Организация исполнения расходов на разных уровнях бюджетной системы РФ
За Федеральным казначейством закрепляется кассовое исполнение федерального бюджета. Права главных распорядителей средств бюджета, вертикальная подчиненность бюджетополучателей, экономический и организационный контроль - эта область вне деятельности органов казначейства.
Таким образом, в этом году исполняется 10 лет воссоздания в России казначейства. И главная заслуга в том, что казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей.
1.2. Федеральное казначейство в Российской Федерации: опыт формирования и развития
1.2.1. Динамика создания и развития органов федерального казначейства России
Создание казначейской системы в России как инструмента управления исполнением федерального бюджета началось с января 1993 года. Указом Президента РФ от 08.12.1992 года №1556 в принципиальном, а Постановлением Правительства России от 27.08.1993 года №864 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства.
В рамках Министерства финансов создается Главное управление Федерального казначейства. Возглавляет данное управление заместитель министра финансов - начальник Главного управления, которого назначает министр финансов. В составе Главного управления федерального казначейства (ГУФК) в настоящее время создано 18 отделов.
Подготовка к переходу на новую систему исполнения бюджета включала кроме создания центрального органа формирование соответствующих территориальных органов. Как известно, в Российской Федерации реализована асимметричная модель государства. В ее составе, как определено в Конституции РФ, республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения. В соответствии с территориальным делением страны сформирована структура органов казначейства, представленная на рисунке 1. 4.
Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета происходил поэтапно, так как в составе Российской Федерации находится 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, а также большое число главных распорядителей средств по федеральному бюджету.
Министерство финансов РФ
|
|
|
|
УФК по
г.Санкт-Петербург
|
|
ГУФК
|
|
УФК по г.Москве
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УФК по автономным округам -10
|
|
Республикан-ские
УФК -21
|
|
Краевые
УФК -6
|
|
Областное
УФК -49
|
|
УФК по
автономной
области- 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.4. Структура органов Федерального казначейства
Функционирование вновь создаваемой системы планировалось начать с передачи ей вопросов финансирования федеральных расходов. В 1993 году предполагалось осуществить формирование руководящего состава территориальных органов. Однако в этом году казначейские органы были созданы только в 17 субъектах Федерации.
Наиболее успешными для становления органов Федерального казначейства были 1994-1995 годы. В этот период сформировалась развернутая периферийная сеть, были отработаны схема и порядок взаимодействия всех уровней управления федеральными бюджетными средствами, начато практическое исполнение федерального бюджета системой Федерального казначейства.
Таблица 1.2.
Динамика создания и развития органов федерального казначейства России
|
11993
|
11994
|
11995
|
11996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
Количество территориальных органов федерального казначейства, всего
В т.ч. в субъектах РФ
в городах и районах
|
37
|
1410
56
1354
|
1718
65
1653
|
2094
83
2011
|
2181
87
2094
|
2230
87
2143
|
2234
87
2147
|
2239
87
2152
|
2248
88
2160
|
|
Количество казначейств, осуществляющих операции по учету доходов федерального бюджета
|
|
|
|
|
|
2193
|
2212
|
2156
|
2161
|
|
Количество казначейств, осуществляющих операции по учету средств федерального бюджета
|
|
|
|
|
|
2214
|
2226
|
2239
|
2246
|
|
Количество казначейств, осуществляющих финансирование расходов через лицевые счета, открытые в органах казначейства
|
|
|
|
|
|
2202
|
2219
|
2234
|
2237
|
|
Количество бюджетополучателей, финансируемых по смете
|
|
|
|
|
|
47831
|
49334
|
49521
|
49631
|
|
Количество БП, переведенных на финансирование через лицевые счета казначейства
|
|
|
|
|
|
37901
|
48091
|
48878
|
48951
|
|
|
С 1994 года территориальные органы Федерального казначейства стали сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе, вести учет и распределение федеральных доходов. С начала 1995 года казначейские органы в 20 субъектах Федерации работали с доходной частью бюджета, обеспечивая ежедневное расщепление и зачисление в каждый из уровней бюджетной системы причитающейся квоты. В 1997 году проделана большая организаторская работа по переводу всех бюджетополучателей из коммерческих банков в казначейство. В целом ситуация по становлению и развитию органов Федерального казначейства представлена в таблице 1.2 и на рисунке 1.5.
Рис. 1.5. Динамика количества территориальных органов федерального казначейства
По состоянию на 01 января 2001 года органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 года открыто управление Федерального казначейства по Республике Татарстан. С 01 января 2001 года на казначейскую систему были переведены флоты, отдельные армии и корпуса, с 01 июля 2001 года - крупные военные соединения. С 01 октября 2001 года был начат завершающий этап перевода воинских частей Министерства обороны на обслуживание в органы федерального казначейства. Таким образом, создание единой централизованной системы исполнения бюджета на всей территории России завершилось.
