скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики скачать рефераты

Плата (налог) за землю

Налогоплательщики единого налога согласно части 5 статьи 6 Указа № 746 освобожденные от платы (налога) на землю.

Именно такая формулировка - “плата (налог) за землю” - стала мотивом для неправильной трактовки норм Указа № 746 и возникновению различных противоречивых мыслей.

Так, у субъектов малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложение, учета и отчетности, могут возникнуть такие вопросы:

1. Должен ли арендатор - налогоплательщик единого налога, заключив договор аренды с владельцем земли, выплачивать арендную плату за землю на бюджетный счет последнего? Должен ли арендатор - налогоплательщик единого налога, заключив договор аренды с местным советом, выплачивать на счет последней арендную плату за землю?

2. Должен ли арендодатель - владелец земли, будучи налогоплательщиком единого налога и сдавая землю в аренду, выплачивать налог на землю?

3. Должен ли землепользователь (который не является арендатором) - налогоплательщик единого налога выплачивать налог на землю?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определиться, что имеет в виду действующее законодательство под такими понятиями, как “плата (налог) за землю” и “арендная плата за землю”.

Плата (налог) за землю в Законе Украины “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-XII, с изменениями и дополнениями, определенная как общегосударственный налог и сбор (обязательны платеж), т.е. в соответствии со статьей 2 этого же Закона является обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд. Арендуя землю у владельца, арендатор выплачивает арендную плату за землю не в бюджет (или государственного целевого фонда), а на счет арендодателя, причем “единоналожники” в соответствии с абзацем 1 статьи 6 Указа № 746 освобожденные именно от “уплаты налогов и сборов (обязательных платежей)”. Следовательно, в этом случае говорить о том, что арендатор освобожден от арендной платы, нет ни одних оснований, даже если сумму налога на землю включено в состав арендной платы.

Можно привести другой аргумент. Арендатор оформляет свои отношения с арендодателем путем составления договора аренды, в котором предостерегаются его существенные условия: срок аренды, сумма арендной платы и тому подобное. Следовательно, размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются исключительно по соглашению сторон, как это определено статьей 19 Закона № 2535 и статьей 19 Закона Украины “Об аренде земли” от 06.10.98 г. № 161-XIV, с изменениями и дополнениями.

Иными словами, эти отношения имеют гражданско-правовой характер, поэтому регулировать вопрос уплаты (или неуплаты) арендной платы можно исключительно в пределах таких договорных отношений между их субъектами.

Что касается второго вопроса (субъект малого предпринимательства, который является владельцем земли и сдает ее в аренду), то, по нашему мнению, на таких субъектов полностью распространяется норма части 5 статьи 6 Указа № 746. Такие “единоналожники” не является плательщиками платы (налога) на землю, которую они раньше выплачивали за принадлежащие им участки земли (т.е. освобожденные от уплаты непосредственно в бюджет). То же именно касается и четвертой ситуации, когда землепользователь (не арендатор) использует землю для собственных потребностей, - такой землепользователь освобождается от уплаты земельного налога. По нашему мнению, такие субъекты малого предпринимательства не должны давать расчет земельного налога, поскольку они не являются его плательщиками.

К порядку уплаты арендной платы за землю определенную путаницу внесло письмо ГНАУ от 07.08.2000 г. № 4467/6/15-1316. В этом письме речь идет о том, что норма части 5 статьи 6 Указа № 746 распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, которые являются владельцами земли или землепользователями, в том числе арендаторов.

Такой “либеральный”, но незаконный подход налоговых органов просуществовал недолго. Письмом ГНАУ от 27.10.2000 г. № 14312/7/18-0617 (далее - письмо № 14312) было установлено, что субъекты малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложение, не освобождаются от уплаты арендной платы за землю, а письмо № 4467 считается таким, который потерял действие. Именно такая точка зрения отвечает Указу № 746.

Однако в письме № 14312 приведено другое мнение ГНАУ, на которое нельзя не обратить внимания, а именно: “субъект малого предпринимательства, который перешел на упрощенную систему налогообложения и не является налогоплательщиком земельного налога, освобождается от его уплаты только за те земельные участки, которые он использует для осуществления предпринимательской деятельности. При передаче этих земельных участков под зданиями, сооружениями, их частями другим субъектам, которые в свою очередь используют их для осуществления своей предпринимательской деятельности, он выплачивает земельный налог на общих основаниях”.

