Исскуствоведческий текст как средство формирования культуроведческой кооперации на уроках русского языка
. Зачитайте примеры сложных предложений. d. Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное). e. Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины). f. Жанр текста.Понравился ли текст? Доступен ли он вам? Как вы думаете, где его можно прочитать, где бы вы его разместили? (Вступительная статья к альбому репродукций художника). g. Обобщение. Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение. Работа с картиной(В работе с картиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку). 1. Рассматривание картины.2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).4. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном).5. Работа с черновиком - создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:Что с первого взгляда привлекает в картине?Какие признаки наступающего вечера вы видите?(Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?(Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).7. Работа над черновиками по вариантам:I вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).II вариант: Какими изображены деревья? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца). III вариант: Опишите деревушку. (Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)9. Палитра художника.Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).10. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).11. Обобщение.Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.Составление планаС чего бы вы начали описание картины?О чем бы обязательно написали?Чем бы закончили сочинение?Примерный план1. Н.П.Крымов - художник-пейзажист. 2. Зима в изображении художника (снег, небо, тени). 3. Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины). 4. Палитра художника. 5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. Выбор жанраВ каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).Подведение итогов«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины слушаем музыкальный фрагмент композитора Г.Свиридова «Пастораль».Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле. План-конспект №2.Сочинение-рассуждение на основе картины И.Н. Крамского «Христос в пустыне»Цели и задачи: 1)научить учащихся строить текст-рассуждение на основе осмысления картины; 2) обогатить их лексический запас новыми словами (библейская тема, искусствоведческие термины); 3) научить анализировать искусствоведческий текст. Рассказ о художнике. (Сообщение ученика). Иван Николаевич Крамской (1837-1887) родился27 мая 1837 г. в городе Острогожске Воронежской губернии. Отец его служил писарем в городской управе. Рано обнаружившееся влечение Крамского к искусству не встречало сочувствия у окружающих. Его основным занятием в юности было ремесло ретушера. Вместе с передвижной фотографией он путешествовал по городам России. Попав в Петербург, Крамской сблизился с молодыми художниками, которые усмотрели у ретушера талант рисовальщика и начали его уговаривать поступить в академию. Осенью 1857 г. Крамской был принят в Академию художеств. Уже на второй год пребывания в Академии Крамской подверг критике основы академической эстетике - слепое подражание классическим образцам, которые не должныи не могут заслонить человеческой жизни. Он организовал у себя дома вечера, на которых молодые художники обсуждали проблемы искусства. Краеугольные положения новой художественной идеологии - любовь к живому человеку. Из этих вечеров впоследствии выросли Артель художников и Товарищество передвижных выставок, душой и сердцем которых стал И.Н. Крамской. Он считал, что художник должен быть выразителем важных сторон жизни общества, отображать жизнь своего народа, своей страны. В творчестве И.Н. Крамского нашли воплощение философские раздумья о жизни, о взаимоотношениях личности и общества. Он был замечательным мастером портрета, в котором продемонстрировал необычайную проницательность в понимании человека, углубленное внимание к его духовной жизни: « Автопортрет» (1867), « Портрет Л.Н. Толстого» (1873), «Портрет П.М. Третьякова» (1876). 26 декабря 1872 года на второй передвижной выставке, состоявшейся в Петербурге, появилась его картина «Христос в пустыне». Картина сразу захватила зрителей своим содержанием и тем, как она была исполнена. Все в ней казалось необычным, привлекало внимание, заставляло простаивать перед нею часами, вдумываться в неё, спорить. Л.Н. Толстой в письме к П.П. Третьякову заметил, что Христос Крамского- «это лучший Христос», которого он «знает». Беседа культурологического характера. - Ребята, рассмотрите репродукцию картины «Христос в пустыне» и скажите, что значит библейский сюжет? - Как называютсяпервые четыре книги «Нового Завета»? (Евангелие) - Знаете ли вы, кого христиане называют Христом? Что значит его имя - Иисус? (Сын Бога, мессия, посланный на Землю для спасения людей). - Как называли Иисуса Христа на Руси? (Спаситель, спас - отсюда Храм Христа Спасителя, икона Спаса нерукотворного.) - Знаете ли вы, какой эпизод из жизни Христа, описанный в Евангелии, лег в основу сюжетакартины Крамского « Христос в пустыне»? (Название картины подсказывает нам, что ее содержание основано на фрагменте из Библии, где говорится о пребывании Иисуса Христа в пустыне). - Давайте прочитаем отрывок из Евангелия от Матфея, где рассказываетсяоб искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества. (Текст на карточках раздается учащимся.) Беседа по отрывку из