скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура речи скачать рефераты

p align="left">О некоторой неопределенности и относительном характере определений тембра говорит и то, что одни из них обозначают его акустические свойства (светлый -- темный, горячий -- холодный, твердый -- мягкий), другие указывают на положение органов артикуляции (узкий -- широкий); относятся к акцентуации (тяжелый -- легкий); подчеркивают темп (спокойный -- живой). Да и не во всех случаях понятно, какую особенность тембра имеет в виду автор, давая ему определение. Например, в одном из пособий по искусству декламации рекомендуется: стихотворение Майкова «Весна» читать в золотом тоне, «По полю, полю чистому» Цыганова -- в серебряном, «Душа моя мрачна» Лермонтова -- в медном, а его «Утес» -- в бархатном тоне. Но четких разъяснений, чем один тон отличается от другого, нет.

В последнее время ученых стал интересовать язык эмоций, который особенно отличается разнообразием интонаций. Он, как считают исследователи, обладает самостоятельностью, имеет единый для всех людей акустический алфавит и даже независим от слова.

Музыковеды утверждают, что любую эмоцию (гнев, радость, боль, нежность, презрение и др.) можно выразить при пении мелодии без слов, и даже лишь одной гласной на одной ноте.

О таких возможностях интонации говорят не только музыковеды. К.С. Станиславский считал, что чувства, возникающие у человека, рождают потребность выплеснуть их наружу через звучание. Так, например, открытый, ясный, широкий ба-а... передает неожиданность, радость, бодрое приветствие, от которого сильнее и веселее бьется сердце.

Прислушайтесь сами. Ба! Вы чувствуете, как у меня внутри, & тайниках души, зародилось, забурлило гортанное б, как мои губы едва сдерживали напор звука вместе с чувством -- изнутри. Как, наконец, препятствие прорвалось и из распахнувшихся губ, наподобие объятий рук или дверей гостеприимного дома, к вам навстречу вылетел, точно хозяин, встречающий дорогого гостя, широкий, хлебосольный, пропитанный приветливым чувством звук а. Б-б -- а-а-а! Разве вы не чувствуете в этом восклицании кусочек моей собственной души, который летит к вам в сердце с радостным звуком?

А что по этом поводу пишут ученые-специалисты? Каково их мнение? Они подтверждают, что характер звука зависит от физического состояния человека, испытывающего ту или иную эмоцию, и состояния органов речи.

Эмоциональная речь в большей степени воздействует на слушателя, чем речь бесстрастная. Педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888-1939), делясь опытом воспитания подростков, сказал:

Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса, И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно.

Задание 186. Скажите, как зависит интонация речи от состояния говорящего (крайнее возбуждение, восторг, апатия, испуг, равнодушие, радость, безразличие,

покой, взволнованность, гнев)? Влияет ли характер интонации на адресата? Как? При каких ситуациях?

Задание 187. Понаблюдайте за речью людей, когда они чем-то расстроены, на что-то негодуют, чему-то радуются, отчего-то пришли в восторг. Определите, как эмоциональное состояние человека отражается в его речи.

Задание 188. Продолжите ряд определений, характеризующих тон голоса: крикливый, пронзительный, резкий...

Задание 189. Сгруппируйте глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие особенности звучащей речи они указывают. Дополните каждую группу новыми словами.

Чеканить слова, рубить слова, мямлить, канючить, захлебываться словами, рапортовать, растягивать слова, завораживать словами, усыплять своим разговором, сюсюкать; однотонная речь, прерывистая речь, взволнованная, крикливая, размеренная, невнятная, отчетливая, затрудненная, спокойная, плавная, певучая, мягкая, странная, теплая, пламенная, захватывающая, тихая, громкая, сухая, высокопарная; говорить тихо, громко, быстро, медленно, спокойно, вежливо, грубо, решительно, с жаром, с трудом, с увлечением, с гордостью, любезно, откровенно, охотно, задушевно, приветливо, пламенно, эмоционально, живо, восторженно, гневно, зло, вызывающе, миролюбиво.

