скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лизинговый кредит скачать рефераты

2.4.2. Региональная структура

Географически российский лизинговый бизнес представлен на 53 % московскими компаниями, на 10 %  - петербургскими и на 37 % компаниями из других регионов - областей, краев, республик Российской Федерации. Такое распределение не является определяющим для оценки рынка, уровня его концентрации. Предполагается, что главную для экономики России роль имеет не столько место регистрации компании, сколько регион, где она осуществляет свою деятельность и где предприятия и организации могут воспользоваться ее услугами. Аналитическая информация, полученная по результатам обследования  лизингодателей, а также данные предыдущих лет позволят сделать ряд важных выводов применительно к региональному лизингу.

Во-первых, по всем регионам имел место абсолютный рост стоимости новых, заключенных в течение года, договоров лизинга, по которым началось финансирование (New Production), то есть объемов нового лизингового бизнеса. 

Во-вторых, наблюдается явно выраженная тенденция постоянного увеличения удельных значений по показателю стоимости новых заключенных договоров лизинга. Она  наблюдалась в течение последних трех лет в Уральском федеральном округе (с 5,1 до 9,3 %), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (с 7,7 до 9,6 %) и Москве (с 31,0 до 43,0 %). Это связано прежде всего с инвестиционной привлекательностью регионов, наличием интересных для лизингового исполнения проектов. 

В-третьих, удельный вес стоимости заключенных местными лизинговыми компаниями договоров не являлся доминирующим. Продолжился процесс движения лизинговых инвестиций из Москвы, Санкт-Петербурга в другие регионы. Так, бизнес столичных лизинговых компаний (из числа обследованных) представлен в Москве на 45,8 %, а 54,2 % приходится на договоры, которые заключались в других регионах страны. Например, на Дальнем Востоке удельный вес нового лизингового бизнеса на 80,7 % принадлежал московским компаниям; в Сибири - 65,4; на Урале - 60,2; в Приволжье - 62,3; на Юге - 72,5; на Северо-Западе (без Санкт-Петербурга и Ленобласти) - 59,5; в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 51,2; в Центре (без Москвы) - 87,1; в Москве - 82,4 %. По лизинговым компаниям с зарубежным капиталом или большой долей зарубежного капитала (18 %), а они в основном располагаются в Москве, за исключением одного стомиллионника во Владивостоке, стоимость новых договоров лизинга в 2006 г. составила 15,6% всех обследованных лизингодателей.

В-четвертых, в 2005 - 2006 гг. произошло заметное увеличение представительства лизинговых компаний в регионах. Это способствовало сокращению концентрации и некоторому увеличению конкуренции на региональных лизинговых рынках. Многие столичные компании открыли филиалы и представительства во многих городах, и это позволяет им существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг, быть более мобильными и внимательными во взаимоотношениях со своими клиентами, работать на перспективу.

В-пятых, на относительное изменение региональной структуры лизинга также повлияли более дешевые финансовые ресурсы в Москве и Санкт-Петербурге или привлекаемые столичными банками из других стран.

В-шестых, динамика и удельный вес лизинга железнодорожного подвижного и тягового составов - 21,4 % от всего российского лизинга. Наличие монопсонии  или олигопсонии, то есть в данном случае одного или небольшой группы лизингополучателей, которые контролируют спрос в этом сегменте рынка  (один из наиболее крупных лизингополучателей - РАО РЖД - находится в Москве) [15].

Региональная структура рынка лизинговых услуг представлена в Таблице 6 [16].

Таблица 6

Лизингоемкость инвестиций по регионам Российской Федерации

в 2004-2006 годах

Регион Российской Федерации

Удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал, %

2004

2005

2006

Дальневосточный

7,9

6,2

5,3

Сибирский

7,2

4,3

7,3

Уральский

1,7

2,4

4,7

Приволжский

4,8

4,9

5,6

Южный

5,1

2,6

3,1

Северо-Западный (без Санкт-Петербурга и Ленобласти)

6,0

3,4

3,6

Санкт-Петербург и Ленобласть

7,4

7,7

12,6

Центр (без Москвы)

5,2

5,2

5,9

Москва

8,6

12,8

26,0

2.5. Анализ лизинга железнодорожного оборудования и техники

В настоящее время самой масштабной отраслью лизинговой индустрии России является железнодорожное оборудование и техника. В течение последних пяти лет (Табл. 7) его доля в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в семь раз - с 3,06 до 21,4 %.

Таблица 7 

Лизинг железнодорожной техники России в 2000-2005 гг.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Стоимость заключенных договоров железнодорожного лизинга, в млн долл.

7

26

77

346

1539

1678

3655

Прирост по сравнению с предыдущим годом, в %

 

271,4

196,2

349,4

344,8

9,0

117,8

Удельный вес железнодорожного лизинга в общем объеме лизинга страны, в %

0,5

1,3

3,3

9,5

22,8

19,7

21,4

Объем данного бизнеса увеличился за год более чем вдвое - с 1691 млн долл. до 3655 млн долл. Первые шесть лизингодателей (Табл. 8) в этом сегменте рынка - Лизинговая компания "Магистраль Финанс", "ВТБ-Лизинг", "Альфа-Лизинг", "Инпромлизинг", ГК "ТрансИнвестХолдинг", "ВКМ-Лизинг" заключили контракты на очень внушительные не только по российским, но и по европейским меркам суммы - от 153 млн долл. до 863 млн долл.

Таблица 8

Крупнейшие операторы рынка железнодорожного лизинга России в 2006г.

Компании

Стоимость заключенных договоров лизинга,
млн долл.

