скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Роль бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития региона скачать рефераты

б) целью установления регулирующих доходов является сбалансирование доходов и расходов бюджетов субъектов РФ.

Регулирующие доходы государственных бюджетов следует понимать как закрепленные Бюджетным кодексом РФ и утверждаемые законом о федеральном бюджете на предстоящий год процентные отчисления от федеральных налогов и иных платежей, которые на долговременной основе передаются в бюджеты субъектов Федерации, а также формы прямой финансовой поддержки субъектов РФ, предназначенные для бюджетного регулирования. Из этого определения выводится главная юридическая особенность регулирующих доходов - наличие их только в составе бюджетов субъектов РФ.

Заключение

Таким образом, в финансовой системе центральное место занимает госу-дарственный бюджет -- самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономичес-кие процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из централь-ного государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязан-ных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные сред-ства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особеннос-ти. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном эта-пе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Источниками государственного бюджета являются налоги, государственные займы, эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, т.е. к сбалансированности бюджета.

В реальной действительности расходная часть, как прави-ло, превышает доходную. Такое состояние бюджета называет-ся «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловли-вается многими причинами, среди которых следует выделить спад производства и рост тене-вого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развита экономики и динамики жиз-ненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет. Все зависит от причин его возникновения и направ-лений расходов государственных денежных средств. Если фи-нансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. используют-ся эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правитель-ство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производ-ства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отри-цательных моментов в развитии экономики, главным из кото-рых является усиление инфляционных процессов.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как пра-вило, прибегают к госу-дарственным займам. В результате появ-ляется и растет государственный долг. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно (рефинансирование), то рост государственного долга может привести к банкротству государ-ства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные по-следствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится «разгру-зить» бюджет, т. с. уменьшить его дефицит. Практика приня-тия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществля-ется за счет широких слоев населения страны. Обычно «уреза-ются» социальные ассигнования: на образование, здравоохране-ние, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Экономические трудности развития Российской Федерации и сопровождающие данный процесс про-белы правового регулирования не способствуют повы-шению международно-правового статуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности, требует-ся системное реформирование национального фи-нансового законодательства, приведение в соответ-ствие с международными стандартами многих дефини-ций и принципов, содержащихся в федеральных зако-нах, введение реальных гарантийных механизмов, уст-ранение коллизий между различными отраслями зако-нодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений действующих нор-мативных правовых актов должны стать реальные эконо-мические расчеты и прогнозы.

Представляется, что большинство недоработок текста Бюджетного кодекса РФ обусловлено отсутствием учета имеющихся ко времени его принятия теоретических исследований и обобщения практики бюджетной деятельности. В процессе кодификации необходимо было максимально полно и предельно точно закрепить содержание базисных бюджетно-правовых категорий. Разработка Бюджетного кодекса в тесном контакте с наукой бюджетного права помогла бы восполнить пробелы нормативного регулирования бюджетных отношений, устранить несогласованность между отдельными правовыми нормами.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г., 25 июля 2003 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 1996. №3. Ст.125; №7. Ст.676; 2003. №30. Ст.3051.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8,23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст.3823; 2000. №1. Ст.10; №32. Ст.3339; 2001. №1 (Часть I). Ст.2; №33 (Часть I). Ст.3429; №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №22. Ст.2026; №28. Ст.2790; №30. Ст.3021,3027; №52 (Часть I). Ст.5132; 2003. №28. Ст.2886; №46 (Часть I). Ст.4443, 4444; №50. Ст.4844; 2003. №52 (Часть I). Ст.5036,5038.

3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №52 (Часть I). Ст. 5038.

4. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // СЗ РФ. 2003. №27 (Часть I). Ст.2700

5. Федеральный закон от 7 июня 2003 г. №67-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2001 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №23. Ст.2176.

6. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» (с изм. и доп. от 23 июня, 7 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №52 (Часть I). Ст.5132; №26. Ст.2567; №28. Ст.2876,2890.

