скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемность в методике преподавания иностранного языка скачать рефераты

p align="left">Перейдем к рассмотрению возможностей учащихся разрешать учащихся разрешать учебные ситуации на родном и иностранных языках. Для того, чтобы познавательно-коммуникативные потребности учащихся не приходили в конфликт с их возможностями, учебная ситуация должна моделировать такую естественную ситуацию, которую учащийся мог бы реализовывать в повседневной жизни прежде всего на родном языке. Таки образом, учебные ситуации должны отвечать следующим требованиям: соответствовать жизненному опыту и фоновым знаниям в использовании подобного рода ситуаций, которые можно выявить в ходе бесед и специальных вопросов. Помимо этого проблемные ситуации должны соответствовать способностям учащихся решать проблемы, такие способности, по мнению психологов определяются структурой интеллекта.

Выявление способностей к разрешению проблемных ситуаций на иностранном языке позволяет дифференцированно выбирать проблемные ситуации различного уровня сложности, определяемой количеством неизвестных компонентов в ее смысловом содержании, с ориентацией на такие способности.

Осложнения в момент присвоения учебных ситуаций на занятиях по иностранному языку могут быть связаны прежде всего с отсутствием у учащихся возможностей решать эти ситуации на иностранном языке, особенно на начальном этапе обучения. Здесь основным требованием будет являться соответствие уровня сложности этих ситуаций уровню языковой подготовки и иноязычным способностям данного контингента.

К языковым иноязычным способностям можно отнести - использование более сложной структуры высказывания (количество обособленных оборотов, использование фраз большей длины, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений ); к речевым - более оформленный механизм отбора слов ( меньшее количество повторов лексического и синтаксического характера, пауз хезитаций ); к смысловым - более широкий охват предмета обсуждения (количество денотатов и их предметных признаков, глубина понимания речевого сообщения).

К языковым трудностям оформления иноязычного высказывания в учебных ситуациях можно отнести: 1.дефицит грамматических структур ; 2.дефицит слов в рамках темы, подтемы ; 3.неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения ; 4.дефицит формул контактно-устанавливающего характера; 5. дефицит формул логико-смысловой организации высказывания. Необходимо выяснить, какие из перечисленных трудностей в большей мере осложняют разрешение этих ситуаций на иностранном языке , что впоследствии может их преодолеть.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что условия присвоения учебных ситуаций учащимися во многом определяются соответствием этих ситуаций потребностям и возможностям учащихся разрешать эти ситуации на родном и иностранном языках.

К умениям , необходимым учащимся для работы с проблемными и непроблемными ситуациями можно отнести: 1.умение сообщить информацию о лицах , предметах, явлениях и действиях; 2.умение запросить информацию о лицах, предметах, действиях; 3. умение побудить собеседника к совершению или не совершению действия; 4.умение выразить и аргументировать свое высказывание; 5.умение установить, продолжить, прервать контакт. Для работы с проблемными ситуациями ученики должны помимо этих умений овладеть рядом специальных умений , соотносимых с этапами решения проблемы: 1.умение видеть, находить проблемы и ставить их самостоятельно; 2. умение создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае несостоятельности первоначальной; 3. умение направлять ход решения проблемной ситуации в соответствии со своими интересами; 4. умение решить проблему в проблемной ситуации; 5.умение оценить правильность своего решения и решения собеседников.

По классификации А.С.Карпова можно выделить умения преподавателей руководить процессом разрешения проблемных и непроблемных ситуаций:

1. Умения, связанные с подготовкой ситуации: 1). определять познавательно-коммуникативные потребности и возможности учеников разрешать ситуации; 2). Разрабатывать ситуации с учетом этих потребностей и возможностей.

2. Умения, обеспечивающие процесс присвоения ситуаций учениками: 1). Выбирать ситуации из списка имеющихся, соответствующие иноязычным потребностям и возможностям каждого учащегося; 2) корректно предлагать ситуации другому ученику, если первый «не принимает» данную ситуацию.

3. Умения, нацеленные на управление процессом разрешения ситуаций: 1) следить за ходом мысли говорящих и гибко менять ход беседы, если она заходит в тупик; 2) осуществлять строгий контроль и гибкую коррекцию речи учащихся, следить за процессом самоконтроля учеников.

