скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Небанковские финансовые посредники скачать рефераты

Задачей финансовых посредников и является преодоление подобных затруднений во взаимодей-ствии между кредитором и заемщиком. Они покупают у заемщика прямые требова-ния и преобразуют их в непрямые, имеющие дру-гие характеристики (срок погашения, номинал), которые и продают затем кредиторы. Процесс такой трансформации носит название посредничества. Фирмы, специализирующиеся на этом виде дея-тельности, называются финансовыми посредника-ми или финансовыми институтами.

Обратите внимание на то, что баланс финансо-вого посредника определяется только финансовы-ми требованиями: непрямые (вторичные) требо-вания являются источником его средств (отражаются в пассивах), а привлеченные ресур-сы идут на приобретение прямых (первичных) тре-бований (отражаются в активах). Заметьте также, что при опосредованном финансировании в акти-ве кредитора содержатся требования не к заемщику, как при прямом финансировании, а к финансовому посреднику. Рынок опосредованного кредитова-ния имеет все черты розничного рынка, а непря-мые финансовые требования нередко получают собственные названия, сберегатель-ные счета или паи фондов денежного рынка.

2. Ссудо-сберегательные институты.

2.1. Ссудо-сберегательные ассоциации. ( на примере США )

Ссудо-сберегательные ассоциации представляют собой кредит-ные товарищества, созданные для финансирования жилищного строительства. Их ресурсы складываются в основном из взносов пайщиков, представляющих широкие слои населения. В США, на-пример, любой член ассоциации может получить голос за каждые 100 долл. его счета при выборах руководящего органа ассоциации.

Хотя ссудо-сберегательные ассоциации возникли около 150 лет назад, подлинное развитие они получили после Второй мировой войны. Основа их деятельности -- предоставление ипотечных кре-дитов под жилищное строительство в городах и сельской местно-сти. Активные операции в основном состоят из ипотечных ссуд и кредитов, которые составляют 90%, а также вложений в государ-ственные ценные бумаги (центрального правительства и местных органов власти).

В последние годы ссудо-сберегательные ассоциации представ-ляют серьезную конкуренцию коммерческим и сберегательным банкам в борьбе за привлечение сбережений населения. Это до-стигается путем установления высокого процента, а также в ре-зультате стремления населения с помощью данных учреждений ре-шить жилищную проблему. В настоящее время число пайщиков ассоциаций составляет несколько десятков миллионов.

Ссудо-сберегательные ассоциации носят в основном кооператив-ный характер, так как базируются преимущественно на взносах пайщиков. Под таким названием данные учреждения функциони-руют в США, Канаде. В Англии и ряде стран Британского содру-жества они называются строительными обществами. В странах За-падной Европы и Японии ссудно-сберегательные ассоциации дей-ствуют как на кооперативной основе, так и с участием государства.

Ссудо-сберегательные ассоциации и строительные общества являются серьезными конкурентами банков, страховых компаний в предоставлении ипотечных кредитов. Необходимо отметить, что в целом ссудо-сберегательные ассоциации доминируют на рынке ипотечного кредита для жилищного строительства. Как правило, к их услугам в западных странах прибегают в основном средние слои населения.

Обострение на рынке проблем ликвидности в конце 70-х -- на-чале 80-х годов в США резко ухудшило положение ссудо-сбере-гательных ассоциаций. Так, в середине 80-х годов там насчиты-валось 3400 ассоциаций, а к настоящему времени половина была вынуждена пройти процесс слияний, поглощений и банк-ротств. Кроме того, в целях выживания они перешли на широкое акционирование, отказавшись от прежней кооперативной формы собственности, при которой капитал при-надлежал вкладчикам (депозитариям) ассоциации. При переходе к акционерной форме владельцы -- вкладчики имели возможность купить акции на выгодных условиях. Эти изменения, а также ди-версификация операций коренным образом изменили структуру пассивных и активных операций ссудо-сберегательных ассоциа-ций, о чем свидетельствует их баланс (табл. № 2).

