скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Употребление заимствованной лексики на примере названий спортивных товаров в каталоге сети спортивных магазинов "Спортландия" скачать рефераты

p align="left">Изучив материал, изложенный в первой главе можно сделать вывод, что происхождение лексики современного русского языка прошел длительный путь становления. Можно сказать, что цель этимологии это выяснение происхождения слова. В историко-этимологическом словаре предлагается обязательное внимание к изменениям слова, включая и время его употребления в письменности, вплоть до современного состояния. Как мы выяснили в первой главе нашей курсовой работы, заимствованная лексика пополняла русский язык на протяжении многих столетий и веков. Именно во времени и месте заимствования этимологический словарь помогает разобраться. Гипотетичность толкований, а тем боле - их множественность, требуют от составителя словаря, во-первых, указания авторов толкований и, во-вторых, хотя бы краткого изложения авторского аргументации, особенно если составитель оказывает предпочтение одному из нескольких толкований или предлагает новое решение.

Учитывая все вышеизложенное можно сделать вывод, что в словообразовательных словарях читатель получает информацию, о месте, времени и характере заимствования, объем которой, состав, глубина и форма подачи в большей степени определяются творческим лицом автора-составителя, чем в каком-либо ином языковом словаре.

Глава II Заимствованные слова, обозначающие спортивные товары

2.1 Тематические группы слов в обозначении спортивных товаров

Для описания названий спортивных товаров, мы взяли два каталога спортивных магазинов города Тольятти: первый - это представленная продукция магазина “Спортмастер” и второй - “Спортландия”. В нашей работе были рассмотрены печатные предложения двух временных отрезков - осень-зима(2006-2007г.) и весна-лето (2007г.).

Приведем краткое описание этих изданий.

Каталог магазина “Спортмастер” поражает своим содержанием информации в 59 рубриках, о спортивных товарах и не только, которые уместились на 360-ти страницах. Присутствуют также фирменные условные обозначения для легкости выбора товара, а если же у потенциального покупателя возникают вопросы, то внизу на каждой странице прописаны телефоны единой справочной службы. В сети спортивных магазинов существуют подарочные карты от 1000 до 5000 рублей. Помимо обычного перечисления товаров, описаны технологии, применяемые в их создании, для каждого отдельно взятого наименования. Впервые можно наблюдать в рубрике “Товары для детей” наверху страницы несложные словосочетания, похожие на первые юные опыты написания стихов. Читать это интересно и забавно.

Открыв каталог магазина “Спортландия” мы можем наблюдать 10 рубрик, которые напечатаны на 96 страницах. Перед началом каждой из них написано несколько предложений о фирмах производителях. Присутствует информация о разновидности товара, например палатки - треккинговые, туристические, кемпинговые. Сеть магазинов “Спортландия” мы можем увидеть на тыльной стороне каталога.

Нам необходимо было объединить слова по одному признаку, и мы выделили 10 групп из общего количества:

1-ая группа включает в себя слова, связанные с темой вязанной верхней одежды - джемпер, свитер, шарф.

2-ую группу составляют слова, обозначающие верхнюю одежду - блузка, бриджи, брюки, бомбер, ветровка, джинсы, жакет, жилет, кальсоны, капри, куртка, носки, перчатки, платье, поло, полупальто, полукомбинезон, рубашка, термобелье, топ, туника, юбка.

3 группа - головные уборы - бейсболка, кепка, шапка, шляпа.

4-ая группа - одежда для плавания - бикини, купальник, лиф, плавки, плавательные шорты, шапочка.

В 5-ой группе находятся слова, относящиеся к спортивному инвентарю - бита, бумеранг, весло, волан, доска, дротик, клюшка, коврик, компас, лыжи, лодка, лук, маска, мат, мяч, обруч, очки, парашют, палатка, ракетка, роликовые коньки, спальник, шайба, шпага, шахматы, шашка.

К 6-ой группе мы отнесли спортивные аксессуары - баскетбольная стойка, бинокль, игла, канторез, крепление, ласты, мешок, насос, ниппель, палки, педаль, полотенце, растворитель, ролик, руль, рюкзак, санки, сетка, утяжелители, шар,

В 7-ой группе мы заключили спортивные аксессуары, предназначенные для безопасности спортсмена - баллон, беруши, бинт, зажим, капа, каска, мазь, нагрудник, наколенники, налокотники, трос, щитки.

8-ая группа - обувь - борцовки, бутсы, клоги, кроссовки, сабо, сандали, сапожки, сапоги, сланцы, туфли, шлепанцы.

9-ая группа содержит спортивные снаряды - багги, батут, беговая дорожка, веломобиль, велосипед, велотренажер, велоэргометр, гантель, каноэ, коньки, скакалка, скафандр, тарелка, турник, эспандер.

10-ая группа это спортивная одежда - кимоно, майка, спортивный костюм, трусы спортивные, футболка, шорты.

Проведя распределение названий спортивных товаров по группам, мы подсчитали общее количество, их получилось 124 наименования, и выделили процентную часть каждой группы.

