скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лизинговый кредит скачать рефераты

Развитие лизинга в России свидетельствует о том, что с каждым годом растет количество крупных и очень крупных лизинговых компаний. За ними тянутся все. Так, в 2002 г. в стране было всего три лизингодателя, объемы нового бизнеса которых превышали 100 млн долл.; в 2003 г. - их было 7; в 2004-м - 15; в 2005-м - 24, в том числе 6, у которых свыше 200 млн долл., а у трех компаний - более 300 млн долл.

По результатам 2006 года количество лизинговых компаний, попавших в список «стомиллионников» достигло 39, в том числе 12 из них преодолели планку в 200 млн долл., а у 11 компаний результат превышал 300 млн долл.

Новый лидер российского рынка - «ВТБ-Лизинг» заключил договоры более чем на 1,1 млрд долл. Лидерам прежних лет - «РТК-Лизинг» (1998, 1999, 2003), «Росагроснаб» (2000), «Авангард-Лизинг» (2001), «Росагролизинг» (2002), Русско-германская лизинговая компания (2004), Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (2005) - не удавалось достичь столь весомого результата. Это рекордный за все годы показатель (Табл. 4).

Таблица 4

Стоимость новых заключенных и профинансированных договоров лизинга (объемы нового бизнеса) в 2006 г. - 10 компаний-лидеров

Лизинговая компания

Стоимость новых договоров лизинга, млн. долл

1

«ВТБ-Лизинг» (Москва)

1110,780

2

Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (Санкт-Петербург)

862,494

3

«Бизнес Альянс» (Москва)

849,749

4

ГК «Альфа-лизинг» (Москва)

729,181

5

Лизинговая компания УРАЛСИБ (Москва)

586,842

6

ГК «РТК-Лизинг» (Москва)

375,523

7

Europlan (Москва)

355,312

8

Лизинговая компания «Инпромлизинг» (Москва)

326,890

9

ГК «ТрансИнвестХолдинг» (Москва)

326,443

10

Русско-германская лизинговая компания (Москва)

307,647

Факторами, способствующими росту объемов отечественного лизинга, являются:

· улучшение экономической ситуации в стране;

· рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;

· обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;

· улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);

· увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;

· рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;

· разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;

· развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:

· администрирование налогообложения;

· большие проблемы с НДС; произвол налоговых органов;

· правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость)

· ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;

· неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;

· отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;

· недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;

· проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране [1, с.28].

В мировой практике лизинг является инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предмет лизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки, является для него гарантией (зачастую единственной п достаточной) успешного осуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуется столь значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисков становится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основными клиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которым труднодоступно иное финансирование [8, с. 61].

2.4. Структура российского рынка лизинга и ее изменения

2.4.1. Отраслевая структура

Стратегия развития лизинговой компании может предусматривать сосредоточение деятельности на относительно специальном направлении, например, на лизинге строительного оборудования или энергетического, или машиностроительного и т. д. В свою очередь, одним из основных преимуществ универсализации является устойчивость лизинговой компании, возможность быстрого реагирования на потребности рынка, сокращение портфельных рисков.

Основная доля нового бизнеса в 2006 г. пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупности составили более 50 % рынка. Данное соотношение характерно для многих стран с развитой сферой лизинга [2, с. 27].

Наиболее интересны те сегменты рынка, в которых закрепились однозначные тенденции к быстрому росту их удельного веса в общем объеме лизингового бизнеса. Так, за три года прирост лизинга автотранспортных средств вырос более чем в шесть раз, а прирост за год составил $2055 млн.

Крупные сделки, превышающие $100 млн, заключались с энергетическим оборудованием. Как правило, проекты со сложным технологическим оборудованием требуют большой подготовительной и сопроводительной работы, включая сложные операции по доставке дорогостоящего имущества лизингополучателю. За год новый лизинговый бизнес в электроэнергетике вырос с $471 млн до $2143 млн.

