скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность скачать рефераты

p align="left">Другим показателем статуса являются невербальные средства общения. Об этих способах коммуникации речь пойдет позже.

Я уже отмечали, что речь человека несет значительную информацию о нем самом, об уровне его образования, психологических характеристиках и, несомненно, о его статусе. Особенности произношения, интонирования, богатство словарного запаса, следование грамматическим нормам, скорость речи - все это, по данным социологов, свидетельствует об определенном социальном статусе. Таким образом, социальная индикация речи прослеживается и в языковой сфере. Реализация прав и обязанностей, включаемых в понятие социального статуса, формирует социальную роль личности. Социальная роль - это нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения человека. Социальная роль проявляется в том, что в сходных обстоятельствах совершенно разные люди ведут себя одинаково, как будто их поведение определяется каким-то заданным текстом («партиями»), которые они «исполняют»: инженер, ученый, муж, школьник, врач, начальник, солдат и т.д. Вот почему в сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя аналогичным образом. В то же время каждый человек вносит в ролевое поведение индивидуальные черты через своеобразное восприятие роли применительно к личностному образу. «Личностная окраска» зависит, прежде всего, от его знания и умения находиться в данной социальной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Традиция хранит и передает из поколения в поколение правила взаимодействия людей в соответствующих ситуациях. Исполнение роли регулируется системой санкций против тех, кто не удовлетворяет ролевым ожиданиям, и системой поощрений для тех, кто им соответствует.

Чтобы достичь успеха, Вам необходимо оценить своего партнера, выявить его индивидуальные характеристики:

1. учесть его характер, привычки, убеждения, интеллектуальный и культурный уровень, образ жизни;

2. оценить внешний облик, который проявляется в манере одеваться, походке, позах, жестикуляции, выражении лица, интонациях;

3. выбрать стиль общения в зависимости от общепринятых правил и индивидуальных особенностей партнера.

Но следует помнить, что на результат восприятия и общения значительно влияет Ваше собственное состояние в момент общения (усталость, раздражительность, радостное возбуждение), а также та система ценностей и приоритетов, которой Вы придерживаетесь в жизни. Следовательно, вступая в общение, каждому участнику приходится принимать во внимание и особенности собеседника, и свои собственные, и то, каким Вы предстаете в чужих глазах. Плодотворное наблюдение за партнером и понимание его возможно лишь при живом интересе к этому человеку, поэтому надо проявлять искреннее уважение к партнеру, подчеркивать его значимость. Демонстрация неуважения приведет к деформации личности, причем с обеих сторон: относитесь к людям так, как Вы хотели бы, чтобы они относились к Вам. Примечательной характеристикой человека является его склонность к тому или иному типу реагирования. Проявление уважения к партнеру, готовность понять («понять» и «принять» разные категории), терпимость относятся к положительному типу реагирования; преувеличенная «нет-реакция», нетерпимость, раздражительность - к отрицательному.

От того, какое время и место вы выбрали для общения, может также зависеть его эффективность. Некоторые слова и выражения могут восприниматься и толковаться по-разному в контексте этих факторов, например: сообщение метеобюро о плохой погоде автомобилистом воспринимается как предупреждение о сложной обстановке на дороге, компанией друзей - как невозможность пойти погулять, а если об этом сообщает диспетчер аэропорта, из этого может следовать, что задерживается вылет авиарейсов. Рассмотрим следующую единицу речевого общения. Речевое событие включает два главных компонента: словесную речь и обстановку общения. Словесная речь, взятая в событийном аспекте, называется дискурс (от франц. Discourse - речь) - это, проще говоря, то, что говорится, и то, что сопровождает речь (интонация, мимика, жесты и др.). Необходимо иметь четкое представление не только о том, что именно Вы хотите сообщить, но и с какой целью: поделиться новой информацией, довести до его сведения собственную оценку факта действительности, побудить к какому-либо поступку. От этого будет зависеть и смысловая наполненность высказывания.