библейского текста. - Соответствует ли содержание картины прочитанному отрывку из Библии? - Как вы думаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету? Словарно-стилистическая работа. Перед чтением текста объясняем смысл старославянских слов: взалкал- испытал, почувствовал голод; сии - эти; уста- губы; святой город - Иерусалим; поставляет - ставит; заповедает - велит; не предткнешься - не споткнешься; весьма - очень; падши - упав; приступили - появились и подошли. Текст из Библии. «Тогда Иисус возведен был духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангела Своим заповедает о тебе, и на руках понесут Тебя, да не предкнешься о камень ногою Твоею. И Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира славу их и говорит ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и - се, Ангелы приступили и служили Ему». Беседа по картине - Какими мыслями и чувствами откликается ваш ум и сердце на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне»? - Назовите композиционные и художественные средства, к которым обратился автор художественного полотна, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья? - Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни? - Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какое эмоциональное воздействие она оказывает на вас? - Помогает ли пейзаж, изображенный на картине, понять одиночество человека перед главным выбором в жизни? - Как вы думаете, с какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина? - Что нового может принести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи? Искусствоведческий текст «Художник в картине «Христос в пустыне» своеобразно и смело трактовал Евангельский сюжет. По-видимому, он представлял своего Христа как дальнейшее развитие образа, данного Ивановым картине «Явление Христа народу». Но он начисто решил Христа всех атрибутов божественности и даже величия. Это совершенно обыкновенный человек, более того, это современник Крамского, с мыслями и чувствами, порожденными той эпохой, свойственными каждому, и, прежде всего самому Крамскому. Саму картину Крамской описывает следующими словами: «На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями; руки судорожно и крепко, крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит,так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов…Ничего но не чувствует, что холодно немножко…» «Я вижу ясно, - писал Крамской, - что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье: пойти ли на право или на лево? Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Итак, это не Христос. То есть, я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей». Крамской разъяснял свое понимание долго художникам перед собой, и этот порядок мыслей неразрывносвязывается с представлением Крамского о Христе как воплощенной совести и долго человека. Так изображена Крамским драма человека, предоставленного самому себе, одинокого, окруженного немой и неприветливой природой, драма человека, перед которым расстилается жизнь, и в этой жизни нужно сделать выбор, раз и навсегда определив свой путь, бесповоротно выбрать одно из двух: служение своей идее и отказ от всего личного и эгоистического или, наоборот, обслуживание только самого себя, самоугождение, забота об удобствах и приятности личной жизни. Наша живопись не знает другого образа. В котором с такой силой была бы показана творческая личность, человек, раздираемый сомнениями и соблазнами, мучительное раздумье, внутренняя борьба между велениями высокого долга и соблазном жить толькодля себя. Работа над Христом сопутствовала Крамскомуна столь продолжительном отрезке его жизни, образ картины так значителен и интимен и выражает собой такие заветные мысли художником, что эту картину с полным правом можно считать автобиографической» (Н.Г. Машковцев). Беседа по искусствоведческому тексту. - Перед нами текст, написанный искусствоведом Н. Машковцевым. Как, по-вашему, можно считать этот текст самостоятельной лингвистической единицей? - Как вы думаете, какова основная мысль этого текста? В какой части текста она содержится? - Найдите в тексте фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке Евангельского сюжета. - Прочитайте 5-ый абзац текста. Как вы понимаете это высказывание Крамского? Не противоречит ли названию картины? - Как вы считаете, по принципам какого смыслового типа речи построен данный текст? Что в нем преобладает: описание, повествование или рассуждение? - Прочитайте текст ещё раз. Чувствуете ли вы авторскую позицию, отношение искусствоведа к сообщаемому? - В каких лексических единицах это выражается? - обратите внимание на интересный прием: в свой текст Н. Машковцев включает пространное высказывание И.Н. Крамского, случайно ли это делает искусствовед? - Как вы думаете, есть ли между текстами искусствоведа Машковцева и художника Крамского сходство? - Найдите в тексте слова и выражения, как бы вовлекающие читателя в размышления авторов текста. - Как вы считаете, почему Машковцев включает в свой текст такую объемную цитату Крамского, которая сама по себе может существовать как текст? - Подумайте, к какому стилю речи вы бы отнесли текст Машковцева? Заданиена дом. Подготовьте сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору): 1) согласны ли вы с представлением И.Н. Крамского о Христе «как воплощеннойсовести и долге человека»? 2) чем привлекает меня образ Христа, созданный И.Н. Крамским? 3) есть ли противоречия между названием картины и высказыванием Крамского: «Это не Христос»? 