Таблица № 2

Баланс ссудо-сберегательных ассоциаций

Пассивные операции

%

Активные операции

%

Собственный капитал

4,5

Наличные деньги и средства, вложенные в ценные бумаги

14,5

Сберегательные и срочные депозиты

77,7

Закладные

45,9

Заемные средства

16,2

Ценные бумаги, обеспеченные под недвижимость

12,3

Прочие

1,6

Прочие

27,3

Всего

100

Всего

100

Данные табл. № 2. свидетельствуют о том, что в пассивных опе-рациях ассоциаций появилась новая статья. Прежде всего место кооперативных паев прочно занял собственный капитал, который стал базироваться в значительной степени на акционерном капи-тале. Ассоциации начали принимать сберегательные и срочные депозиты (последние в небольших размерах), что приблизило их пассивные операции к пассивным операциям коммерческих и сберегательных банков. В структуре активных операций доля ипо-течных кредитов также уменьшилась приблизительно с 90% акти-вов до 45,9%. При этом возросли вложения в частные и государ-ственные бумаги, увеличились прочие активы.

В то же время проблема ликвидности для ассоциации стано-вится все более острой, поскольку, как и банки, они имеют активы менее ликвидные, чем пассивы. Как правило, пассивы носит краткосрочный характер, а ссужают, наоборот, на длительный срок. Это считалось абсолютной нормой в США. Поэтому в це-лях стимулирования жилищного строительства центральный банк (ФРС) до 1980 г. давал ассоциациям льготу в виде взимания про-центной ставки на 0,25% больше, чем коммерческим банкам. Дол-гое время этого было достаточно, чтобы ассоциации могли обес-печивать необходимый приток денежных средств для себя. Одна-ко колебания рыночных процентных ставок в сторону повышения вынудили акционеров и вкладчиков продавать свои акции за на-личные и вкладывать средства в другие сферы, например во вза-имные фонды денежного рынка, что вызвало массовый отток де-нежных средств из ассоциаций. Это опустошающе воздействова-ло на ассоциации, рынок ипотечного кредита и в итоге привело к спаду жилищного строительства и в целом американской эконо-мики в тот период.

Политика дерегулирования в начале 1980-хтодов позволила ас-социациям более эффективно конкурировать на рынке за привле-чение средств, однако их портфель был отягощен закладными 50--60-х годов и низким процентом 70-х годов. В результате ассо-циациям приходилось платить по пассивам больше, чем получать по активам, это повлекло крупные убытки и подорвало ликвид-ность. С 1980--1987 гг. 30% общего числа ассоциаций либо обан-кротилось, либо подверглось вынужденному слиянию.

В этих условиях ассоциации вынуждены были прибегнуть к новой рыночной стратегии, стараясь приблизиться по операциям к коммерческим банкам за счет диверсификации. Они стали прак-тиковать выдачу коммерческих и потребительских ссуд, долги оформлять ценными бумагами и продавать их на вторичном рын-ке, а сберегательные счета переводить в срочные.

2.2. Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг.

Соединение услуги сбережения и услуги кредитования в одну связку ссудо-сберегательной услуги дает новое направление финансовому поведению населения, побуждая его включаться в институциональную деятельность, чего не происходит с кли-ентами банка.

Специфика рынка ссудо-сберегательных услуг -- оформ-ление его участников в финансовые организации квазирыноч-ного типа.