4. Умения, направленные на анализ собственных действий в учебном процессе или умения самоконтроля и саморегуляции: 1) вносить в случае необходимости изменения в разработанные ситуации и методику работы с ними; 2) передавать результаты своего опыта работы с ситуациями коллегам, а также перенимать их опыт.

Вывод:

Используя положение о рациональном соотношении непроблемного и проблемного типов обучения в преподавании иностранного языка, следует добавить, что удельный вес непроблемного и проблемного в обучении зависит как от возможностей учебного материала, времени обучения, так и от возрастных и индивидуальных иноязычных потребностей и возможностей конкретной группы учащихся и каждого ученика в отдельности.

Если говорить о проблемных ситуациях, то можно ожидать, что процесс присвоения проблемных ситуаций учащимися в большей мере зависит от того, насколько преподаватель иностранного языка понимает , принимает проблемный подход, а также владеет необходимыми «проблемными» умениями.

Глава II Практическая часть. Реализация принципа проблемности в упражнениях

2.1 Проблемные упражнения, на наш взгляд, имеют свои достоинства и недостатки

Достоинства:

1) самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

2) интерес к учебному труду;

3) развитие продуктивного мышления;

4) прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки:

1) недостаточный уровень языковой подготовки учащихся

2) нехватка времени на изучение той или иной темы

3) трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой

4) непривычность подобной формы работы

5) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся

6) большие затраты времени на достижение поставленных целей.

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2. Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

5. Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

Правила создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

· задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

· неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

· выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

4. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им.

Способы создания проблемной ситуации в процессе устного монологического высказывания:

Ш Привлечение в ходе языкового общения примеров из жизненных ситуаций, опыта практической деятельности;

Ш Развертывание различных ситуаций в речи для создания необходимых смысловых опор и расстановка акцентов , ориентация на восприятие слушателей

Ш Ознакомление слушателей с фактами, которые требуют объяснения, предположения, формулировки гипотез

Ш Обращение к личности слушающего, использование его познавательных, социальных, профессиональных, личностных мотивов

Ш Использование эмпатии, идентификации с чувствами и мыслями слушателей

Ш Вопросно-ответная форма построения лекции

Ш Упорядочение фактов, событий, явлений на основе их соотнесения и систематизации

Ш Принятие на себя постоянных, оперативных и ситуативных ролей слушателей, позволяющее наглядно «проиграть» процесс решения проблемы

2.2 Примеры проблемных упражнений

1. Which of these musical instruments could Louis Armstrong play?

Flute Dulcimer Drum Trumpet

Tuba Bugle Russian gusli Lute

2. Listen to the tune played by Louis Armstrong. Which instrument is he playing?

3. What animals can visitors see in London Zoo? Match the names and the pictures.

In the Zoo you can see a giraffe and an elephant. The giraffe is tall and the elephant is tall. But the giraffe is taller than the elephant. The giraffe is the tallest animal in the world.

You can see a tiger and a crocodile. They are dangerous. The tiger is more dangerous then the crocodile. The tiger is the most dangerous animal in the Zoo.

Crocodiles are long and pythons are long. But pythons are longer then crocodiles. The python is the longest animal in the zoo. You can see many beautiful birds in the zoo. You can see an ostrich and a peacock. The peacock is more beautiful than the ostrich. The peacock s the most beautiful bird in the zoo.

4. What animal is this information about?

a) The whale is the biggest animal in the world

b) The elephant is the biggest animal on the land

c) The mosquito is the most dangerous animal

d) The zebra is faster then the giraffe

e) The Goliath frog is bigger than the squirrel

f) The leopard is smaller then the chimpanzee

5. Do you believe that this information is true?

6. At the breakfast table the Bennets are talking about an interesting event. What event they are talking about?

- “ I will not sell anything”

- “Perhaps Peter will sell his old pull toy”

- “I will not pull my boots in the sale. I will repair them”

- “Next week we will have a garage sale”

- “I think I will put my old teddy bear in the garage sale”

Какие формы глаголов используются для описания действий в будущем?

7. Прочитайте сказку «Потерянный день рождения» . Напишите рядом с буквами, кто является героями сказки.

a) _______ b) ________ c) ________ d) _______

Once upon a time there lived a big father elephant with a mother elephant and their little elephant. His name was Yalmar.

