скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лизинговый кредит скачать рефераты

3. Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

В качестве лизингодателя могут выступать:

1. Банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность.

2. Лизинговые компании - финансовые компании, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные с реализацией лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.

3. Любая фирма, в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая лицензию и достаточное количество финансовых средств.

Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающего имущество в пользование по договору лизинга.

Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.

Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для технических предприятий). Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду разнообразные виды машин и оборудования.

На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как:

1) Страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.

2) Российская Ассоциация Лизинговых Компаний ("Рослизинг"), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных актов;

г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации [11, с. 13-14].

Вывод: как мы видим, в лизинге заинтересованы все участники сделки: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство - возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.

Лизинг как своеобразная форма арендных отношений (финансовая аренда) - перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через лизинг.

II. ЛИЗИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

2.1. Общая характеристика российского рынка лизинговых услуг

К характеристикам структуры российского рынка лизинговых услуг можно отнести следующие.

1) Высокие темпы роста объемов лизинговых услуг, наблюдаемые в последние годы, особенно существенно объемы возросли в 2003 г., в 2004 г. рост продолжился. Оценивать рынок можно по разным показателям. Некоторые эксперты считают, что по количеству заключенных сделок в 2003 г. рынок вырос в 2 раза. Однако не все эти сделки доводятся до конца, поэтому, с нашей точки зрения, более адекватным индикатором динамики рынка следует считать объем профинансированных средств, т.е. тех средств, которые лизинговые компании уже привлекли и вложили в активы. По этому показателю в 2004 г. рынок вырос на 52 % (в 2003 г. по отношению к 2002 г. на 49 %). Рынок лизинговых услуг можно считать одним из самых динамичных, что отражает и состояние институциональной среды, и особенности его субъектов (в первую очередь лизингодателей и лизингополучателей). Важно подчеркнуть, что так позитивно оценивается только рост рынка, общий уровень развития лизинга (учитывая его полное отсутствие переходного периода и очень небольшие объемы в начале текущего этапа) остается низким.

2) Среди российских лизингополучателей доминируют средние и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственные средства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это отражает существующую парадигму безусловного предпочтения собственности иным формам получения актива. Интересно отметить, что в других странах эта особенность не наблюдается.

3) Расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся доминировании столичных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах (при этом рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появления новых региональных).

4) По оценкам многих участников рассматриваемого рынка, существенное преимущество имеют фирмы, ориентированные на производителей оборудования. Такие фирмы узко специализированы в своей деятельности, предлагают широкий спектр дополнительных услуг, получают возможность использовать гибкие финансовые схемы.

5) Эмпирические данные показывают, что фактически барьеры входа на рынок лизинговых услуг в настоящее время не значимы (хотя лизинговый бизнес принято считать дорогостоящим).

6) На рынке лизинговых услуг появляется конкуренция между лизингодателями, которые конкурируют между собой по цене и качеству услуг. Если несколько лет назад пользователи выбирали между лизингом и другими формами финансирования, то сейчас они решают, к услугам какой лизинговой компании целесообразно обратиться. Лизинговые фирмы по мере развития и технологизации своего бизнеса стремятся дифференцировать свои услуги с целью получения конкурентного преимущества. Собственно гибкость как основная характеристика лизинга и предполагает широкую дифференциацию услуг. В идеале для одного и того же вида актива каждая фирма может предлагать свою собственную схему.

Интересно отметить, что российский рынок лизинговых услуг сочетает низкие барьеры входа, развивающуюся конкуренцию и пока еще высокий уровень концентрации [12, с.381-382].

2.2. Источники финансирования лизинговой деятельности в России

К наиболее важным составляющим информационного обеспечения оценки основных направлений развития лизинга следует отнести результаты анализа состава учредителей лизинговых компаний, а также источников финансирования лизинговой деятельности.

Специалисты Группы по развитию лизинга и рейтингового агентства «Эксперт-РА» выделяют несколько видов лизинговых компаний в зависимости от учредителей, обладающих более чем 50 % их уставного капитала:

1. Лизинговые компании, созданные при российских банках.