Анализ показывает, что внутри кредитного союза склады-вается симметрия между участниками сделки получения -- оказания финансовой услуги. Переход из статуса клиента (по-купателя услуги) в статус члена организации, пайщика кредит-ного союза, ставит его в положение одновременно кредитора и заемщика, потребителя услуги и субъекта ее оказания. Эконо-мическая роль физического лица как члена организации уси-ливается. Вместе с тем усложняется и содержание процесса получения услуги, поскольку он сопряжен с участием члена кредитного союза в ее оказании. В финансовой организации типа кредитных потребительских союзов, где необходима кон-стелляция интересов пайщиков как заемщиков и тех же пай тиков как кредиторов, трансакции сделки (поскольку неизбе-жен торг заемщиков и кредиторов) дополняются трансакциями управления и рационирования. Институциональная сложность КПС, положительная динамика трансакционных издержек (не только за счет менее индустриализованного уровня операцио-нальной деятельности) компенсируются тем институциональ-ным ресурсом (транспарентность, доверие, неформальное взаимодействие и др.), правильное использование которого дает конкурентные преимущества финансовым организация кооперативного типа в секторе рынка финансовых услуг, где участники конкурируют за индивидуальные сбережения.

Определение ссудо-сберегательных услуг в качестве особо-го продукта рынка финансовых услуг позволяет ставить вопрос о формировании отрасли или подотрасли рынка финансовых услуг -- ссудо-сберегательных услуг населению и в этой подотрасли -- отдельного сегмента (или ниши) кредитных потребительских кооперативов граждан.

Эта часть продуктового рынка РФУ будет иметь четкие локальные границы. Практика свидетельствует, что кредит-ные союзы выступают на рынке финансовых услуг главным образом в регионах. В отличие от других продуктов рынка финансовых услуг кре-дитные союзы слабо развиты в Центре, их мало в Москве (не более двух десятков), они очень редки в крупных городах. Кредитные союзы популярны там, где слабо развит рынок других видов финансовых услуг, где велико недоверие к бан-кам, а плотность финансовых организаций на тысячу квад-ратных километров ничтожна. Не случайно кредитные союзы быстро развиваются в регионах Восточной Сибири, Дальнего Востока, где за 2000 г. созданы четыре региональные ассо-циации кредитных союзов. Слож-ность и институциональная двойственность кредитных сою-зов определяют сложность управления и регулирования дея-тельности кредитных союзов.

Проблема не сводится к антимонопольному регулирова-нию. Характерная особенность формирующегося порядка регу-лирования кредитных союзов -- инкрементный (постепенный, недискретный) характер развития системы саморегулирования и государственного регулирования деятельности кредитных союзов. На самом деле прямого государственного регулирова-ния этих финансовых организаций до настоящего времени не было, поскольку все еще ожидается вступление в силу Федеральный Закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». По этой причине создается обманчивое впечатление «правового вакуума для кредитных союзов». В действительности правового ва-куума не существует, в противном случае нельзя объяснить, каким образом кредитным союзам удается выигрывать арбит-ражные, а иногда и уголовные судебные процессы по искам, предъявляемым ими налоговым органам. С другой стороны, претензий со стороны государственных органов могло бы не быть, если бы действовали специальный закон и система обя-зательных стандартов и нормативов.

Необходима система административного контроля за тем, чтобы все параметры деятельности кредитного союза, включая процедуры предоставления услуг и участие пайщиков в управ-лении, соответствовали нормам устава и всех другая внутрен-них документов. Нужен специальный закон и специальный контролирующий орган, дополняющий процедуры институ-ционального саморегулирования.

3. Взаимные фонды денежного рынка .

Инвестиционные компании -- это новая форма кредитно-фи-нансовых институтов, которая получила наибольшее развитие в послевоенные годы, хотя существовала и в довоенное время. При-оритет в их развитии принадлежит США. Инвестиционные ком-пании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер эко-номики.

В настоящее время существуют инвестиционные компании за-крытого и открытого типов.

Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск акций сразу в определенном количестве. Новый покупа-тель может приобрести их только у прежних держателей по ры-ночной иене. Инвестиционные компании открытого типа, кото-рые носят название взаимные фонды, выпускают свои акции постепенно, определенными порциями, в основном для новых покупателей. Эти акции могут передаваться или перепродаваться. Более удобной организационной формой являются компании крытого типа, поскольку постоянная эмиссия позволяет им все время увеличивать свой денежный капитал и таким образом по-стоянно наращивать инвестиции в ценные бумаги корпораций. В целом организационная форма инвестиционных компаний от-крытого и закрытого типов базируется на акционерной форме.

