПК и центральное правительство поставили задачу социалистического преобразования сельского хозяйства. Было организовано небольшое число кооперативов, на которых проводились эксперименты и отрабатывались различные организационные формы. Движение за кооперирование сельского хозяйства развернулось в полную силу в 1953 г. Крестьяне как мелкие собственники постепенно готовились перейти к коллективному производству. В качестве основных принципов осуществления социалистических преобразований в сельском хозяйстве Китая были приняты следующие: добровольность и взаимная выгода, убеждение на типичных примерах новых коллективных форм хозяйства и помощь со стороны государства. В перестройке производственных отношений в деревне последовательно использовались три организационные формы: бригады трудовой взаимопомощи, сельскохозяйственные производственные кооперативы низшего типа и сельскохозяйственные производственные кооперативы высшего типа. Такой путь преобразования был наиболее приемлемым, т. к. позволял крестьянам перейти к коллективному производству, избегая или сводя к минимуму потери, которые могли бы возникнуть при резких переменах. В июле 1955 г. Мао Цзэдун сделал доклад "Вопросы кооперирования в сельском хозяйстве", в котором подвел итоги движения за кооперирование. К концу 1955 г. было кооперировано 14,2% крестьянских хозяйств. Большинство этих кооперативов представляли собой кооперативы низшего типа, где доходы делились по величине земельного пая. К концу 1956 г. были объединены в кооперативы уже 96,3% крестьянских хозяйств, 87,8% этих кооперативов представляли собой кооперативы высшего типа, где члены получали доходы исключительно в зависимости от величины их трудового вклада. Объем валовой продукции сельского хозяйства неуклонно возрастал. Социалистическое преобразование сельского хозяйства было в основном завершено.
Страницы: 1, 2, 3
|