скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность скачать рефераты

Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ (ИФ ГОУ ВПО «РГТЭУ»)

Кафедра Финансов, кредита и мировой экономики.

Учебная дисциплина: Русский язык и культура речи.

ТЕМА

Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность

Отчет по самостоятельной работе

Автор:

студент (ка) Киселева Кристина Эдуардовна

(фамилия, имя, отчество)

1 курса Очной формы обучения

по специальности 080105 Финансы и кредит

(код, наименование специальности)

Руководитель:

Данилов А.А, к.п. н доцент

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Иваново 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Коммуникативный аспект культуры речи

1.1 Язык как средство общения

1.2 Структура речевого общения

1.3 Условия успешного взаимодействия

1.4 Причины коммуникативных неудач

1.5 Невербальные средства общения

2. Чистота как коммуникативное качество культуры речи

2.1 Нарушение чистоты речи

3. Выразительность как коммуникативное качество культуры речи

3.1 Основные условия выразительности речи человека

3.2 Выразительно-изобразительные средства языка

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Зачем нужна культура речи? В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Язык со временем становился все более развитым и обширным в литературе, а значит культурнее. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач). В нашем обществе существует такая проблема, как неправильное общение между людьми (нет взаимопонимания). Она возникает от того, что человек не возлагает на себя существующее культурное общение. Чтобы исправить эту ситуацию человеку необходимо проникновенно изучить культуру речи. Поняв культуру речи, человек становится более общительным, открытым и предприимчивым в своих дальнейших задачах. В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка, т.к. он дает правильное продвижение в общении между людьми. Во-вторых, новое познание для самого себя (для своего внутреннего мира). В-третьих, помогает продуктивнее решать жизненные ситуации. Такой предмет как культура речи помогает людям быть общительнее, более правильными в своих поступках, действиях, речи. Культура речи включает в себя несколько аспектов: нормативный, коммуникативный и этический. В своей работе я бы хотела остановиться подробнее на коммуникативном аспекте культуры речи, чистоте и выразительности как коммуникативные качества речи. Задачею данной работы, на мой взгляд, является раскрыть: для чего же нужен коммуникативный аспект культуры речи, а так же чистота и выразительность речи.

1. Коммуникативный аспект культуры речи

Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

Коммуникативный аспект считается одним из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи, носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Одно из значений слова "коммуникация" - сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц, общение. Поскольку в акте общения принимают участие адресант (создатель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал её, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.

Общение - это «…процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». Человек является по своей природе существом социальным и не может жить без общения, без связей с другими людьми. Почему? Во-первых, потому что ему присуща потребность принадлежать общности себе подобных. Мы боимся одиночества. Одинокий человек чувствует себя беззащитным, никому не нужным, он теряет интерес к жизни, становится пассивным и угрюмым. Отсюда потребность в семье, в друзьях, единомышленниках. Во-вторых, только в процессе общения человек формируется как личность, развивается интеллектуально, реализует свои возможности и способности. Общеизвестны случаи, когда дети, лишенные возможности общаться с людьми, попадая в среду обитания животных, утрачивали человеческий обликв прямом и переносном смысле: внешне начинали походить на представителей животного мира (волков, собак), копировали их повадки, а, кроме того, не только переставали развиваться как представители вида homo sapiens - «человек разумный», но и деградировали. Общение развивает и эмоциональную сферу личности: расширяет кругозор, способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления. Оно оказывает влияние на развитие волевых качеств человека: формирует настойчивость или пассивность в достижении поставленных целей, собранность или недисциплинированность, решительность или слабохарактерность, что зависит от конкретных ситуаций и от круга лиц, с которым человек общается. Реализовать все эти качества можно, только общаясь с другими людьми в процессе совместной трудовой деятельности. В таком случае мы говорим о самореализации личности. В-третьих, человек всегда стремится к тому, чтобы его оценили по достоинству, чтобы его уважали. Это немаловажная человеческая потребность, т.к. она вызывает определенные эмоции, которые, в свою очередь, помогают или мешают ему совершенствоваться. Чем лучше отношения с окружающими, тем радостнее жить и реализовывать свои планы и стремления. Потребность в положительных эмоциях - одна из важнейших потребностей человека. Отрицательные эмоции угнетают его, под их влиянием ухудшается даже физическое состояние человека (известно, например, что качество крови ухудшается, все органы работают хуже, эмоциональный настрой в случае болезни может помочь человеку выздороветь). Положительные же эмоции заряжают организм энергией, дают хорошее самочувствие. Следовательно, от того, насколько комфортно и эффективно общение, будет зависеть и конечный результат: что удалось, что не удалось, почему не достигли желаемого? Дружелюбный, ровный, бесконфликтный характер повседневного общения может облегчить нашу жизнь, улучшить настроение, самооценку и отношение к окружающим. Поэтому правомерно, на наш взгляд, утверждение, что умение общаться - это умение жить.

