скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Организация и опыт работы органов федерального казначейства по учету операций по расходованию средств федерального бюджета скачать рефераты

- доходы федерального бюджета быстрее становятся доступными для использования.

Перечисленные преимущества введения ЕКС в совокупности с мероприятиями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создают реальные предпосылки для эффективного использования средств федерального бюджета. Тарасов, М. Единый казначейский счет: преимущества, порядок функционирования / М. Тарасов // Финансы. - 2004.-№ 40.- С.3-8.

1.3.2. Реформирование Бюджетной классификации РФ

и бюджетного учета

Основными причинами, стимулировавшими разработку и внедрение новой системы бюджетного учета, были следующие:

1. недостатком существовавшей системы можно считать отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Указанная проблема выражалась в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотнесения их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложнялось использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов;

2. бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ, в зависимости от возложенных на них функций, в ходе исполнения бюджета делится на две области ведения учета:

- учет по операциям кассового обслуживания бюджета;

- учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением, которое должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления.

Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.

Третьей причиной реформирования системы бюджетного учета являлась необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов, что дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее секторы. Кроме того, такая информация будет способствовать информированности общества в проводимой экономической политике и укреплению доверия к деятельности правительства. Однако при существующей системе учета исполнения бюджетов, разделенной на два обособленных сегмента, опосредованно связанной с бюджетной классификацией и не в полной мере соответствующей Международным стандартам учета, сформированная на ее основе бухгалтерская отчетность не дает целостной картины состояния государственных финансов в стране и непонятна иностранным партнерам.

И, наконец, такой важный участок финансово-хозяйственной деятельности, как санкционирование бюджетных расходов, вообще не отражался в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса. Учет таких операций осуществлялся вне рамок бухгалтерского учета: по Ведомости учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) и объемов финансирования расходов у главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ф. № 301) и у получателя бюджетных средств (ф. № 294). В результате нарушался один из основных принципов бюджетного законодательства РФ - принцип санкционирования всех расходов бюджетных учреждений, что существенно снижало уровень контроля со стороны распорядителей бюджетных средств за их целевым использованием.

Для реализации новых принципов формирования системы бюджетного учета и устранения вышеперечисленных и иных недостатков ранее действующей системы организации бухгалтерского учета в секторе государственного управления Приказом Министерства финансов РФ от 26.08.2004 г. № 70н была утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее по тексту - Инструкция № 70н).

Первая из перечисленных выше проблем реализована в Инструкции № 70н путем включения кодов бюджетной классификации (КБК) РФ в структуру счетов бюджетного учета в виде первых 17 знаков номера счета Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 № 114 Н // СПС Консультант Плюс.

.

Проблема объединения в единый План счетов бюджетного учета двух ранее обособленных по объектам и методам уровней системы бухгалтерского учета исполнения бюджета в новом Плане счетов бюджетного учета решается выделением для органов, организующих исполнение бюджетов, и бюджетных учреждений обособленных, но методически связанных друг с другом участков Плана счетов.

При этом объектами учета являются:

- по учету методом начислений - нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат (чистая стоимость активов), а также счета по учету санкционирования расходов, юридические обязательства бюджетных учреждений;

- по учету кассовым методом - кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, счета по учету санкционирования расходов бюджетов, юридические обязательства органов, организующих исполнение бюджетов (включая органы федерального казначейства), а также кассовые поступления и выбытия бюджетных учреждений, не перешедших на казначейское исполнение бюджетов.

Кроме того, в Плане счетов бюджетного учета решена проблема совместного существования различных методов исполнения бюджетов: с одной стороны, казначейского метода, основанного на организации финансирования и оплаты расходов бюджетных учреждений через открытые им лицевые счета в органах Федерального казначейства, с другой - кассового метода, заключающегося в финансировании бюджетных учреждений и расходовании ими полученных бюджетных средств через открытые им счета в банковских организациях Гарнов, И. Новая система бюджетного учета / И. Гарнов// Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". - 2005. - № 2.- С. 9-10.

.

1.3.3. Новая бюджетная классификация РФ

Основными отличиями новой бюджетной классификации от ранее применяемой являются следующие:

- коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета, что позволяет осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса;

- вместо прежних 7-значных кодов классификации доходов бюджетов введены единые 20-значные, первые 17 разрядов которых отражаются в номере соответствующего счета бюджетного учета;

- в отношении расходной части исполнения бюджетов коды ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов объединены в номерах счетов бюджетного учета в 20-разрядный код бюджетной классификации расходов. Несколько изменились принципы отнесения затрат бюджетного учреждения на соответствующие коды экономической классификации расходов (далее - ЭКР), то есть отнесение на статью ЭКР теперь будет осуществляться четко в соответствии с сущностью осуществляемых мероприятий (заработная плата, пособия по социальному страхованию, транспортные расходы, включая соответствующие затраты при служебных командировках и т.п.), а не детализироваться по укрупненным целям расходов (оплата труда, служебные командировки и т.п.). Отражение укрупненных целей расходов будет реализовываться через отражаемые в составе номеров счетов коды функциональной классификации расходов Дубинина, И. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации / И. Дубинина //Финансы.-2004.-№ 12 - С.7-11..

