скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона скачать рефераты

Во-первых, социальной обусловленностью це-лей создания и использования рынка долговых обя-зательства (погашение дефицита бюджета, меж-бюджетное регулирование, финансовая поддерж-ка государственно значимых отраслей и сфер эко-номики и другие общезначимые для государства и его граждан цели); во-вторых, прямой связью с эко-номической безопасностью государства (государ-ство-должник стоит перед угрозой выполнения лю-бых требований государств-кредиторов); и, нако-нец, в-третьих, прямой зависимостью с финансово-экономическими интересами членов общества (уг-роза неплатежей работникам бюджетной сферы, роста налогов, сборов, других общеобязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды) Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2002. №1. С.23-28.

.

Столь значительная роль государственного долга в его не-посредственном влиянии на развитие государства была оценена и российским законодателем. Не случайно в условиях серьезнейших экономических и политических преобразований, которые произош-ли в нашей стране в 90-х годах, проблемы правово-го регулирования государственного (муниципаль-ного) кредита и долга стали одновременно одним из самостоятельных направлений осуществления правовой реформы и, прежде всего такого ее на-правления, как право-(нормо) творчество.

В условиях СССР, несмотря на то что теоретическое понятие государственного долга ис-следовалось в научной литературе, не говоря уже о фактическом «присутствии» и функционировании названной категории в экономике страны (причем как практически неотъемлемого атрибута экономики всех стран, в том числе и с развитой индустрией), ничего подобного нельзя было сказать о определении данного понятия в актах федераль-ного либо регионального уровней. В законах и в подзаконных актах СССР понятие государ-ственного долга закреплено не было, не говоря уже об отсутствии специального законодательного акта о государственном долге СССР.

Условия, в которых формировались показатели развития рынка го-сударственного внутреннего долга Российской Федерации а 2002 г., были связаны прежде всего с фактическим преодолением последствий финан-сового кризиса августа 1998 г. и восстановлением организационного рынка государственных ценных бумаг, что характеризуется увеличени-ем объемов заимствований на внутреннем рынке при сохранении ста-бильного уровня доходности по государственным ценным бумагам.

Таблица 3.1.

Соотношение расходов по государственному долгу и по пополнению государственных запасов и резервов в 1998-2003 гг.

РАСХОДЫ

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

% к итогу

% к итогу

% к итогу

% к итогу

% к итогу

сумма, млрд. руб.

% к итогу

изменение структуры по сравнению с 2001 г.

Обслуживание государственного долга

24,8

29,0

25,7

20,09

14,64

277,5

11,84

-2,8

Пополнение государственных запасов и резервов

1,3

0,0

0,0

0,04

0,03

21,0

0,9

+0,87

ИТОГО расходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

2345,6

100,0

-

При этом, как уже было отмечено выше, правительства различных государств нередко идут на то, чтобы бюджеты были дефицитными. Изыскиваются источники покрытия дефицита путем пере-распределения тех доходов, которые могут быть использованы неэффективно. Позитивный результат дает умеренное увеличение государствен-ного внутреннего долга. В России вследствие высоких темпов и криминализации процесса приватизации государственной собственности эффективные собственники в этой сфере не преобладают. В этой ситуации особое значение имеет создание механизма эффективного правового регулирования государственного долга.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российс-кой Федерации под государственным (муниципальный) долгом следует понимать обязательства:

1) возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований),

2) принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц;

3) другие обязательства;

4) а также принятые но себя Российской Федера-цией, субъектом Российской Федерации или муници-пальным образованием обязательства третьих лиц.

Государственный долг включа-ет в себя три составляющие: государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный (муниципальный) долг полно-стью и без условий обеспечивается соответственна всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим казну Российской Фе-дерации, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляю-щим козну субъекта Российской Федерации, и му-ниципальным имуществом, составляющим муници-пальную казну.

Государственный (муниципальный) долг представ-ляет собой совокупность долговых обязательств соот-ветствующих публичных образований. Причем долго-вые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образова-ний могут существовать только в формах, предусмот-ренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

К числу таких форм относятся:

1) кредитные соглашения и договоры,

2) государственные (муниципальные) займы;

3) договоры и соглашения о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

4) договоры о предоставлении гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе междуна-родные, заключенные от имени Российской Федера-ции или субъекта Российской Федерации, о пролонга-ции и реструктуризации долговых обязательств Россий-ской Федерации или субъектов Российской Федера-ции.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в ста-тье 102 устанавливает важное правило. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обя-зательством субъектов Российской Федерации и муни-ципальных образований, если указанные обязатель-ство не были гарантированы Российской Федерацией; субъекты Российской Федерации и муниципальные об-разования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были га-рантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Управление государственным (муниципальным) долгом осуществляет Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления.