1.1 Язык как средство общения

Необходимость общения - это истоки языка, а сам языкстановится средством общения. Язык консолидирует людей, делает возможной их совместную деятельность. С наибольшей полнотой это показано в сюжете о Вавилонской башне: люди перестали понимать друг друга - и строительство было прекращено. Можно говорить, что язык дает возможность формировать некое коллективное «Я». Именно благодаря этому человек становится преимущественно не биологическим, а социальным существом. Соблюдение речевых норм, правильность речи - основное требование речевого взаимодействия. Коммуникативный аспект культуры речи представляет собой высшую степень владения языком. Языковое мастерство, умение правильно выстроить речь в соответствии с замыслом, умение пользоваться богатством и разнообразием языковых средств, образность и выразительность речи - все это позволит успешно применять речевые тактики и стратегии в общении. Посредством языка можно по-разному воздействовать на собеседника. Можно открыто формулировать свою позицию и требовать определенных действий и поступков. Такой стиль поведения может преследовать вполне благородные цели, но всегда ли приведет к желаемому результату? Нужно только помнить, что язык располагает огромным количеством средств выражения, и только от Вас зависит, каким Вы отдадите предпочтение.

1. На примерах из области повседневной коммуникации можно сделать вывод, что выбор слов и выражений определенным образом воздействует на собеседника и обуславливает то или иное представление, получаемое реципиентом.

А: Уже прошла половина отпуска.

В: Еще осталась половина отпуска.

Приведенный пример показывает, что два выражения воспринимаются по-разному: первое - с пессимизмом, второе -соптимизмом.

2.Выбор синонимичного выражения может свидетельствовать об отношении говорящего к человеку или событию. Адресант может передать сообщение с помощью нескольких различных выражений. Например, выражение «Он опоздал» может быть передано мягче и менее категорично конструкциями «Он пришел поздно» и «Он не пришел вовремя». Мы уже отмечали, что русский язык богат синонимами, которые могут выражать самые разные оттенки чувств и эмоций. И это тоже становится немаловажным фактором в общении. Сравните следующие пары синонимов, явно демонстрирующие нейтральное или положительное, с одной стороны, и отрицательное, с другой, отношение говорящего к описываемому объекту:

Бережливый - скряга; Традиционный - старомодный;

Экстраверт - развязный; Осмотрительный - трусливый;

Прогрессивный - радикальный; Информация - пропаганда;

Эксцентричный - помешанный; Невысокий - коротышка.

Мы видим, что говорящий в зависимости от того, какое выбрано наименование, предлагает различное отношение к предмету речи и подчеркивает его различные аспекты и характеристики.

3. Нужно очень внимательно относиться к выбору языковых средств, потому что, например, доказано, что нет ничего более деструктивного и разрушительного для психики человека, как закрепление в сознании отрицательных моделей: они формируют представление не о том, каким ты должен быть, а каковым ты не являешься. Если человек (родители, начальник) постоянно критикует другого (ребенка, подчиненного), формулируя свои мысли при помощи негативных конструкций («Ты не убрал…», «ты не выучил…», «ты не можешь…», «Вы не выполнили…», «Вы опоздали…»), то у реципиента возникают предпосылки к формированию устойчивого представления о себе как о неудачнике, необязательном человеке.

4.Выбор грамматической формы тоже может быть неоднозначным. «Я объявляю Вам выговор» и «Я вынужден объявить Вам выговор». Здесь выбор активной или пассивной конструкции не только оказывает воздействие на восприятие причинно-следственных отношений, но и приводит к переосмыслению ситуации в целом.

5. В контексте данных рассуждений можно говорить еще о таких особенностях речевых конструкций, как статичное высказывание: «Леонид - нервный юноша», «Какой ты зануда», «Вы можете всегда на нас рассчитывать» - подобные утверждения ведут к ошибочному допущению, что люди постоянны и неизменны. Более конкретное описание ситуации позволяет отчасти уменьшить последствия ошибок такого рода для процесса общения. Например, вместо определения Леонида как нервного человека, было бы более верным определить ситуации, в которых проявляется это качество, например: «Когда Леонид рассказывает об этом, он нервничает». Важно, что при этом самому говорящему, становятся более понятны причины трудностей в общении.