Рис. 1. Распределение названий спортивных товаров.

2.2 Заимствования слов из разных языков и род употребления

В приведенных выше словах в основном употребляются существительные мужского рода около сорока наименований, таких как парашют, трос, батут. Присутствуют также имена существительные женского, среднего и парного родов: игла, сетка (около 30); кимоно, полупальто (около 15);очки (четыре слова).

В словах преобладают неодушевленные существительные, т.е. нарицательные, из них существительных мужского рода 42:

- багги, баллон, батут, бинокль, бинт, бомбер, бумеранг, веломобиль, велосипед, велотренажер, велоэргометр, волан, джемпер, жакет, жилет, дротик, зажим, канторез, коврик, компас, купальник, лиф, лук, мат, мешок, мяч, нагрудник, насос, ниппель, обруч, парашют, полукомбинезон, растворитель, ролик, руль, рюкзак, свитер, скафандр, спальник, спортивный костюм, трос, топ, турник, шарф, шар, эспандер.

В форме женского рода найдено 30 примеров:

- бейсболка, бита, блузка, ветровка, гантель, дорожка (беговая), доска, игла, капа, каска, каноэ, кепка, клюшка, куртка, лодка, мазь, майка, маска, палатка, педаль, поло, ракетка, рубашка, сетка, скакалка, стойка баскетбольная, тарелка, туника, футболка, шайба, шапка, шапочка, шашка, шляпа, шпага, юбка.

В форме среднего рода найдено 5 слова:

- платье, полупальто, термобелье, весло, кимоно.

В форме множественного числа определены 25 существительных:

- беруши, бикини, бриджи, борцовки, бутсы, джинсы, кальсоны, капри, клоги, коньки (роликовые), кроссовки, ласты, лыжи, наколенники, налокотники, палки, плавки, сабо, сандали, санки, сапожки, сапоги, сланцы, туфли, утяжелители, шахматы, шлепанцы, шорты, щитки.

Были найдены слова парного рода: очки, брюки, носки, перчатки.

По данным словарей (заимствованных слов и этимологический) мы распределили все существительные по следующим группам заимствований из языков:

1-ая группа - английский язык - джемпер, бриджи, бумеранг, бутсы, джинсы, ниппель, поло, свитер, скейтборд, шорты.

2-ая группа - арабский язык - жакет.

3-ая группа - древнерусский язык - игла, лодка, лук, лыжи, весло, дротик, клюшка, мяч, очки, шапка, сапог, шар, щит, куртка.

4-ая группа - французский язык - жилет, велосипед, ракетка, скафандр, баллон, трос, бинокль, веломобиль, велосипед, каска, маска, парашют.

5-ая группа - итальянский язык - компас, батут, шпага.

6-ая группа - немецкий язык- тарелка, шарф, шайба, доска, бинт, гантель, рюкзак.

7-ая группа - персидский язык - шахматы.

8-ая группа - голландский язык - брюки, руль.

9-ая группа - испанский язык - каноэ.

10-ая группа - латинский язык - эспандер.

Рис. 2. Заимствования слов из разных языков.

Некоторые слова мы не смогли найти в словарях, такие как:

Б - багги, баскетбольная стойка, беговая дорожка, бейсболка, беруши, бикини, бинокль, бита, блузка, бомбер, борцовки.

В - велотренажер, велоэргометр, ветровка, волан.

З - зажим.

К - кальсоны, канторез, капа, капри, кепка, кимоно, клоги, коврик, компас, коньки, крепление, кроссовки, купальник, крыло.

Л - ласты, лиф.

М - мазь, майка, мат, мешок.

Н - нагрудник, наколенники, налокотники, насос, носки.

О - обруч.

П - палки, палатка, парашют, педаль, перчатки, плавательные шорты, плавки, платье, полотенце, полупальто, полукомбинезон.

Р - растворитель, ролик, роликовые коньки, рубашка.

С - сабо, санки, сандали, сапожки, сетка, скакалка, сланцы, спальник, спортивный костюм.

Т - термобелье, топ, туника, турник, туфли.

У - утяжелители.

Ф - футболка.

Ш - шапочка, шашка, шлепанцы, шляпа.

Ю - юбка.

Вывод по второй главе

Изучив материал второй главы можно сделать вывод, что мы решили две последние задачи курсовой работы: выделение тематической группы слов в каталогах спортивных магазинов и описание тематических групп слов заимствованной лексики.

Работая над главой, мы получили следующий результат в количестве десяти тематических групп (вязанная верхняя одежда; верхняя одежда; головные уборы; одежда для плавании;, спортивный инвентарь; спортивные аксессуары; спортивные аксессуары, предназначенные для безопасности спортсмена; обувь; спортивные снаряды; спортивная одежда).

Мы выделили десять групп заимствованной лексики. Они включают в себя в основном слова большая часть которых относится к английскому языку, древнерусскому языку, французскому языку и немецкому языку. Меньшую часть составляют слова арабского языка, персидского языка, голландского языка, испанского языка, латинского языка.

