скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Организация исполнения расходов на разных уровнях бюджетной системы РФ скачать рефераты

Организация исполнения расходов на разных уровнях бюджетной системы РФ

3

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

5

Глава 1. Проблемы совершенствования казначейских технологий исполнения бюджета ………………………………………………………….

8

1.1. Казначейская система как фактор повышения эффективности управления бюджетными средствами……………………………………….

8

1.1.1. Зарубежный опыт деятельности казначейства…….….…………….

8

1.1.2. Генезис создания и развития казначейства в России……………..

22

1.1.3. Причины воссоздания казначейской системы в РФ.……………….

37

1.2. Федеральное казначейство в Российской Федерации: опыт формирования и развития……………………………………………………..

48

1.2.1. Динамика создания и развития органов федерального казначейства России……………………………………………………………

48

1.2.2. Правовые основы функционирования органов федерального казначейства……………………………………………………………………..

59

1.2.3. Итоги реализации целевой программы развития казначейства……………………………………………………………………..

67

Глава 2. Пути совершенствования исполнения федерального бюджета на территориальном уровне…………………………………..

73

2.1. Управление доходами и регулирование межбюджетных отношений………………………………………………………………………..

73

2.1.1. Особенности казначейского исполнения федерального бюджета по доходам……………………………………………………………………….

73

2.1.2. Анализ исполнения бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов…………………………………………………………………………

89

2.1.3. Совершенствование технологий федерального бюджета в регулировании доходов всех уровней бюджетной системы……………………………………………………………………………

99

2.2. Роль федерального казначейства в повышении эффективности межбюджетных отношений…………..…………….………………………….

110

2.2.1. Методы регулирования межбюджетных отношений и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов…………………….

110

2.2.2. Перспективы реформы межбюджетных отношений………………..

121

Глава 3. Актуальные проблемы организации исполнения расходов на разных уровнях бюджетной системы РФ………………

133

3.1. Организация финансирования расходов федерального бюджета…………………………………………………………………………...

133

3.1.1. Этапы санкционирования федеральных расходов…………………

133

3.1.2. Расчетно-кассовое обслуживание получателей средств федерального бюджета………………………………………………………..

153

3.2. Казначейская система исполнения региональных и местных бюджетов………………………………………………………………………….

178

3.2.1. Анализ возможных вариантов казначейского исполнения региональных и местных бюджетов………………………………………….

178

3.2.2. Эффективность управления бюджетными средствами и казначейская система: опыт Санкт-Петербурга и В.Новгорода…………

192

Глава 4. Проблемы организации контроля исполнения бюджета…

203

4.1. Организация контрольной деятельности органов федерального казначейства……………………………………………………………………..

203

4.1.1. Система реализации контрольных функций органами казначейства……………………………………………………………………...

203

4.1.2. Организация взаимодействия с другими организациями в системе контроля………………………………………………………………..

236

4.1.3. Планирование и координация контрольной работы………………..

244

4.2. Анализ результатов контрольной деятельности органов федерального казначейства России…………………………………………

251

Глава 5. Совершенствование деятельности федерального казначейства……………………………………………………………………..

270

5.1. Проблемы и преимущество единого казначейского счета………...

270

5.2. Создание единой государственной финансовой информационной системы……………………………………………………………………………

282

5.3. Совершенствование технологий взаимодействия участников бюджетного процесса……………………………………………………………

290

Заключение……………………………………………………………………….

299

Библиографический список…………………………………………………

302

Приложения………………………………………………………………………

310

ВВЕДЕНИЕ

По мере перехода российской экономики к рыночным отношениям все большее значение приобретает рациональное управление государственными финансами. К середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из под контроля Правительства.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов Федерального казначейства и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения как первого этапа по установлению контроля Правительства Российской Федерации за государственными финансами. К 2001 году создание органов казначейства на территории Российской Федерации было практически завершено.

Основное предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Правительство Российской Федерации должно знать, сколько у него денег, сколько оно должно из них отдать, когда и кому, а также прогнозировать, сколько и когда оно получит доходов. Основным поставщиком этой информации для Правительства РФ выступает Федеральное казначейство.

Собранная Казначейством информация позволяет Правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики. Правительство страны может увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами Правительства, в структуре государственной исполнительной власти Федеральное казначейство выполняет роль «кассира» и «главного бухгалтера». Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, а в конечном итоге - о всех государственных финансовых ресурсах.