Органы казначейства Министерства финансов Российской Федерации, действуя в рамках законодательных, нормативных правовых актов и в пределах возложенных на них функций, обеспечивают полный и сопоставимый учет доходов и расходов федерального бюджета, регулирование межбюджетных отношений, целевое использование бюджетных средств. Для решения этих вопросов организован определенный порядок документооборота и обмена информацией с различными организациями и учреждениями. Среди них следует перечислить учреждения Центробанка РФ, территориальные органы министерства по налогам и сборам, контрольно - ревизионные управления Министерства финансов, органы защиты правопорядка и обеспечения законности и так далее. При взаимодействии указанных структур решаются следующие задачи:
- обеспечение достоверности данных по учету и отчетности исполнения федерального бюджета;
- распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
- устранение диспропорции при зачислении доходов в разные уровни бюджетов, что связано с применением особых форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам;
- обеспечение сопоставимости учета и отчетности различных органов по налогам и обязательным платежам, зачисляемым в бюджетную систему;
- использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения федерального бюджета;
- совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении бюджета;
- повышение эффективности контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
- обеспечение координации действий при организации и проведении контрольной работы;
- совместное рассмотрение и решение организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;
- реализация мер, принимаемых по фактам установленных нарушений бюджетного законодательства РФ.
Важным аспектом управления государственными финансовыми средствами является тип учреждения, в котором казначейство держит счета бюджета. Если обратиться к зарубежному опыту, то практически везде - это центральные банки. Такой выбор объясняется двумя основными причинами. Во-первых, во многих странах Центральный банк является прямым или косвенным кредитором правительства, которое зачастую платит проценты по взятым ссудам. Тем самым, имея счета в Центральном банке, правительство может использовать их балансовые остатки для сокращения своей чистой задолженности и таким образом также сокращать свои финансовые издержки. Во-вторых, сбор бюджетных поступлений и оплата государственных расходов зачастую приводят к значительным изменениям в ликвидности, поэтому органам денежно - кредитного регулирования необходимо весьма тщательно контролировать эти финансовые потоки, с тем, чтобы в соответствующих случаях своевременно принимать денежно- кредитные контрмеры. Также известны случаи, когда счета казначейства размещены в частных коммерческих банках. Этот вариант является для государства более дорогостоящим, так как остатки на счетах бюджета в коммерческих банках не уменьшают задолженности перед Банком России.
Учитывая нестабильность экономики в России и связанное с этим неустойчивое состояние коммерческих банков, в нашей стране принят следующий порядок. Согласно статьям 155 - 156 Бюджетного кодекса РФ, органы казначейства держат счета в учреждениях Центрального банка России. В случае отсутствия на территории учреждений ЦБ РФ счета размещают в уполномоченных коммерческих банках (таблица 1.3).
Таблица 1.3.
Количество счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых банками для органов Федерального казначейства
|
На 01.07.97
|
На 01.10.98
|
На 01.01.99
|
|
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
|
В учреждениях Банка России
|
3266
|
65,1
|
3224
|
62,8
|
3272
|
63,1
|
|
В Сбербанке РФ
|
1331
|
26,5
|
1758
|
34,4
|
1849
|
35,6
|
|
В кредитных организациях
|
421
|
8,4
|
151
|
2,9
|
70
|
1,3
|
|
Всего:
|
5018
|
100
|
5133
|
100
|
5191
|
100
|
|
|
Более наглядно данная картина представлена в диаграммах на рисунках 1.6, 1.7, 1.8, 1.9.
Рис. 1.6. Количество счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых банками для органов Федерального казначейства по состоянию на 01.01.1997 года
Рис. 1.7. Количество счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых банками для органов Федерального казначейства по состоянию на 01.01.1998 года
Рис. 1.8. Количество счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых банками для органов Федерального казначейства по состоянию на 01.01.1999 года
Рис. 1.9. Количество счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых банками для органов Федерального казначейства по состоянию на 01.01.2000 года
Данные таблицы 1.3 и рисунков свидетельствуют о том, что основное количество счетов органов казначейства открыто в Центральном банке России. Снижение доли участия Банка России в обслуживании счетов органов казначейства с 01.07.98 по 01.01.99 на 2 пункта произошло в связи с закрытием расчетно-кассовых центров на ряде территорий. Значительно увеличилась в обслуживании счетов казначейства доля Сбербанка России (на 10 пунктов).
С 01 января 2001 года Казначейством обрабатываются и распределяются платежные поручения на перечисление платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов. В 2002 году эта задача еще белее усложнилась: уже не 8, а 11 платежных документов на перечисление доходов, поступивших в уплату единого социального налога, необходимо обработать и учесть. При этом, когда платежи из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда осуществляются централизованно, и в этом вопросе не может быть никаких задержек, всем органам федерального казначейства необходимо точно и в срок представлять установленную информацию о поступлении данного налога.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|