скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность скачать рефераты

p align="left">Необходимо обратить внимание на такой принцип хорошего слушания: «Не давайте оценок, не давайте советов». Психологи утверждают, что оценки и советы, даже когда они делаются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания, а это оказывает давление на человека, что в свою очередь может помешать эффективному обсуждению проблемы.

Чтобы избежать конфликта, нужно постараться понять позицию партнера. Иногда, расстроившись из-за неудачного общения, мы восклицаем: «Я от него этого не ожидал!» Но взгляните на поведение партнера его глазами: с его точки зрение его поведение логично и порядочно. Умение взглянуть на ситуацию чужими глазами называется децентрацией.

1.5 Невербальные средства общения

В процессе коммуникации человек использует вербальные (языковые) и невербальные, или кинетические средства общения (от греч. kinesis - «движение»): выражение лица, мимику, жесты, позы. Чтобы лучше понять собеседника, нужно знать: 1) на что обратить внимание; 2) что это может означать; 3) что из этого следует.

Вывод надо делать на основе комплексного наблюдения за внешним видом партнера и его поведением, потому что анализ отдельно взятого сигнала может привести к ошибке, поскольку он (этот сигнал) может оказаться случайным.

Прежде всего, осанка, которая зависит от рода его занятий и внутреннего состояния, может нам помочь понять, какой человек перед нами: уверенный в себе, самодовольный(осанка прямая, гордая) или, наоборот, растерянный, подавленный, неуверенный (осанка сутуловатая).О многом говорит и поза. Человек, чувствуя свою зависимость, неуверенность старается занять как можно меньше места в пространстве: сутулится, сидится на краешек стула, старается втягивать голову в плечи. Совсем не такая поза у того, кто чувствует себя хозяином положения. По походке, которую Бальзак назвал «физиономией тела», можно судить о характере человека: спокойном или порывистом, самолюбивом или застенчивом. Некоторые специалисты утверждают, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Те, кто обычно держат руки в карманах, скорее всего, повышено, критичны и скрытны. Им, как правило, нравится подавлять других людей. Те, кто находятся в угнетенном состоянии, тоже часто ходят руки в карманы, но при этом они волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут (рис.1,2,3 приложение).

Жесты также весьма информативны. При эмоциональном возбуждении, смущении или беспокойстве у любого человека жесты иные, чем в спокойном состоянии. Развязные жесты не свидетельствуют о большой культуре. Но в отдельных случаях они могут быть вызваны смущением. Скупые жесты наблюдаются у спокойных, уравновешенных людей. К такой жестикуляции обязывает и солидная должность. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем. Языку жестов присуща национальная специфика. Это обусловлено культурой и традициями народов, у которых, с одной стороны, могут отсутствовать определенные символы, с другой же - интерпретация их может отличаться от принятой у других народов. Об этом следует помнить и учитывать этот фактор при общении с представителями иных культур.

В зависимости от назначения, выделяется следующие типы жестов.

* Жесты-символы. К ним относится, например, достаточно распространенный сегодня и популярный символ «ОК», означающий «все хорошо», «все в порядке». Однако этот жест нельзя считать общепринятым, потому что во Франции, например, он означает ноль, а в Японии - деньги.

* Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного, подчеркивания ключевых моментов: например, «такой огромный!».

* Жесты-регуляторы: «встаньте», «идите сюда»; медленные кивки в ходе беседы показывают заинтересованность; немного приподнятый указательный палец - стремление прервать на данном месте партнера, возразить и т.д.

* Жесты-адапторы, сопровождающие выражение наших чувств и эмоций: если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных случаях - почесывать затылок.

Некоторые специалисты считают возможным выделять и другие типы жестов, например, ритмические (подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз); изобразительные (используются, когда не хватает слов, чтобы полностью передать представление, или необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателей дополнительно и наглядно); символические (символизирующие отношение к лицу или предмету - характерны для ряда типовых ситуаций).

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, могут даже обидеть или оскорбить партнера. Не все жесты производят благоприятное впечатление. Поэтому каждый жест должен быть не только хорошо продуман, но и уместен. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Рукопожатия тоже могут многое сказать о человеке. Лидер по натуре подает для приветствия руку ладонью вниз, а неуверенный в себе человек - ладонью вверх.

«Типично американский тип рукопожатия - «рукопожатие политика» - взять руку собеседника правой и накрыть сверху левой рукой. Другая форма - пожимая руку правой, похлопывать по плечу левой рукой. Этот прием еще более или менее допустим между двумя близкими друзьями, большинство же остальных людей чувствует себя при этом крайне неудобно…».

Среди наиболее характерных жестов можно рассмотреть жесты открытости и закрытости.