Особенностью инвестиционных компаний является то, что среди покупателей их ценных бумаг возрастает доля кредитно-финан-совых учреждений и торгово-промышленных корпораций. К каждый инвестор инвестиционного фонда обязан платить комисси-онные при покупке для него акций и управлении вкладом. Размер комиссионных различен и зависит от финансовой мощи и репутации компании. Следует отметить, что в послевоенное время развитых капиталистических странах наиболее быстрыми темпами развивались компании открытого типа (взаимные фонды).

Развитие инвестиционных компаний тесно связано с динамикой и масштабностью рынка ценных бумаг. Чем выше уровень развития последнего, тем выше степень развития инвестиционных компаний. Наиболее успешно такие компании функционируют в США, Канаде, Англии, ФРГ и Японии.

Основой пассивных операций инвестиционных компаний являются вырученные денежные средства от реализации собствен-ных ценных бумаг, акционерный капитал, резервный фонд, недвижимость компании.

Активные операции инвестиционных компаний специфичны и отличаются от подобных операций других кредитно-финансо-вых институтов. Основные денежные средства, вырученные от продажи собственных акций, инвестиционные компании об типов вкладывают в акции разных корпораций и компаний: активов инвестиционных компаний составляют акции, а в последние годы, кроме того, они вкладывают средства и в облигации корпораций. Существует специализация вложений: одни компа-нии концентрируют свои инвестиции в обыкновенные акции, другие -- в привилегированные, третьи -- в облигации. Помимо этого существует отраслевая специализация, когда компании при-обретают ценные бумаги, например, только железнодорожных компаний или машиностроительных, автомобильных, электрон-ных корпораций.

Поскольку развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка ценных бумаг, в основном акций, частые коле-бания курсов акций отражаются на финансовом состоянии инве-стиционных компаний. Падение курсов акций и особенно бирже-вые крахи замедляют развитие последних, а в ряде случае ведут к их банкротству. Это наблюдалось и в США в середине 70-х и на-чале 80-х годов XX в.

Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т.е. мелкого инвестора, благодаря чему удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в экономику, а во-вторых, создать определенную иллюзию, что каждый может стать владельцем ак-ций и, значит, собственником. С этой целью бумаги продаются по низким ценам и доступны для средних слоев населения. В США, например, пены на акции в послевоенные годы колеба-лись от 2 до 30 долл. Обычно мелкие инвесторы привлекаются в период биржевого бума, когда курсы акций растут. В условиях кризисных ситуаций они, как правило, несут большие потери. Практика западных стран показывает, что все-таки основными вкладчиками являются крупные индивидуальные и коллективные инвесторы, а контроль за деятельностью инвестиционных компа-ний осуществляют крупнейшие акционеры.

В 70-х годах возникли новые инвестиционные компании от-крытого типа, которые получили название «взаимные фонды де-нежного рынка» (Money Market Mutual Funds). Этот вид инвести-ционных компаний развивается в основном в США и Канаде. Их название обусловлено тем. что эти компании работают на рынке ценных бумаг в основном с краткосрочными ценными бумагами.

Как и другие инвестиционные фонды открытого типа, они так-же выпускают акции, однако весьма дешевые -- по цене 1 долл. за акцию. При этом стоимость одной акции не изменяется в ре-зультате колебания ссудного процента, а потому акции имеют твердые цены. Это обусловило широкий приток клиентов в такие фонды, обеспечив им довольно большие накопления. Например, активы фондов денежного рынка с июля 1970 г. в США возросли до 200 млрд. долл. в 1982 г., а в начале 90-х годов составили 300 млрд. долл.

Формирование пассивных операций этих компании осуществ-ляется в основном за счет выпуска дешевых акций. Денежные средства они вкладывают в краткосрочные ценные бумаги: крат-косрочные федеральные облигации (краткосрочные векселя), му-ниципальные облигации, коммерческие бумаги частных корпора-ций, а также в финансовые инструменты (акцептованные банка-ми векселя, депозитные сертификаты коммерческих банков). Некоторые фонды такого типа специализируются на бумагах толь-ко федерального правительства.