One day Yalmar ran into the hills. He wanted to find what his father had forgotten.

Yalmar climed a little hill. Soon he heard the sound of crying. He didn't see anything but he said “Please, don't cry, I will help you. Who are you? I can't see you”.

“I'm a lost birthday.”, said a voice, “and I don't know who I belong to”.

“oh, dear!”, said Yalmar. “That is sad. And is there a birthday cake?”

“Of course! There are always birthday cakes on birthdays”, said the lost birthday. “This birthday cake has six candles. Someone is six today.”

“How nice to be six!” said Yalmar. “I think I'd like to be six. I'm sorry that I cant help you. I don't know who has forgotten a birthday.” Yalmar went home. When he came home he met his father.

“I remembered” his father said. “It's your birthday. You are six today”.

Yalmar was happy. He ran quickly to the little hill. “Hello!” he said. “You are my birthday. I'm six today”. “Hooray!” said lost birthday.

The lost birthday was happy. That afternoon at teatime? Yalmar had a birthday cake with six candles. “It's fun” he said. “I like to be six”.

8. Какие из этих предложний соответствуют содержанию текста, а какие нет? Напишите True или false.

1.______ Yalmar wanted to help lost birthday

2.______ The lost birthday had a birthday cake with six candles

3.______ The lost birthday knew that it was Yalmar's birthday

4.______ When Yalmar came home he found out that the lost birthday was his father's birthday

5.______ Yalmar and lost birthday were happy. At teatime they had a birthday cake with six candles.

Заключение

Итак, актуальность проблемного подхода к обучению иностранному языку определяется новыми целевыми установками современного образования, направленного как на овладение новыми знаниями аспектов языка , умениями в различных видах речевой деятельности, так и на формирование творческих способностей учащихся.

Исследования основных психолого-педагогических положений и понятий проблемного обучения в контексте личностно-деятельностного подхода послужили базой для разработки теории и практики использования проблемного подхода в методике преподавания иностранных языков, на основе учета его места и роли в общей системе традиционного обучения.

Таким образом, на современном этапе развития методической науки можно говорить не о целостном типе обучения, а лишь о реализации принципа проблемности или проблемного подхода , который является основой для интеграции различных подходов в преподавании иностранных языков.

Проблемный подход , тщательно разработанный в теории, к сожалению, подчас не находит своего применения в практике преподавания иностранных языков, в силу целого ряда причин.

Поэтому, этот метод, несмотря на эффективность, нельзя универсализировать, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных методов. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучаемым для решение посильные задачи, которые вели бы их к их собственным «открытиям».

Список использованной литературы:

1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов [Текст]/ Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - С-Пб.: Златоуст, 1999. - 472

2. Использование проблемного метода при обучении иностранному языку на примере работы над иноязычным текстом [Электронный ресурс] /Круглянова Н.Н. - Беларусь. - Режим доступа: http: // www.rushauka.com.

3. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков [Текст] / Е.В. Ковалевская . - М.: «МНПИ», 1999. - 118 с.

4. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система [Текст] / Е.В. Ковалевская . - М.: «МНПИ», 2000. - 247с.

5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В.Конышева. - Минск: Тетра система, 2004. - 175 с.

6. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В.Конышева. - Минск: Тетра система, 2007. - 352 с.

7. Кузовлев В.П. Английский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. Учреждений [Текст] / В.П.Кузовлев , Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.

8. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / : Справочное пособие / Е.А.Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 522 с.

9. Пассов Е.И. Упражнения как средства обучения [Текст]: Е.И.Пассов, Е.С.Кузнецова. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

10. Проблемность как основная составляющая обучения в сотрудничестве [Электронный ресурс] / Салтыковская Г.Н. - Пятигорск; 2005. - Режим доступа : http: //www.pn.pglu.ru

11. Психологические основы типов обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru

12. Скалкин В.Л. Ситуативные упражнения [Текст] / И.Л.Скалкин. - М.: Знание, 2004. - 100 с.

13. Соловова Е.Н. Урок иностранного языка сегодня [Текст] / Е.Н.Соловова. - М.: Знание, 2006. - 160с.

Страницы: 1, 2, 3