К первым относится жест, когда руки развернуты навстречу собеседнику руки (рис. 2.1 приложение). Другой характерный жест этой категории - расстегнутый пиджак (куртка, пальто), который символизирует открытость и доверие к собеседнику.(рис. 2.2 приложение)

К жестам закрытости относятся скрещенные на груди руки. Этот жест оказывает одновременно сильное влияние на окружающих. Если Вы хотите узнать, принял ли Ваш собеседник защитную позу или просто удобно расположился, посмотрите на его кисти: разведены пальцы или крепко сжаты (рис. 3 приложение).

Положение рук у лица. Если голова наклонена в сторону, а кулак при этом подпирает щеку - это свидетельствует о заинтересованности. Если партнер к тому же оценивает информацию, его вытянутый указательный палец будет упираться в висок(рис.4.1 приложение). Если при этом большой палец поддерживает подбородок - партнер негативно относится к вашей информации, а может быть, и к вам (рис.4.2 приложение). Прямое, с небольшим наклоном вперед положение головы и взгляд исподлобья свидетельствует о некоторой агрессивности. Рука у рта - жест, который означает, что человек или смущен (рис. 5.1 приложение), или выражает недоверие к информации (рис. 5.2 приложение). Юристы утверждают, что этот жест передает эмоции, варьирующиеся от сомнения в себе до явной лжи. В момент принятия решения некоторые люди почесывают переносицу или подбородок (жест размышления): «Хорошо, дайте мне подумать», захватывают нос в щепоть - этот жест при одновременно закрытых глазах говорит о большой сосредоточенности (рис.6 приложение).

Выражение лица (глаза, брови, губы) является главным показателем чувств говорящего, отражает состояние человека, и по нему можно судить об отношении собеседника к Вам: оно может быть приветливым или отчужденным, признательным или недовольным и т.д.

Немаловажную роль в общении коммуникантов играет взгляд: хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает адресата; пристальный, бесцеремонный - тревожит; иронический, надменный - оскорбляет.

Мимика позволяет нам лучше понять партнера, разобраться в том, какие чувства он испытывает. И в первую очередь нужно обратить внимание на глаза собеседника. Недаром говорят, что «глаза - зеркало души». Если при желании можно научиться управлять мышцами лица, контролировать его выражение, то движения зрачка такому контролю не подлежат. Суженный или расширенный зрачок передает информацию о сильных эмоциях, как бы человек ни хотел это скрыть. Этим знанием успешно пользовались и пользуются люди, которым надо распознать эмоции собеседника, чтобы понять, как повлиять на него. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, они внимательно смотрели в глаза покупателю, зная, что при восторге, радости зрачки увеличиваются в четыре раза, а при раздражении, недовольстве, гневе - значительно суживаются. Или, например, некоторые опыты показали, что даже опытные карточные шулеры не в силах победить партнера, который во время игры не снимает темные очки. Говоря неправду, человек может прекрасно владеть собой и постараться скрыть это от собеседника, но его выдадут глаза. Поэтому, произнося ложь, человек старается отвести взор. При этом ребенок, сказавший неправду, сразу прикроет рок руками, подросток точно так же, как ребенок, прикроет рот, только пальцы слегка обведут линию губ, взрослый же прикоснется пальцем к носу (рис.7 приложение). Если же Ваш собеседник так уверен в себе, что врет Вам «в глаза», не отводя взора, уловив неправду, доброжелательно

(с легким наклоном корпуса, с улыбкой) попросите его повторить сказанное. Как правило, второй раз столь же уверенно солгать не получается.

2. Чистота как коммуникативное качество культуры речи

В области лексики взаимоотношения системы языка и нормы значительно сложнее, поскольку содержательный план здесь господствует над планом выражения. Возникает проблема правильности как проблема смысловой точности и стилистической уместности слова в высказывании при употреблении синонимов, паронимов, фразеологических оборотов и т.п. В связи с этим трудно говорить именно о норме относительно выбора слов и их значений, т.к. норма обычно предписывает то или иное решение как единственно правильное. А выбор слова и его значения, как правило, не предписывает жестко и категорично и зависит от решения, которое осознанно примет говорящий или пишущий. Этот выбор регулируется обычно не нормой, а целесообразностью - принципом, который действует достаточно мягко и вместе с тем требовательно, удовлетворяя нужды речевого общения.

В то же время лексическая норма существует как инструмент соблюдения чистоты литературного языка.

Многие исследователи выделяют чистоту как особое качество речи. Но по своей сути чистота - это одно из проявлений правильности, которое сказывается в соблюдении лексических норм, ибо чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах, но проявляется, как правило, на речевом уровне.

Чистота - это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается самым заметным для слушателей. Интересно то, что "засоренность" речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает этого требования.

Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение, поскольку употребление тех или иных "нечистых", "грязных" средств вызывает этическую и эстетическую "брезгливость" и неприятие, а это отражается на коммуникативных отношениях - нарушается (не возникает) взаиморасположенность партнеров друг к другу, следовательно - страдает общение в целом.

2.1 Нарушение частоты речи

Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и канцеляризмов, а диалектизмы в последнее время редко встречаются в речи горожан.

Все эти группы лексики объединяет то, что в качестве нарушителей "чистоты" они обычно являются инородными, иностилевыми включениями в речь. Другими словами, для того, чтобы они расценивались как своеобразные "пятна", нужно, чтобы "основная ткань" текста была "чистой", т.е. чтобы в основе речи лежал русский литературный язык со стилистически нейтральной лексикой. В противном случае - если вся речь состоит преимущественно из жаргонизмов - она целиком будет находиться за пределами русского литературного языка. Для оценки допустимости или недопустимости использования жаргонизмов, варваризмов и др. уже названных групп лексики важно определить цель, с которой они включены в речь, и уже с этих позиций анализировать, является ли каждый из названных способов нарушения чистоты речи ошибкой или нет. Функции использования этих групп лексики настолько различны, что лингвисты порой существенно расходятся в оценке их роли в языке и в речи. Рассмотрим основные группы лексики, способные засорить речь.

А) Слова-паразиты

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые еще называют "навязчивыми словами", словами-пустышками и т.п.

Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью. Словами-паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы и др. Словами-паразитами их делает употребление "не к месту" в любой части фразы, тем более их неоднократное (часто даже в пределах одного предложения) повторение.

Употребление слов-паразитов, за исключением передразнивания или пародирования, всегда оценивается слушателями негативно, поскольку словами-пустышками прикрывается либо содержательная пустота, либо трудности с подбором слов. Поэтому слова-паразиты, несмотря на их общеупотребительные омонимы, находятся за пределами норм литературного языка и свидетельствуют о низкой культуре говорящих в целом (не только речевой).

Б) Просторечия

Основным пластом русского литературного языка являются слова общеупотребительные, межстилевые. На фоне этой стилистически нейтральной лексики резко выделяется лексика с пониженной стилистической окраской - просторечия.

К русской просторечной лексике принадлежат резко сниженные слова, которые находятся за пределами литературной нормы. Среди них могут быть формы, содержащие положительную оценку называемых понятий ("работяга", "башковитый" и др.), но гораздо больше форм, характеризующихся упрощённостью, грубоватостью и служащих обычно для выражения резких отрицательных оценок говорящего к обозначаемым понятиям, например: "обалдеть" (утомиться), "облапошить" (обмануть), "муторный" (неприятный), "замызганный" (грязный), "у чёрта на куличках", "ни кожи ни рожи" и др.

Грубым нарушением литературных норм являются также просторечные грамматические формы слов, например: "убечь", "лектора", "торта", просторечное произношение общеупотребительных слов: "средства", "портфель", "секлетарь" и др.

Оценить использование просторечия обоснованно можно только на основе критерия функциональной оправданности, целесообразности, который является основным для культуры речи.

С этих позиций просторечие как свидетельство недостаточного знания норм русского литературного языка, вероятно, необходимо оценивать как свидетельство низкой культуры речи. В этом плане люди употребляют, не догадываясь порой о более "грамотных" вариантах, такие выражения: "мне без разницы", "я без понятия" вместо "я не знаю", "мне все равно", "обговорить" вместо "обсудить", "обратно" в значении "опять" и т.д. Причем просторечие может проникать за рамки разговорно-бытовой сферы, например, в официально-деловую: подвижки, наработки, проживать (по адресу). Таким образом, просторечие обычно используется в речи малообразованных слоев городского населения и придает ей неправильный и грубоватый характер.

Просторечные слова располагаются по оценочной шкале с такими основными координатами: книжное - просторечное - бранное. Если бранные слова стоят на границе и часто за границей литературного языка, то просторечные слова не теряют статуса литературных, но в книжный пласт лексики им доступ закрыт. Особенно ярко это проявляется в том, что в просторечии нет такой основополагающей черты литературного языка, как функциональная дифференциация. И поэтому, когда носитель просторечия должен общаться не в обыденной, а, например, в официальной деловой обстановке, его низкий уровень владения литературным языком проявляется особенно ярко.

Если же человек использует просторечия как стилистически отмеченные, умея заменить их литературными синонимами, - в этом случае действуют уже не лексические, а коммуникативные нормы, по которым оправданность или неоправданность использования такого или иного языкового средства оценивается в плане соответствия ситуации, стилю, уровню и речевым вкусам участников общения. И только на основании этого (если это средство выразительное) оценивается удачность или неудачность использования этого средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4