Не менее важна обстановка общения. Она будет влиять на речевое поведения коммуникантов в зависимости от того, является ли, например, официальной или неофициальной. В зависимости от этих факторов будет меняться содержательная сторона и форма сообщения. Если в повседневной жизни мы общаемся с теми, с кем хотим, с кем приятно, то в официальные (деловые) отношения вступаем с теми, кто нам нужен. Здесь нельзя прервать контакт по принципу «не хочу - не буду». В условиях официального общения не только речевое поведение будет гораздо строже регламентироваться, но и потребуется учет многих социальных и психологических факторов. Поэтому очень важным условием эффективности общение становится умение гибко реагировать на изменение условий общения и строить свою речь с учетом этих факторов.Речевое взаимодействие представляет собой оченьсложное явление. С одной стороны, это кодирование речевыхсигналов (акустическими или графическими средствами), с другой - декодирование ее адресатом. Сложность заключается в том, чтобы достичь максимально адекватного восприятия того, что сказано, тому, что понято. Средство речевого взаимодействия - язык, а «конечный продукт» текст. «Через тексты мы знакомимся с речью, из текстов извлекаем языковые правила, на тексты-образцы ориентируемся, создавая собственные речевые продукты». В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики. Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. «Стратегия включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы». Целью стратегии является завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия. Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние. Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумать общую картину и возможные варианты развития разговора, вырабатывать пути гибкого реагирования. Другими словами, каждый участник коммуникации должен сориентироваться в сложившейся обстановке, потому что, в какой бы речевой ситуации человек ни оказался, если он стремится добиться успеха, обратить на себя внимание, то должен, прежде всего, осознать, что может привести к успеху. В результате обдумывания рождается внутренний план высказывания. Это первый этап речевой деятельности. На втором этапе происходит порождение высказывания: подбираются нужные слова, синтаксические модели предложения. Третий этап- самый ответственный. Субъект речевого действия осуществляет свой план при помощи выбранных им средств общения. Затем он непременно должен проконтролировать, достигнут ли запланированный результат. Реакция слушающего на высказывание говорящего (обратная связь) по сути является основополагающим фактором общения, а ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая ответа, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Разумеется, строя простые и привычные высказывания, мы, как правило, не фиксируем внимания на этих этапах. Но, порождая сложные и ответственные высказывания, мы должны строго их придерживаться, чтобы достичь максимального эффективного общения. Единицы речевого общения необходимо рассматривать во взаимовлиянии и взаимообусловленности. Но все же исходным моментов для любого речевого действия является ситуация общения. Она диктует правила речевой коммуникации и определяет форму ее выражения, помогает понять смысл текста, конкретизирует и помогает правильно его толковать.

1.3 Условия успешного взаимодействия

Чтобы достичь успеха в процессе речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться определенных принципов речевой коммуникации. Важнейшими среди них являются принцип кооперации и принцип вежливости, сформулированные американскими лингвистами второй половины ХХ века.

Принцип кооперации предполагает готовность партнеров к сотрудничеству, демонстрацию общности интересов. Этот принцип конкретизируется перечнем категорий, его составляющих. Категория Количества связана с тем количеством информации, которое требуется передать: высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется для выполнения текущих целей общения. Категория Качества рекомендует воздерживаться ото лжи и не говорить того, чему недостаточно свидетельств.

Категория Отношения рекомендует не отклоняться от темы, быть последовательным. Категория Способа касается того, как говорится: выражаться надо ясно, кратко и однозначно.

Другим принципом коммуникации является принцип вежливости. Он состоит из нескольких максим.

1. Максима такта - это максима границ личной сферы. Участникам коммуникации следует соблюдать определенную дистанцию. Если это специально не оговорено, то недопустимо делать предметом обсуждения темы, касающиеся частной жизни (частная жизнь понимается как нечто индивидуальное в противоположность групповому, коллективному, общественному началу), индивидуальных предпочтений, здоровья. Из всех способов побуждения выберите тот, в котором собеседник найдет для себя выгоду: сформулируйте побуждение не как команду, а как совет.

2. Максима великодушия предохраняет собеседника от доминирования в процессе общения, например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его принятие или отклонение можно было отложить. Не следует так же связывать партнера жесткими обещаниями, клятвами, не требуйте извинений и покаяний.

3. Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других: «Не судите, да не судимы будете». Больше хвалите, одобряйте, будьте сдержанны в оценочных суждениях, особенно если вы с собеседником расходитесь во мнениях.

4. Максима скромности. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка.

5. Максима согласия предполагает умение отказаться от конфликта в пользу сохранения самой возможности общения, стремление во имя дела найти взаимоприемлемые решения.

6. Максима симпатии - это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Привычка запоминать и правильно называть имена своих собеседников - один из секретов доброжелательных отношений.

Принципы кооперации и вежливости составляют основу так называемого коммуникативного кодекса, представляющего собой систему правил, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникации.

