скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики скачать рефераты

p align="left">3. ассимиляция - качественное уподобление смежных звуков. Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет на последующий) -регрессивной(когда последующий звук влияет на предыдущий).

4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых или подобных звуков получается 2 различных звука. Процесс, противоположный ассимиляции(транвай, вместо трамвай).

32. слово, как основная единица языка.

слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого, языка. В этих определениях акцентируется внимание на единстве всех трех сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков, образующих звуковую оболочку, слова); морфологической (совокупность грамматических и словообразовательных морфем); семантической (совокупность значений - лексических и грамматических). Это единство звуковой формы, морфемного строения и значения слова делает его центральной единицей языка. Как единица языка слово обладает своими характерными признаками, а именно: единооформленностью или цельностью, выделимостью и свободной воспроизводимостью в речи, семантическая валентность (т.е. семантический потенциал слова, проявляющийся в его способности реализоваться в определенных значениях, вступая в те или иные отношения с другими словами); недвуударность (т.е. невозможность слова иметь более одного основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов).

От фонем слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое единство звучания и значения. От морфем оно отличается своей лексико-грамматической отнесенностью. От словосочетаний и фразеологических оборотов слово отличается акцентологически: оно, как правило, недвуударно, от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью.

33. Проблема слова; исторический характер слова.

Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и внутренней формы, его звуковой оболочки и образным способом выражения его значения. Мотивированность слова -сохранение в его семантической структуре связи звучания со значением (подоконник). Содержание слова благодаря мотивированности находит отражение в его внутренней форме. Внутренняя форма слова - это его семантическая и структурная мотивация другим словом, на базе которого оно возникло. Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, звукоподражательными (кукушка), описательными (дворник). Внутреннюю форму имеют 2 класса слов: производные слова, сохраняющие в своей словообразовательной структуре указание на соотнесенность с другими словами или морфемами, от которых они образованы (молочница); слова, употребленные в переносном значении (дуб о глупом челе).

С течением времени слово может утрачивать свою внутреннюю форму, а иногда и приобретать новую. Причины утраты внутренней формы слов разные, могут быть связаны с: -утратой в языке мотивирующего слова или признака, ранее характерного для предмета (город-городить) -фонетическими изменениями, которые претерпело слово в процессе исторического развития языка -процессами заимствования Однако главная причина утраты -избыточность, ненужность его мотивировки с того момента, как оно стало привычным. Воссозданием утраченной внутренней формы слова занимается этимология - наука, изучающая происхождение слов.

34. лексическое значение слова и понятия.

Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство - явление сложное, многогранное, составляющие компоненты

1) предмет, для называния которого служит;

2)звуковая оболочка (Фонетическая оболочка слова (т.е. последовательность его звуков) связана в сознании человека и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (явлением, процессом, признаком), а с другой - с понятием, с представлением об этом предмете. Понятие является основой формирования значения слова.

3)понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека.

Все три элемента связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник, вершина которого - фонетическая оболочка слова, а два противоположных угла - предмет и понятие.

Значение слова - это отображение в слове представления о предмете (явлении, процессе, признаке). В значении слова закрепляется отношение слова к обозначаемому им. Значение слова - это продукт мыслительной деятельности человека. Значение слова как его содержание связано с понятием как отражением в сознании человека предметов и явлений внешнего мира. Лексическое значение слова определяется, таким образом, через соотнесенность его, с одной стороны, с соответствующим понятием (составляющим ядро лексического значения слова), а с другой - с остальными словами языка, т.е. через его место в лексической системе языка

Понятие - это категория логики и философии. Оно представляет собой «результат обобщения и выделения предметов (или явлений) некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Обобщение осуществляется за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов и групп предметов в пределах данного класса». С точки зрения языкознания, «понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности

35. Лексическая система языка(семантическое поле, синонимия, антонимия, гиперо-гипонимические отношения).

Понятие семантического поля появилось в60 гг. 20 века. Согласно этому понятию, лексика - совокупность систем, внутри которой слова связаны противоположностями и каждое слово обретает смысл как часть поля. В пределах этого поля существует взаимозависимость и взаимоопределяемость единиц. Поля могут пересекаться. Существуют понятийные поля (напр. мышление, речь, зрительное восприятие).

