Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики
p align="left">2. морфемаполноценная двусторонняя (имеет план выражения и план содержания) знаковая единица. М. обладает значением(лексическое, словообразовательное, грамматическое). М. - не целостная единица, не обладает грамматической оформленностью и смысловой самостоятельностью. Функции - 1. семасиологическая (может выражать значение) 2. строительная 3. слово целостная единица, обладающая морфологической оформленностью и смысловой самостоятельностью. Функции - I. минимальная номинативная единица (может называть вещи в отличие от морфемы) 2. строительная (входит в состав словосочетания и предложения), а) производное слово, б) сложное слово, в) словосочетание 4. предложение минимальная коммуникативная единица языка (с помощью нее осуществляется общение). Пр-е утверждает наличие объекта, оно обладает временной характеристикой, модальностью. Предложение отличается от слова по степени сложности выражаемого им смысла и функцией. Предложение -сочетание нескольких слов. Функции - 1. номинативная 2, строительная Любое пред-е строится на предикации (выделение какого-либо объекта и приписывание ему признака) 5. текст особая единица языка (не уровень, но единица), В тексте предложения связаны между собой по смыслу. Наличие связности - важное свойство. Функции -1.коммуникативная 2. информативная. Свойства единиц на шкале: - протяженность(чем выше, тем протяженней); - единица каждого пред, уровня входит в состав ед.последующего уровня; - каждая последующая ед. сложнее по структуре; - кумулятивност- (накопление свойств); - каждая ед. имеет особую структуру, а также особые отношения между ед. того же уровня; - кажд. ед. на св. уровне обладаетсв-ми целостности и минимальности 21. Понятие уровня языка, уровнеобразующей единицы. Язык членится на участки (планы, ярусы, уровни). Уровень - это крупная часть языка, состоящая из однородных единиц и включающая набор правил, регулирующих использование этих единиц, их группировку в классы и разряды. Уровни автономны. Уровни: -фонемный (фонема), -морфемный (морфема), -лексический (слово), -синтаксический (предложение). Уровень характеризуется особой единицей, предельной и минимальной для каждого уровня. Уровнеобразующие единицы -сущность, отражающая характеристики объекта. Они характеризуются особой субстанцией, функциями. 22. Морфология: место среди других лингвистических дисциплин, предмет исследования, разделы, основные единицы. Единицы грамматики делятся на 2 большие группы 1. <слова - морфология.2. >слова - синтаксис. Морфологией изучаются такие единицы языка, которые меньше или равны слову. Морфология (в пер. наука о формах) -наука о формах слова, изучающая его структуру, морфемный состав и формы словоизменения, части речи и принципы их выделения (лексическое+грамматическое значение).Морфологии более интересно грамматическое значение. Слово рассматривается как грамматическое явление. Морфология как дисциплина неоднородна. Морфология считалась наукой о частях речи, об их формах словоизменения. Но м. также и учение о формах слова (парадигматика - раздел морфологии). Морфология изучает грамматические категории, значения+морфемы. В середине 20 в. в м. выделилась еще одна часть -морфемика (пограничная часть между лексикой, лексикологией, грамматикой), которая изучает только морфемы, их классификации, свойства, комбинации. 23. Морфема как основная единица морфологического уровня. Свойства морфемы. Морфема - минимальный языковой знак, обладающий значением (план выражения+план содержания). Морфема -тождество значения и звучания. Обычно морфема - сочетание звуков с закрепленным значением, фрагменты, повторяющиеся в разных словах (ист - флорист, дантист). Свойства морфемы: 1. повторяемость одно из самых главных свойств. Единицей морфемного уровня является языковой сегмент, который можно выделить в других словах, имея то же самое значение. Существуют -регулярные - уникальные (буженина) морфемы. Морфемный состав слова может быть историческим наследием, но может и изменяться. Поэтому, выделяя морфему, нужно смотреть на то, что остается. Слово должно быть сегментировано по правилу: 1. единицы, повторяющиеся в других словах 2. значимости, (русские лингвисты признают сращение, американские дескриптивисты предпочитают делить слова на мельчайшие детали) 2. значимость разные виды морфем: 1. корневые(лексическое значение) 2. словообразовательные (образование новых лексических единиц - говорил-заговорил) 3. грамматические (грам. формы слова). Иногда выделяются аффиксы (окончания), но в любом случае морфема несет значение. Но есть интерфиксы - соединительные гласные, кот не обладают значением. 