скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Правовые основы государственных доходов и расходов, государственного финансирования скачать рефераты

Статьи расходов составляются на основе норм расходов.

Под нормами расходов понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям.

По юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на:

1) обязательные - в процессе применения они не подлежат изменениям; круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и пр. Но в условиях нехватки бюджетных средств органы, занимающими бюджетными учреждениями, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы;

2) необязательные - в процессе применения можно изменить в зависимости от особенностей субъекта финансирование (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

По содержанию нормы расходов подразделяются на:

1) материальные - показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов (количество электроэнергии для освещения класса, количество продуктов питания на одного больного в день и т. д.);

2) денежные - отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством РФ или соответствующим органом управления

По степени охвата затрат нормы расходов подразделяются на:

1) индивидуальные - содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений;

2) комбинированные - выступают как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю.

Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими.

На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение.

Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.

После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.

Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы.

К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.

Характерной особенностью правового режима специальных средств является целевой порядок их расходования, то есть полученные средства должны использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт транспортных средств, улучшение питания и т. д.). В условиях дефицита федерального бюджета внебюджетные средства могут использоваться и на другие объекты, находящиеся на сметно-бюджетном финансировании (пополнение основных фондов и т. д.).

По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы специальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Для всех смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все не израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студентам и т. д.

Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока:

1) для передачи физическим лицам - три года;

2) для передачи юридически лицам - один год;

3) для передачи бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу.

По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Источниками финансирования социально-культурных мероприятий, помимо бюджетных, выступающих в качестве основных, могут являться дополнительные средства, в том числе валютные, в виде платы за дополнительные услуги, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, включая иностранных.

Особое место в системе социально-культурных мероприятий занимают средства массовой информации, прежде всего государственное радиовещание и телевидение. Значительная часть средств массовой информации действует на платной коммерческой основе и соответственно имеет собственные финансовые средства, часть расходов которых не покрывается собственными доходами, финансируется из бюджета.

Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов:

-Пенсионного фонда РФ;

-Фонда социального страхования РФ;

-Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Все государственные внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют (накапливают) денежные средства. Их можно назвать вторым бюджетом страны.

Государство лимитирует (ограничивает) расходы на содержание всех органов государственного управления РФ. Президент и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, в системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.

Во всех видах классификаций расходов бюджетной классификации РФ расходы на содержание аппарата государственного правления занимают первое место. В функциональной классификации расходов федерального бюджета первым разделом являются расходы на государственное и местное самоуправление.

Общим условием регулирования управленческих расходов является наличие сметы расходов органов государственного управления. Данная смета включает оплату труда государственных служащих, надбавки к заработной плате, прочие денежные выплаты.

На определенном уровне государственного управления - федеральном, региональном, местном в соответствии с утвержденной численностью аппарата - составляются штаты объединений, учреждений и организаций. Штаты каждого учреждения утверждаются или в индивидуальном порядке, или на основе типовых штатов. Важную роль в регулировании расходов на содержание аппарата управления играют государственные должности и должностные оклады.

В аппарате управления значительны расходы на командировки и другие служебные разъезды в силу дороговизны оплаты транспортных средств. Законодательством предусматривается три вида служебных командировок:

-в пределах Российской Федерации;

-на территории стран бывшего СССР;

-на территории стран дальнего зарубежья.

Основными вопросами при определении расходов на командировки являются размер выплаты суточных (вид валюты) и срок командировки.

Размеры выплаты суточных при краткосрочных командировку в пределах территории России и стоимость проездных документов на все виды транспорта зависят от групп государственных должностей.

Расходы на национальную оборону входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Деятельность государства по обороне страны является важным фактором укрепления его независимости и могущества.

Расходы на содержание Вооруженных Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования и здравоохранения.

В условиях сокращения численности Вооруженных Сил РФ большое значение приобретают расходы на выплату единовременных денежных пособий военнослужащим при увольнении в запас. В данные пособия входят:

-выплаты компенсации за вещевое имущество;

-оплата транспортных услуг;

-обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы.

Денежные средства, выделяемые государством на национальную оборону, предусматриваются сметой Министерства обороны РФ, которой распоряжается министр обороны.

Особым подразделением бюджетного раздела на военные цели являются расходы на проведение военной реформы, которой предается исключительно важное значение в совершенствовании Вооруженных Сил РФ.

Важное значение в развитии производства принадлежит капитальным вложениям, т. е. затратам на воспроизводство основных фондов.

Нормативным актом, закрепляющим основные положения этой деятельности, является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»от 25.0299 № 1247-ФЗ

В соответствии с ним капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал, включая затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инвентаря и другие затраты.

Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные или привлеченные средства инвесторов.

Инвесторами, осуществляющими капитальные вложения могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Законодательство определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений:

1) путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации осуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетах на соответствующий год. Применяются и другие формы возврата бюджетных средств.

Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на инвестиционные цели; части доходов от использования и продажи, а также приватизации федерального имущества; доходов от бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности; отчислений части поступлений от размещения государственных ценных бумаг и др.

Использование средств бюджета развития должно осуществляться исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности. При этом не допускается отвлечение его временно свободных средств на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.

Субъекты Федерации могут принимать участие в реализации задач бюджета развития путем принятия на себя обязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях.

За исполнением бюджета развития осуществляется контроль, такой же, как и контроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата РФ проводит проверку финансовой деятельности Правительства РФ по использованию средств бюджета на основе поручения Государственной Думы.

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ. Аналогична компетенция органов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении порядка финансирования за счет средств соответствующих региональных бюджетов.

Федеральное законодательство закрепляет также основы регулирования капитальных вложений органами местного самоуправления. Предусмотрены аналогичные государственным формы и методы регулирования как путем создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для инвестиции капитальных вложений, так и путем прямого участия органов местного самоуправления в этих инвестициях.

ГЛАВА II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

2.1 Правовое регулирование государственных и местных доходов

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. Распоряжаются ими органы местного самоуправления.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим.

Как указывалось выше, с 31 июля 1998 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ (часть первая), Налоговый кодекс Российской Федерации. - М., 2005. -С. 26 который закрепляет новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ. В нем урегулированы вопросы привлечения государственными и муниципальными образованиями заемных средств, определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями и т. д.

Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определены, помимо Бюджетного кодекса РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М., 2003федеральными законами от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.97 № 124-ФЗ от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др. По вопросам разграничения полномочий финансово-бюджетных взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами исключаются федеративные договоры. Кроме того, действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4