Также существуют лексико-семантические группы, которые включают:

1. синонимы. Это слова, близкие по значению и имеющие начальное слово синонимического ряда. Синонимы разделяют на

а) полные (максимально близкие по значению и фактически идентичные: бегемот-гиппопотам) -частичные (различаются оттенками значений: младенец-ребенок)

б)семантические (указывают на различную степень проявления признака: светить-сиять)- стилистические (различаются сферой употребления, относясь к различным стилям речи: лицо-лик).

2. антонимы. Это слова, противоположные по смыслу. Антонимы бывают:

а) градуальные (допускают наличие ;между ними промежуточного слова: большой-средний-малый)-комплементарные (невозможно существование среднего члена: живой-мертвый)

б) частичные (прохладный-горячий)

в) противоположно направленные действия (одеть-раздеть)

г) конверсивы(участники одной ситуации: продавец-покупатель).

3. гиперо-гипонимы. Гипонимия - это тип семантических отношений, при котором слова, обозначающие вид или часть, семантически подчиняются словам, соответственно обозначающим род или целое. Слово, включающее в себя семантику другого слова, называют гиперонимом (тюльпаны-цветы).

36. проблема многозначности слова. прямое и производное значение. ЛСВ

Полисемия(многозначность)-способность слова как названия переходить с одной вещи на другую или на какой-л признак этой вещи. Вопрос полисемии это вопрос номинации, т.е. перемены вещей при тождестве слова. Переносное значение любого типа объяснимо(мотивировано)через прямое, но прямое значение непроизводимых слов данного языка, где это слово существует, необъяснимо. (нос лодки объяняется через нос человека, а вот наоборот объяснить нельзя). Часто переносное знач возникают как явления стилистические(ТРОПЫ = образные выражения). Пр. поэт назвал девочку козочкой (подмена одного названия другим, т.к. девочка похожа на грациозную козочку). Вот на этом совпадении и несовпадении и построен троп. В нем главное-средний объединенный член. В языковых словарях переносные значение зарегистрированы(факты языка, обязательные для всех говорящих), а тропы нет.

37. Регулярные механизмы образования производных значений слова (метафора, метонимия).

Есть 2 основных способа смыслового преобразования и развития ЛСВ:

1. метафора - это перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков: по форме, по размерам, количеству, цвету, функциям, по расположению в пространстве, по впечатлению и ощущению. Основным механизмом образования метафоры является сравнение, поэтому не случайно метафору называют скрытым, сокращенным сравнением (нос ~ 1. часть лица человека 2. передняя часть судна).

По степени выразительности, характеру стилистического использования метафоры иногда разделяют на 2 основные группы: - языковые(в словарях, сухие, утратили первоначальную образность), -образные.

2. метонимия - перенос наименований с одного предмета на другой по смежности. В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами и явлениями. Она основана на близкой и легко понимаемой смежности в пространстве или во времени, вовлеченности в одну ситуацию реалий, лиц, действии, процессов(фарфор - 1. минеральная масса 2.посуда)

а) синекдоха - это такой перенос значение, когда название части употребляется в значении целого, меньшего - в значении большего и наоборот (борода, длинноволосый, голова - человек большого ума).Часто синекдоху считают разновидностью метонимии.

Однако ее существенное отличие от метонимии заключается в том, что в основе синекдохи лежит количественный признак соотношения прямого и переносного значений.

38. Виды словарей.

Лексикография - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиологией, являясь их практическим разделом, так как системное описание лексики наиболее ярко воплощается в словарях различного типа. Первые толковые словари - -глоссарии.

1. энциклопедические словари. Они содержат свод знаний по всем областям жизни и науки или отдельным отраслям знаний. Бывают:

а) универсальными(охватывают все области жизни - Большая Советская Энциклопедия)

б) специальными(отраслевыми) (одна область науки, такие как медицина, техника). Энциклопедии раскрывают научные понятия, дают сведения о предметах и явлениях, событиях и лицах.

2. лингвистические словари характеризуют слова и только попутно предметы и явления. В лингвистических словарях описываются слова с их значением, употреблением, грамматическими характеристиками, морфемным составом, стилевой принадлежностью, орфографическими и орфоэпическими нормами. Бывают следующих типов: одноязычные, двуязычные, многоязычные. Одноязычные бывают:

а) толковые

б) диалектные (специфическая лексика диалекта - словарь Даля).