В приведенной цитате речь идет об арендодателях - “единоналожниках”, которые сдают собственные земельные участки (здания, сооружения, расположенные на этих земельных участках) в аренду. По мнению авторов письма, в таком случае арендодатель должен выплачивать налог на землю, поскольку такая земля используется не в предпринимательской деятельности. Однако с таким аргументом согласиться нельзя, поскольку (как указывалось выше) деятельность арендодателя в полной мере можно назвать предпринимательской (в том случае, если в уставе арендодателя отмечен этот вид деятельности), которая подпадает под действие статьи 1 Закона Украины “О предпринимательстве” от 07.02.91 г. № 698-XII, с изменениями и дополнениями. Поэтому эти заключения ГНАУ явно не отвечают действующему законодательству.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование

Согласно Указу № 746 налогоплательщики единого налога не являются плательщиками сборов в Пенсионный фонд. Следовательно, начислять и перечислять сбор в размере 32 % от фонда оплаты труда своих работников им не требуется.

При этом налогоплательщики единого налога не освобождаются от обязательного удержания сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (1 или 2 %) с совокупного налогооблагаемого дохода своих работников.

Однако законодательством также предусмотрено, что сбор в Пенсионный фонд взыскивается при осуществлении таких операций, как:

- покупка-продажа валют;

- торговля ювелирными изделиями по золоту (кроме обручальных колец), платине и драгоценным камням);

- отчуждение легковых автомобилей, кроме легковых автомобилей, которыми обеспечиваются инвалиды в соответствии с законодательством, и тех автомобилей, которые переходят в собственность наследникам в соответствии с законом.

Кроме того, Законом Украины от 15 июля 1999 года № 967-XIV “О внесении изменений в Закон Украины “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (далее - Закон № 967) введен сбор со стоимости:

 - изготовленных в Украине и импортированных табачных изделий;

 - недвижимости;

 - услуг сотовой мобильной связи.

Поскольку “единоналожники” не являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд, они формально также не должны выплачивать сборы в Пенсионный фонд при осуществлении этих операций. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что налогоплательщик единого налога все же таки выплачивает сборы в Пенсионный фонд с отмеченных операций.

В соответствии с Законом № 967 субъекты предпринимательской деятельности - юридические и физические лица, а также отделенные подразделения юридических лиц, которые имеют наемных работников, но не осуществляют расходов на оплату их труда, являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд. Сумма этого сбора определяется такими плательщиками расчётно как произведение минимального размера заработной платы и количество работников плательщика сбора, которым осуществляется начисление заработной платы.

Как следует из положений Закона № 400 и Порядка № 1740, к кругу плательщиков сбора в Пенсионный фонд, исчисляемый исходя из минимальной заработной платы (далее - сбор в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы), входят те субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют наёмных работников, но не осуществили расходов на оплату труда, т.е. не начислили и не выплатили заработную плату.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: те субъекты предпринимательской деятельности, которые перешли на уплату единого налога, не являются плательщиками сбора в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы. Это вытекает из того, что в Законе № 400 сказано, что объект налогообложения - произведение минимальной заработной платы и количество работников, которым не начислялась и не платилась заработная плата, - определяется расчетно именно плательщиками сбора в Пенсионный фонд. В статье 6 Указа № 746 определено, что субъект малого предпринимательства, который выплачивает единый налог, не является плательщиком сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

Налогоплательщики единого налога сбор в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы выплачивать не должны, даже в случае не начисления своим наемным работникам заработной платы.

Работники Пенсионного фонда Украины по этому вопросу следуют противоположной точке зрения. В письме от 11.10.2000 г. № 06/5419 высказано точку зрения, что налогоплательщики единого налога в случае не начисления своим наемным работникам заработной платы обязаны выплачивать сбор в Пенсионный фонд с минимальной заработной платы. По нашему мнению, это разъяснения в связи с вышеприведенными аргументами является полностью безосновательным.

Налог на дивиденды

Обращает на себя внимание проблема налогообложения при выплате дивидендов предприятием - налогоплательщиком единого налога. На сегодня нельзя однозначно ответить на вопросы, нужно ли начислять и удерживать налог на дивиденды предприятию - налогоплательщику единого налога.

С одной стороны, в соответствии с пп. 7.8.2 ст. 7 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик, который платит дивиденды своим акционерам (владельцам), должен начислять и удерживать налог на дивиденды в размере 30 % начисленной суммы выплат за счет таких выплат независимо от того, является ли эмитент налогоплательщиком на прибыль.

С другой стороны, пунктом 1.29 статьи 1 Закона о налоге на прибыль определено, что налог на дивиденды является одним из видов налога на прибыль. А поскольку налогоплательщик единого налога освобожден от уплаты налога на прибыль, можно говорить, что и налог на дивиденды начисляться и удерживаться не должен. Однако, если следовать этой точке зрения, следует учитывать, что на уплачиваемые дивиденды не будет распространяться льгота, предусмотрена п. п. “т” п. 1 статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 “О подоходном налоге с граждан”, с изменениями и дополнениями (далее - Декрет № 13-92). При выплате дивидендов необходимо будет удерживать подоходный налог.