1

Лизинговая компания "Магистраль Финанс" (Санкт-Петербург)

862,494

2

"ВТБ-Лизинг" (Москва)

689,295

3

ГК "Альфа-лизинг" (Москва)

435,833

4

"Инпромлизинг" (Москва)

230,560

5

ГК "ТрансИнвест-Холдинг" (Москва)

215,932

6

"ВКМ-Лизинг" (Рузаевка, Республика Мордовия)

153,785

7

"ММБ-Лизинг" (Москва)

133,085

8

"Локат Лизинг Руссия" (Москва)

110,912

9

"Брансвик Рейл Лизинг" (Москва)

105,672

10

Русско-германская лизинговая компания (Москва)

95,990

11

"Петролизинг Менеджмент" (Москва)

86,469

12

Лизинговая компания "УРАЛСИБ" (Москва)

76,726

13

"Росдорлизинг" (Москва)

70,580

14

"Райффайзен-Лизинг" (Москва)

57,641

15

ГК "АльянсРегионЛизинг" (Новосибирск)

42,613

Многие аналитики полагают, что лизинг в железнодорожном транспорте развивается, в основном, за счет проектов, которые реализует РАО "РЖД". Действительно, после создания в 2003 г. этой крупной компании объемы лизинговых операций резко возросли. Вместе с тем следует учитывать, что рост железнодорожного лизинга в течение последних трех лет был обусловлен целым рядом существенных факторов.

Во-первых, произошли изменения в российском законодательстве - в Налоговом кодексе, Федеральном законе "О финансовой аренде (лизинге)", - позволившие существенно увеличить нормы и сократить сроки амортизации на железнодорожную технику и оборудование; появилась возможность варьировать сроками в пределах границ амортизационных групп; было отменено ранее существовавшее ограничение, согласно которому срок договора лизинга должен совпадать или превышать срок амортизации. Однако, с другой стороны, сокращение нормативных сроков амортизации позволило включить в лизинговый оборот новые виды имущества.

Во-вторых, произошло улучшение ситуации в стране с условиями и возможностями кредитования инвестиционных проектов. У лизинговых компаний появилась возможность финансировать долгосрочные сделки за счет банковских кредитов и собственных средств.

В-третьих, повысился уровень ликвидности передаваемого в лизинг железнодорожного имущества. В настоящее время на него наблюдается высокий спрос со стороны перевозчиков. Здесь следует учитывать два фактора: большой износ основных средств (по данным РАО "РЖД" - 82,4 %) и потребность в увеличении объемов перевозок.

В-четвертых, произошло осознание преимуществ лизинга по сравнению с обычными схемами приобретения основных фондов. Инвестиции в основной капитал железнодорожного транспорта страны в 2005 году составляли в пересчете свыше 6,54 млрд долл. "Лизингоемкость" инвестиций в этой отрасли экономики была заметно выше среднего уровня по стране и составила 21,7 %.

Около 74 % от суммы всех инвестиций в железнодорожный транспорт приходилось на инвестиции, осуществленные в РАО "РЖД", и, соответственно, 16 % на инвестиции, которые произвели другие компании-операторы. Такая структура обусловлена существенными расходами не только на модернизацию и приобретение основных фондов, на техническое перевооружение ремонтных, электротехнических заводов, проектно-конструкторских, строительных, электроснабженческих и других организаций.

В 2005 г. на долю РАО "РЖД" приходилось 63,3 % от стоимости новых заключенных договоров лизинга железнодорожного имущества страны. Еще 36,7 % приходится на других лизингополучателей. Удельный вес стоимости новых лизинговых операций в общем объеме инвестиций в основной капитал составил по РАО "РЖД" 18,7 %, а по другим компаниям-операторам - 30,3 %.

Предметы лизингового бизнеса

Среди предметов российского лизинга железнодорожного транспорта большое количество наименований. Это пассажирские и грузовые вагоны и полувагоны, цистерны, фитинговые платформы, думпкары, хопперы, контейнеровозы, рефрижераторные секции, минераловозы, тепловозы, электровозы, мотор-вагонный подвижной состав (повышенной комфортности), пригородные электропоезда, рельсовые автобусы, а также железнодорожные краны, специальные машины и другая путевая техника.

Наиболее популярными для лизинговых сделок в предыдущие годы были цистерны для перевозки нефти и светлых нефтепродуктов. Затем, по мере насыщения потребностей, наибольшим спросом у лизингополучателей стали пользоваться полувагоны. Популярность полувагонов определяется тем, что они пригодны для перевозки большинства видов грузов различного назначения. В течение последнего года активно в лизинг передаются пассажирские вагоны [3, с. 25-27].

2.6. Перспективы развития лизингового бизнеса в России

В прогнозировании перспектив рынка лизинга ключевым является вопрос о потенциале дальнейшего роста и о возможных пределах этого роста. В мире обычно используются два основных индикатора значения лизинга в экономике страны: его доля в ВВП и его доля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга, по данным ассоциации "Рослизинг", эти показатели по итогам 2006 г. составляют 1,3 и 7,6 % соответственно. Значения этих показателей выросли в два с половиной раза с 2001 г., когда они равнялись 0,5 и 3%. Тем не менее, по международным меркам, доля российского лизинга в экономике остается довольно невысокой.

Например, в США доля лизинга в инвестициях составляет 27 %, в Германии - 18,6 %, во Франции - 11,7 %, Великобритании - 14,5 %, Японии - 9,3 %. Самую высокую долю лизинга в ВВП имеют развивающиеся страны (большинство из них - страны Восточной Европы), что обусловлено их более высокой потребностью в обновлении основных фондов по сравнению с развитыми странами. Максимальное значение этого показателя в Эстонии - 5,26 %, а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,62 %.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6