4) что нового принесло в вашу жизнь знакомство с картиной И.Н. Крамского «Христос в пустыне»? Заключение Культуроведческий, или культурологический, подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение, поскольку образование рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал ее передачи подрастающему поколению. С помощью образования происходит становление личности молодого человека как носителя и творца культуры. Известно, что методика преподавания русского языка отражает в практическом плане то, что происходит в языкознании. А для современной науки о языке характерна антропологическая и этнологическая направленность исследований, появляются, в частности, междисциплинарные направления. Активно развиваются культурная лингвистика, этнолингвистика, лингвокультурология (лингвокультуроведение) и др. Анализ фундаментальных понятий культура, ментальность, национальный характер, нравственные ценности, языковая картина мира и др. помогает ученым выработать новые методологические подходы к преподаванию русского языка в контексте отечественной и мировой культуры. И ученые, и преподаватели вузов, и учителя осознали необходимость знакомства учащихся с культурой России в процессе обучения языку и воспитания у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Во многих выступлениях говорится о подготовке будущих учителей-словесников, о формировании их культуроведческой компетенции. Действительно, преподавать русский язык может только по-настоящему культурный и эрудированный человек, освоивший способы и методы передачи культурных сведений молодому поколению. При этом возникает целый ряд вопросов, например, какой должна быть речь учителя, какие взаимоотношения должны складываться между учителем и учениками, какие методы наиболее эффективны и как должна быть организована деятельность школьников, какие произведения культуры следует включать в образовательный процесс и на каком этапе и мн. др. Тексты культуроведческой и исскуствоведческой направленности успешно используются в регионах. Еще одна проблема связана с отбором произведений культуры для уроков русского языка. Чем руководствоваться учителю или исследователю, выбирая для уроков произведения живописи, архитектуры, музыки? Опираться на свои знания и интуицию? Ориентироваться на интересы учащихся? Учитывать ценность произведения культуры? Вероятно, нужно подходить к решению этого вопроса комплексно и предложить учителю четкие критерии отбора. Третью проблему назовем условно «флюсом от культуры». Не получится ли так, что учитель, увлеченный культурной информацией, забудет об информации языковой? А если не забудет, то где та грань, тот предел, та золотая середина, которые позволят совместить сведения о языке и культуре? Очень важно, чтобы методы и приемы передачи культурной информации вызывали интерес, а не отторжение у школьников, и без того перегруженных многочисленными сведениями из разных наук. Возможно, придется скорректировать деятельность некоторых словесников, которые стремятся только к тому, чтобы «напичкать» своих подопечных орфографическими и пунктуационными премудростями (ведь именно это им пригодится на выпускных и вступительных экзаменах!), а не к тому, чтобы приобщать детей к культуре. Список литературы 1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М, 2004. - 138 с. 2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М, 2005. - 349 с. 3. Бесков И.А. Как возможно творческое мышление. М.1993г 4. Библер В.С. Мышление как творчество. - М, 2005. - 342 с. 5. Быстрова Е.А. «Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания»//Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. -436 с. 6. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. - 229 с. 7. Буги Я.Г. Диалогика и творчество. - Рига, 2005. - 432 с. 8. Вебер М. Избранные произведения. - М. 2005. - 489 с. 9. Вортингтон Дж. Духовное измерение в образовании. - М, 2005. - 137 с. 10. Выготский Л.С. «Предистория развития письменной речи»//Психология развития человека. - М.: Смысл, 2003. - 390 с. 11. Дискин И. В путах возомнившего разума. Жизненная среда и формирование творческого человека (круглый стол). //ОНС. - 2006. - №4. 12. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М, 2003. - 388 с. 13. Келле В.Ж. Проблемы философии культуры. - М, 2004. - 437 с. 14. Князев Е.Н. Курдюмова С.П. Начала нелинейного мышления. //ОНС . - 2006. - №4. 15. Коул М. Скрубнер С. Культура и мышление. - М, 2005. - 303 с. 16. Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. - Оренбург, 2004. - 213 с. 17. Леонтьева В.И. Образование как феномен культуротворчества. - М.: Социс, 2005. -№ 1. 18. Львова С.И. «Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания»//Русская словесность, 2004. - №3. 19. Мид М. Культура и мир детства. - М, 2004. - 245 с. 20. Найн А.Я. Инновации в образовании. - Челябинск, 2005. - 411 с. 21. Никитин Е.Н. Харламова Н.Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы) //Вопросы философии. -2005. -№8. 22. Полищук В.И. Логика познания и логика культуры. - Нижневартовск 2004. - 356 с. 23. Симонов В. Мозг и творчество.//Вопросы философии. - 2005. - №11. 24. Философско - психологические проблемы развития образования.//под ред. Проф. Исаева И.Б. - М, 2004. - 322 с. 25. Шелер М. Формы знания и образование.//Человек, 2006. - №4,5. 26. Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества.//Вопросы философии, 2005. - №12.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|