Для покрытия дефицитов соответствующих бюдже-тов, а также для погашения государственных (муници-пальных) долговых обязательств Бюджетный кодекс Рос-сийской Федерации предоставляет публичным обра-зованиям право на осуществление государственных внешних государственных (муниципальных) внутренних заимствований.

Под государственным (муниципальным) заимство-ванием Бюджетный кодекс Российской Федерации по-нимает передачу в собственность Российской Феде-рации, субъекта Российской Федерации или муници-пального образования денежных средств, которые Рос-сийская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключение договоров о предоставлении государственных гаран-тий для привлечения внешних кредитов (займов) при-надлежит исключительно Российской Федерации. Право осуществления государственных (муниципаль-ных) внутренних заимствований и выдачи государ-ственных (муниципальных) гарантий другим заемщиком для привлечения кредитов (займов) принадлежит соот-ветственно Российской Федерации, субъекту Российс-кой Федерации и муниципальному образованию в лице их уполномоченных органов власти [например, Правительство Российской Федерации, орган испол-нительной власти субъекта Российской Федерации и др.).

Бюджетный кодекс Российской Федерации тре-бует, чтобы при утверждении соответствующих бюд-жетов на очередной финансовый год представитель.

В условиям кризисного состояния экономики вне-шний долг России является серьезной угрозой нацио-нальной безопасности. Существенные проблемы эко-номического развития Российской Федерации и сла-бое правовое сопровождение проводимых реформ яв-ляются одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России, как международно-му заемщику. Как следствие -- наблюдается серьез-ное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптималь-ных средств по управлению внешней задолженности.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по госу-дарственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава го-сударственного долга выплата процентов и непроцент-ных доходов по государственным заимствованиям, по-скольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоя-тельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга обра-зуют не все долговые обязательства Российской Феде-рации, а только те из них, которые послужили объекта-ми правоотношений по государственному кредиту.

Гарантом платежеспособности государства по сво-им кредитным обязательствам выступает государствен-ная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Не-смотря на то что кредитные отношений государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обя-зательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов фе-дерального бюджета в целях погашения долговых обя-зательств и обслуживания государственного долга Рос-сийской Федерации.

Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эми-тируются новые государственные ценные бумаги, раз-мещаемые на внутреннем фондовом рынке,

Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.

Являясь следствием кредитной деятельности госу-дарства, имеющей юридическую форму, государ-ственный долг также может существовать только в оп-ределенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ).

Государственный долг представляет собой комп-лексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регу-лирования системой различных методов.

Управление государственным долгом -- это сово-купность финансовых операций государства по обеспе-чению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию вне-шних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Основными методами регулирования государ-ственного долга являются: реструктуризация, конвер-сия, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглаше-нии сторон прекращение долговых обязательств, составля-ющих государственный долг, с заменой указанных долго-вых обязательств иными долговыми обязательствами, пре-дусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуще-ствлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация за-долженности становится одним из первичных механиз-мов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслужива-ния эмитированных ценных бумаг. Промежуточным ито-гом реструктуризации является предоставление долж-нику льготного периода, в течение которого выплачива-ются только проценты по долговым обязательствам. Пре-доставление льготного периода выгодно не только долж-нику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ре-сурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государ-ственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был пе-реоформлен в государственные облигации Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. №126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №6. Ст.534; №34. Ст.4071.

Условия проведения реструктуризации внутрен-него долга определены БК РФ и заключаются в погаше-нии долговых обязательств путем выпуска новых долго-вых обязательств в объеме погашаемых с одновремен-ным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых орга-низаций -- кредиторов при наличии условий, вырабо-танных международной финансово-кредитной практи-кой.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-долж-ника на грани банкротства. В частности, внешние креди-торы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государствен-ного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируе-мые Meждународным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает сово-купность финансово-правовых механизмов, направлен-ных но сокращение долга. В результате конверсии про-исходит замена внешнего долга но другие виды обяза-тельств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. В отличие от реструктуризации конверсия направ-лена не на отсрочку платежей, а на сокращение де-нежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекра-щение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обяза-тельством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным услови-ем новации является сохранение субъектного состава обязательство.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8