Рост лизинговой активности в машиностроении и металлообработке по сравнению с 2006 г. оценивается в $425 млн, что обусловлено необходимостью замены старых производственных фондов и появившейся у лизинговых компаний возможностью финансировать долгосрочные сделки.

Железнодорожный подвижной состав является одним из самых востребованных лизингополучателями (увеличение на $1969 млн), поскольку риски здесь наименее значимы. Понятной для кредиторов является система тарифов на перевозки, и, следовательно, легко просчитывается доходность клиентов.

Заметные изменения произошли с лесозаготовительным и деревообрабатывающим оборудованием ($105 млн), пищевым, торговым, упаковочным ($102 млн). Пятикратно увеличились лизинговые операции с классической недвижимостью - зданиями и сооружениями (с $73 млн до $371 млн). Причем в этом сегменте рынка работала каждая третья лизинговая компания, и происходило это несмотря на наличие дополнительных рисков, связанных с проведением сделок с недвижимостью. В частности, договору купли-продажи предмета лизинга, при котором меняется собственник и необходимо зарегистрировать право собственности на недвижимость, должно предшествовать заключение договора лизинга. В свою очередь, договор лизинга считается заключенным только с момента его государственной регистрации [16].

Полная отраслевая структура договоров лизинга представлена в Таблице 5 [16].

Структура договоров лизинга, заключенных в 2005-2006 годах


N

Виды лизингового имущества

Удельный вес в общем объеме нового лизингового бизнеса, %

Количество лизингодателей,
предста
вленных в сегменте рынка

2005

2006

2005

2006

1

Автотранспортные средства для перевозки грузов

12,7

12,7

116

127

2

Легковые автомобили

6,4

6,8

117

131

3

Пассажирские микроавтобусы

0,6

0,4

44

46

4

Автобусы

4,8

4,2

69

85

5

Авторемонтное и автосервисное оборудование

0,3

0,2

46

53

6

Средства связи и телекоммуникации

4,8

1,6

55

61

7

Компьютеры и оргтехника

2,1

1,5

69

87

8

Мебель и офисное оборудование

0,2

0,1

32

46

9

Нефте- и газодобывающее и перерабатывающее оборудование

1,5

2,1

18

20

10

Геологоразведочная техника

0,4

0,7

10

26

11

Сельскохозяйственная техника

6,1

3,1

41

41

12

Железнодорожный подвижной и тяговый состав

19,7

21,4

37

47

13

Строительное оборудование и техника, включая строительную спецтехнику на колесах

7,2

6,6

94

113

14

Дорожно-строительное оборудование и техника

3,1

3,3

53

81

15

Оборудование для производства и обработки стекла

0,6

0,5

13

18

16

Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование

3,8

4,5

69

78

17

Металлургическое оборудование

0,2

0,6

13

31

18

Горная техника

0,6

0,6

16

27

19

Энергетическое оборудование

5,5

12,5

40

66

20

Полиграфическое оборудование

1,4

1,3

52

67

21

Оборудование для производства тканей и одежды

0,2

0,1

14

22

22

Оборудование для пищевой промышленности

3,7

2,0

71

84

23

Торговое оборудование

1,1

1,1

55

81

24

Упаковочное оборудование

0,7

0,2

32

37

25

Погрузчики и складское оборудование

0,8

0,9

67

84

26

Лесозаготовительное оборудование и лесовозы

0,4

0,5

31

42

27

Деревообрабатывающее оборудование

1,2

0,9

56

62

28

Бумагоделательное оборудование

0,3

0,1

10

13

29

Химическое оборудование, всего

1,1

0,8

26

51

30

Оборудование для развлекательных мероприятий

0,3

0,4

24

33

31

Специализированное оборудование для ЖКХ

0,1

0,5

16

34

32

Специализированное банковское оборудование

0,2

0,1

14

21

33

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,3

0,2

28

38

34

Суда (морские и речные)

0,2

0,8

9

22

35

Авиатехника

4,5

2,5

15

16

36

Здания и сооружения

0,9

2,2

23

57

37

Другое имущество

2,0

2,0

-

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6