Лингвострановедческий подход к изучению английского языка
) обладают базой для дискуссии, общения, рассуждения, обсуждения;в) являются мощным средством для развития познавательного и филологического кругозора;г) способствуют изучению АЯ в контексте изучения культур англо-говорящих стран, а не просто прагматики бытового общения на иностранном языке;д) предотвращает формирование ложных стереотипов о странах изучаемого языка и о своей стране;е) способствует пониманию культурного многообразия;ж) ориентируют на правильное позиционирование себя и своих собеседников в рамках родной культуры и культуры изучаемого языка, с учётом факторов культурного многообразия, в основе которого лежит возраст, социальная принадлежность, индивидуальные особенности личности, а не только факт использования того или иного текста, как средства общения.Аутентичный текст как коммуникативная единицаПроблемы психолого-педагогических и лингвистических исследований текста, изучение теоретических вопросов, взглядов учёных, психологов, лингвистов на систему организации работы с текстом, его восприятии и интерпретации всегда находились в поле зрения отечественной и зарубежных методик ( М.А. Вайдсбурд, Б.В. Соколов, Т.М. Дридзе, З.Я. Тураева, В. А. Кухаренко, Ж. И. Мануэльян, А.А. Смирнов, С.И. Поварин, О. Шпербер и др.), в том числе и рядовых учителей-практиков.Сначала уясним, что следует понимать под текстом. " Под текстом понимается словесное. Устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершённого содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание".Процессуальная модель восприятия текста довольно сложная. Так, О. Шпербер и считает, что она содержит многозначительные уровни репрезентации, отработки, участвующие в понимании текста. По его мнению в переработке текста принимают участие различные системы памяти - долговременная, эпизодическая, рабочая, буферная, в том числе лексические знания, общие знания, сенсорные регистры, персептивные признаки..В аутентичных текстах каждый элемент является не только носителем информации, но также и внутреннего смысла. Обладая как лингвистическими, так и экстралингвистическими показателями, они вместе с тем обладают структурными и концептуальными категориями . ( см. схема Беспалько К.Г.).В качестве основополагающей категории текста выдвигается его концептуальность - обязательное выражение его социальной, нравственной и эстетической идеи (З.Я.Тураева). Вычленение этого концепта является в конечном счёте целью интерпретации текста. Возможность же избирательного, субъективного отношения к выбору языковых средств для выражения своего мнения позволяет говорить о такой категории текста, как модальность( В.А.Кухаренко).|
Аутентичный текст как коммуникативная единица | | Показатели | Категории | | Лингвистические | Экстралингвистические | Структурные | Концептуальные | | 1 Слово2. Словосочетание3. Фраза4. Предложение5. Фоновая ибезэквивалентная лексика)6.Грамматический компонент7.Композиция 8.Фразеологизмы, метафоры, обороты | 1.Сюжет(внешний план2.Глубинный смысл( внутренний план)3.Образы:автора,персонажей, зрительные, внутренние, словесные.4. Художественные детали5. Изобразительные детали 6. Национальные реалии | 1. Членимость2. Связность3. Проспекция4.Ретроспекция5. Системность 6. Целостность | 1. Концептуальность2.Антропоцентричность3. Информативность4 Модальность5.Локально-темпоральная соотнесённость 6.Прагматическая направленность | | | Для учителей практиков знание этих категорий важно, так как обращая своих учеников к картинам жизни, изображённых в текстах, рассматривая их как окружающую среду (природный мир, условия жизни, быт, а также мир отношений людей (социально-экономических, политических, нравственных, страноведческих и т.д) , мы вместе с тем способствуем их развитию как личностей и обогащению их коммуникативного опыта социально-нравственных взаимоотношений. Существование и самопознание человека отражается в локально-темпоральной отнесённости (Что? Где? Когда?) Весьма существенно, чтобы школьник мог разобраться во временных сдвигах, знал лексико-грамматические средства выражения этих сдвигов и их смысл, смог сделать выводы, принять какое-то решение и выразить это на иностранном языке. Справиться с этим помогают исподволь, ненавязчиво, аутентичные тексты.Большинство текстов УМК характеризуются наличием перечисленных категорий, а поэтому позволяют учителю свободно оперировать аутентичными материалами, дифференцируя при этом как сами виды речевой деятельности, так и учебные операции, делая процесс коммуникации более естественным ( см. Smart Elementary, Student's Book: ex.6b p.11- Make a conversation about a city in your country. Use ideas from the list; ex. 2d p.14 write about yourself. или Use Marek's and Vera's letters to help you и др.) Этот фактор, на мой взгляд стимулировать дальнейший рост не только учебных способностей, но также и личностных качеств обучающегося. Одновременно здесь скрыты большие воспитательные возможности для развития самостоятельности в суждениях, уважения к мнению речевых партнёров.Нацеленность на предполагаемый результат коммуникации, которая связана с общественной функцией самого текста и отражает его воздействие на читателя, обеспечивается его прагматической направленностью.