6.Наблюдения и оценки. Еще одна особенность использования языка, часто рождающая проблемы в речевом общении, связана со смешением в высказывании фактов (реально наблюдаемых в действительности) и оценок (выводов, заключений, к которым мы приходим). Фразы «Он сделал орфографическую ошибку» и «Он сделал абсолютную глупость» грамматически построены одинаково, однако первая фраза является фактом, а вторая - нашей оценкой. Споры и конфликты часто возникают из-за того, что участники свои предположения или мнения представляют как факты. Вместо того чтобы приписывать собеседнику какие-то мысли, чувства, настроения, надо постараться выделить те его слова или действия, которые послужили основой для вашей интерпретации. В профессиональной же деятельности, особенно в судебной практике, такие ошибки недопустимы: четкому отделению фактуальных суждений от умозаключений придается очень большое значение, поскольку подмена фактов мнениями может иметь серьезные последствия. «В повседневном общении невозможно, да и не нужно, полностью отказываться от ненаблюдаемых заключений. Тем не менее, для успешной коммуникации необходимо использовать язык более точно и быть более проницательным, когда мы слушаем других уметь видеть различие между фактуальными утверждениями и выводами, основанными на мнении; видеть разницу между утверждениями, в которых оценки включаются в результаты наблюдений, и высказываниями, в которых они разделены ». Мы убедились в том, что выбор языкового средства воздействует на понимание получателя и вызывает соответствующую реакцию. Поэтому некоторые специалисты имеют основание говорить о языке как «инструменте социальной власти», имея в виду, что каждый, кто оказывается в состоянии воздействовать на кого-либо, осуществляет власть. Но эту власть можно употребить во благо, чтобы не провоцировать конфликтов, а можно и вовред человеку, с которым Вы общаетесь. Если такое воздействие производится помимо воли адресата, приносит адресанту односторонние преимущества, тогда оно превращается в манипулирование, или скрытое управление. Манипуляции с языком широко используются в нашей повседневной жизни, начиная с рекламы и заканчивая политической пропагандой и агитацией. Но только ли при помощи языка общается человек? Кроме языковых (вербальных) средств общения, человек использует неязыковые сигналы: интонацию, темп, силу голоса; мимику, жесты; позы, телодвижения, - это невербальные средства общения. Они усваиваются носителями языка с детства, естественным образом, часть из них имеет сугубо национальный характер, другие же - интернациональны. Вербальные и невербальные средства общения представляют собой естественную знаковую систему. Существуют еще и специально разработанные людьми знаковые системы, которые придуманы или созданы в связи с возникающей жизненной необходимостью и которые служат для более удобной передачи информации. Так, например, появление машин и быстрое увеличение их числа привело к необходимости упорядочения автодвижения на дорогах, чтоповлекло за собой создание системы уличной разметки, использование световых сигналов светофора, появление знаков

дорожного движения. К искусственной знаковой системе можно отнести и форменные знаки различия военнослужащих, системы символической записи в музыке, математике, физике и т.д. Подобные знаковые системы принято называть искусственными. Невербальные средства общения в большинстве случаев только сопровождают звучащую речь и могут передавать ограниченные по своему содержанию типы информации. Всю же полноту информации, любые оттенки чувств и эмоций мы можем передать, лишь используя язык. Это свойство языка называется универсальным.

1.2 Структура речевого общения

Грамотное и рациональное использование языковых средств, безусловно, является необходимым, но не единственным фактором успешного общения. Поэтому специалисты обращают внимание на другие элементы структуры речевого общения, без учета которых невозможно достичь поставленной цели коммуникации. Значимыми единицами общения являются: речевая ситуация, речевое событие и речевое взаимодействие. Уместность и эффективность употребления тех или иных языковых средств обусловлена ситуацией общения, которая подразумевает как характеристику участников коммуникации, так и время, и место, выбранные для общения. Помимо адресанта и адресата, в число участников общения могут входить наблюдатели или слушающие, чье присутствие (или отсутствие) тоже будет накладывать отпечаток напродуцируемую речь. Социальным статусом (лат. status - положение) называется определенная позиция, занимаемая человеком в обществе или социальной группе, связанная с его правами и обязанностями, которые скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении. К категории статуса могут относиться должность, профессия, пол, уровень образования и другие характеристики, являющиеся объектом ориентации социального действия для членов того или иного общества, группы и т.д. Социальный статус активно воздействует на характер высказываний и саму речь, потому что связан с понятием авторитета. Одним из коммуникативно значимых показателей статуса является такой элемент речи, как молчание. Молчание может быть для говорения, и тогда оно сопровождает слушание в процессе диалога, и вместо говорения, что может означать согласие, нежелание вступать в диалог, нерешительность, соблюдение принципа вежливости.

Страницы: 1, 2, 3, 4