Рассмотрим только основные отличия вводимой бюджетной классификации РФ от ранее действующей.

Структура кода классификации доходов бюджетов РФ представлена в виде четырех составных частей (см. табл. 1).

Таблица 1.

Структура кода классификации доходов бюджетов РФ

Администратор

Группа

Подгруппа

Статья

Подстатья

Элемент

Программа

Экономическая классификация доходов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1-я часть

2-я часть

3-я часть

4-я часть

Первая часть - код администратора. Он соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета

Вторая часть кода бюджетной классификации доходов РФ (с 4 по 13-й разряды) раскрывает виды доходов соответствующего бюджета с детализацией на группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы бюджетных доходов.

И, наконец, третья часть, представленная тремя последними знаками кода, - экономическая классификация доходов. Она раскрывает экономический смысл источников пополнения соответствующего бюджета (налоговые доходы, доходы от собственности, от оказания платных услуг, от операций с активами и т.п.) Гарнов, И. Новая система бюджетного учета / И. Гарнов // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". - 2005. - № 2. - С. 9-10.

.

С 01 января 2005 года в действие вступила новая бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина России от 10.12.2004 г. № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Приказ № 114н).

Распределение по уровням классификаций расходов бюджетов представлено в таблице 2.

Функциональная классификация расходов (далее - ФКР) делит расходы бюджетов в зависимости от выполнения государственных функций на 4 уровня.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации (далее -ЭКР) является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Таблица 2

Уровни бюджетной классификации расходов РФ

Бюджетная классификация расходов

Функциональная

Экономическая

1-й уровень

Раздел

Группа

2-й уровень

Подраздел

Статья

3-й уровень

Целевая статья

Подстатья

4-й уровень

Вид расходов

В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп:

- 200 - расходы;

- 300 - поступление нефинансовых активов;

- 500 - поступление финансовых активов;

- 600 - выбытие финансовых активов Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004. № 249 // СПС Консультант Плюс..

Кроме того, произведена увязка новой бюджетной классификации и новой инструкции по бюджетному учету: в составе бухгалтерского счета указываются коды функциональной и экономической классификации расходов бюджетов.

Коды функциональной и экономической классификации расходов бюджетов определяют целевой характер бюджетных средств.

Таким образом, в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» введение новой бюджетной классификации способствует смещению акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Антипова, Т. Новая бюджетная классификация расходов для бюджетных учреждений / Т. Антипова // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2004.-№4. - С. 8.

Подход Главного управления федерального казначейства и Департамента бюджетной политики основан на том, чтобы в экономической классификации не был приведен исчерпывающий перечень тех или иных расходов, а была закреплена общая логика, которая давала бы возможность бухгалтеру на основании его профессионального бухгалтерского суждения принимать решения Нестеренко, Т. Стенограмма селекторного совещания ГУФК и руководителей УФК по субъектам РФ от 08 декабря 2004 г. // СПС Консультант Плюс..

Рассматривая комментарии к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, следует отметить, что при несомненном наличии ряда положительных сторон новой бюджетной классификации РФ (ее более продуманная структура, прозрачность, устранение неоправданной детализации статей экономической классификации расходов бюджетов и т.п.) отдельные ее положения не в полной мере соответствуют общей логике построения системы бюджетного учета государства и требуют дополнительных доработок, изменений и разъяснений со стороны законодательных органов РФ.

1.3.4. Основные направления реализации положений

реформы бюджетного учета

Основные направления реализации положений реформы бюджетного учета определены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2003 году»:

- использование метода начислений;

- интеграция с бюджетной классификацией;

- объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях.

Следует отметить, что впервые не только в российской, но даже и в мировой практике вопросы реформы государственного учета освещены на таком высоком политическом уровне.

Первое положение Бюджетного послания - использование метода начислений

В качестве примера при кассовом методе учета можно привести существующий отчет об исполнении бюджета в упрощенном виде, который состоит из трех частей: доходы, расходы и источники финансирования, которые фактически представляют собой влияние на изменение остатков денежных средств. Говоря упрощенно, доходы и расходы - это поступления и выбытия средств на счетах бюджета. Наряду с отчетом формируется баланс, в котором отражаются доходы, расходы, источники финансирования и связанные с ними финансовые активы и обязательства (бюджетные ссуды, кредиты, государственный (муниципальный) долг).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8