1.4 Причины коммуникативных неудач

«Под эффективностью речевой коммуникации понимается

достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения… Если реципиент усвоил,

для какой цели порожден данный текст, что именно хотел сказать автор с помощью всех использованных средств, можно утверждать, что он интерпретировал текст адекватно. Неадекватное понимание устного и письменного сообщения отправителем и получателем может привести к серьезным ошибкам во время выработки и принятия решения, стать причиной нежелательных конфликтов».

Наука конфликтология учит, как разрешать возникшие разногласия, как выходить из затруднительного положения.

Наша задача - научиться предупреждать возникновение конфликтов и не создавать барьеров для общения. Барьеры - это препятствия, мешающие общению.

* Логический барьер. Человек видит проблему со своей позиции и не хочет учитывать точку зрения собеседника.

* Стилистический барьервозникает, если нарушена четкая структура текста, логика и последовательность изложения.

* Семантический барьер проявляется в случаях, когда у собеседников имеются социальные, религиозные, профессиональные различия, и они говорят на «разных языках».

* Фонетический барьер. Мешает взаимопониманию невнятная речь, неправильное произношение, использование «непонятных» слов (жаргонизмов, профессиональных терминови т.д.), слова-паразиты.

Причинами коммуникативных неудач могут стать:

* Межличностные барьеры (неприязненные отношения между людьми);

* Мотивационные барьеры (возникают, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт);

* Чуждая коммуникативная среда (царит дисгармония, т.к. присутствуют посторонние лица, существует малая степень знакомства, имеют место социальные и психологические различия, неудовлетворительное физическое состояние, разные интересы, разное понимание нравственных норм и т.д.);

* Нарушение паритетности общения (когда один из участников доминирует в разговоре: выбирает тему, задает вопросы, перебивает собеседников, игнорирует их точку зрения);

* Нарушение правила искренней доброжелательности (употребление «набора слов» к случаю - конструкций-клише: «Это мы уже проходили», «Не учите меня жить», безапелляционные высказывания);

· Нарушение стилевого общения (проявляется в манере поведения, которая формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии);

* Неумение слушать.

Последний из перечисленных факторов нарушения коммуникации носит массовый характер, в чем мы можем убедиться, анализируя как примеры бытового общения, так и поведение людей во всевозможных телевизионных передачах, в которых обсуждаются разные позиции участников дискуссий по большому кругу политических и социальных проблем. Поэтому мы остановимся на рассмотрении этого вопроса подробнее. Чтобы избежать конфликта, научитесь слушать. Это умение своего рода искусство, которым немногие, к сожалению, владеют. Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то, как правило, прекращаем слушать и ждем своей очереди высказаться, готовим достойный ответ. А когда начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не слышим собеседника. Между тем умение слушать - это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения разговора, существенный элемент культуры общения.Когда речь идет об эффективном слушании, то целесообразно обращать внимание на позу участников общения, которая может выражать желание и нежелание слушать; на то, куда смотрит собеседник (напомним, что нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не «пустыми глазами», а внимательно и заинтересованно).

Различают два вида слушания.

Нерефлексивное (пассивное) слушание предполагает умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, не прерывать его замечаниями, потому что нужно дать ему возможность сформулировать свою позицию. Такой вид слушания полезен тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, или проявляет сильные эмоции, или просто говорит о том, что требует минимального ответа. Обычно статус человека, нуждающегося в пассивном слушании, ниже статуса того, кто слушает, например: начальник должен внимательно выслушивать подчиненного, родители - детей, старшие - младших. Рефлексивное (активное) слушание заключается в активной демонстрации своей позиции, вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи для выражения мыслей и чувств. Но если Вы перебиваете оппонента, то должны соблюдать корректность, не прерывать его на полуслове, соблюдая правила этикета. Это можно сделать при помощи уточняющего вопроса («Простите, я не понял…») или во время возникшей паузы задать наводящий вопрос. К приемам активного слушания относится перефразирование - проверка точности услышанного («Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Другими словами, вы считаете, что…») и резюмирование основных идей и чувств собеседника («Если я Вас правильно понял, то…», «Если подытожить, то…»). Чтобы поддержать эмоции собеседника, применяют эмпатическое слушание, состоящее в репликах одобрения или сочувствия: «Конечно…», «Как я Вас понимаю!».

Страницы: 1, 2, 3, 4