Задание 190. Прочитайте выразительно вслух несколько раз, изменяя темп и силу голоса, текст З.В. Совковой «Скакалка»:

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем,

чтобы

Звук держать оно могло

бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не поводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки.

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два!

Раз-два!

Раз-два!

Раз!

Можно

прыгать

целый час!

Задание 191. Прочитайте выразительно вслух отрывки из «Полтавы» Пушкина и «Гренады» Светлова. Скажите, чем отличается интонация при чтении этих текстов?

1.Швед, русский -- колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

2.Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «яблочко» песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая --

Степной малахит.

8.4 Типы интонации

Когда с вами говорят, как вы узнаете, что вас о чем-то спрашивают и следует ответить? Не задумывались над этим? Ведь все, кажется, очень просто. А просто ли? Давайте разберемся.

Представьте; вам передали записку, В ней написано: Мы пойдем завтра на речку, но никакого знака препинания в конце предложения нет. Как в таком случае понять, то ли приглашают, то ли спрашивают? Если спрашивают, то о чем? О том, кто пойдет или куда пойдет, а может быть, когда пойдет? Но если написавший произнесет это предложение вслух, по интонации сразу понятно, повествует он или спрашивает, И о чем спрашивает. Отсюда можно заключить, что в языке существуют определенные типы интонации. И удивительно то, что ни до школы, ни в школе интонации специально не обучают, а все мы, говорящие по-русски, умеем пользоваться ею. Знание интонации для говорящего можно считать врожденным навыком.

Понятно, конечно, что лингвисты, которые занимаются фонетикой, исследуют интонацию, особенно ее синтаксическую функцию. В этом и мы должны будем разобраться, т. е. понять, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении повествовательных и вопросительных предложений. Но, прежде чем говорить об этом, необходимо сделать несколько уточнений.

Повествовательные и вопросительные предложения сами по себе могут иметь различную интонацию. Все зависит от того, что они выражают: удивление, неуверенность, предположительность, несогласие или то, что говорящий просто не понял и переспрашивает. Это свидетельствует о разнообразии и богатстве русской интонации, но соответственно к усложняет ее изучение.

Задание 192. Произнесите предложения со всеми возможными интонациями.

1. Мы поедем завтра в зоопарк. 2. Я не люблю, когда жарко. 3. Ты хочешь знать мое мнение. 4. Как хороши, как свежи были розы. 5. И что ты по этому поводу думаешь. 6. Все давно ушли.

8.5 Пауза, ее типы

Московский художественный академический театр. Одно название приводит в трепет каждого, кто хоть раз побывал в нем. Знаменитый занавес с изображением парящей в воздухе чайки. В зале, в фойе никаких золотых росписей, украшений, никакого бархата, сверкающих хрусталем люстр. Здесь главное -- игра актера, его звучащий голос, несущий мысли, чаяния, надежды, богатство человеческой души зрителям. Девиз театра -- жизненная правда.

Теперь хорошо было бы сделать музыкальную паузу,

Но в учебнике это невозможно.

Можно только поговорить... о паузах.

Вы спросите: «О чем тут говорить? Чем могут заинтересовать паузы? Надо замолчать -- вот и все». Так и не совсем так.

Действительно, пауза (лат. pausa, от греч. pausis -- «прекращение, остановка») -- временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть -- паузология. Первый паузолог США проф. О'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50 процентов времени.

Не случайно, говоря об открытии МХАТа, о первом спектакле, о том, как играли актеры и как приняли их зрители, Немирович-Данченко пишет и о... паузах: паузы не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона. Значит, паузы передают настроение говорящего, его эмоции, способствуют раскрытию его характера. Но паузы -- все же не слова. Они -- только намеки, полутона. О значении пауз надо догадываться, надо уметь понять, уловить их смысл.

Тонкий знаток сценического искусства, прекрасно знающий возможности живого, устного слова с его разнообразием интонаций и пауз, Немирович-Данченко понимал, что паузы бывают разные. Он писал: паузы не пустые, а заполненные.

