скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Исскуствоведческий текст как средство формирования культуроведческой кооперации на уроках русского языка скачать рефераты

УЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

В общем образовательным поле можно выделить три плана: логос человека (план антропологии - понятие человека, постижение его природы, выстраивание этого понятия в некоем учении); номос человека (план антрропономики - возделывания человека, поиск образа, становления человеческой природы, родовых личностных качеств); техне человека (план антропотехники - как, через что, через какие техники, средства, орудия происходит очеловечивание человека)[21, с. 80]. Эта триада и является пространством, на котором разрыв ограничивается процесс культуротворчества.
Своеобразный ренессанс социокультурного подхода к организации системы образования предполагает интеграцию социально-культурных и естественнонаучных оснований при формулировке целей и содержания. Исходная идея о гуманизации предполагает отход от рационально-нормативного подхода. В этой ситуации и возникает идея культуротворческой школы, которая в состоянии преодолеть идеологический шок, возникший в результате распада моносистемы, признания разнообразия как формы проявления бытия.
Философия культуротворческой школы оперирует представлениями о соотносимости логики культуры и логики развития ребенка. Становление личности предполагает не только вхождение в культуру, но и продуцирование ценностей культуры. Творчество в этой модели - процесс, а не эпизодическая деятельность. Принцип подобия, изоморфности, соответствия и будет основным принципом при проекции культурного становления человечества на культурное становление творческой личности.
КТШ - система принципов организации целостного учебного процесса и подходов к совместному педагогическому творчеству в коллективе учебного заведения любого типа.

КТШ - это горизонты[21, с 94]:

1. Для директора: активные возможности управления образовательным процессом, видение его перспектив и прогнозирование развития и роста.
2. Для учителя: позволяет увидеть место своего предмета в общем образовательном поле и предлагает систему критериев выбора методик, содержательных компонентов, направленности каждого урока, в частности определить интенсивность движения от репродуктивной системы уроков к поисковой и продуцирующей (рождение нового знания), предполагает работу в комбинаторном режиме.

3. Для ученика: создает возможность комфортного существования в образовательном пространстве, поэтапное становление самосознания, дает возможность стать человеком культуры, а не субкультуры, право сознательного и свободного выбора своего места в культуре и социуме.
4. Для общества: гражданина, творчески определяющего свой жизненный путь, созидательного, продуцирующего типа.

Отметим важный момент - при просто подновленных способах общения с ребенком мы не придем к образу высокой духовной культуры. Позитивная стратегия исходит из новых форм отношений между учителями и учащимися: совместная продуктивная деятельность, конструктивное общение в процессе образования. Отход от авторитарности в процессе трансляции культуры и изменение ролевых функций органически оказывается связанным с изменением характера учебного предмета. Его содержание в этих условиях не может выступать как некая, не подлежащая обсуждению, норма. Научные знания, нравственные принципы, философско-мировоззренческие установки призваны формироваться в процессе образования как личностные убеждения, выработанные напряженными интеллектуальными и душевными усилиями, которые связаны с критическим анализом возможных альтернатив, столкновением разных позиций. Таким образом, учебный предмет должен быть построен так, чтобы способствовать сознательному соучастию осваивающей его личности в воспроизводстве его содержания в процессе образования. В общем, речь идет о переходе от монологизма классической рациональности к диалогичности и полилогичности современного сознания.

КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ

На первой стадии (детство - древний мир) ребенок начинает жизнь пропитанный общими представлениями, он подражателен, управляем, ему свойственно ненаправленное, образное мышление (мифологическое, метафора как форма освоения мира). Уровень мировосприятия и творчества зависит от степени владения языком. Задача образования - научить ориентироваться в языковой ситуации, оперируя образами и мыслеформами древнего мира, владеть языками культуры (язык цветов, язык музыки и т. д.)
На второй ступени происходит становление понятийного мышления, отчленение образа от смысла по следующим ступеням: от сравнительного анализа образов культуры к знанию, от него к суждению. Важный момент обучения на этой ступени - проговаривание (должен заговорить на языке своей культуры). Формируется логическое мышление, которым человек оперирует в своей сознательной деятельности. Необходимо учесть тот факт, что этот период предполагает формирование такого качества личности как критическое отношение к образцам. И если оно в личностной структуре отсутствует , то можно говорить о том , что данная личность сломлена : нет внутренних сил противопоставить себя всему остальному .
На третьем этапе проходит разделение Я и Мира. Важно научить ориентироваться в хаосе и мозаике постсовременной культуры, с целью наиболее благоприятной адаптации к реальности, к выходу из образовательного пространства школы.