3. неделимость на своем уровне неделима, а если разделим, то перейдем на боле низкий уровень (фонем). Но в разных языках существуют разные виды морфем, которые могут разрывать корень (инфикс, трансфикс КуТуБ), окружать его (de-bor-en). 4. полифункциональность морфема может нести несколько значений(рисует - лицо, число, время). Но это свойство зависит от типа языка (фузионные- слияние морфем, агглютинативные -четкое разграничение морфем). 24. Виды морфем. Морфема является двусторонней единицей языка, в которой за определенной фо-нетической или графической формой (планом выражения) закреплено определенное значение, смысл (план содержания). Варианты морфем называются алломорфами, а их конкретные реализации в высказывании - морфами.(морфема <бег> может быть представлена тремя алломорфами <бег - беж - бек>, Каж-дый из них бу-дет воплощаться в бесчисленных оттенках комплексов звуков -морфов, сколь угодно близких к эталону - морфеме.) Морфемы могут быть свободными или связанными. Свободные морфемы, встречающиеся в языке на правах 'автономного слова. По происхождению морфемы делятся на исконные и заимствованные. Регулярные и уникальные. Классификация морфем: корни и аффиксы. Они проти-вопоставляются друг другу по характеру выра-жаемого значения, по месту и функции в составе слова. Корень - это общая часть всех родственных слов Аффиксы как единицы сопутствующие корню не несут самостоятельных лексических значений. По положению относительно корня аффиксы разделяют на префиксы, или при-ставки и постфиксы, стоящие после корня. Постфиксы делятся на суффиксы, флексии (окончания). выделяют и дру-гие аффиксы: интерфиксы -аффиксы, стоящие между двумя корнями или между корнем и суффиксом и выполняющие соединительную, то есть формально-структурную функцию, инфиксы - это аффикс, вставляемый в середину корня. Аффикс может охватывать корень одновременно с двух сторон - конфиксы , циркумфиксы. если аффикс разрывает корень из согласных оп-ределенными гласными, то он принадлежит к классу трансфиксов. Регулярные и уникальные. Св-ва: -повторяемость -значимость(корень-лекс.значение) -неделимость полифункц-ть (неск значений: род, лицо, число, время - видел) 25. Проблема варьирования морфем и понятие алломорфа; задачи морфонологии. Алломорф - чередующийся вариант морфемы. Морфологические чередования могут быть регулярными (повторяются врезных формах и частях речи - бегу-бежишь) и нерегулярными (встречаются в считанных случаях берегу-беречь).Нерегулярные явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка -морфонологию (раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы). Задачами морфонологии является изучение фонемной структуры морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др.) Друг-друзья-дружить- представители одной морфемы, находящиеся в отношении чередования между собой (алломорфы), друг/ж/з -морфонема (морфологическая обусловленность), advise-advice (историческая) 26. Фонетика и фонология: задачи и основные единицы. Изучают звуки в разных аспектах., 2 разных науки. Фонетика изучает звуки речи, артикуляционные характеристики звука, взаимное влияние звуков. Фонетика изучает свойства звуков как физических, акустических единиц, которые обладают физической природой. Они произносятся с помощью работы речевого аппарата. Единицы изучения: слог, слово, фраза(изучение не со стороны значения, а со стороны звучания). Единицы изучения фонетики бывают 2 типов: 1.сегментные (звуки, фраза) 2,супрасегментные (ударение, интонация). Разделы фонетики: 1. артикуляционная (устройство речевого аппарата, устройство звуков). Изучает гласные (характеризуются по ряду, длительности, лабиализации, напряженности), согласные (хар-ся по месту образования, способу, твердости/мягкости, глухости/звонкости, придыхательности). Звук образуется в3 стадии: 1. экскурсия (приготовление) 2. произнесение 3. рекурсия (расслабление). Изучаются явления: редукция (количественная, качественная), аккомодация (взаимное приспособление гл и согл - малый-мяло), ассимиляция, ударение. 