Что же имел в виду Владимир Иванович, противопоставив пустые паузы заполненным? Какие паузы он считал пустыми? В письме К.С. Станиславскому читаем: «Прежде всего -- роль знать, как «Отче наш», и выработать беглую речь, не испещренную паузами, беглую и легкую. Чтобы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения». Вот, оказывается, в чем причина появления пустых пауз в сценической речи. Это -- плохое знание текста роли, когда актер постоянно думает о том, что дальше следует говорить.

Пустые паузы встречаются не только на сцене, но и в обыденной обстановке. Не выучил ученик урок, а его вызвали отвечать. Стоит он у доски и мается. Скажет несколько слов и,., пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

Кто-нибудь может возразить: «Но ведь человек, когда говорит, должен думать, что и как сказать. Для этого необходимо время, вот он и делает паузы. Разве это плохо?»

Конечно, нет! С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, т. е. паузы обдумывания, размышления, Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать, лучше сформулировать так, правильнее будет..., нет, не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Однако больший интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь.

Экспрессивно-эмоциональной можно назвать и паузу -- реакцию на исполнение произведения искусства, Это может быть спектакль, пение, художественное чтение, балет, игра оркестра, выступление музыканта. Такая пауза выражает эмоцию не одного человека, а многих зрителей, слушателей и свидетельствует о высшей степени их увлеченности. Такая пауза -- самая высокая награда исполнителям, мастерам сцены.

Есть и другие разновидности пауз, Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед заучиванием теста или его произнесением вслух навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, т. е. в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков складываются фразы. Вот как, например, можно разделить на речевые такты стихотворение М.Ю. Лермонтова:

Прощай, немытая Россия/

Страна рабов/

страна господ/

И вы/

мундиры голубые/

И ты/

им преданный народ/

Быть может, за стеной Кавказа/

Укроюсь от твоих пашей/

От их всевидящего глаза/

От их всеслышащих ушей/

Когда стихотворение произносится, то каждый речевой такт отделяется от предыдущего паузой, которая называется интонационно-логической.

Логическая пауза может быть коварной волшебницей. От нее иногда зависит судьба и сама жизнь человека. Вынесли приговор: Казнить нельзя помиловать. Как поступить его исполнителям? Если прочитать Казнить/ нельзя помиловать, то осужденный прощается с жизнью. Если же прочитать Казнить нельзя/ помиловать, то жизнь ему сохраняется. Пример этот широко известен. Он приводится в различных учебных пособиях.

Задание 193. Определите, как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит знак (//).

А ларчик // просто открывался.

А ларчик просто // открывался.

В первом случае подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения. Во втором варианте главное -- ларчик вовсе не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.

Задание 194. В каком случае пауза делает предложение нелепым?

От радости в зобу // дыханье сперло.

От радости // в зобу дыханье сперло.

Конечно, нелепо первое предложение, так как не радость находится в зобу, а дыханье в нем сперло.

Задание 195. Разбейте данные ниже предложения на речевые такты и определите, как при этом изменяется их смысл.

Например: Чужим // телефоном пользоваться запрещается. Чужим телефоном // пользоваться запрещается.

1. Недавно приехавший доктор выступил в печати. 2. В городе недавно заработанные деньги таяли. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Колесников. 4. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 5. На остановке стояли мужчины и женщины с детьми.

В теории публичной речи, кроме интонационно-логической, выделяют еще психологическую паузу.

В исследованиях ученых немало внимания уделяется интонационно-синтаксическим паузам, которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза -- на месте запятой, а самой длинной требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.

Есть еще одна разновидность пауз. Встречается она при чтении стихотворений. Связано это с явлением, которое стиховеды называют переносом. Перенос (франц. enjambement, от enjamber -- «перешагнуть, перескочить») -- несовпадение интонационно-фразового членения в стихе с метрическим членением.

Разберем это на примере строчек из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:

Его терзал какой-то сон.

Прошла неделя, месяц -- он

К себе домой не возвращался.

Его пустынный уголок

Отдал внаймы, как вышел срок,

Хозяин бедному поэту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28