( Например, текст из УМК Smart Pre-intermediate на стр. 32 упр. 3а, 3с о благотворительной помощи после проработки , освоения фоновой лексики, знакомства с социокультурными реалиями ( Live Aid Concerts) позволяет выйти за рамки текста и решать серьёзные экстралингвистические задачи- "What can we really do to help other people?"Сам анализ текста, его изобразительных, имплицитных, уточняющих, социокультурных средств, позволяет не только выделить его сильные позиции (заглавие, начало, финал) , но и оказать воздействие на чувства читателя. При этом в ход пускается весь инструментарий урока ( наглядность, схемы, вопросы, упражнения, различные задания на осмысление прочитанного).Levels of Reasoning1. KnowingDefining, recallingInstructional strategies: List Name Label Recall Identify MatchQuestion stems: When was____? Who did it? Define the word_____. What is a ___? Label the following. Identify the ___in the____ . Who is the narrator of the story?2.OrganizingArranging informationInstructional strategies: Categorize Group Classify Compare ContrastQuestion stems: What conclusion have you reached about____? Explain the main idea. Illustrate it. What do the characters have in common?What traits best describe the hero in the story? In your own words, tell____. How else might you say ___? Describe_____.What is the purpose of___? Which picture shows____? Show how__. Compare__. Tell what you think___. Is___ greater than ___? Why is it called __? Explain why ___ caused___?3. ApplyingDemonstrating prior knowledge within new situationInstructional strategies: Apply Make Show Record Construct Demonstrate IllustrateQuestion stems:What is___? What evidence is there that __? In what way might____? Give some instances which___? Which of these words___? How would you use this information to start a program yourself? Write what you have learned and how you can use this information in your life?4. AnalyzingExamining parts and relationshipsInstructional strategies: Outline Diagram Differentiate AnalyzeQuestion stems:What part of this could be real? Make believe? What would be a good title for_-? What are the functions of __? Sort the__. Categorize the ___ of___ ? What is the order of the steps in__? Compare__ to ___ How are they alike? different?Now that we have studied this, what can be concluded about_-_?5. GeneratingProducing new informationInstructional strategies: Conclude Predict Explain Elaborate InferQuestion stems: If you had been ___ what would you have done differently? How many ways can you think of to __-? What would happen if __?Predict what would be true if ___? How can you explain_-? Hypothesize what would happen if___--?6. IntegratingConnecting and combining informationInstructional strategies: Combine Summarize Design Imagine GeneralizeQuestion stems: How many ways can you think of__-? Conclude what the result would be if___? Summarize the story in your own words.Devise a plan to ___.7. EvaluatingAssessing quality reasonablenessInstructional strategies: Judge Evaluate Rate Verify Access Define criteriaQuestion stems: What would you do? Judge what would be the best way___. Evaluate whether you would ___. Should___ be permitted to ___?Why or why not? Is ___ accurate? Why do you think? Yes or no? Was it right or wrong for___? Explain. How well did___? What is the most important? Why? Which of the following? How effective was -? What could have been different? Based on your previous answer, do you think you could have_-? Tell how.Наличие эмоций форм и содержания (рефлексия), а также перцептивных признаков, в результате которых активно работают все анализаторы ( зрительный, слуховой, кинестетический, мимика, жесты, память, интеллект) позволяет ввести основную информацию текста в коммуникативный фокус. Причём коммуникативная функция в тексте связана непосредственно с его языком - только посредством языка можно увлечь читателя, заставить задуматься и осмыслить содержание текста или идеи автора. (Ex. The Golden Duck- Smart Elementary Unit 5).Как показывает опыт, присвоение содержательного плана текстов, с его последующей транспортировкой в иные условия возможна только на основе последовательной работы с текстом. Основным средством для формирования и развития речевых навыков является содержание самого текста. В качестве вспомогательных средств используются различные упражнения и приёмы.Тексты, используемые в данном УМК, способствуют также формированию и развитию компенсаторных навыков, готовят к ЕГЭ. Уже начиная с 5 класса, у учителя появляется возможность использовать задания экзаменационного типа, тренировать в заданиях на сопоставление, множественный выбор, заполнение пропусков, развивать навыки говорения. В качестве примера можно привести упражнения на развитие навыков чтения: на стр.54 УМК Smart Elementary , когда параллельно с социокультурной информацией о разных видах путешествия, учащиеся знакомятся с фоновой и безэквивалентной лексикой (географические названия, названия городов Европы), дети сопоставляют заголовки с рассказами, взятыми из газет, журналов, Интернета- в обшем, выполняют экстралингвистические задачи .