2. акустическая(изучает акустические свойства звуков: частота, амплитуда). Фонология изучает звуковые единицы с точки зрения их функционального значения, звуки языка, а не речи (как в фонетике). Фонология изучает систему отношений звуковых единиц между собой. Цель - создать и описать фонетическую систему языка(важны противопоставления). Описываются позиции звуков языка, окружение. Также изучаются супрасегментные единицы языка (интонация, контуры, модели). Основная единица изучения - фонема, (фонема и звук - разные понятия. Ф. -психическое явление, звук - акустико-физиологическое) 27. Фонема как основная единица звукового уровня языка. Проблема определения фонемы. Фонема и аллофон. а) Фонема - основная единица изучения фонологии. Фонема - целиком психичное явление. фонема - полифункциональная единица языка: 1. различает звуковые оболочки слов и морфем 2. доводит звуки речи до восприятия 3. смыслоразличительная. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы, т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции). б) Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы: Московская (фонема - цепочка аллофонов, фонема рассматривается в составе морфемы). Пражская (фонема -набор дифференциальных признаков, смыслоразличительных и функциональных, в составе слова, важнее дифференциальные признаки), Ленинградская (фонема - класс исходных звуков, в составе словоформы). 28.Фонологическая система языка: организация и принципы описания. Фонологическая система языка - это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями. Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным признакам. ф/с языка строится как система фонемных оппозиций. Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков - дифференциальных (различия) и интегральных (сходства). Фонемные оппозиции делятся на 2 основных типа: дизъюнкция (противопоставление по нескольким признакам - д-н). корреляция (противопоставление по одному признаку - д-т) (Московская и Пражская школа выделили виды оппозиций: 1. пропорциональные д-т, к-г 2. эквивалентные (по равноценным, равноправным признакам -нижний/средний подъем, передний/задний ряд) 3. градуальные (фонемы противопоставлены по одному признаку, но имеют разные степени проявления) 4. привативная оппозиция (наличие/отсутствие признака) 5. бинарная + интегральные (признаки, не участвующие в аппозиции, присущие определенной фонеме). 29. Реализация фонемы в речи. Виды позиций. Фонема и аллофон. Фонема является смыслоразличительной единицей. При этом фонема - целиком психичное явление, равно как и аллофон, реализацией их в речи является звук. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности,, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы., т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции). Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем. Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции. - сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова. - слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое противовопоставление фонем нейтрализуется. 30. Основные принципы фонологического анализа. (Аллофон. Виды дистрибуций). Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. Чтобы узнать, принадлежат ли конкретные звуки к разным фонемам или же являются аллофонами (разновидностями одной фонемы) нужно поставить их в определенные произносительные условия. Распределение фонем по этим условиям называют дистрибуцией. Существует 3 основных типа дистрибуций: контрастная.Фонемы находятся водном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно различают слова. В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых: тень-день-пень-лень. дополнительный вид дистрибуции. Фонемы не встречаются в одной и той же позиции, напр, в испанском языке. Здесь качество звуков зависит от позиции. 3. отношения свободного варьирования. Фонемы находятся в одинаковом окружении заменяют одна другую без изменения смысла слов, что свидетельствует о разных параметрах говорящего (местоположение, особенности речи). 31. Фонетические процессы в речи. Так как звуки речи произносятся неизолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В результате появляются следующие фонетические процессы: 1. редукция (изменение длительности звуков в безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением: -силовое -количественное(ударный звук произносится более долго) -тоновое(изменение высотытона). 2. аккомодация - взаимное приспособление гласных и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество гласного и наоборот.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|