Лизинговый кредит
Развитие лизинга в России свидетельствует о том, что с каждым годом растет количество крупных и очень крупных лизинговых компаний. За ними тянутся все. Так, в 2002 г. в стране было всего три лизингодателя, объемы нового бизнеса которых превышали 100 млн долл.; в 2003 г. - их было 7; в 2004-м - 15; в 2005-м - 24, в том числе 6, у которых свыше 200 млн долл., а у трех компаний - более 300 млн долл.
По результатам 2006 года количество лизинговых компаний, попавших в список «стомиллионников» достигло 39, в том числе 12 из них преодолели планку в 200 млн долл., а у 11 компаний результат превышал 300 млн долл.
Новый лидер российского рынка - «ВТБ-Лизинг» заключил договоры более чем на 1,1 млрд долл. Лидерам прежних лет - «РТК-Лизинг» (1998, 1999, 2003), «Росагроснаб» (2000), «Авангард-Лизинг» (2001), «Росагролизинг» (2002), Русско-германская лизинговая компания (2004), Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (2005) - не удавалось достичь столь весомого результата. Это рекордный за все годы показатель (Табл. 4).
Таблица 4
|
|
Стоимость новых заключенных и профинансированных договоров лизинга (объемы нового бизнеса) в 2006 г. - 10 компаний-лидеров
|
|
№
|
Лизинговая компания
|
Стоимость новых договоров лизинга, млн. долл
|
|
1
|
«ВТБ-Лизинг» (Москва)
|
1110,780
|
|
2
|
Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (Санкт-Петербург)
|
862,494
|
|
3
|
«Бизнес Альянс» (Москва)
|
849,749
|
|
4
|
ГК «Альфа-лизинг» (Москва)
|
729,181
|
|
5
|
Лизинговая компания УРАЛСИБ (Москва)
|
586,842
|
|
6
|
ГК «РТК-Лизинг» (Москва)
|
375,523
|
|
7
|
Europlan (Москва)
|
355,312
|
|
8
|
Лизинговая компания «Инпромлизинг» (Москва)
|
326,890
|
|
9
|
ГК «ТрансИнвестХолдинг» (Москва)
|
326,443
|
|
10
|
Русско-германская лизинговая компания (Москва)
|
307,647
|
|
|
Факторами, способствующими росту объемов отечественного лизинга, являются:
· улучшение экономической ситуации в стране;
· рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;
· обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;
· улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);
· увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;
· рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
· разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
· развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.
Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:
· администрирование налогообложения;
· большие проблемы с НДС; произвол налоговых органов;
· правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость)
· ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;
· неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;
· отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;
· недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;
· проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране [1, с.28].
В мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной п достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которым труднодоступно иное финансирование [8, с. 61].
2.4. Структура российского рынка лизинга и ее изменения
2.4.1. Отраслевая структура
Стратегия развития лизинговой компании может предусматривать сосредоточение деятельности на относительно специальном направлении, например, на лизинге строительного оборудования или энергетического, или машиностроительного и т. д. В свою очередь, одним из основных преимуществ универсализации является устойчивость лизинговой компании, возможность быстрого реагирования на потребности рынка, сокращение портфельных рисков.
Основная доля нового бизнеса в 2006 г. пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупности составили более 50 % рынка. Данное соотношение характерно для многих стран с развитой сферой лизинга [2, с. 27].
Наиболее интересны те сегменты рынка, в которых закрепились однозначные тенденции к быстрому росту их удельного веса в общем объеме лизингового бизнеса. Так, за три года прирост лизинга автотранспортных средств вырос более чем в шесть раз, а прирост за год составил $2055 млн.
Крупные сделки, превышающие $100 млн, заключались с энергетическим оборудованием. Как правило, проекты со сложным технологическим оборудованием требуют большой подготовительной и сопроводительной работы, включая сложные операции по доставке дорогостоящего имущества лизингополучателю. За год новый лизинговый бизнес в электроэнергетике вырос с $471 млн до $2143 млн.
Рост лизинговой активности в машиностроении и металлообработке по сравнению с 2006 г. оценивается в $425 млн, что обусловлено необходимостью замены старых производственных фондов и появившейся у лизинговых компаний возможностью финансировать долгосрочные сделки.
Железнодорожный подвижной состав является одним из самых востребованных лизингополучателями (увеличение на $1969 млн), поскольку риски здесь наименее значимы. Понятной для кредиторов является система тарифов на перевозки, и, следовательно, легко просчитывается доходность клиентов.