в) фразеологические

г) исторические (история слов языка)

д) этимологические (наиболее древние значения слов+их первичная форма)

е) словари синонимов, антонимов, омонимов, терминологические словари.

ж) частотные (степень употребительности слов в речи)

з) обратные(алфавитный порядок конечных букв)

и) ассоциативные

к) идеографические (тезаурусы) распределение слов по классам понятий

л) общие (общеупотребительная лексика)/специальные (лексика по определенному признаку - диалектная, профессиональная, грамматическая).

39. Грамматика, се единицы, разделы; виды грамматик.

Грамматика - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть систему морфологических и синтаксических форм и категорий языка. Двумя составными частями грамматики являются -морфология (исследует формы слова и выражаемые ими значения), -синтаксис (формы словосочетания, предложения и их значения). Основной единицей морфологического строя языка, как и лексического, является слово, синтаксического - слово, словосочетание и предложение. Виды грамматик:

1. общая (универсальные свойства всех языков)/частная (грамматический строй конкретного языка)

2. формальная (от формы к значению)/функциональная (от значения к формам)

3. историческая (диахроническая - строй языка в развитии)/описательная(синхроническая - состояние языка в определенный период). Описательная: -сопоставительная (сходства и различия в строе различных языков)

40. Лексическое и грамматическое значение.

Для определения специфики грамматического значения его обычно противопоставляют лексическому. Грамматика изучает значение. Оно всегда системно.

Грам. зн. характерно большой группе слов, а не одному. Грамматическое значение объединяет группы слов в определенные грамматические классы, напр, грам.класс им.сущ. объединяет значительную часть лексики русского языка.

ГЗ выступает по отношению к ЛЗ дополнительным, сопутствующим. При этом ГЗ отличаются регулярностью своего выражения. ЛЗ необязательно, случайно, ГЗ обязательно.

Лексическое значение конкретно, грамматическое абстрактно.

отношение к мышлению и строю языка. Слова с ЛЗ служат номинативным средством языка - выражают мысли, знания, а ГЗ служит для организации мысли, ее оформления.

При этом явления ГЗ и ЛЗ не противопоставлены в языке. Между ними есть участки взаимопроникновения(живое-неживое - одушевленное- неодушевленное).

41. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматический способ. Способы выражения грамматических значений.

ГЗ, способы выражения ГЗ (то, как грамматическое значение соединяется с грамматической формой)ГЗ - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций находящее в языке свое регулярное выражение. Системно. Обязательно. Повторяемо. Абстрактно.

Грамматическая единица - носитель ГЗ (линейные - морфемы, слова и нелинейные - классы, разряды). Способы:

1. аффиксация (прибавление аффикса)

2. чередование звуков в корне(историческое явление - пень-пня)

3. ударение (срезать-срезать)

4. супплетивизм (непродуктивный, дополняет, пополняет - я-меня).

повторы (китайский, малайский языки: повторы для обозначения множ.ч. - жень-человек, жень-жень - люди)

интонация

7. служебные слова - вспомогательные глаголы, предлоги, частицы (буду жить)

8. порядок слов

Способы: 1. аналитические (вне слова -порядок слов, интонация) 2. синтетические (аффиксация, ударение). -> аналитический язык - русский, франц., синтетический - англ. Грамматическая форма Любое грамматическое значение имеет свое внешнее выражение -грамматическую форму. ГФ -материальная форма выражения значения. Никогда не бывает изолирована. Всегда повторяется в других словах, она регулярна. Грамматическая форма тесно связана с понятием парадигмы. Парадигма -совокупность грамматических форм слова или класса слов.

42. Грамматические категории и общие принципы их организации; виды грамматических категории.

ГК - система однородных и противопоставленных друг другу грамматических значений вместе с системой средств их выражения (грамматических форм). В этой системе отношений определяющим является категориальный признак, например, обобщенное значение рода, числа, падежа. Выявляются же эти категории через грамматические значения и формы. Не могло бы быть той или иной грамматической категории, если бы не было соотносительных ГЗ, воплощенных в грамматическую форму, В ГК противопоставляются одновременно значение и форма. Виды.

1. морфологическая (реализуется в слове):

а) классифицирующая (объединяет слова в разряды и классы - пр.: сущ.-род)

б) словоизменительная (как изменяется слово, включая словоформы)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6