скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Правовые основы государственных доходов и расходов, государственного финансирования скачать рефераты

Принцип возмездности служит гарантией добровольности кредитных отношений с участием государства, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом. Возмездность в отношениях по государственному кредиту выражается, в начислении процентов к основному долгу, которые также как и сумма погашения, вносятся в федеральный бюджет или бюджет соответствующего субъекта Федерации.

Принцип целевой направленности государственных кредитных средств закреплен Бюджетным кодексом РФ и означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства оговаривать цели их размещения. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право привлекать из федерального бюджета кредиты для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов региональных бюджетов по погашению возникших долговых обязательств. Целевую направленность имеют и бюджетные кредиты, предоставляемые юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Цели, на которые может быть предоставлен государственный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год. При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечет применение мер ответственности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Принцип обеспеченности означает предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату государственного кредита. Государство вынуждено гарантировать возврат выданных кредитов посредством применения к имуществу должника мер в соответствии с п. 3 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

При неисполнении заемщика обеспечить исполнение обязательств по государственному кредиту перечисленными способами бюджетное законодательство исключает возможность предоставления кредита за счет публичных денежных средств.

Принцип срочности означает, что кредит предоставляется или привлекается на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен. Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором.

Принцип возвратности государственного кредита означает, что выданная денежная сумма должна быть возвращена кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:

-вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом;

-в соответствии с договором государственного кредита допускается возврат денежных средств частями. В этом случае проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.

Принцип возвратности относится не только к действиям должника. Уполномоченные государственные органы, предоставляющие государство в кредитных правоотношениях, обязаны предпринять все предусмотренные законодательством меры по изысканию задолженности. Уполномоченный государственный орган, для реализации этой обязанности вправе обратиться в суд в порядке искового производства или арбитражный суд с заявлением о принуждении к исполнению денежного обязательства перед государством или о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника, имеющего непогашенную задолженность.

Финансовым законодательством предусмотрено несколько гарантий возврата временно выданных государственных денежных средств. На основании ст. 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетные кредиты могут предоставляться юридическому лицу только при отсутствии задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Обязательным условием предоставления государственного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита. Предварительный финансовый контроль может быть осуществлен финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.

В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. Сюда же относятся отношения, связанные с выдачей государственных займов. Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором относительно других государств.

Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Взятые взаймы у населения, хозяйствующих субъектов, у других государств денежные средства поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы как планируемый бюджетный ресурс, как ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, как инвестиционный ресурс, но обычно государственные займы особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются отдельной строкой.

В условиях нарастания бюджетного дефицита государство осуществляет рефинансирование государственного долга, то есть погашает государственную задолженность путем выпуска новых займов (например, Государственные краткосрочные облигации).

В настоящее время государственный кредит регулируется Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами от 10 мня 1995 г. «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» и от 1 июня 1995 г. «О государственных долговых товарных обязательствах», указами Президента РФ от 21 марта 1996 г. «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров», от 18 ноября 1995 г. «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» и от 8 апреля 1996 г. «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации».

По действующему законодательству государственный или муниципальный долг - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием, гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Долг может быть внешним, и тогда обязательства по нему возникают в иностранной валюте, и внутренним, состоящим из обязательств, выраженных в рублях.

Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации в части, принятой ею на себя.

Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся и федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

-кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

-государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

-договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

-соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

-основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

-объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

-объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

-объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

-объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

-объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В таких же формах могут быть выражены обязательства субъекта Федерации и муниципального образования с тем исключением, что органы местного самоуправления не вправе заключать подобные договоры с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъект;» Федерации и муниципальным долгом - соответственно органом исполнительной власти субъекта и уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 102 Бюджетного кодекса РФ Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъект Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, выпущенные в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя и могут составить весомую конкуренцию негосударственным ценным бумагам, эмитируемым негосударственными финансовыми фондами. Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации служат развитию рынка ценных бумаг.