Современная образовательная политика предполагает трехступенчатую структуру формирования содержания: стандарт, вариант, факультатив, что соответствует структуре данной концепции[18, с 82].

Оригинальность мысли - это завоевание, которое предстоит, а не дар, который надо сохранить. Существует один хороший способ научиться мыслить - продолжить старые мысли. Чем богаче багаж опыта и знаний, тем более укреплена индивидуальность и у тех, кто имеет узкий кругозор, мысли наиболее схожи. Общая культура выявляет различия. Обучение культуре - лучшая форма творческого воспитания: учиться не тому, что нужно думать, а стараться обрести в учении модель свободы: универсальность, пропущенная через индивидуальность, преломляется всякий раз по-своему.

В настоящее время программы не соответствуют логике изложенной выше концепции. Если учитывать, что сознание человека определяется набором культурных текстов, то сознание выпускника 9 класса наполнено представлениями уровня эпохи Просвещения, а каждый аппарат математики в среднем звене носит достаточно абстрагированный характер и трудно воспринимается подростком, сознание которого стремится в этот момент к созданию понятийного аппарата (конкретное мышление). Перестает удовлетворять поурочная систем а: происходит формализация знаний, не развивается комбинаторика. Если учесть, что мозг человека стремится к упорядоченности и взаимообусловленности вновь получаемых знаний о мире, к созданию целостной картины мира, то можно сделать следующее заключение: например, шесть уроков на темы, не имеющие общего смыслового стержня, изолированные в своей самодостаточности, не способствуют решению этой проблемы, а наоборот делают картину мира в сознании ребенка дискретной.

Выход из этой проблемы видится в интегрировании ( интеграция - лат. восполнение, восстановление - объединение в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разрозненных частей какого либо целого.) Интегрирование знаниевого материала школьных программ привело к выделению трех блоков знаний: естественно-научный, социально-гуманитарный, художественно-эстетический. На уровне факультативного пласта необходимо создание курсов, выстраивающих связи между блоками (например, курс "Человековедение"). Усложнение внутренних связей внутри структур и между структурами предполагает формирование особого типа интеллекта - проектно-ориентированного.

Глава 2. Разработка и апробация УМК по применению исскуствоведческого текста как средства формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка

2.1. Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии

Современный этап развития методики преподавания русского языка в вузе и школетребует переосмысления подходов к определению целей обучения. Так, основные цели изучения русского языка в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» обозначены как овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; совершенствовать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Достижение указанных целей реализуется путем совершенствования языковой и лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Данное положение является актуальным как для высших учебных заведений, так и средних общеобразовательных учреждений.

Таким образом, формирование культуроведческой компетенции - является основополагающим направлением в процессе обучениярусского языка, иорфографии, в частности, наряду с коммуникативной и лингвистической компетенциями. Отсюда -цели обучения родному языку не должны ограничиваться формированием и совершенствованием у студентов и школьников познавательных, классификационных и аналитических умений, которые обеспечивает лингвистическая компетенция, или коммуникативных умений и навыков, которые являются прерогативой коммуникативной компетенции. Именно культуроведческая компетенция является средством постижения языка как одного из составляющего звена национальной истории и культуры своего народа, осознание самобытности и уникальности традиций и обычай русских людей, и осознание существенной роли в их формировании и становлении. На этот факт указывает член- корр. РАО Е.А Быстрова, которая считает также, что культуроведческая компетенция еще и ставит своей целью «познание стереотипов поведения, этикета и реалий, характерных для жизни своего народа с целью выделения особенностей, свойственных родному языку».По мнению профессора С.И. Львовой, культуроведческая компетенция помогает раскрыть содержание инвариативного аспекта национально-регионального компонента образования. Но существует также и вариативный аспект этого компонента, региональный, который «обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфических для того или иного региона страны»3. Одним словом, через культуроведческую компетенцию реализуется культуроносная (кумулятивная) функция языка.