Фонды денежного рынка в США обладают рядом льгот по срав-нению с другими инвестиционными фондами: они освобождены от выполнения требований хранить обязательные резервы в цен-тральном банке (ФРС), не платят налогов по муниципальным облигациям. Кроме того, следует отметить еще одно обстоятель-ство: длительное время процент по их акциям был выше, чем по вкладам коммерческих банков, составляющих 5,25%, и вкладам в ссудо-сберегательных ассоциациях, достигавших 5.5%. Более низ-кий процент в указанных кредитно-финансовых институтах обус-ловлен правилами ФРС. Это привело в конце 70-х годов к широ-кому оттоку денежных средств во взаимные фонды денежного рынка из банков и ссудо-сберегательных ассоциаций, что суще-ственно ухудшило их ликвидность. Поэтому с 1982 г. в США было проведено дерегулирование процентных ставок, были введены депозитные счета денежного рынка (Money Market Deposit Account), что позволило отрегулировать потоки денежных накоплений меж-ду коммерческими банками, ссудо-сберегательными ассоциация-ми и взаимными фондами денежного рынка. В результате денеж-ные средства на депозитных счетах увеличились, начался отток денежных средств из фондов денежного рынка, что существенно сократило размер их активов.

К концу 80-х -- началу 90-х годов конкуренция за привлечение денежных средств между банками и фондами вступила в более устойчивую фазу: первые пользовались преимуществами федераль-ного страхования депозитов, а вторые использовали свободу от резервных требований ФРС. В то же время взаимные фонды де-нежного рынка стали проводить и расширять спекулятивные опе-рации. Так, они стали использоваться как компании для хране-ния процентных платежей и дивидендов в ожидании реинвести-рования. Кроме того, многие частные лица, которые сами распоряжались своими активами, имели право открывать соб-ственные акционерные счета (share accounts). Это позволило акционерам довольно быстро и бесплатно переводить денежные средства со счетов взаимных фондов денежного рынка в зависи-мости от конъюнктуры на счета инвестиционных фондов, зани-мающихся вложениями в долгосрочные ценные бумаги.

Выводы.

В силу рассмотренных выше причин финансовые посредники часто предлагают «финансовый про-дукт» по меньшей цене, чем индивидуальные уча-стники рынка. В противном случае индивидуаль-ным участникам рынка выгоднее самим создавать свой «финансовый продукт» и выходить с ним на рынок прямых кредитов. Поэтому финансовые посредники существуют благодаря тому, что при создании многих «финансовых продуктов» в ма-лых количествах величина издержек на соверше-ние сделок оказывается слишком высокой. Если же эти издержки относительно невысоки или если потребность в данном «продукте» возникает часто, что позволяет сократить их за счет эффек-та масштаба, то индивидуальный участник рынка сможет сам заниматься его созданием.

При создании «финансового продукта» посред-ники оказывают пять основных вида услуг.

1. Дробление суммы займа. Обязательства, вы-пускаемые финансовыми посредниками, могут иметь различные номиналы -- от одного дол-лара до многих миллионов. Это становится возможным благодаря тому, что посредник объединяет средства многих вкладчиков и ин-вестирует их впоследствии в прямые требова-ния различного достоинства. Такая услуга осо-бенно важна для мелких вкладчиков, не имеющих достаточных сумм для самостоя-тельного выхода на рынки прямых кредитов.

2. Перевод одной национальной валюты в дру-гую. Многие американские компании экспор-тируют товары и услуги в другие страны, но немногие люди, живущие в США, готовы фи-нансировать зарубежную деятельность этих компаний через покупку прямых финансовых требований, оформленных в иностранной валюте. Финансовые посредники помогают финансировать мировую экспансию амери-канских корпораций при помощи покупки фи-нансовых требований, выставленных в одной национальной валюте, и продажи требований, номинированных в других валютах.