К государственным займам, в которых государство выступает как кредитор, могут быть отнесены и казначейские ссуды, предназначенные для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности постоянно возникает необходимость оказывать финансовую помощь тем предприятиям и отраслям промышленности, в которых государство заинтересовано, для налаживания их стабильной деятельности. Поэтому использование казначейской ссуды и в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда Правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, а также выплаты процентов по нему. При этом оно несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными хозяйственными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов РФ или Правительством РФ. Если эмитентом является коммерческая структура, то за эмиссию выпускаемых ею денежных обязательств независимо от того, ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность данной структуры выдана лицензия Центрального банка РФ. В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств, и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумагам, но не более.

Особый интерес представляет международный государственный кредит, когда государство выступает на мировом финансовом рынке как в роли заемщика, так и кредитора.

Бюджетный кодекс РФ не содержит определения государственных внешних заимствований, хотя и использует это понятие. Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», утративший ныне силу, определял государственные внешние заимствования Российской Федерации как привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Это определение не утратило актуальности, но следует помнить, что государственные внешние заимствования в настоящее время могут осуществлять и субъекты Федерации.

Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг России.

Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, формируют государственные внешние активы РФ.

Заимствование осуществляется на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде постановления. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований и предоставляемых РФ государственных кредитов. В частности, предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению ее государственного внешнего долга РФ.

Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Министерства финансов РФ, а их порядок определяется Бюджетным кодексом РФ и актами Правительства РФ.

Крупнейшими новыми кредиторами России являются международные финансовые организации, и прежде всего МВФ. Министерство финансов РФ является полномочным представителем Российской Федерации по всем вопросам, касающимся заключения соглашения о займе с МБРР, его использования, погашения, обслуживания. В свою очередь, оно предоставляет средства займа конечным субзаемщикам - российским министерствам, ведомствам, региональным и муниципальным органам власти, предприятиям и организациям.

Основными видами ценных бумаг по государственному и муниципальному кредиту являются государственные и муниципальные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

Займы могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по срокам действия они делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ);

2) по праву эмиссии они делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы делятся на:

-реализуемые только среди населения;

-реализуемые только среди юридических лиц (примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем);

-реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения (в частности, ГКО и КО, которые государство продавало не только коммерческим и государственным структурам, но и населению);

4) по форме выплаты доходов займы делятся на:

-процентно-выигрышные, владельцы которых получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа посредством зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат (например, долговые казначейские обязательства и т. д.);

-выигрышные - их владельцы получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей (бывают займы и беспроигрышные, но сейчас они в РФ не выпускаются);

-беспроцентные (целевые), которые предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы но подписке близки к займам принудительным, поэтому в настоящее время они, как и принудительные, в России не применяются, кроме того займы делятся на облигационные и безоблигационные. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Различают также рыночные займы, т. е. такие, которые свободно покупаются и продаются на денежном рынке, и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже.

Все условия межправительственных займов фиксируются к специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и т. д.

Внешние облигационные займы на иностранных денежные рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами, которые за эту услугу взимают комиссионные.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность и изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

Обязанностью банковской системы является реализация ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную.

Центральный банк РФ и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Банк занимается также обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет федерального бюджета.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной задачей этой курсовой работы было рассмотрение правовых основ государственных доходов и расходов, а также государственного финансирования. Мы раскрыли такие определения как государственные доходы и расходы. Также в полном объеме указали понятия и принципы бюджетного финансирования.

В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и финансовым. В финансовых отношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные и немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут социальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются на государственные и муниципальные.

Государственные расходы и государственные доходы взаимосвязаны между собой. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование - безвозвратное использование денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование - есть часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.

Данная работа расширила наши знания в области государственного финансирования, а также государственных доходов и расходов РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законные и подзаконные акты

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. Налоговый кодекс РФ

4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации

5. Федеральный закон от 10 мая 1995 г. «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ»

6. Федеральный закон от 18 ноября 1995 г. «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»

Судебная практика

Учебники, монографии

7. Апель А. Основы финансового права

8. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. - М., 2004

9. Коммерческое право: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001

10. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. - М., 2004

11. Финансовое право: Учебник/Под ред. О.Н. Горбуновой. - М., 2004

12. Финансовое право: Учебник/Под ред. Е.И. Майоровой, Л.В. Хроленковой. - М., 2005

13. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М., 2000

14. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. - М., 2005

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4