При распределении слов оказалось, что в форме мужского рода - 42, женского рода найдено 30, в форме среднего рода 5, в форме множественного числа - 25 существительных. К сожалению около 50% слов, нам не удалось найти ни в словаре иностранных слов, ни в этимологическом.

Заключение

Изучив материал, изложенный в первой главе можно сделать вывод, что происхождение лексики современного русского языка прошел длительный путь становления. Как мы выяснили в первой главе нашей курсовой работы, заимствованная лексика пополняла русский язык на протяжении многих столетий и веков. Именно во времени и месте заимствования помогает разобраться этимологический словарь. Гипотетичность толкований, а тем боле - их множественность, требуют от составителя словаря, во-первых, указания авторов толкований и, во-вторых, хотя бы краткого изложения авторского аргументации, особенно если составитель оказывает предпочтение одному из нескольких толкований или предлагает новое решение.

Изучив материал второй главы можно сделать вывод, что мы решили две последние задачи курсовой работы: выделение тематической группы слов в каталогах спортивных магазинов и описание тематических групп слов заимствованной лексики.

Мы выделили десять групп заимствованной лексики. Они включают в себя в основном слова большая часть которых относится к английскому языку, древнерусскому языку, французскому языку и немецкому языку. Меньшую часть составляют слова арабского языка, персидского языка, голландского языка, испанского языка, латинского языка.

Учитывая все вышеизложенное можно сделать вывод, что в словообразовательных словарях читатель получает информацию, о месте, времени и характере заимствования, объем которой, состав, глубина и форма подачи в большей степени определяются творческим лицом автора-составителя, чем в каком-либо ином языковом словаре.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология М.«Наука», 2000 - 324 с.

2. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке М. «Дело», 2005 - 258с.

3. Баранов М. Т. Русский язык справочник для учащихся М. «Просвещение», 2005 - С.287.

4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М. «Наука», 2006 - 214 с.

5. Богданов П.Д. Обособленные члены предложения в современном русском языке М. «Дело», 2005 -215с.

6. Большой энциклопедический словарь «Языкознание». М. «Просвещение», 2005 - 214с.

7. Валгина Н. С. Современный русский язык М. «Дело», 2000 - С.278.

8. Гольман И.А., Добробабенко Д.С. Практика рекламы Новосибирск «Интербук», 2000 - 141с.

9. Дебровой Е. И. Русский язык и культуру речи. «Слово», 2002 - 379 с.

10. Дейян А. Реклама М. «Прогресс», 2001 г. - 152 с.

11. Джугенхаймер Д.У., Уайт Г.И. Основы рекламного дела Самара, 2005 - 296с.

12. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М. «Просвещение», 2005 - 234с.

13. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М. «Академия» 2000 - 144с.

14. Лекант П. А. Современный русский литературный язык «Высшая школа», 2001 - С.231

15. Лаптева О.А. Теория современного русского литературного языка. М. «Дело», 2004 - 369с.

16. Морозова Л.В. Современный русский язык. М. «Слово», 2005 - С.258.

17. Пешковский А.М. История русского языкознания. М. «Просвещение», 2003 - 358 с.

18. Розенталь Д.Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды М. «Дело», 2005 - 362с.

19. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. «Дрофа», 2005 - С.340.

20. Розенталь Д.Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды М. «Дело», 2005 - 362с.

21. Черняк В. Русский язык и культура речи. М. «Высшая школа», 2002 - С.127.

22. Саркисян О.А., Груздева О.А. Конспект рекламиста. М. «ВЛАДОС», 2003 - 366с.

23. Семенов Б.Д. Рекламный менеджмент. Минск, 2000 - 366с.

24. Симчера В.М. Практикум по статистике. М. «Финстатинформ», 2005 - 355с.

25. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. М. «Дрофа», 2005 - 348с.

26. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск «Фолиум», 2000 - 312с.

27. Першев В.К. Этимологический словарь. «Слово», 2000.

28. Гривнев А.Л. Словарь заимствованных слов. 2001.

29. Лаверов П.А. Этимологический словарь «Дрофа», 2000.

Приложение 1

Происхождение лексики современного русского языка

Самыми древними среди исконно русских слов являются индоевропеизмы - слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языковова единства

По предположениям ученых, в V-IV тысячелетиях до н. э, существовала древнейшая индоевропейская цивилизация, объединившая племена, жившие на довольно обширной территории. Тик, по исследованиям одних лингвистов, она простиралась от Волги до Енисея, другие считают, что это была балкано-дунайская, или южно-русская, локализация. Индоевропейская языковая общность дала начало европейским и некоторым азиатским языкам (например, бенгальскому, санскриту),

К индоевропейскому праязыку - основе восходят слова, обозначающие растения, животных, металлы и минералы, орудия труда, формы хозяйствования, виды родства и т. д.: дуб, лосось, гусь, полк, овца, медь, бронза, мед, мать, сын, дочь, ночь, лупа, снег, вода, новый, шить и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4