Следует заметить, что впервые в методике преподавания лингвистических дисциплин о культуроведческой компетенциизаговорили применительно к иностранным языкам. Но цели формирования культуроведческой компетенции в обучении родному и иностранным языкам различны. В обучении иностранного языка культуроведческая компетенция служит средством преодоления культурного шока и ознакомления с другой культурой, которая является чужой для обучающихся.

Хотя пути и методы реализациикультуроведческой компетенциипри обучении русскому языкуеще недостаточно изучены, тем не менее, важность раскрытия содержательной стороны данной компетенцииво всех разделах обучения русскому языку, и в особенности в разделе орфографии, неоспорима.

Формирование контекста русской культуры, одного из направлений в решении целей и содержания культуроведческого аспекта, осуществляется путем включенияв обучение различного языкового (лингвистического) и внеязыкового (экстралингвистического) материала. Существенное место в формировании культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии занимает текстовой материал, на основе которого решаются не только орфографические задачи, но и нравственные. Как считаетЕ.А. Быстрова, текст в контексте культуроведческой компетенции является не только материалом для упражнений и разборов, но и средством духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся4. Приведем пример:

1. Прочитайте текст и определитестиль речи.

2. Выделите графически прилагательные и объясните правописание н и нн в суффиксах.

В низинных долинах, где естественное понижение местности способствовало повышенному накоплению влаги, в тех же срединных и северных зонах области немало березняка, осинника, дубовых рощиц, ольховых колков. Это аренные, естественные, настоящие донские леса. (Г.С.Колесников).

Как вы понимаете значениевыделенного слова?

Как вы думаете, природа северных лесов сильно отличается от донских? Постарайтесь описать природу северных лесов.

Другое направление в решении проблемы формирования культуроведческой компетенции является познание культуры русского народав диалоге культур, то есть «осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами и языками». В данном случае термин «диалог» употребляется в значении дидактического термина. Этот термин обозначает «направленно моделируемый в учебных целях процесс встречи двух культур и на ее основе процесс осознания их общности и своеобразия, глубокого познания своей культуры и проникновения в инонациональную». Такой диалог не только обеспечивает соизучениеорфографии языка и народной культуры, но и готовит учащихся к возможному диалогу в межкультурной коммуникации.

В практике школьного и вузовского обучения письмо занимаетотносительно малое место, хотя обучение орфографии считается одним из самых трудных разделов русского языка. Как писализвестный психолог Л.С. Выготский: «Овладение письменной речью означает для ребенка овладение собой и чрезвычайно сложной символической системой знаков». Преподаватель формирует языковое сознание обучающихся, т.е. он строит языковую картину мира. Главным элементом системы языка и одновременно языкового сознания является слово. Кроме того, орфографический облик слова часто связан с этимологией, поэтому слово может являться и одним изобъектов формирования интереса к русскому языку.

Таким образом, в контексте культуроведческой компетенции не стоит забывать о существенной роли этимологического анализа. Данный прием поможет не только поддержать интерес к русскому языку, осознать взаимосвязь языка и истории народа, но и повысить орфографическую грамотность, обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. Кроме того, всегда необходимо учитывать психолого-педагогическую особенность обучающихся языку - неистребимое желание проникнуть в тайну рождения слова.

2.2. Система работы по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе

Новые образовательные стандарты, принятые 5 марта 2004 года, утвердили в качестве одной из целей изучения русского языка формирование культуроведческой компетенции. Введение понятия "компетенция" в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками боле точного, строгого определения целей обучения, с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной методике понимается "совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника".

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая. Трактовка этих понятий, понимание их содержания и структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.

Современный период развития методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию. Она предполагает понимание следующих основополагающих моментов:

- русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к ее разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на родной язык - это отражение духовно-нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формируют его как личность;

- владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека - это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;

- изучать родной язык - это значит изучать русскую национальную культуру.

Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5