Зная, когда и какие расходы будут осуществлять бюджетные учреждения, Казначейство, оперативно управляя свободными остатками средств, может вносить предложения по сокращению привлечения краткосрочных источников погашения внутрикассовых разрывов, что, в конечном счете, приведет к экономии бюджетных средств, направляемых на обслуживание государственного долга.

Цель дипломной работы состоит в определении роли и места органов федерального казначейства в процессе исполнения федерального бюджета и реализации российской модели бюджетного федерализма; выработке рекомендаций по совершенствованию казначейских бюджетных технологий; в теоретическом обосновании и выработке практических рекомендаций по формированию эффективного исполнения федерального бюджета и управления государственными финансами.

Методологической основой работы послужили труды отечественных экономистов в области теории и практики государственных финансов и межбюджетных отношений, законодательные и нормативные акты по проблемам бюджетной системы и бюджетной политики, материалы семинаров и конференций по вопросам внедрения казначейской системы исполнения бюджетов, совершенствования исполнения федерального бюджета и межбюджетных отношений; методические и инструктивные документы Министерства Финансов, Главного Управления Федерального Казначейства; материалы периодических изданий по исследуемым вопросам; отчеты по исполнению федерального, областного и местного бюджета на территории Новгородской области.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе сформулированы теоретические положения и выводы, которые используются при исполнении бюджета и реализации принципов бюджетного федерализма. Выработанные на основе проведенного анализа предложения по совершенствованию применяемых процедур позволят модернизировать исполнение бюджетов, перейти к казначейской системе исполнения бюджетов всех уровней.

Объем и структура работы обусловлены поставленной целью и задачами исследования. Данная работа представлена комплексным исследованием, подготовленной группой слушателей:

Проблемы совершенствования казначейский технологий исполнения бюджета - Гарипова Н. А.;

Пути совершенствования исполнения федерального бюджета на территориальном уровне - Голубкова Г. Ф.;

Актуальные проблемы организации исполнения расходов на различных уровнях бюджетной системы РФ - Касаткина Т. А.;

Проблемы организации контроля исполнения бюджета - Кищенко В.

Таким образом, за десять лет функционирования казначейства сделано главное - создана система, позволяющая все операции со средствами федерального бюджета проводить по счетам федерального казначейства, обеспечивая при этом контроль за соблюдением бюджетного законодательства и своевременный учет этих операций. А в работе, в том числе направленной на реформирование финансовой системы России, следует не только достойно продолжать традиции предшественников, но и использовать лучшие мировые образцы устройства государственных финансов.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

1.1. Казначейская система как фактор повышения эффективности управления бюджетными средствами

1.1.1. Зарубежный опыт деятельности казначейства

В любой стране бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти, а взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных странах имеют свои особенности. В настоящее время различают два варианта бюджетного устройства страны: унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Странам с федеративной бюджетной системой присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.

Различные варианты бюджетного устройства страны определенным образом влияют на процесс исполнения бюджета, и, прежде всего, на организацию межбюджетных отношений. Поэтому представляет интерес изучение процессов исполнения бюджетов как в федеративных, так и в унитарных странах. Для анализа процедур исполнения бюджетов рассмотрим опыт Австралии, Бразилии, Испании, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Швеции, Франции и Японии, исполнение бюджетов в которых осуществляется по казначейской системе. В таблице 1.1. приведена классификация вышеперечисленных государств по типу государственного устройства.

Таблица 1.1.

Классификация стран по типам государственного устройства

Страна

Тип государственного устройства

Австралия, Бразилия, США

Федеративный

Испания, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швеция, Франция, Япония

Унитарный

Основным предназначением национального казначейства во всех странах является содействие оптимальному финансовому управлению государственными ресурсами. Казначейство своевременно обеспечивает бюджетные учреждения необходимыми средствами для их функционирования. Однако международный опыт показывает, что учреждения, которые называются одинаково - Казначейство, - выполняют различные обязанности из того диапазона функций, которые входят в управление государственными финансами.

С учетом исторических и других факторов, экономического положения страны, соотношения сил между государственными учреждениями, отвечающими за вопросы управления экономикой, Казначейство выполняет различные функции в следующих областях:

- планирование и контроль исполнения бюджета центрального правительства и контроль за операциями внебюджетных фондов, органов управления регионального и местного уровня;

- текущее управление наличностью, включая контроль за поступлениями и выплатами по правительственным счетам в банковской системе;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7