Заметные изменения произошли с лесозаготовительным и деревообрабатывающим оборудованием ($105 млн), пищевым, торговым, упаковочным ($102 млн). Пятикратно увеличились лизинговые операции с классической недвижимостью - зданиями и сооружениями (с $73 млн до $371 млн). Причем в этом сегменте рынка работала каждая третья лизинговая компания, и происходило это несмотря на наличие дополнительных рисков, связанных с проведением сделок с недвижимостью. В частности, договору купли-продажи предмета лизинга, при котором меняется собственник и необходимо зарегистрировать право собственности на недвижимость, должно предшествовать заключение договора лизинга. В свою очередь, договор лизинга считается заключенным только с момента его государственной регистрации [16].
Полная отраслевая структура договоров лизинга представлена в Таблице 5 [16].
Структура договоров лизинга, заключенных в 2005-2006 годах
|
|
N
|
Виды лизингового имущества
|
Удельный вес в общем объеме нового лизингового бизнеса, %
|
Количество лизингодателей, представленных в сегменте рынка
|
|
|
|
2005
|
2006
|
2005
|
2006
|
|
1
|
Автотранспортные средства для перевозки грузов
|
12,7
|
12,7
|
116
|
127
|
|
2
|
Легковые автомобили
|
6,4
|
6,8
|
117
|
131
|
|
3
|
Пассажирские микроавтобусы
|
0,6
|
0,4
|
44
|
46
|
|
4
|
Автобусы
|
4,8
|
4,2
|
69
|
85
|
|
5
|
Авторемонтное и автосервисное оборудование
|
0,3
|
0,2
|
46
|
53
|
|
6
|
Средства связи и телекоммуникации
|
4,8
|
1,6
|
55
|
61
|
|
7
|
Компьютеры и оргтехника
|
2,1
|
1,5
|
69
|
87
|
|
8
|
Мебель и офисное оборудование
|
0,2
|
0,1
|
32
|
46
|
|
9
|
Нефте- и газодобывающее и перерабатывающее оборудование
|
1,5
|
2,1
|
18
|
20
|
|
10
|
Геологоразведочная техника
|
0,4
|
0,7
|
10
|
26
|
|
11
|
Сельскохозяйственная техника
|
6,1
|
3,1
|
41
|
41
|
|
12
|
Железнодорожный подвижной и тяговый состав
|
19,7
|
21,4
|
37
|
47
|
|
13
|
Строительное оборудование и техника, включая строительную спецтехнику на колесах
|
7,2
|
6,6
|
94
|
113
|
|
14
|
Дорожно-строительное оборудование и техника
|
3,1
|
3,3
|
53
|
81
|
|
15
|
Оборудование для производства и обработки стекла
|
0,6
|
0,5
|
13
|
18
|
|
16
|
Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование
|
3,8
|
4,5
|
69
|
78
|
|
17
|
Металлургическое оборудование
|
0,2
|
0,6
|
13
|
31
|
|
18
|
Горная техника
|
0,6
|
0,6
|
16
|
27
|
|
19
|
Энергетическое оборудование
|
5,5
|
12,5
|
40
|
66
|
|
20
|
Полиграфическое оборудование
|
1,4
|
1,3
|
52
|
67
|
|
21
|
Оборудование для производства тканей и одежды
|
0,2
|
0,1
|
14
|
22
|
|
22
|
Оборудование для пищевой промышленности
|
3,7
|
2,0
|
71
|
84
|
|
23
|
Торговое оборудование
|
1,1
|
1,1
|
55
|
81
|
|
24
|
Упаковочное оборудование
|
0,7
|
0,2
|
32
|
37
|
|
25
|
Погрузчики и складское оборудование
|
0,8
|
0,9
|
67
|
84
|
|
26
|
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы
|
0,4
|
0,5
|
31
|
42
|
|
27
|
Деревообрабатывающее оборудование
|
1,2
|
0,9
|
56
|
62
|
|
28
|
Бумагоделательное оборудование
|
0,3
|
0,1
|
10
|
13
|
|
29
|
Химическое оборудование, всего
|
1,1
|
0,8
|
26
|
51
|
|
30
|
Оборудование для развлекательных мероприятий
|
0,3
|
0,4
|
24
|
33
|
|
31
|
Специализированное оборудование для ЖКХ
|
0,1
|
0,5
|
16
|
34
|
|
32
|
Специализированное банковское оборудование
|
0,2
|
0,1
|
14
|
21
|
|
33
|
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование
|
0,3
|
0,2
|
28
|
38
|
|
34
|
Суда (морские и речные)
|
0,2
|
0,8
|
9
|
22
|
|
35
|
Авиатехника
|
4,5
|
2,5
|
15
|
16
|
|
36
|
Здания и сооружения
|
0,9
|
2,2
|
23
|
57
|
|
37
|
Другое имущество
|
2,0
|
2,0
|
-
|
-
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|