Тесное взаимодействие банка и лизинговой компании обусловливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы - клиент может выбрать оптимальную форму финансирования, в том числе и совмещение кредитования и лизинга.

2. Лизинговые компании, созданные при иностранных банках.

Западные учредители ставят обычно более высокие требования к потенциальным лизингополучателям, например, наличие иностранного партнера, значительной кредитной истории и прочих качеств, характерных не для всех российских заемщиков.

3. Лизинговые компании, созданные в рамках финансово-промышленных групп (ФГП).

Главной целью их создания является обеспечение предприятий, входящих в состав данной ФПГ, необходимым имуществом. Как правило, деятельность данных компаний финансирует банк, являющийся членом той же ФПГ. Обычно подобные лизинговые компании не самостоятельны и не ставят перед собой задачу расширения клиентской базы, хотя могут работать со сторонними клиентами.

4. Лизинговые компании, создаваемые предприятиями-производителями оборудования в целях формирования дополнительного канала сбыта своей продукции, то есть реализации так называемого вендор-лизинга.

5. Лизинговые компании, созданные государственными структурами.

Данные компании, полностью или частично финансируемые из региональных и местных бюджетов, могут либо работать только с определенным кругом лизингополучателей, заключая сделки по пониженным процентным ставкам, либо действовать преимущественно на коммерческой основе, реализуя лизинговые сделки за счет собственных или самостоятельно привлеченных средств.

6. Лизинговые компании, созданные физическими лицами.

Такие компании отличает высокая диверсификация по типам оборудования, отраслям и клиентам. Средний размер их сделок не превышает 20 тыс. долл, однако их количество довольно значительно - большинство подобных компаний заключает более 100 контрактов в год.

Согласно данным аналитиков больше всего лизинговых компаний учреждено российскими предприятиями, физическими лицами и банками, а также другими кредитными организациями [6, с. 20].

Как и во всем мире, в России привлечение банковских кредитов является основным способом финансирования лизинговой деятельности. Структура источников финансирования лизинговой деятельности в России представлена в Таблице 2 [16].

Таблица 2

Источники финансирования лизинговых операций в Российской Федерации в 2003-2006 годах

Источник финансирования

Удельный вес источника финансирования в
общем объеме финансирования лизинга, %

2003

2004

2005

2006

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Банковские кредиты

В том числе:

54,9

61,4

55,2

57,4

· кредиты российских банков

-

-

44,0

47,1

· кредиты зарубежных банков

-

-

11,2

10,3

Займы учредителей, других организаций

6,4

5,0

6,9

6,6

Коммерческие кредиты поставщиков

3,8

5,1

3,9

2,3

Авансы

14,1

16,4

16,6

15,9

Собственные средства лизингодателей
В том числе за счет:

10,8

5,8

6,5

6,5

· уставного капитала

-

-

0,7

2,0

· прибыли

-

-

5,8

4,5

Бюджетное финансирование

3,5

2,0

3,7

0,01

Векселя

5,8

3,1

4,4

4,8

Эмиссии облигаций и валютных кредитных нот

0,7

1,2

2,8

2,8

Секьюритизация лизинговых активов

-

-

-

3,7

2.3. Масштабы лизингового бизнеса России

Рынок лизинга вошел в фазу бурного развития: в 2006 году прирост объема нового бизнеса составил 100,7 % (стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга, по которым началось финансирование, превысила 17 млрд долл., включая НДС). То есть имел место двукратный рост по сравнению с предыдущим годом (Табл. 3).

Доля лизинга в ВВП достигла 1,5 % (в 2005-м - 0,99 %). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7 % (в 2005-м - 5,7 %). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд долларов.

Таблица 3

Финансовый лизинг в России в 2002 - 2006 гг.

2002

2003

2004

2005

2006

Объем новых заключенных договоров финансового лизинга, млн. долл

2320

3640

6750

8510

17080

Увеличение по сравнению с предыдущим годом, %

18,4

56,9

85,4

26,1

100,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6