3. Установление гибкой системы сроков погаше-ния. Финансовые посредники выпускают цен-ные бумаги с широким диапазоном сроков по-гашения -- от 1 дня до 30 лет. Срок погашения вторичных требований устанавливается с уче-том интересов кредитора (он обычно короче срока погашения прямых требований заёмщика). На-пример, средства ссудно-сберегательных ассо-циаций формируются за счет вкладов на сбе-регательных счетах и продажи сберегательных сертификатов, а инвестируются в долгосроч-ные потребительские ипотечные ссуды.

4. Диверсификация риска неплатежа. Благода-ря тому, что активы финансовых посредни-ков формируются из разнообразных (выпус-каемых различными заёмщиками) требований, они получают возможность более равномерно распределять риск по собственным ценным бумагам. Если колебания цен различных со-ставляющих портфеля мало связаны между собой, то его стоимость будет достаточно ста-бильной. Диверсификация портфеля являет-ся отражением мнения о том, что «не следует класть все яйца в одну корзину», где они могли бы «разбиться» все одновременно. Напри-мер, если портфель составлен из разных бу-маг и эмитент одной из них окажется непла-тежеспособным, то общая доходность портфеля пострадает незначительно. Однако инвесторы, вложившие в эту ценную бумагу все свои средства, понесут значительные убытки.

5. Обеспечение ликвидности. У большинства потребителей момент получения доходов редко совпадает с моментом возникновения потребности в деньгах. По этой причине боль-шинство экономических субъектов предпо-читают держать часть активов, имеющих низ-кие трансакционные издержки, в удобной для перевода в денежные средства форме. Мно-гие «финансовые продукты», создаваемые по-средниками, высоколиквидны. Например, чековый счет позволяет потребителю приоб-ретать активы или оплачивать задолженнос-ти с минимальными трансакционными издер-жками.

Таким образом, параметры выпускаемых фи-нансовыми посредниками непрямых требований разрабатываются с учетом интересов заёмщиков. Обычно посредники специализируются на одном или нескольких типах услуг, служащих источни-ками их доходов:

1) дроблении номинала,

2) снижении риска инвестирования,

3) установле-нии приемлемых сроков погашения,

4) повыше-нии ликвидности.

Кредиторы и заёмщики, в свою очередь, готовы оплачивать эти услуги до тех пор, пока их стоимость не превысит издержек операций на рынке прямых кредитов.

Кредиторы и заёмщики делают свой выбор между рын-ком прямых кредитов и рынком опосредованного кредитования в зависимости от того, какой из них лучше подходит для достижения их целей. Обычно потребители, осуществляющие на рынке операции на небольшие суммы (розничные сдел-ки), считают, что взаимодействие с посредника-ми сопряжено для них с меньшими издержками. Напротив, экономические субъекты, совершаю-щие операции на крупные суммы (оптовые сдел-ки), могут переходить с одного рынка на другой в зависимости от того, где предлагается более вы-годная процентная ставка.

Список используемой литературы .

1. Киндуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. « Финансовые институты, рынки и деньги »; - СПб.; Издательство « Питер », 2000 г. - 752 с.

2. « Деньги, кредит, банки »; Под ред. О. И. Лаврушина; - М.; Издательство « Финансы и статистика », 2002 г. - 460 с.

3. Корчагин Ю. А. « Деньги, кредит, банки »; - Ростов н/Д.; Издательство « Феникс », 2006 г. - 348 с.

4. « Общая теория. Деньги и кредит »; Под ред. Е. Ф. Жукова; - М.; Издательство « ЮНИТИ », 1999 г. - 359 с.

5. « Конкуренция на рынках небанковских финансовых услуг »; Под ред. С. Б. Авдашевой; - М.; 2002 г.

6. « Банки и небанковские кредитные организации и их операции »; под ред. Е. Ф. Жукова; - М.; Издательство « ЮНИТИ », 2005 г.

Array

Страницы: 1, 2, 3