Таким образом, предприятие - плательщик единого налога при выплате дивидендов своим акционерам (учредителям) должно выбрать один из двух путей разрешения этой проблемы: или начислить и удержать налог на дивиденды в размере 30 %, или налог на дивиденды не начислять, а осуществить соответствующие удержания подоходного налога с полученного в виде дивидендов дохода акционеров. Представители налоговых органов следуют мнению, что налогоплательщик единого налога при выплате дивидендов должен начислять и удерживать 30-процентный налог на дивиденды.

Налоги и сборы, связанные с выплатой заработной платы работникам.

Особое внимание следует уделить вопросом касающихся налогов и сборов, связанных с выплатой заработной платы работникам.

Как уже указывалось, плательщики единого налога - юридические лица, освобождаются от обязанности начислять в фонд оплаты труда своих работников сборы в Пенсионный фонд (32 %), в Фонд социального страхования (4 %) и в Государственный фонд содействия занятости населения (1,5 %).

Однако в соответствии с Указом № 746 юридические лица - плательщики единого налога не освобождаются от обязанности осуществлять удержание с совокупного налогооблагаемого дохода своих работников сумм подоходного налога, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (1 или 2 %), сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы (0,5 %).

Налоги и сборы, от уплаты которых плательщик единого налога не освобождается

Плательщик единого налога не освобождается от уплаты таких налогов и сборов, как:

 - НДС (для плательщиков единого налога, которые избрали ставку 6 %);

 - акцизный сбор;

 - пошлина;

 - государственная пошлина;

 - налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

 - сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводство;

 - сбор за загрязнение окружающей среды.

Также в соответствии с Указом № 746 плательщики единого налога не освобожденные от обязанности уплаты ряда местных налогов и сборов (за исключением сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг), рентных платежей и тому подобное.

8. Некоторые вопросы, связанные с деятельностью плательщиков единого налога

Возврат товара

Неурегулированной является ситуация с возвратом товаров (а такая операция как в оптовой, так и в розничной торговле - явление достаточно распространённой).

Предположим, что к переходу на уплату единого налога по ставке 10 % предприятие отгрузило товары покупателю, который по каким-либо причинам возвратил товар. Такое предприятие оказывается в очень невыгодном положении: оно не может выписать дополнение 2 “Расчет корректирования количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной” и не может уменьшить налоговые обязательства, относительно которых уже рассчиталось с бюджетом, поскольку не является плательщиком НДС, следовательно, такое предприятие заплатит налог с этого товара дважды: НДС - при продаже покупателю, который возвратил этот товар, и единый налог - при дальнейшей реализации этого товара другому покупателю.

В противоположной ситуации, если к переходу на уплату единого налога по ставке 10 % предприятие покупает товар, а потом по любым причинам возвращает его поставщику, то НДС, отнесенный в состав налогового кредита при приобретении, не может быть сторнирован, поскольку предприятие уже не является плательщиком НДС. При этом страдает бюджет, поскольку он недополучает соответствующую сумму налога.

Рассуждая логично, допускать факт двойного налогообложения нельзя, ровно как нельзя допускать и неуплату налогов в бюджет.

Однако из-за отсутствия любых разъяснений единственное, что можно порекомендовать для избежания недоразумений, - действовать по формальному принципу: в первой ситуации облагать налогом товары дважды, а во второй - не сторнировать сумму НДС.

Проблема двойного налогообложения

Проблема двойного налогообложения у “единоналожников” может возникнуть в такой ситуации. Предположим, что отгрузка продукции осуществлена до перехода на уплату единого налога, а оплата осуществляется после этого момента. При формальном подходе предприятие должно с одной и той же суммы оплатить и налог на прибыль, и НДС, а после получения оплаты - еще и единый налог.

Такой подход не может считаться обоснованным, ведь в пункте 9.3 статьи 9 Закона Украины “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-XII отмечено, что “обязательства юридического лица касающиеся уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) прекращается с уплатой налога, сбора (обязательного платежа) или его отменой”. В этом случае предприятие выполнило свое обязательство перед бюджетом, заплатив с суммы полученного дохода налог на прибыль.

Поэтому, на наш взгляд, единственно правильным выходом из такой ситуации является обложение суммы реализации только один раз (или налогом на прибыль и НДС, или единым налогом).

9. Налоговая отчетность плательщиков единого налога

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16