Например,Match the headlines with the new stories.Listen to people from the groups talking about their trips. The questions are missing. What eight questions did the interviewer ask?Write questions and role play the interview.Вхождение в языковое и смысловое содержание текста осуществляется поэтапно:Ознакомительный: Действия по отбору, анализу содержания языкового материала, выявление темы, постановка цели. Действия по презентации, антиципации, чтению, мотивационному обеспечению.Исследовательский: Действия по осмыслению, восприятию текста Действия по перестройке речевых механизмов на процесс репродукцииРефлексивно-оценочный: Действия по смысловой переработке интерпретации, дискуссии, обсуждению, выявлению морали и т.д.)Система вхождения в языковое и смысловое содержание текстаПервый этап: Этап формирования речевых навыков.Первый уровень познавательной активностиЦели: Минимальное присвоение содержательного плана текста, формирование культуры чтения.Задачи: развитие навыков антиципации, познавательной активности, освоение новой лексики, пополнение словарного запаса, формирование и воспитание культуры чтения.Формируемые умения: умения определять значение слова с опорой на языковую и зрительную догадку; определять акустико-артикуляционным восприятием речевых и лексических единиц; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания текста; ориентироваться в грамматических структурах, несущих информацию; пользоваться словарём.Объекты контроля: перцептивные навыки(техника чтения); рецептивные лексические и грамматические навыки.Формируемые перцептивные механизмы: механизм речезрительного синтеза; сличение-узнавание; механизм догадки; механизм антиципации.Второй этап. Этап совершенствования рецептивных навыковВторой уровень познавательной активности.Цели: совершенствование навыков чтения и говорения, совершенствование лексических и грамматических навыков говорения, культуры чтения, определения смысловых вех, установление причинно-следственных связей.Задачи: совершенствование акустико-артикуляционного оформления предложений; навыков реплицирования, диалогизирования, трансформации; умений составить план, планировать высказывание, участвовать в беседе; формирование потенциального словарного запаса; развитие самостоятельности4готовности вступать в общение, поддержать разговор; учить анализировать текст.Формируемые умения: ориентироваться в композиции текста; выделять в каждой смысловой части главную и конкретную информацию; давать оценку; выбирать языковые средства для речевого оформления (в объёме сферхфразы, микромонологи, диалоги); пересказывать и воспроизводить по памяти основное содержание.Объекты контроля: навыки чтения; грамматическая и фонетическая корректность высказывания; знание лексики; умение участвовать и поддерживать беседу по тексту; монологические высказывания.Формируемые перцептивные механизмы: механизм восприятия; механизм речезрительного синтеза; механизм понимания ( на уровне содержания и связей в тексте).Третий этап : Этап развития речевых уменийТретий уровень познавательной активности.Цели: формирование, совершенствование и развитие навыков подготовленной и неподготовленной речи, дискуссии, интерпретации, ориентирование на эмоционально-дифференцированное отношение к миру, развитие творческих способностей в различных ситуациях.Задачи: совершенствование и развитие навыков говорения, обучение пересказу с опорой на план и без опоры на план; обучение анализу; логическому изложению мыслей; воспитание нравственно-этических норм поведения, культуры речи.Формируемые умения: умения анализировать, пересказывать; образно представлять и описывать лица и события; принимать участие в обсуждении4высказываться продуктивно как по содержанию, так и по форме.Объекты контроля: продуктивная речевая деятельность, сообщение, высказывание, характеристика, монологическая речь, диалогическая речь.Формируемые перцептивные механизмы: механизм понимания на уровне смысла - причинно-следственные связи.Последовательность работы с текстом|
Уровни познавательной активности | Этапы | Основные приёмы | Организационные режимы работы | | Уровень воспроизведенияУровень тренировки и практики Творческий уровень | ОзнакомлениеТренировка Применение | Организационная беседаПрезентацияНаводящие вопросыСемантизация лексикиФонетическая отработкаИнтонированиеЗакрепление лексикиОзнакомительное чтениеВыбор ключевых словРечевая подготовкаМозговая атакаЧтение с параллельным обсуждениемОбсуждениеПеревод"Палитра чувств" ( likes/dislikes; agree/disagree; doubt/ sure/don't think so/ )ТрансформацияАнализУправляемый разговорПерекрёстная дискуссияИнтерпертацияПересказМонологДиалогИнтерактив Проект | ФронтальныйИндивидуальный"учитель-класс""учитель-ученик"ФронтальныйПарныйИндивидуальныйРабота в группахИндивидуальныйПарныйИндивидуальный Работа в группах | | | Система упражнений по присвоению содержательного плана аутентичных текстов|
Упражнения 1-го уровня | Упражнения 2-го уровня | Упражнения 3-го уровня | | ПодготовительныеУсловно-академическиеРепликовыеТренировочныеПодстановочныеИмитационные Вопросно-ответные | РепродуктивныеТрансформационныеУсловно-речевыеСитуационно-речевыеКомбинированныеДискрептивные Дискутивные | ТворческиеИнтерактивныеСитуационно-речевыеДискрептивные Дискутивные | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|