скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Правовые основы государственных доходов и расходов, государственного финансирования скачать рефераты

Система государственных и местных доходов в Российской Федерации базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и муниципальных образований В связи с этим правовую основу образования государственных и местных доходов, помимо федерального законодательства, составляют правовые акты субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов являются нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), Конституция Российской Федерации. - М., 2003. - С.7 закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

-от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, недр и др., от приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий;

-от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

-от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

-от личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

-федеральные;

-субъектов Федерации;

-муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления.

Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления.

По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т. д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д.

С точки зрения отношений собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований и финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность, становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственного и местного, имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. К источникам внебюджетного фонда занятости и др., помимо установленных обязательных платежей, отнесены и добровольные взносы физических и юридических лиц.

К финансовым ресурсам государства и муниципальных образований, не являющимися их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.

Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований. Им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве или муниципальном образовании при недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.

С точки зрения порядка образования и использования государственные и муниципальные доходы можно подразделить ни две группы: централизованные и децентрализованные.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и муниципальных) предприятий. организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 Гражданского кодекса РФ). Гражданский кодекс РФ. - М., 2001Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодатель относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектом Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных программ.

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований - это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах. В отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

К неналоговым доходам также относятся платежи штрафного характера, которые формируются за счет:

-поступлений за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

-санкций за нарушение порядка применения цен;

-административных штрафов и иных санкций, включим штрафы за нарушение правил дорожного движения;

-сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей. В составе неналоговых доходов можно выделить следующие группы.

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от определенных видов деятельности. К ним относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;

-доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

-проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;

-доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

-перечисление прибыли Центрального банка РФ;

-платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, формируемые за счет:

-поступлений от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

-поступлений от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций; доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;

-доходов от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

3. Административные платежи и сборы. К их числу относятся:

-таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;

-прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

4. Доходы от внешнеэкономической деятельности. Их основу составляют поступления от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).

Учитывая наличие названных общих признаков данных платежей с налогами, законодатель объединил их в единую систему платежей, названную налоговой системой. Это положение регулируется Налоговым кодексом РФ.

В Федеральном законе от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» ФЗ РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 № 1254-ФЗ упомянутые платежи также отнесены к группе налоговых доходов.

Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ. Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, дли воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41 Конституции РФ) и используются соответственно задачам названных фондов. Действующим законодательством в налоговую систему они не включены. Однако в ст. 13 Налогового кодекса РФ в перечне федеральных налогов и сборов указаны взносы в государственные социальные внебюджетные фонды без определения их как страховых, что не соответствует упомянутым нормам Конституции РФ.

Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

2.2 Правовое регулирование государственного и муниципального кредита

Значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в форме кредитов, государственных займов, займов органов местного самоуправления и в других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей компетенции.

Под государственным (муниципальным) кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) с физическими и юридическими лицами по поводу:

-мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

-выдачи бюджетных средств на тех же началах: возвратности, срочности, платности.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, взаймы (под проценты) денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях на условиях добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предусмотрен ст. 75 Конституции РФ. Государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях, связанных с государственным кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-первых, кредитор вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их на иные цели. Во-вторых, действует конституционный запрет на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4