7. Федеральный закон от 23 апреля 2002 г. №39-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2000 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №17. Ст.1602

8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» (с изм. и доп. от 12 марта, 30 июня, 24, 25 июля, 25 октября, 27 ноября, 19, 24, 31 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №11. Ст.1019; №27. Ст.2620; №30. Ст.3016,3027,3033; №43. Ст.4189; №48. Ст.4739; №51. Ст.4981; №52 (Часть I). Ст.5136; 2003. №1. Ст.2.

9. Федеральный закон от 19 июня 2001 г. №80-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 1999 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №26. Ст.2584

10. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» (с изм. и доп. от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №1 (Часть I). Ст.2; №13. Ст.1148; №33 (Часть I). Ст.3433,3434; №43. Ст.4003; №51. Ст.4826; №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №30. Ст.3033; №52 (Часть I). Ст.5132.

11. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. №26. Ст.2729; 2002. №18. Ст.1722; №48. Ст.4737; 2003. №40. Ст.3818.

12. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» (с изм. и доп. от 10 июля, 5 августа, 25 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №1. Ст.10; №29. Ст.3003; №32. Ст.3334,3335; №52 (Часть I). Ст.5023; №53 (Часть I). Ст.5030.

13. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. №36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» (с изм. и доп. от 5, 17 июля, 25 октября, 20 ноября, 31 декабря 1999 г., 2 января 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №9. Ст.1093; №28. Ст.3462,3463; №29. Ст.3687,3691,3694; №43. Ст.5127; №47. Ст.5618; 2000. №1. Ст.10; №2. Ст.137,154,156.

14. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. №181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.. 1998. №48. Ст.5856

15. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями от 2, 26 марта 1998 г., 5 августа 2000 г., 8 августа 2001 г., 7 мая 2002 г., 6 мая 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №34. Ст.4030; 1998. №10. Ст.1144; №13. Ст.1462; 2000. №32. Ст.3338; 2001. №33 (Часть II). Ст.3437; 2002. №19. Ст.1796; 2003. №19. Ст.1751.

16. Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8,23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.150; 1997. №47. Ст.5341; 2000. №30. Ст.3120; №33. Ст.3348; 2001. №1 (Часть I). Ст.2; №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №7. Ст.631; №12. Ст.1093; №26. Ст.2517; №30. Ст.3029; №52 (Часть I). Ст.5132; 2003. №2. Ст.163; №28. Ст.2892; №50. Ст.4855; №52 (Часть I). Ст.5038.

17. Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. и доп. от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №46. Ст.2615; СЗ РФ. 1999. №26. Ст.3172; 2001. №1 (Часть I). Ст.2; №53 (Часть I). Ст.5030; 2002. №52 (Часть I). Ст.5132; №52 (Часть I). Ст.5038.

18. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. №1734-I «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (с изменениями от 18 декабря 1991 г., 7 февраля 1992 г., 5 ноября 1994 г., 31 июля 1995 г., 10 июля 1996 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №46. Ст.1543; 1992. №4. Ст.136; №12. Ст.605; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №31. Ст.2989; 1996. №29. Ст.3454.

19. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // СЗ РФ. 2003. №30. Ст.3046

20. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. №306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №12. Ст.1099.

21. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2003 г. «О бюджетной политике в 2004 году» // Справочная правовая система «Гарант»

22. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 июня 2002 г. «О бюджетной политике в 2003 году» // Справочная правовая система «Гарант»

23. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год» // Российская газета. 24 апреля 2001 г.

24. Письмо Президента РФ от 31 мая 2000 г. №Пр-1100 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» // Российская газета. 3 июня 2000 г.

25. Послание Президента РФ Б.Н. Ельцина Правительству РФ от 12 апреля 1999 г. «О бюджетной политике на 2000 год» // Российская газета. 13 апреля 1999 г.

26. Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. №126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №6. Ст.534; №34. Ст.4071

27. Указ Президента РФ от 31 января 1996 г. №126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №6. Ст.534; №34. Ст.4071

28. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. №672 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2003 г.» // Российская газета. 11 ноября 2003 г.

29. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. №584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №34. Ст.3503

30. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2001 года» // Наше время. 28 декабря 2000 г.

31. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2002 года» // Наше время. 20 июня 2002 г.

32. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2003 года» // Наше время. 13 марта 2003 г.

33. Закон Ростовской области «Об областном бюджете на 2004 года» // Наше время. 30 декабря 2003 г.

34. Борескова Е.В., Китова Е.Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы. 2000. №5. С.5-12.

35. Бушмин Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу // Финансы. 2000. №6. С.4. С.25-33.

36. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Владос, 1999.

37. Воронин Ю. От дефицита начала реформ к профицит «дерегулирования» // Экономист. 2002. №12. С.3-12.

38. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1996. С.26-27

39. Глазьев С. Инструментом какой социально-экономической политики быть бюджету-2001? // Российский экономический журнал. 2002. №9. С.3-36.

40. Глазьев С., Петров Ю. Бюджет-2002: выбор социально-экономической политики // Российский экономический журнал. 2001. №9. С.3-28.

41. Глазьев С., Жукова М. Бюджет-2003: очередной выбор социально-экономической политики // Российский экономический журнал. 2002. №9. С.3-14

42. Глазьев С., Петров Ю. Бюджет-2002: выбор социально-экономической политики // Российский экономический журнал. 2001. №9. С.3-16

43. Жданов А.А. Правовой режим внебюджетных фондов // Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996.

44. Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: Владос, 1998.

45. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997.

46. Конюхова Т. В. О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2001. №6. С.15-26.

47. Крохина Ю.А. Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность // Журнал российского права. 2002. №2. С.38-46.

48. Лушин С. Актуальные проблемы бюджета // Экономист. 2002. №7. С.63-71.

49. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики // Экономист. 2002. №7. С.55-62.

50. Нестеренко Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор экономического роста // Финансовая газета. 2002. №21.

51. Основин В. С. Государственно-правовые отношения. - М.: Юридическая литератруа,1965.

52. Пансков В. Бюджет-2001 чреват серьезными экономическими коллизиями // Российский экономический журнал. 2000. №10. С.3-10

53. Перова О.А. Комментарий отдельных статей бюджетного кодекса Российской Федерации // Гражданин и право. 2001. №6. С.12-18.

54. Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа от фискального прессинга к необходимому оптимуму // Российский экономический журнал. 1995. №11. С.38-52.

55. Петров Ю. Присоединение России к ВТО - новый раунд шокотерапии? // Российский экономический журнал. 2002. №3. С.38-47.

56. Пискотин М.И. Советское бюджетное право: основные проблемы. М.: Юридическая литература, 1971.

57. Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2002. №1. С.23-28.

58. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. №5. С.85-94.

59. Пронина Л.И. О налоговых доходах местных бюджетов во второй части Налогового кодекса Российской Федерации // Финансы. 2000. №9. С. 24.

60. Рикардо Д. Начала политической экономии // Классика экономической мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

61. Селезнев А. Качество сбалансированности федерального бюджета (анализ материалов проекта закона о бюджете на 2004 год) // Экономист. 2003. №10. С.18-28.

62. Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов // Классика экономической мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

63. Фадеев Д.Е. Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений // Журнал российского права. 2001. №11. С.38-52.

64. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Норма, 1997.

65. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Экономика, 1994.

66. Химичева Н.И. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов // Финансовое право: Учебник. М.: Норма, 1999.

67. Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1979.

68. Химичева Н.И. Финансовое право. М.: Норма, 1998.

69. Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: Правовые вопросы. М.: Юридическая литература, 1973.

70. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы (доклад рабочей группы Национального экономического совета к обсуждению на VIII Российском экономическом форуме) // Российский экономический журнал. 2003. №3. С.10-24.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8